Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)
Оценка 4.7

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
русский язык
9 кл
22.12.2018
Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)
00129485-de40a707.doc
Урок ­ презентация. Тема: Подготовка к сочинению – отзыву о картине И. Тихого «Аисты» Цели: 1) подготовить к сочинению, научить писать отзыв на увиденное, формировать умение рассказывать  о своих впечатлениях, давать оценку, выражать свое отношение;  2) развивать речь учащихся, обогатить словарный запас и грамматический строй речи учащихся  средствами выражения оценки; совершенствовать умение употреблять средства выражения  оценки в речи, то есть создавать оценочные высказывания; 3) способствовать воспитанию у школьников чувства любви к Родине, гордости за свою культуру. Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции картин Тихого И.А. Ход урока: I.  Оргмомент. II. Сообщение темы и цели урока  III.Учитель. Сегодня мы проводим урок развития речи, в ходе которого  должны будем написать отзыв  на картину художника XX века Тихого Ивана Антоновича. Эпиграф:                                                                   Цель отзыва ­ поделиться впечатлением от прочитанного, увиденного, привлечь внимание к  произведению искусства. Отзыв ­ этап постижения произведения искусства. Это попытка разобраться в  собственных чувствах, вызванных прочитанным или увиденным произведением, рассуждение о своих  переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые  затронули автора отзыва лично, вызвали в его душе отклик. Субъективный подход в выборе содержания  отзыва раскрывает нам не существенные стороны  произведения, а личность автора отзыва. Из отзыва мы  узнаем о жизненной позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным  сторонам жизни, нашедшим воплощение в произведении. Оценка, сформулированная в начале сочинения­ отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. При этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально­оценочный характер. Мы будем писать отзыв на картину. Нам нужно будет постараться понять человека, который создал это произведение искусства. А для этого мы познакомимся с его биографией. Я предлагаю дать слово «биографу» (задание дано заранее) Учащийся. Родился и проучился первые четыре класса маленький Ваня в с. Савинцы Изюмского района (теперь  Балаклейский район) Харьковской области. «Социальные ветры» переносят семью к дальним  родственникам в Сентяновку Ворошиловградской области, где он заканчивает семилетку, а в 1941 г.  успешно поступает в Ворошиловградское художественное училище.   Но вскоре учебу прерывает война. Отец погибает под Сталинградом. Семья находится в  оккупированном немцами городе. Мать с тремя детьми, переживая бомбежки, голод, холод, оберегала  их, а выжить у них получилось только вместе. Времена были тяжелые, ведь оставшихся в живых пленных советская власть отправляла в Сибирь. Всех вывезти из оккупированного региона не могли, и не каждый  в юном возрасте был в состоянии открыто противостоять войне.  Военные события тех лет послужили главной причиной тому, что в дальнейшем Ивана Антоновича не  приняли в партию, были перекрыты пути к продвижению по служебной лестнице и получению истинно  заслуженных наград.  Обучаясь в Киевском художественном институте, И. А. Тихий раскрыл свой талант живописца. Когда  он возвращался в институт после летних каникул, обязательно привозил показать свои новые работы, и  когда это происходило, посмотреть на них сбегался весь институт. Спустя 10 лет художник преподает в  родном институте до конца своих дней. В Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры (в прошлом – Киевский художественный институт) была организована выставка памяти  украинского мастера Тихого из произведений, находящихся в коллекции академии.  Зритель непременно останавливался  у дипломной работы выпускника Киевского художественного  института «Прием в пионеры» Ивана Антоновича Тихого, впоследствии получившего звание  Заслуженного деятеля искусств УССР, ученика известных живописцев — С. Григорьева и В. Костецкого.  Учитель. Иван Антонович – наблюдательный анималист, глубокий и вдумчивый портретист, тонко  ощущающий настроение природы пейзажист, высокоидейный и правдивый жанрист, работавший в  лучших традициях соцреализма.  В произведениях Тихого запечатлена сила выразительности художественных образов, законченность  композиций, идея торжества добра, любви и труда.  Будь­то полотно «Материнство» (1957), в котором звучит тихая, трогательная речь о долгожданной  встрече женщины с родившемся ребенком  или «Счастливый отец» (1951), «Прием в пионеры» (1953),  «Родная земля» (1963), «Вечный огонь» (1964­65), «Жменя земли» (1967), где прослеживаются чувства и  душевные волнения героев, лирические образы природы Слобожанщины, звуки памятных нот  освобождения от фашизма,  или  высокопоэтический монументальный пейзаж «Аисты» (1960), где вечное стремление вверх и вперед сводят на нет другие жизненные проблемы, где можно услышать крики  взлетающих птиц и шум их хлопающих крыльев.  В центре внимания художника – аисты. Что же мы знаем об этой птице? (Слайд 6)  Издавна на Руси аист считался особенной птицей ­   птицей мира, счастья, семейного уюта и, счастья. Привечали этих изящных, больших черно­ белых птиц, как самых дорогих гостей, Аиста нельзя было обидеть, нельзя убить или спугнуть; его  берегли и уважали.   Многие селенья могли похвастаться своим собственным, привыкшим  именно к этому месту  аистом, который считался родным и близким существом. Ведь, если он поселился  рядом с этой  деревней, значит ее минует война, голод и болезни, значит, каждому человеку будет  уютно и  спокойно жить рядом с дорогим гостем. К аистам относились очень бережно в любых жизненных  ситуациях. Об этом стихотворение  Учащийся.( задание дано заранее)   (Слайд 7)    Олега Бондаря    АИСТЫ О войне рассказов Бати На десяток фильмов хватит. Память, мне не изменяя, Вьёт пружиною сюжет, Вдруг слезинкою накатит, Обрывая так некстати… …Тридцать лет, как Бати нет…     Это было на Курской дуге На опушке леса заболоченной, Возле ручейка с зелёной тиною, На дубу огромном скособоченном Приютились гнёзда аистиные.  Нильские болота тепловодные Аистов зимой в туманы кутали, А гнездовье на любимой родине Оказалось среди боя лютого. Грозный рык войны совсем не страшен им: Гнёзда мастерят из тонких веточек. И немецким матерям и нашенским Принесут ко сроку малых детушек…  В полосе нейтральной жили аисты. Как увидишь – сердце в изумлении. И ничья рука не поднимается Пулю посылать в том направлении. На краю опушки, возле зелени  Немцы. Пулемёты во все стороны. Наше боевое охранение Выдвинулось ближе ночью чёрною. В ста шагах к востоку у промоины Затаились пехотинцы­воины. …Жаворонка трели с переборами, Солнце краем глаза улыбается, ...Медсестричка Катенька Егорова В стереотрубу глядит на аистов.  Ей село уральское привиделось… На пригорок тропочка взбирается, На лужайке лютики и жимолость, Старый тополь возле дома. Аисты… ...Снайпер затаился в кроне дерева, Выстрелил на отблеск мимолётный, И не отклонилась пуля­стерва, Прожужжав над полем, над болотом… ...А весна цветами поле залила, Как невеста к свадьбе собирается… …Злобною осою смерть ужалила… И не прилетят к Катюше аисты… ...Словно прикорнула наша Катенька, Та, что семерых из боя вынесла… ...Потихоньку ярко красной капелькой На её висок кровинка выползла. ...Батин был черёд дежурить на посту В это утро яркое, но грустное. Он увидел, как взлетели аисты И услышал, будто ветка хрустнула...  ...Батя был тогда уже за ротного, А комбата вдруг к начальству вызвали Он ушел, подпоясавшись плотно, Приказал отцу заняться письмами.  ...Кто там не был, тот не догадается, Как невыносимо то мучение, Что за боль за словом укрывается: «Имярек погиб при исполнении…»  Похоронку выписав на Катеньку, Молча, хмуро, строго по порядку Автомат свой вычистил старательно, Закатал потуже плащ­палатку.  ...Вечер. Вышел из землянки Батя, Тем бойцам, что были с ним втроём, Приказал: «К утру меня встречайте. Если что, прикроете огнём …»  Наш передний край молчит загадочно, А немецкий – пыхает ракетами. Проволоки, мин – всегда достаточно, Чтоб разведку «радовать» секретами…  И ушёл­пришёл он незамеченным. Как ни напрягали слух и зрение, Не смогли бойцы засечь разведчика, ...Командира Бондаря Евгения. …Воротился со щекой разорванной Кровь на рукаве, винтовка­снайперка, Всё лицо в земле, чернее чёрного. Самокрутку сделал перво­наперво… Окружили. Ждут разгорячённые.  Мигом фляжку спирта расстарались. Прохрипел сквозь губы рассечённые: – Финкой бил. Чтоб птицы не пугались…  ==================== Рисунок Владимира Бондаря Учитель. (слайд 8) Аисты ­ верные птицы. Улетая на зиму, как и журавли, аисты громко кричат, словно стонут,  прощаясь с родным гнездом. Легкие черно­белые тени пересекают небосвод, а затем птичьи  крики затихают, пустеет до весны высокая синь ... Но весной аисты возвращаются обратно ­ в  то гнездо, которое было покинуто накануне, в котором были высижены птенцы прошедшим  летом ...  Учащийся (задание дано заранее )  (Слайд )  Булат Окуджава Аисты Вот вам, пожалуйста,  первые краски заката,  вечного аиста  белые хлопья над хатой,  старой пословицы  словно хранящие цену:  все, мол, устроится,  были бы аисты целы. С неба ли звездного  в окна крадутся потемки?  Чем там до позднего  заняты в этой хатенке? Редко ли,  часто ли,   вправду ль о виденном судят?   Крепко ли счастливы?   Вовремя ль молоды люди? Спросишь о прожитом,  глянешь в глаза через силу:  что, мол, встревожены?  Аиста, мол, не хватило.  Как, мол, без аиста?  Вот и бедуешь в жилище,  и спотыкаешься,  и виноватого ищешь... Дело не в старости.  Это совсем про другое: были бы аисты  белые  над  головою.                                            1963  Учитель(.Слайд 9) Аист ­ красивая птица ..  Несмотря на то что тело его велико, а ноги ­ тонки, фигура этой птицы очень гармонична. Он хорош как в небе, когда парит, раскинув во всю ширь крылья с подрагивающими на ветру перьями, он  красив на земле, когда степенно вышагивает на стройных и длинных ногах. А силуэт стоящего на  одной ноге аиста давно был признан приносящим удачу и мир.  (сдайд 10)Поэтому про аистов слагали стихи и песни, поэтому их изображали на картинах и  гравюрах. И полотно с одноименным названием Ивана Антоновича Тихого  ­ яркий тому пример.  Беседа по содержанию картины(сбор рабочего материала к сочинению) (слайд 11)Какова композиция картины? • Композиционно картина устремлена вверх, в небо: стая птиц, часть из которых уже высоко  в небе, а часть только отрывает тело от земли вытянулась, «разместившись» в прямоугольнике холста от  левого нижнего до правого верхнего угла.  • •    Левая сторона заднего плана и правая сторона переднего образуют глубокую чашу с загнутыми  вверх краями. Эта деталь напоминает сложенные лодочкой ладони рук, из которых и вылетают  грациозные птицы.     Минимум деталей не позволяет зрителю отвлечься от основного сюжета картины. Виден только  край поля, по­осеннему ЗОЛОТИСТОГО, слева ­ пышный куст, листва которого уже начала  желтеть, справа ­ золотистые налитые колосья.      Поле отделено узкой полосой дальнего леса, уходящего за горизонт.      В центре картины ­ аисты  • • • Какие цвета красок использует автор?(Слайд 12) Удивителен набор красок, которые использовал живописец в своей работе. Чаша поля ­ теплого,  насыщенного золотисто­рыжего цвета. Колосья выглядят шелковистыми, тяжелыми, налитыми ­  кажется, что слышно, как они шелестят на ветру.  • Деревья дальнего леса и ближний кустарник темного зеленого цвета, в котором уже пробиваются  рыжие искорки наступающей осени.  • Небо высокое, голубое, с ватными шапками пушистых и объемных облаков. •  И аисты ­ черно­белые, которые должны казаться слишком скучными и строгими, которые  объединяют небо и землю, верх и низ. Широкие белые крылья снизу подсвечены золотом поля, они вбирают в себя этот цвет и отражают его мягкой желтизной. Обращенные к небу крылья и спинки  окрашены голубым. И только черные перья, обрамляющие широкие крылья, контрастно  выделяются на общем мягком и неярком фоне, приковывая к себе внимание.  Какие чувства вызывает картина?(слайд 13)  Несмотря на теплоту и живость картины, несмотря на грацию летящих птиц, сердце поневоле  наполняет тоска. Отзвучит эхо птичьих крыльев в темнеющем небе, исчезнут благородные птицы,  и на поля придет сначала осень с серыми дождями, а затем и зима ...  Над чем заставляет задуматься картина? (слайд 14)  Мимолетность момента, запечатленного на картине, заставляет о многом задуматься. В том числе  и о судьбе прекрасных белых птиц, каждую весну возвращающихся из дальних стран на родину, в  Россию.  (слайд 15) План сбора материала к сочинению (записывается в тетрадь в процессе беседы) ­ Кто автор картины «Аисты»?  ­ Какова композиция картины? ­ Какие цвета красок использует автор?  ­ Какие чувства вызывает картина? ­ Над чем заставляет задуматься картина? (слайд 16) Рабочий материал к сочинению  Иван Антонович Тихий,  Заслуженный деятель искусств УССР  устремлена вверх, в небо, стая птиц, отрывает тело от земли ,вытянулась, прямоугольник холста;  глубокая чаша с загнутыми вверх краями; сложенные лодочкой ладони рук, из которых и  вылетают грациозные птицы.   край поля, по­осеннему золотистого; пышный куст, листва которого уже начала желтеть; золотистые  налитые колосья;  узкая полоса дальнего леса, уходящего за горизонт.  В центре картины – аисты  Удивителен набор красок, теплые, насыщенные; золотисто­рыжий цвет; шелковистые тяжелые,  налиты; темного зеленого цвета, рыжие искорки наступающей осени.  высокое, голубое,  ватные шапки пушистых облаков. черно­белые; широкие белые крылья; подсвечены золотом поля; обращенные к небу крылья; спинки  окрашены голубым; черные перья, обрамляющие широкие крылья, приковывают к себе внимание.   теплота и живость картины; грация летящих птиц; сердце  наполняет тоска;  эхо птичьих крыльев  в темнеющем небе; исчезнут благородные птицы; осень с серыми дождями,  зима ...   Мимолетность момента, заставляет о многом задуматься; судьба прекрасных белых птиц; дальние страны; родина;  Россия.  Итог урока. Нами составлен план рабочих материалов, вам же предстоит самостоятельно составить план   сочинения.   Из   каких   частей   состоит   сочинение?(Вступление,   основная   часть   ,   заключение) Помним, что мы пишем отзыв! ­   Что   можно   написать   во   вступительной   части?   (о   художнике,   его   творчестве;   оценка, сформулированная вами в виде тезиса)  ­Что можно написать в основной части?(о том, что изображено на картине и аргументируется тезис). ­ Как завершить сочинение? (ваше восприятие, чувства, отношение к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в произведении ). Домашнее  задание. (Слайд )Используя рабочий материал урока, написать сочинение.

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)

Урок-презентация.Подготовка к сочинению-отзыву о картине И.Тихого "Аисты" (9 класс,русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2018