Конспект урока по русскому языку в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант на тему "Несклоняемые существительные"
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант на тему "Несклоняемые существительные"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
9 кл
03.12.2023
Конспект урока по русскому языку в 9 классе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 1 вариант на тему "Несклоняемые существительные"
Данный конспект урока поможет учителям провести урок русского языка в 9 классе коррекционной школы
! Конспект урока Несклоняемые существительные.doc

                                                                 

 

                                                                             Технологическая карта урока

Дата:  

Класс: 9 «А»

Предмет: русский язык и развитие речи

Учитель: Надельшина Чулпан Мансаровна

Школа: ГБОУ Белебеевская коррекционная школа для обучающихся с ОВЗ

 

Целевой блок

Тема

     Несклоняемые имена существительные.  

Цель: знакомство обучающихся с понятием «несклоняемые существительные»

Формирование  УУД:

 

Познавательные:   уметь ориентироваться в своей системе знаний: строить логическую цепь рассуждения, доказывать, сравнивать, делать выводы; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные:   уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты

            Предметные: формировать у обучающихся представление о несклоняемых существительных, формировать умение правильного написания и употребления несклоняемых существительных в косвенных падежах.

Личностные: воспитать гражданственность и патриотизм, сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитать интерес и любовь к русскому языку

Инструментальный блок

Задачи урока   

Коррекционно-образовательные: формировать у обучающихся представление о несклоняемых существительных, формировать умение правильного написания и употребления несклоняемых существительных в косвенных падежах в словосочетаниях, предложениях и текстах.

Коррекционно-развивающие: корригировать и развивать слуховое восприятие, мышление;

корригировать и развивать связную письменную речь; формировать и развивать навыки самостоятельной работы, стимулировать активную познавательную деятельность

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к предмету, усидчивость, сдержанность.

Тип урока

  Усвоение новых знаний

Учебно-методический комплекс

Э. В. Якубовская, Н. Г. Галунчикова. «Русский язык». Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва. «Просвещение». 2018 год

Организационно-деятельностный блок

Основные понятия

Несклоняемые существительные

Организация пространства

 Оборудование:1) Ноутбук, 2) проектор, 3) нетбуки для обучающихся, 4) тесты для обучающихся, 5) демонстрационный материал (репродукции, таблицы, рисунки), 6) раздаточный материал (карточки), 7) учебники по русскому языку, 8) рабочие тетради  

 

Межпредметные связи

Чтение

Современные коррекционно-образовательные технологии

Технология индивидуализации обучения, гуманно – личностные технологии, технология развивающего обучения, информационные технологии, технология сотрудничества, технология коллективной творческой деятельности, технология деятельностного метода, технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения (постановка темы урока), технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), здоровьесберегающие технологии.

 

Действия обучающихся

Пишут, читают, решают тесты через нетбуки, отвечают на вопросы, делают выводы

Домашнее задание

Упр. 53 стр. 46

 

                                                                                                                 

 

                                                                          Ход урока

Действия учителя

Действия обучающихся

Время

(мин)

1.                                       Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

Садитесь, соблюдая правильную осанку. Проверьте своё рабочее место. Всё ли у вас для урока есть.

Я хочу, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Начинаем работу.

Слушают учителя. Приветствуют учителя и гостей. Садятся, соблюдая правильную осанку. Проверяют своё рабочее место.

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Откройте тетради. Проверим домашнее задание.  

Сейчас вы будете читать из домашнего упражнения данные слова и получившиеся слова с противоположным значением.

 Итак, с каким значением существительные вы рассмотрели в домашнем упражнении?

Открывают тетради, показывают домашнее задание.

Читают слова из домашнего упражнения.

 

В домашнем упражнении рассмотрели слова с противоположным значением

 

2.    Актуализация знаний

Чтобы вспомнить имя существительное, выполните тестирование на нетбуках. Работа будет в парах.

 Если результат 90-100% - оценка «5», если результат 65-89 % - оценка «4», если меньше 65 % - оценка «3».

Выполняют тестирование на нетбуках.

3

 

 

 

2

 

 

1

Какие результаты у вас получились?

Говорят свои результаты.  

Запишите в тетради сегодняшнее число, месяц. Классная работа. (записывает на доске).

Для чистописания запишите буквы Нн и Сс

Записывают в тетради число, месяц, классная работа

Записывают буквы Нн и Сс

              Проведём пальчиковую гимнастику (показывает движения)

Выполняют пальчиковую гимнастику.

3.    Формулирование темы урока

 

Ребята, как-то раз я услышала стихотворение

        Как-то рано поутру
        С другом сели мы в метру
        И поехали в метре
        Фильм смотреть о кенгуре.
        Вот сидим мы с ним в кине
        Без пальта и без кашне,
        А вернее, я и ты
        Без кашна и без пальты.

Смешно, да? А какие ошибки вы заметили?

 

Ребята, а эти существительные могут менять форму, они склоняются, изменяются по падежам?

 

 

 

 

 

 

 

Заметили ошибки в произношении слов метро, кенгуру, кино, пальто, кашне

  Нет, эти существительные не могут менять форму, не изменяются по падежам.

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Как называются такие существительные?

Такие существительные называются несклоняемыми

Итак, какая тема сегодняшнего урока?

Тема урока: Несклоняемые существительные

Хорошо. Запишите в тетради тему сегодняшнего урока «Несклоняемые существительные»

Записывают.

4.           Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

 Ребята, вы сегодня будете учиться правильно писать несклоняемые существительные, учиться правильно употреблять их в косвенных падежах в словосочетаниях, предложениях и текстах.

Слушают учителя.

 

 

 

1

 

 

3

Прочитайте план урока.

Алина читает план урока, повешенный на доске, остальные слушают.

5.    Первичное усвоение новых знаний

1.    Словарная работа.

Проведём орфографическую разминку. Запишите на доске и в тетради словарные слова (диктует слова, к доске выходит Агафонова Алёна)

Агроном, кафе, тренер.

 

Записывают на доске и в тетради.

К какой части речи относятся слова? Докажите.

 

Относятся к существительным, т.к. отвечают на вопросы Кто? Что? и обозначают предмет.

Какое слово лишнее и почему?

 

Лишнее слово кафе, т. к. это слово обозначает «место общественного питания», «маленький ресторан», а остальные профессии

2.    Составьте предложение из данных на проекторе слов и запишите. (к доске выходит Потапов Алмаз)

В, город, центр, кафе, открылось, новое.

В центре города открылось новое кафе.

Записывают на доске и в тетради.

В центре города открылось новое кафе.

 

 

3

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

Подчеркните главные члены предложения.

 

Подчёркивают главные члены предложения.

Просклоняем, то есть изменим по падежам существительное центр.  Слайд.

Устно склоняют существительное центр

 

Что изменяется при склонении?

 

При склонении изменяется окончание.

 Просклоняем слово кафе.    Слайд.

 

Устно склоняют существительное кафе

Изменяется ли у этого слова при склонении окончание?

 

При склонении у слова кафе окончание не изменяется

 

Так какая же особенность у этого слова?

У существительного кафе особенность в том, что оно не изменяется по падежам.

Как называется такое существительное?

 

Такое существительное называется несклоняемым существительным

6.                         Первичная проверка понимания

А сейчас встанем, ребята, и проведём физминутку.

Выполняют упражнения физминутки

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

1

 

 

1.    Ребята, около нового кафе находится зоопарк. И я хочу пригласить вас туда на экскурсию. Там есть вольеры с экзотическими животными. А что это за животные мы узнаем, отгадав загадки.    Слайд.

 

 А) На этой маленькой лошадке не прочь прокатиться любой из вас?

 Б) Вынашивает своего детеныша в сумке.

 В) Крупный попугай с пестрым хохолком.

 

Записывает слова на доске.

 

Отгадывают загадки.

 

 

Пони, кенгуру, какаду.

 

 

Попробуем эти существительные устно изменить по падежам.

 

 

Пробуют устно изменить по падежам существительные пони, кенгуру, какаду

Изменяются ли эти существительные по падежам? Т. е. склоняются ли они?

 

А мне кажется изменяются, или нет?

 

Нет, не изменяются по падежам, не склоняются.

Да. Нет.

Как называются эти существительные?

Эти существительные называются несклоняемыми.

 

Какой вывод можно сделать?

Можно сделать вывод, что в русском языке есть несклоняемые существительные. Это существительные, которые не изменяются по падежам. Например: пони, кенгуру

7.                          Первичное закрепление

1)   Работа по учебнику

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

А сейчас посмотрим, как употребляются несклоняемые существительные в тексте.

Откройте учебник на стр. 47   Выполним упр. 54

(на доске пишет упр. 54, вешает фото кафтана, сюртука, пальто)

Какое слово пропущено в предложениях. Изменяется ли по падежам существительное пальто?

(на доске вешает слово пальто)

 

Запишите первые 2 предложения из текста.

Открывают учебник. Выполняют упр. 54 на стр. 47

 

Пропущено слово пальто. Это существительное не изменяется по падежам, оно несклоняемое.

Записывают первые 2 предложения из текста.

2)    Работа по карточкам.

Сейчас я раздам вам карточки.

Нужно составить словосочетания с этими существительными (пони, кенгуру, какаду).  

Индивидуальная работа (вписываете слова в карточки)

 Верхом на ________________,

 в сумке у ____________________,

в зоопарке скучно без__________________.

 

Выполняют работу по карточкам. Вписывают данные существительные в словосочетания.

 

 

Какие словосочетания у вас получились, прочитайте.

Читают получившиеся словосочетания.

Изменились ли в словосочетаниях у существительных пони, кенгуру, какаду окончания?

Нет, не изменились?

Какой вывод можно сделать?

 

 

 

Молодцы! Сдавайте карточки с работами.

Существительные пони, кенгуру, какаду не изменяются по падежам, т.е. не склоняются, это несклоняемые существительные.

Сдают карточки.

Какой вывод можно сделать по выполненным упражнениям?

 

 

 

 

 

 

Молодцы! Несклоняемые существительные не изменяются по падежам, они имеют только одну форму: кафе, кино, шимпанзе, кенгуру. Изменение несклоняемых существительных в русском языке недопустимо и звучит комично.

Можно сделать вывод о том, что в русском языке есть несклоняемые существительные. Это существительные, которые не изменяются по падежам. Например: кафе. Эти слова иноязычного происхождения.

3)   О словаре иностранных слов

 

Несклоняемых существительных в русском языке много. Откуда эти слова пришли в русский язык? Они иноязычного происхождения. Помещаются в словарях иностранных слов. Посмотрите на этот словарь. (показывает словарь иностранных слов). Это «Школьный словарь иностранных слов». Автор Ольга Гайбарян. В этом словаре 7 тысяч слов. Подробнее с ним мы познакомимся на следующем уроке

 

 

 

Слушают. Смотрят.

8.    Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению

Запишите в дневник домашнее задание. Упр. 53 стр. 46 (объясняет домашнее задание – нужно записать словосочетания, вставляя вместо вопросов несклоняемые существительные, данные в рамке. Н-р., сообщили по радио, встретились у метро…)

Записывают домашнее задание в дневник. Слушают инструктаж по выполнению.

 

1

9.    Итоги

Ребята, чему вы научились сегодня на уроке?

 

 

 

Мы научились различать несклоняемые существительные, записывать их, составлять словосочетания и предложения с несклоняемыми существительными.

 

 

1

По всем пунктам плана вы выполнили работу ?

Да, по всем

10.     Выставление оценок

Молодцы, ребята! Сегодня вы хорошо поработали на уроке. Откройте дневники, поставьте себе оценки по русскому языку за сегодняшний урок. (говорит оценки и их комментирует)

Слушают оценки, ставят в дневник

 

 

1

11.     Рефлексия   

  Ребята, 1) Если урок понравился, трудностей при выполнении заданий не возникало, поднимите зелёный смайлик; 2) Если возникли небольшие затруднения при выполнении отдельных заданий, поднимите жёлтый смайлик 3) Если материал урока показался сложным, поднимите красный смайлик

 

Спасибо! Если кому-то материал показался сложным. Ничего страшного. На следующем уроке мы продолжим тему.

 

На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание и за работу!

Поднимают выбранный смайлик

 

1

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока Дата:

Технологическая карта урока Дата:

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплекс

Ход урока Действия учителя

Ход урока Действия учителя

Чтобы вспомнить имя существительное, выполните тестирование на нетбуках

Чтобы вспомнить имя существительное, выполните тестирование на нетбуках

Смешно, да? А какие ошибки вы заметили?

Смешно, да? А какие ошибки вы заметили?

Прочитайте план урока. Алина читает план урока, повешенный на доске, остальные слушают

Прочитайте план урока. Алина читает план урока, повешенный на доске, остальные слушают

Подчеркните главные члены предложения

Подчеркните главные члены предложения

Ребята, около нового кафе находится зоопарк

Ребята, около нового кафе находится зоопарк

А сейчас посмотрим, как употребляются несклоняемые существительные в тексте

А сейчас посмотрим, как употребляются несклоняемые существительные в тексте

А сейчас посмотрим, как употребляются несклоняемые существительные в тексте

А сейчас посмотрим, как употребляются несклоняемые существительные в тексте

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по выполнению

Ребята, 1) Если урок понравился, трудностей при выполнении заданий не возникало, поднимите зелёный смайлик; 2)

Ребята, 1) Если урок понравился, трудностей при выполнении заданий не возникало, поднимите зелёный смайлик; 2)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.12.2023