Конспект урока по теме "Измерение информации"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме "Измерение информации"

Оценка 4.6
Карточки-задания +1
docx
информатика
7 кл
06.11.2017
Конспект урока по теме "Измерение информации"
Учебно-методическая разработка по теме "Измерение информации"
Публикация является частью публикации:
GrehovaEA_pr_1.docx

Урок №6. Измерение информации (алфавитный подход).

Цель: закрепить знания учащихся по теме «Единицы измерения информации».

Задачи:

- образовательные:

·         Способствовать закреплению умения переводить из одних единиц измерения информации в другие;

·         Способствовать закреплению умения решать задачи по теме «Измерение информации», используя алфавитный подход.

- развивающие:

·         Способствовать формированию вычислительных навыков;

·         Способствовать формированию умения логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли при решении задач.

- воспитательные:

·         Способствовать воспитанию усидчивости, умения преодолевать трудности, аккуратности при выполнении заданий, силы воли, настойчивости, упорства при  решении задач.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Постановка домашнего задания

повторить главу 1, подготовиться к контрольной работе по теме "Человек и информация"

3. Постановка целей и задач урока

Видео «Сколько информации существует в мире»

Ссылка: https://mover.uz/video/embed/0RYFX0Kj/

Сегодня мы продолжим изучать тему «Измерение информации».

4. Проверка домашнего задания

№4 стр.28

Дано:

N = 64

K = 100 симв.

Решение:

Найти:

I - ?

Ответ: 75 байт

 

№6 стр.28

Дано:

N = 256

I = 3,5 Кбайт

Решение:

Найти:

K - ?

Ответ: 3584 симв.

№7 стр.28

Дано:

N1 = 32

N2 = 64

Решение:

Найти:

Ответ: информационный объём второго текста в 1,2 раза больше информационного объёма первого текста (первый меньше в 0,8(3) раза второго).

5. Закрепление изученного материала

Задания:

1. Согласно одной из легенд, разработчики CD-диска рассчитывали его объём так, чтобы на диске полностью поместилась девятая симфония Бетховена, длящаяся (в самом длинном из известных исполнений) 74 минуты. Посчитайте, сколько наших учебников мы сможем записать на CD-диск?

Подсказка.

1. Измерьте примерный информационный объём одной страницы нашего учебника (для вычисления используйте страницу 25). Подсчитайте, сколько символов в одной строке и сколько строк на странице, и перемножьте полученные числа.

2. Умножьте информационный объём страницы на количество страниц в учебнике.

3. Переведите полученное число в Мбайты.

4. Разделите информационный объём CD-диска на информационный объём учебника.

Решение:

59 символов в одной строке

35 строк на странице

(байт) – информационный объём 1 страницы (на примере страницы 25)

Количество страниц в учебнике 168

(байт) – информационный объём всего учебника

346920 байт = 338,78 Кбайт = 0,33 Мбайт

Объём CD-диска 700Мбайт

(учебник) – сможем записать на CD-диск

Ответ: примерно 2121 учебник

2. Заполните пропуски:

1) 5 Кбайт = ? байт = ? бит
2) ? Кбайт = ? байт = 12288 бит
3) ? Кбайт = 6144 байт = ? бит

Ответы:

1) 5 Кбайт = 5120 байт = 40960 бит
2) 1,5 Кбайт = 1536 байт = 12288 бит
3) 6 Кбайт = 6144 байт = 49152 бит

3. Установите соответствие:

А)

 

1) мощность алфавита

Б)

 

2) количество символов в сообщении

В)

 

3) информационный вес одного символа

Г)

 

4) количество информации в сообщении

Ответ: А4, Б3, В2, Г1

4. Крупнейший печатный словарь китайских иероглифов  «Чжунхуа цзыхай», изданный в 1994 году, включает  85568  знаков. Каков информационный вес одного китайского иероглифа? Какое количество информации несёт слово «информатика», записанное на китайском языке  и на русском языке?
Решение:
Русский язык состоит из 33 букв
 (бит) – информационный вес 1 символа русского алфавита
 (бит) – информационный объём слова «информатика» на русском языке
Китайский язык
 (бит) – информационный вес 1 иероглифа китайского языка
(бит) – информационный объём слова  на китайском языке
Ответ: 17 бит, 85 бит, 66 бит.

5. Считая, что каждый символ кодируется одним байтом, определите, чему равен информационный объём знаменитой фразы Натана Ротшильда (кавычки и точку не учитывать) "Кто владеет информациейтот владеет миром".

а.                       36 байт

б.                      336 бит

в.                      296 бит

г.                       44 байта

Подсказка: считаем количество символов, включая пробелы и знаки препинания – это будет информационный объём в байтах. При необходимости переводим в биты.

Ответ: б) 336 бит (42 байта)

6. Информационный объём повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», записанного в 8-битовом коде КОИ-8, составляет 234 Кбайта. Сколько листов бумаги потребуется для распечатки этой повести на листах формата А4 при двусторонней печати, если каждая страница содержит 30 строк по 60 символов в каждой строке?

1) 66 листов

2) 133 листа

3) 134 листа

4) 67 листов

Решение:

1) 234 Кбайта = 239616 байт

2)  (символов) – на 1 листе

3) (листов) 66,56 округлили до целого, так как количество листов не может быть дробным

Ответ: 4) 67 листов

Дополнительное задание:

Подсчитайте количество информации, которое мы получим, прочитав новость из газета.ru, на бытовом уровне и используя алфавитный и содержательный подходы.

Новость: В Госдуму внесли законопроект о переносе начала учебного года на месяц.

Какой способ для подсчёта количества информации является наиболее удобным?

Решение:

На бытовом уровне.

Если мы слышим эту новость впервые, то получим 1 бит информации. Если мы это уже слышали, то информации мы не получим.

Алфавитный подход.

В данное сообщение входит 71 символ, значит в кодировке КОИ-8 мы получим 71 байт информации.

Содержательный подход.

Если в данном сообщении рассматривать 2 варианта ответа: "перенесут" или "не перенесут", то мы получим 1 бит информации.

В зависимости от ситуации можно воспользоваться различными способами подсчёта информации.

На наш взгляд, наиболее удобным является алфавитный способ, так как:

1.     Применим в любой ситуации.

2.     Является наиболее точным, связан с математикой.

3.     Не носит вероятностный характер.

 

6. Подведение итогов урока

 

Источники:

https://mover.uz/video/embed/0RYFX0Kj/

http://idum.uz/ru/archives/10031


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок №6. Измерение информации (алфавитный подход)

Урок №6. Измерение информации (алфавитный подход)

Дано: N = 256 I = 3,5 Кбайт

Дано: N = 256 I = 3,5 Кбайт

Количество страниц в учебнике 168 (байт) – информационный объём всего учебника 346920 байт = 338,78

Количество страниц в учебнике 168 (байт) – информационный объём всего учебника 346920 байт = 338,78

Ответ: 17 бит, 85 бит, 66 бит. 5

Ответ: 17 бит, 85 бит, 66 бит. 5

Если мы слышим эту новость впервые, то получим 1 бит информации

Если мы слышим эту новость впервые, то получим 1 бит информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2017