Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс
Оценка 4.7

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
8 кл
24.08.2017
Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс
Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс. Цель урока: создать условия для формирования экономических знаний, посредством раскрытия понятий «бюджет семьи», «расходы семейного бюджета». Задачи: формирование представлений о структуре бюджета семьи; экономического мышления, культуры потребления; уважения к собственности, ответственности.Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс
конспект урока по технологии 8 класс Бюджет семьи.docx
8 класс Тема Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи. Цель: Создать условия для формирования экономических  знаний,  посредством раскрытия понятий  «бюджет семьи», «расходы семейного  бюджета». Задачи:   Образовательные:   рассмотреть различные виды бюджета;   формировать понятия бюджет, доход, расход;  ознакомить с основными источниками доходов и расходов семьи;  формировать представление о структуре бюджета семьи; Развивающие:  • формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или  иных затрат и принимать разумное решение. Воспитательные:  • формировать экономическое мышление, культуру потребления;  уважение к собственности, ответственность, экономичность.        Методы проведения занятия:  Объяснительно­иллюстративный – лекция, демонстрация. Частично­поисковый – беседа, самостоятельная работа. Практический – упражнение, тестирование, сюжетно­ролевая игра. Выполнение и анализ практической работы. Методы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль Тип урока  изучение нового материала Материально­техническое оснащение:  ИКТ (слайдовая презентация).   Карточки­задания для  практической работы.  Карточка таблица «Классификация расходов» Основные понятия: бюджет, расходы, доходы, дефицит бюджета,  избыточный бюджет, сбалансированный бюджет.  Ход занятия.  I. Организационный момент.  1 • Отметить отсутствующих.  • Создание положительного эмоционального настроя:  Учитель: Посмотрите вокруг себя на учащихся класса, а теперь посмотрите на свою соседку по парте и попытайтесь ответить на вопрос «Почему я с ней  сижу?».  Ответы учащихся. Учитель подводит итог: И так, с вами рядом, оказывается, сидит близкий вам  человек. Вы проводите время вместе не только в школе: помогаете, друг  другу с уроками при выполнении домашних заданий, вместе посещаете  спортивные секции, кружки по интересам. С ней вы делитесь своими  радостями и неудачами, ей вы доверяете порой самое сокровенное. Значит  рядом с вами сидит подруга? Как здорово, что у вас есть подруга! Вы вместе!  Улыбнитесь друг другу!  Вы вместе пришли поучаствовать в учебном процессе, вместе хотите  почерпнуть определенные знания, ну а я буду направлять вас и оказывать вам  помощь, если у вас возникнут какие либо затруднения.  II. Сообщение темы урока. ­ У каждого из нас есть семья. В ней мы  отдыхаем, работаем, набираемся сил, переживаем тяготы и неудачи жизни, вместе с близкими людьми радуемся победам.   От  много зависит счастье семьи – гармонии интересов её членов, уровня бытовых условий, работы по душе ­ перечень будет длинным. Но не в последнюю   очередь   –   и   от   экономического   уклада   семьи,   экономической грамотности её членов. В семейной экономической деятельности контролёров нет.   Сообщение   учителем   темы   урока:   « Бюджет   семьи.   Рациональное планирование Учитель   побуждает   учащихся  к  формулированию   задач   урока,  задавая наводящие вопросы:  ­ Как вы думаете, какие знания вы можете получить, основываясь на смысл названия урока?  ­ Какие умения вы можете, приобрети?  семьи». темы     расходов       III. Актуализация опорных знаний. Определение   начальных   экономических   знаний.   Используя   жизненный опыт   учащихся,   учитель   создает   проблемную   ситуацию,   тем   самым стимулирует познавательную деятельность.  2 Проблемный вопрос: Для чего нужно планировать бюджет семьи?  Рациональное   расходование   денежных   средств   является Учитель:  необходимым условием нормального существования семьи (нелегко прожить от получки до получки). Нам нужно научиться правильно решать вопросы, связанные с семейным бюджетом. IV. Изучение нового материала. 1. Рассмотрим основные понятия темы урока. Что такое бюджет семьи?  (учащиеся отвечают) Учитель:      Бюджет семьи – это структура всех доходов и расходов за определенный  период времени – месяц или год. 2. Что такое доход? Совокупный доход?  Учитель:  Доход ­  деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия,  отдельного лица или какого­либо рода деятельности.  Все полученные средства составляют совокупные доходы. Семья может  потратить только ту сумму, которую заработали ее члены. Ни копейки  больше. 3. Что такое расход?  Учитель: Расход – это затраты, издержки, потребление чего­либо для определенных  целей.  Народная мудрость гласит: «По доходу и расход». Объясните её смысл.  Главный смысл в том, чтобы доходы не превышали расходы.  4. Бюджет можно представить в виде весов. На одну их чашу помещаем  доходы семьи, на другую ставим расходы так, чтобы чаши пришли в  полное равновесие.  Если весы находятся в равновесии: расходы равны доходам – бюджет  сбалансированный  Как называют бюджет,если расходы превышают доходы?( дефицитный). ­Что порой приводит к дефициту бюджета семьи? Ролевая игра. Работа в парах  Учитель предлагает учащимся поучаствовать в импровизированной игре, где один   ученик   будет   одним   из   родителей,   а   другой   –   ребенком.  Сюжет игры: ребенок  просит маму или папу  купить, например, очередной модный, дорогой сотовый телефон. Родитель должен отказывать в просьбе ребенка,  обоснованно аргументируя свой отказ.  3 Если же складывается ситуация, при которой доходы больше расходов, то бюджет называется избыточным.  ­Каким по вашему мнению, должен быть бюджет? Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально   использовать   ресурсы   семьи,   удовлетворить   большинство потребностей. 5. Что входит в семейный бюджет?  Учитель:      В  начале  урока  мы  с вами  говорили, что  бюджет  состоит  из  двух статей: дохода и расхода. Каждый   человек   в   течение   всей   жизни   сталкивается   с   проблемой:   как получить доход, как его расходовать, чтобы в наибольшей степени обеспечить себя и свою семью. Структуру семейного бюджета, как  и структуру любого другого бюджета можно выразить в виде таблицы. Которая состоит из двух разделов: дохода и расхода.  Рассмотрите примерную структуру семейного бюджета.   совокупный доход семьи? ­ Как вы понимаете доход от других источников? ­ С помощью схемы  в допишите в таблицу недостающие данные.   ­Как   видите   статьи   доходов   немногочисленны.   Из   чего   складывается Структура семейного бюджета  (примерная) Семейные доходы (в % к общему доходу семьи)  % от общего дохода Семейные расходы (в % к общим расходам семьи)  % от общего дохода 1. Заработная плата членов     семьи 2. Пенсии, стипендии, пособия 3. Доход от личного подсобного  хозяйства. 4. Доход от других источников __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ __________________________________ Самопроверка.  80 9 4 7 1. Обязательные платежи 2.Питание 3. На непродовольственные  товары 4.На культурно­ бытовые услуги  5. Накопления, сбережения 25 40 20 10 5 4 Вывод. Зная структуру бюджета семьи можно рационально планировать  расходы. 6 . Что же касается расходов, то тут вариантов значительно больше. ­На что тратит семья больше всего денег? ­Каждая ли семья придерживается этой структуре ? Каждая семья имеет цель, свои привязанности, интересы, причуды, увлечения, хобби.  У каждой семьи своя система ценностей. Кроме того нужно учитывать: ­ ­ ­ ­ ­  состав семьи  размер доходов  место жительства  уровень культуры  и пр. ­ Как вы считаете, все ли расходы постоянные? ­Чтобы рассчитывать бюджет, надо знать куда тратятся деньги. Рассмотрите классификацию расходов семьи (таблица «Классификация расходов») ­ Какие расходы являются постоянными и почему?  ­Какие расходы являются обязательными? ­   А   знаете   ли   вы   какие   платежи   относятся   к   коммунальным?  (плата   за отопление, воду , электроэнергию, телефон, радио)  ­ От чего зависит плата за отопление и как она производится? ­   Как рассчитывается плата за воду? ­Как производится расчёт за основной телефон и радио? ­ А знаете ли вы как оплачивается плата за электроэнергию? Можно ли как­то снизить плату за коммунальные платежи. Предложите свои варианты. ­ Какие из расходов переменные? Приведите примеры. 7.­Необходимо,   чтобы   каждая   семья   умела   правильно   распределять   свой бюджет. Каждому из   должен знать основы домашней бухгалтерии  . Кто в вашей семье является “домашним бухгалтером”? Почему? Учитель:    Домашний   бухгалтер  –   это   член   семьи,   который   занимается   семейной бухгалтерией,   т.е.   ведет   хозяйственную   книгу   в   которой   записывает   все суммы доходов и расходов за определенный период времени.  Сейчас   в   большинстве   семей   сложилась   такая   система,   когда   все   нити семейного бюджета находятся у мамы. Но и вы не должны чувствовать себя сторонними   наблюдателями.   Каждый   должен   иметь   право   голоса   в распределении доходов и уметь это делать рационально. 5 Побыв   в   роли   главного   экономиста   даже   непродолжительное   время,   вы поймете, что расходовать деньги грамотно, целенаправленно, осмысленно – труд непростой. V.  Практическая работа. (15 минут) Работа   по   группам.  Составьте   структуру   вашего   семейного   бюджета   за месяц. Определите доходы и расходы вашей семьи. Необходимые инструкции к работе у вас на рабочих местах. В   ходе   практической   работы   учитель   осуществляет   контроль,   делая целевые   обходы:   проверка   правильности   выполнения   трудовых   приемов работы, оказание дифференцированной помощи учащимся.  СЮЖЕТНО ­ РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ" Цель игры:  Развитие   мыслительной   активности,   позволяющей   правильно   принимать экономические целесообразные и социально­ответственные решения; развитие способностей: Задание: Составить   структуру   вашего   семейного   бюджета.   Определите   доходы   и расходы вашей семьи. Сделать вывод. ХОД ИГРЫ: Класс разбивается на группы.  Для проведения игры на каждую группу выдается раздаточный материал к игре. Каждая группа выполняет задание, согласно времени выполнения этапов.  Задание группе:  1. Разделить роли: (1 минута)  Жена  Муж  Дочь  Сын   И так далее Выбрать фамилию семьи 2. Составить характеристику семьи (3минуты) Придумать для каждого члена семьи:  Игровое имя  Возраст  Профессию  Заработную плату (пособия, стипендия, пенсия)  Возможные источники других доходов   Итоговую сумму доходов всей семьи 6 Данные занести в таблицу (раздаточный материал)          3.     Спланировать предстоящие расходы за месяц (близко к реальной жизни),   исходя   из   предполагаемых   доходов.   Заполнить   данные   в   таблицу (раздаточный материал) (5минут)           4.  Семье   представить   свои   расходы   и   прокомментировать   принятые решения. Сделать вывод о виде бюджета.(1 минута)     5. Высказывается глава семьи о поведении каждого члена семьи (1 минута)   Были ли в «семье» конфликты ?  Какие использовались аргументы для решения проблем?  Как «семья» выходила из различных ситуаций?  Какие испытывали трудности? Учитель подводит итоги обсуждения в составлении бюджета семьи, обращая внимание на сумму доходов и расходов на месяц. 1.   Если   баланс   доходов   и   расходов   отрицательный,   значит,   данная   семья живёт в долг и должна объяснить, где взяла недостающие деньги и на каких условиях. 2.   Положительный   баланс   означает,   что   месяц   закончен   с   определённой экономией. Как семья распорядится оставшимися деньгами. VI. Подведение итогов: 1. Давайте вспомним вопрос, поставленный  в начале урока.  (Для чего нужно планировать бюджет семьи?  2. Так как же надо планировать семейный бюджет? Учитель подводит итог: Чтобы   стать   рачительным   хозяином,   необходимо   иметь   представление   о бюджете своей семьи, уметь рассчитывать ее доходную и расходную части. А чтобы посмотреть, действительно ли вы поняли, зачем нужно рассчитывать семейный бюджет, проведем небольшой тест: «Умеете ли вы считать деньги».  Задание: Проверьте свои способности в управлении семейной экономикой с помощью шуточного теста. Вопросы тестирования да нет 1. Знаете ли вы, сколько денег  осталось    до зарплаты? 20 5 Сведения приблизительные, мнение неопределенное 7 7 2. Вы увидели модную вещь. Будете ли 7 20 6 интересоваться ее стоимостью  и  просить на нее денег у родителей? 3. Считаете  ли   вы,   что    холодильник   более  необходимая    вещь,   чем   музыкальный центр? 4. Покупаете ли про запас постельное  белье?                                                 5. Заказываете ли такси, когда вам не­ обходимо   ехать  далеко,   а   на    улице дождь? 6. Верите ли вы, что свое  материальное положение можно улучшить,  участвуя в различных лотереях, розыгрышах? 7. Помогают ли вашей семье дедушка  11 14 и бабушка средствами для  покупки   вещей? 8. Берете ли вы ссуды? 9. Считаете ли вы, что экономнее все 17 9 делать дома вручную, чем  тратиться на бытовую технику? 10.Собираясь в магазин, составляете ли 14 вы список необходимых покупок? 11.Отдаете ли вы вещи, из которых вы  выросли малоимущим или в  благотворительные организации? 9 5 15 3 9 25 2 11 1 4 2 18 16 24 8 6 12 3 6 3 5 0 Ответив на вопросы, подсчитайте набранные очки. Что получилось?  30­40 очков. Да, в вашем доме не имеют никакого понятия о том, что деньги любят счет. И задолго до зарплаты встает вопрос: у кого бы занять нужную сумму. Всякие советы по рациональному ведению домашнего хозяйства вы встречаете в штыки. Постоянно строите планы, как бы быстро и легко стать состоятельным. Вам стоит задуматься над перспективами своей жизни. 40­100   очков.  Квалификация   домашнего   экономиста   у   вас   невысокая.   Вы сознаете,  что  никто,  кроме  вас,  не виноват, что  деньги  утекают, как   вода сквозь пальцы, но как навести порядок, не имеете понятия. Вы постоянно мучаетесь в раздумьях, какая вещь вам более необходима и тем не менее довольно   часто   приобретаете   нечто   лишнее.   Вам   необходимо   навести железную дисциплину в расходах. 8 100­170 очков.  К деньгам вы относитесь спокойно. Уверены в завтрашнем дне. В вашей семье каждый знает цену заработанного рубля. В будущем вы станете хорошим домашним экономистом. 170­180   очков.  Что   же,   вас   можно   назвать   довольно   квалифицированным домашним экономистом. Вы знаете, чего хотите добиться в семейной жизни, знаете и средства для достижения цели. Вы не будете залезать в долги, брать ссуды, но и сами дадите в долг в редких случаях. Окружающие считают, что у вас   дом   «полная   чаша».   В   вашей   семье   часто   говорят:  «Мы   не   настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». VII.  Оценка работы и деятельности учащихся.  Рефлексия:  • Что нового вы узнали? Чему научились? Где в жизни вам могут пригодиться  эти знания?  • Какие знания ты отметил для себя как важные?  • Какие вопросы ты хотел бы рассмотреть подробнее?  • Какой вид работы на уроке тебе понравился больше всего и почему? • Оцените работу всей группы.  Ответы   детей:   Ставили   цель…Достигли   целей   или   нет.   Какие   трудности испытывали? Все ли согласны с оценкой группы? ­ Сегодня мы познакомились с основным понятием в домашней экономике «бюджет   семьи»,   научились   подсчитывать   доходы   и   составлять   расходы семьи.  Вы   вооружились     ориентирами,   по   которым   вы   будете   сверять экономический   курс   семьи.   Пользуясь   полученными   знаниями,   можно надеяться, что в реальной жизни вы будете процветать. VIII. Домашнее задание   Как   ты   участвуешь   в   распределении   расходов   своей   семьи? Опиши свою роль в этом мероприятии.  Предложить   способы   решения   по   учету   семейных   доходов   и расходов,   накопления   средств   на   приобретение   дорогостоящих предметов. 9

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс

Конспект урока по технологии (вариант для девочек) "Бюджет семьи. Рациональное планирование расходов семьи", 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.08.2017