Конспект урока по теме: «Деятельность и мышление. Виды деятельности».
Оценка 5
Лекции
docx
обществознание
11 кл
28.06.2019
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ
СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
Цель: дать представление о деятельности человека и ее многообразии.
Тип урока: комбинированный.
Х о д у р о к а
П л а н:
1. Деятельность человека: основные характеристики.
2. Структура деятельности и ее мотивация.
3. Многообразие деятельности.
4. Сознание и деятельность.
I. Работа по теме урока.
Класс делится на группы.
З а д а н и е. Каждая группа показывает выполнение какой-либо работы
Конспект деятельность.docx
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ
СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
Цель: дать представление о деятельности человека и ее многообразии.
Тип урока: комбинированный.
Х о д у р о к а
П л а н:
1. Деятельность человека: основные характеристики.
2. Структура деятельности и ее мотивация.
3. Многообразие деятельности.
4. Сознание и деятельность.
I. Работа по теме урока.
Класс делится на группы.
З а д а н и е. Каждая группа показывает выполнение какойлибо работы
(копать, стрелять, рисовать, кидать камни, разговаривать, строгать брусок,
вбивать гвозди и т. д.).
– Что вы делали?
– Зачем вы это делали?
– Можем ли мы жить и ничего не делать?
– Осознаем ли мы то, что делаем?
– Отличается ли деятельность человека от «деятельности» животных?
– Присуща ли деятельность животным?
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Внешне это
проявляется в двигательной активности. Приспосабливаясь к окружающей
среде, животные могут использовать природные предметы в качестве орудий
труда. Но только человеку присуща деятельность.
Деятельность – это форма активности, направленная на преобразование
окружающего мира.
Деятельность – целенаправленное познание и изменение человеком
внешнего мира и самого себя.
Структура деятельности З а д а н и е. Объяснить каждый из структурных элементов деятельности.
З а д а н и е. Самостоятельно или используя текст § 5, охарактеризовать
каждую черту деятельности.
Благодаря способности к деятельности человек выходит за рамки тех
возможностей, которые были определены для него природой как для
биологического вида. Только в процессе деятельности человек создает то, что
не является творением природы, – культуру.
– Что является мотивом деятельности человека?
Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его
желание удовлетворять свои потребности.
З а д а н и е. Назовите известные вам потребности. Прочитав текст с. 47,
объясните приведенные в учебнике виды потребностей. Выпишите их.
Потребности – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в
том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
З а д а н и е. Заполнить таблицу:
Потребность
Деятельность
Мотив деятельности Учащиеся записывают свои потребности, определяют, что они будут
делать для их осуществления и каков у них побудительный мотив.
Потребность удовлетворяется через благо.
Благо – некоторый материальный или нематериальный объект,
позволяющий ликвидировать ощущение дефицита, решить проблему.
З а д а н и е. Приведите примеры, какие блага вы знаете.
Потребности у людей в основе своей схожи, но вот набор благ,
удовлетворяющих ту или иную потребность, различен. Он обусловлен как
особенностями самой личности, так и спецификой тех общественных
отношений, в которые она вступает.
З а д а н и е. Запишите все свои потребности и набор благ, которые
удовлетворят эту потребность.
Мои потребности
Блага, призванные удовлетворить мои потребности
Основной единицей деятельности является действие: любая деятельность
предстает перед нами как цепь действий.
Помимо потребностей существенное влияние на деятельность человека
оказывают интересы.
Интерес – это некий результат, который, по мнению отдельного человека
или сообщества, принесет ему (им) пользу.
– Как интересы влияют на взаимодействие людей в обществе?
Важное значение для изучения человеческой деятельности имеет такая
категория, как ценность.
Ценность – это свойство того или иного явления, предмета
удовлетворять определенные потребности, соответствовать определенным
интересам.
– Какие бывают ценности? (духовные и материальные, индивидуальные и
коллективные).
В систему ценностей человека и общества входят представления о добре,
благе, зле, счастье, смысле жизни, здоровье, семье.
Руководствуясь этими представлениями, мы ставим цели, определяем
средства, добиваемся нужного результата, т. е. осуществляем деятельность.
II. Закрепление изученного.
1) Как связаны деятельность и целеполагание? 2) Почему из всех живых существ только человек оказался способен к
деятельности?
3) Каково значение деятельности в жизни человека и развитии общества?
4) Что побуждает человека к деятельности?
5) Каковы основные виды потребностей?
6) Как общество воздействует на набор потребностей человека и способы
их удовлетворения?
7) Что такое благо? Как связаны потребности и блага?
8) В чем различие интересов и ценностей? Какова их роль в деятельности
человека?
Домашнее задание: § 5, с. 46–49.
У р о к 9
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – СПОСОБ
СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ
(продолжение)
Цель: сформировать представление учащихся о многообразии форм
человеческой деятельности, о природе сознания и особенностях его
формирования.
Х о д у р о к а
I. Работа по теме урока.
Данный урок можно построить как практическую работу с текстом § 5, с.
50–53.
З а д а н и е. На основании текста учебника (§ 5, с. 50–51) выписать и
объяснить все предложенные классификации видов деятельности, с
составлением схем, кластеров и их последующей защитой учащимися.
Классификация видов деятельности
I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему
миру:
а) практическая (направлена на преобразование реальных объектов
природы и общества);
б) духовная (связана с изменением сознания людей).
II. В зависимости от хода истории, общественного прогресса:
а) прогрессивная деятельность;
б) реакционная деятельность; в) созидательная деятельность;
г) разрушительная деятельность.
III. В зависимости от соответствия деятельности существующим
общекультурным ценностям, социальным нормам:
а) законная,
б) незаконная,
в) моральная,
г) аморальная.
IV. В зависимости от социальных форм объединения людей:
а) коллективная,
б) массовая,
в) индивидуальная.
V. В зависимости от наличия или отсутствия новизны целей, результатов
деятельности, способов ее осуществления:
а) однообразная, шаблонная, монотонная деятельность;
б) инновационная;
в) изобретательская, творческая.
VI. В зависимости от общественных сфер:
а) экономическая;
б) политическая;
в) социальная;
г) духовная (культурная).
VII. В соответствии с процессом становления личности:
а) игровая деятельность;
б) учение;
в) труд.
VIII. В зависимости от особенностей проявления:
а) внутренняя деятельность (происходит посредством умственных
действий);
б) внешняя деятельность (проявляется в виде движений, мышечных
усилий, действий с реальными предметами).
З а д а н и е. Объясните каждую классификацию, обоснуйте, приведите
примеры.
Часто для достижения поставленной цели и получения необходимого
результата человеку приходится взаимодействовать с другими субъектами,
общаться с ними.
Общение – это процесс обмена информацией между равноправными
субъектами деятельности. Виды общения:
1) общение между реальными субъектами;
2) общение реального человека с иллюзорным партнером (человек с
животным);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек и
внутренний голос);
З а д а н и е. Проанализируйте точки зрения о соотношении деятельности и
общения. С какой точкой зрения вы согласны, с какой нет? Почему?
1. Деятельность и общение тождественны друг другу, так как любое
общение обладает признаками деятельности.
2. Деятельность и общение – противоположные понятия, так как общение
есть только условие деятельности, но никак не она сама.
3. Общение взаимосвязано с деятельностью, но является самостоятельным
явлением.
Важнейшей разновидностью практической деятельности является
материальнопроизводственная деятельность людей, направленная на
преобразование природного мира и создание материальных благ.
Структура трудовой деятельности:
1) сознательно поставленные цели – производство определенной
продукции, переработка природных материалов, создание машин и
механизмов и т. д.;
2) предметы труда – те материалы, на преобразование которых направлена
деятельность людей;
3) средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы,
приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются
преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе
производства.
Для характеристики трудовой деятельности используют следующие п а р а
м е т р ы:
а) производительность труда – количество продукции, произведенной в
единицу времени;
б) эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат и
полученных результатов;
в) уровень разделения труда – распределение производственных функций
между участниками трудового процесса.
Общие т р е б о в а н и я к участникам трудовой деятельности: 1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из
которых складывается технологический процесс;
2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который
определяется характером труда;
3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего
трудового распорядка.
– Как связаны между собой деятельность и сознание?
Что такое сознание?
Сознание
– присущая человеку способность воспроизводить
действительность в идеальных образах.
З а д а н и е:
1) изучив материал § 5, с. 51–53, определите, какова природа сознания и
особенности его формирования;
2) объясните сущность учения о формировании устойчивых структур
сознания человека;
3) докажите, что деятельность способствует изменениям в сознании
человека, его развитию;
4) дайте характеристику учения о деятельности.
II. Закрепление изученного.
1) Сравнивая «труд» пчелы и деятельность архитектора, К. Маркс
отмечал, что самый плохой архитектор отличается от самой хорошей пчелы
тем, что, прежде чем строить соты, он «построит их в своей голове».
– Какая особенность человеческой деятельности имеется здесь в виду?
2) Как и животные, люди стремятся приспособиться к условиям
существования, обеспечить свое выживание в холодной тундре и засушливой
степи. Следует ли из этого факта, что деятельность человека – это одна из
форм животного поведения? Вывод обоснуйте.
Домашнее задание: § 5.
Конспект урока по теме: «Деятельность и мышление. Виды деятельности».
Конспект урока по теме: «Деятельность и мышление. Виды деятельности».
Конспект урока по теме: «Деятельность и мышление. Виды деятельности».
Конспект урока по теме: «Деятельность и мышление. Виды деятельности».
Конспект урока по теме: «Деятельность и мышление. Виды деятельности».
Конспект урока по теме: «Деятельность и мышление. Виды деятельности».
Конспект урока по теме: «Деятельность и мышление. Виды деятельности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.