Конспект урока по технологии на тему «Ручное ткачество. Ткачество поясов в технике бранное ткачество» (8 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по технологии на тему «Ручное ткачество. Ткачество поясов в технике бранное ткачество» (8 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
технология
8 кл
10.02.2017
Конспект урока по технологии на тему «Ручное ткачество. Ткачество поясов  в технике бранное ткачество» (8 класс)
Тема урока: «Ручное ткачество. Ткачество поясов в технике бранное ткачество» Тип урока: решение практических задач (выполнение изделия в технике браное ткачество). Воспитывать у учащихся внимательность, прививать эстетический вкус, способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология» через бережное отношение к традициям наших предков.8 класс - 2 занятие Тема урока: «Ручное ткачество. Ткачество поясов в технике бранное ткачество»
Ход урока.docx

Ф.И.О. учителя: Надеждина С.В.

8 класс - 2 занятие

Тема урока: «Ручное ткачество. Ткачество поясов  в технике бранное ткачество»                                                                                                                                                             

Цель урока:  Формирование представления об орнаменте в бранном ткачестве.

Задачи:

1.      Образовательная – способствовать формированию и развитию знаний о технологии изготовления изделия в технике бранное ткачество.

2.      Развивающая – развивать мыслительные способности, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.

3.      Воспитательная – воспитывать внимательность, прививать эстетический вкус, способствовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету «Технология» через бережное отношение к традициям наших предков.

Тип урока: решение практических задач.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные –  планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные – проявлять инициативу и самостоятельность в процессе бранного ткачества, распознавание видов инструментов, приспособлений и их технологических возможностей.   

Коммуникативные –  умение общаться и взаимодействовать друг с другом, точно выражать свои мысли.

 

Основные вопросы урока:

1.      Орнамент браных изделий.

2.      Знакомство с техникой браное ткачество.

3.      Отработка техники выбора узорных нитей челноком.

4.      Формирование правильных и рациональных приёмов труда.

5.      Материалы использованные для ткачества.

Средства обучения:

1.      Схемы узоров.

2.      Образцы браных узоров.

3.      Схемы-карточки.

4.      Учебно-методическое пособие: «Ткачество бранных поясов», В.А.Соколова.

5.      Компьютер, мультемедийное оборудование

 

Структура  урока.

I.     Организация урока                                                          – 30 сек.- 3 мин.

II.  Актуализация опорных знаний, умений и навыков.     – 5-10 мин.

III.Сообщение познавательных сведений                          -  10-15 мин.

IV. Практическая работа : 

    «Выполнение изделия в технике бранное ткачество»  - 40-60 мин.                                                                                 

V.Закрепление полученных знаний и умений                  -   5 -10 мин.

VI.Рефлексия урока                                                             -  5 мин.

   ИТОГО:           -   90 мин.

 

 

Ход урока.

 

1. Организационный  момент.

 

Приветствие, проверка готовности учащихся.

Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем, и работать начинаем.

Сегодня все пришли с хорошим настроением. Давайте поделимся частичкой этого настроения друг с другом (повернитесь и улыбнитесь). Занимаем свои рабочие места, садимся удобно на всю поверхность стула спина, прямая.

2. Актуализация опорных знаний, умений и навыков.

Учитель организует беседу по следующим вопросам:

1.             Что такое узорное бранное ткачество?(это перебор нитей в результате чего получается рисунок).

2.             Что можно выполнить в бранной технике?(пояс, тесьму, украшали полотенца и детали одежды).

3.             Как называются нити заправленные в бердо?(нити основы).

4.             С какими видами ткачества вы знакомы?(плетение, дерганье, ткачество на дощечках).

3. Сообщение познавательных сведений (сопровождаются презентацией).

На вид орнамент не приметен,

Но он столетие живёт.

Не зря его на белом свете

Народ издревле бережёт.

Быть может, нитками зигзаги

В узоре вытканы не зря,

И мы с тобою видим знаки

Славянского календаря.

Б. Дубровин

 

Орнамент - одна из древнейших форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита. В переводе с латинского языка орнамент - "украшение", "узор" Это последовательное повторение отдельных узоров. 

Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом. По принципу раппорта обычно строится узор орнамента. Наиболее значение раппорт имеет в ткачестве. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру».

Основой тканного орнамента является орнамент геометрический, в котором преобладающими по своему значению являются мотивы с диагональным расположением узорообразующих линий и среди них различные варианты ромбов, косого креста, свастических знаков, связанных с комплексом жизненно важных идей. Это идеи плодородия, живительной силы солнечного света, огня, воды, круговорота событий в природе, гармонии и порядка, царящего в мире.

Например, круг символизировал солнце, идущее по кругу.

Свастика – древнейший символ, который был известен ещё в каменном веке(25 тыс. лет до н. э.) и был обнаружен на кости мамонта.  Этот символ встречается на керамических изделиях Древней Руси и символизирует движение солнца в разное время суток, поэтому лучи свастики направлены или влево, или вправо. В традиционных женских костюмах Северо-западного региона этот символ тоже встречается часто.

Сегодня этот символ избегают применять и в вышивке и в ткачестве.

Традиционный цвет был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие. В северных губерниях предпочитали красный орнамент на белом или серебристом (льняном) фоне изделия, а в южных орнамент был многоцветным. По мере совершенствования способов изготовления тканых полос получают распространение узорные пояса. Их орнамент был преимущественно геометрическим, а его символика восходила к языческим временам. Ромбы означали плодородие. Женские фигурки с опущенными вниз полусогнутыми руками олицетворяли языческую богиню Мокошь — покровительницу урожаев и домашнего хозяйства. Простые и сложные свастики символизировали созидательное движение солнца . К концу XIX века оберегающая магия древних орнаментов на поясах уступает место чисто декоративным элементам.

Браное ткачество, в отличии от бранной вышивки, исполнялось и в белом цвете. Белый цвет использовали при ткачестве скатертей, утиральников (полотенец) и других изделий.

В орнаментах старинного бранного ткачества чаще всего встречается солярная символика. Известно, что наши предки были земледельцами и поклонялись солнцу.

Вышивая или выбирая бранный узор, они закладывали магический смысл в каждый мотив орнамента.

От поколения к поколению передавался смысл многих символов и знаков, особо излюбленных и часто встречающихся.

 

Игра «Что спрятано в клубочках»

Условия игры: учащимся раздаются клубочки из шерстяных ниток, которые они должны быстро соревнуясь  размотать и освободить букву.

У нас получилось восемь букв. Из освобождённых букв составляем на доске слово «Орнамент».

4. Практическая работа «Выполнение изделия в технике браное ткачество».

Инструктаж по выполнению практической работы.

На первом занятии мы выполнили предварительную работу, заправили нити в бердо. Прежде чем приступить к ткачеству учитель предлагает проверить правильность заправки нитей в бердо по схеме (приложение 1).

Учитель объясняет учащимся технику ткачества на берде, напоминают о соблюдении техники безопасности.

Выполнение практической работы.

1.                  Подготовка рабочего места.

Прикрепить заправленные берда к неподвижной основе. Подготовить челноки (намотать нитки).

2. Объяснение критериев оценки:

         Заправка берда

         Организация рабочего места

         Соблюдение техники безопасности

         Правильные приемы выполнения работы

         Оформление готового изделия

         Уборка рабочего места

3. Проводится вводный инструктаж, инструктаж по ТБ (демонстрация этапов работы учителем и  с помощью презентации).

4. Самостоятельная  работа учащихся. Выполняют работу по предложенной схеме (приложение 2).

5. Текущий инструктаж во время практической работы:

1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда

2-ой обход – проверка правильности выполнения приемов и последовательности работы

3-ий обход – проверка правильности осуществления у учащихся самоконтроля, помощь отстающим.

Оформление готового изделия.

Учащиеся оформляют концы готового изделия: кистями, куколками из ниток, косичками и т. д. и оформляют выставку своих работ.

6. Заключительный инструктаж:

         Проанализировать выполненные работы

         Разобрать типичные ошибки

         Отметить правильность соблюдения техники безопасности

Уборка рабочих мест. Учащиеся приводят в порядок рабочие места.

3. Закрепление полученных знаний.

Предложить учащимся определить раппорт узора по предложенным схемам (приложение 3). А так же ответить на следующие вопросы:

 

  1. Какие ощущения возникли в процессе ткачества?
  2. Какие были затруднения?
  3. Что позволило преодолеть эти трудности?

 

4. Рефлексия урока.  Наш урок подходит к концу, предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

         Сегодня я узнала …

         Было интересно …

         Теперь я могу…

         Я научилась…

 

Учитель выставляет отметки в классный журнал и в дневник учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Браное ткачество

Схема заправки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчёт ниток: 

На одну узорную нитку приходится две нитки основы. По схеме  7 узорных ниток, за счёт которых будем формировать узор, а значит - 14 ниток основы. Так же, помимо кромки, у нас в расчёт идут 2 кромочные нитки, которые будут  располагаться по самым краям. На схеме заправки ниток это будет выглядеть так:

 

Посчитаем количество ниток:

Белых ниток - 16

Чёрных ниток - 6

Красных ниток - 7  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Схема узора

 

Рапорт 

 
    

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Схемы-карточки для закрепления полученных знаний

 

К - 1 Определить раппорт узора

К - 2 Определить раппорт узора

 

 

У1.jpg

 

 

У1.jpg

К - 3 Определить раппорт узора

К - 4 Определить раппорт узора

 

 

2x_3.jpg

 

 

2x_3.jpg

К - 5 Определить раппорт узора

К - 6 Определить раппорт узора

 

 

У4.JPG

 

 

У4.JPG

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Критерии оценки

Заправка берда

 

Организация рабочего места

 

Правильные приемы выполнения работы

 

Оформление готового изделия

 

Уборка рабочего места

 

Техника безопасности

 

Итого:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Выполнение практической работы по уровням

 

 

1 уровень (выполнить два раппорта узора)

 

 

 

 

 

 

 

 

2 уровень (выполнить три раппорта узора)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 уровень (выполнить весь узор)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Оценка выполнения практической работы

 

Оценка «5»  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место; правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа; полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «4»  допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; в основном правильно выполняются приемы труда; работа выполнялась самостоятельно; изделие изготовлено с незначительными отклонениями; полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «3»  имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места; отдельные приемы труда выполнялись неправильно; самостоятельность в работе была низкой; не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Оценка «2»  имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места; неправильно выполнялись многие приемы труда; самостоятельность в работе почти отсутствовала; не соблюдались многие правила техники безопасности.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Ф.И.О. учителя: Надеждина С.В

Ф.И.О. учителя: Надеждина С.В

Ход урока. 1. Организационный момент

Ход урока. 1. Организационный момент

В традиционных женских костюмах

В традиционных женских костюмах

Текущий инструктаж во время практической работы : 1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда 2-ой обход – проверка правильности выполнения приемов и последовательности работы…

Текущий инструктаж во время практической работы : 1-ый обход – проверка соблюдения безопасных приемов труда 2-ой обход – проверка правильности выполнения приемов и последовательности работы…

Приложение 1 Браное ткачество

Приложение 1 Браное ткачество

Приложение 2 Схема узора

Приложение 2 Схема узора

Приложение 3 Схемы-карточки для закрепления полученных знаний

Приложение 3 Схемы-карточки для закрепления полученных знаний

Приложение 4 Критерии оценки

Приложение 4 Критерии оценки

Приложение 5 Выполнение практической работы по уровням 1 уровень (выполнить два раппорта узора) 2 уровень (выполнить три раппорта узора) 3 уровень (выполнить весь узор)

Приложение 5 Выполнение практической работы по уровням 1 уровень (выполнить два раппорта узора) 2 уровень (выполнить три раппорта узора) 3 уровень (выполнить весь узор)

Приложение 6 Оценка выполнения практической работы

Приложение 6 Оценка выполнения практической работы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017