Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
05.04.2017
Урок создаёт условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений. При проведении урока используется презентация, задания для контроля знаний учащихся, маршрутные листы, тесты, реактивы для демонстрации опытов. Средства обучения: компьютерная презентация, электрохимический ряд напряжений металлов, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, учебник.
урок 34 кальций.docx
Урок № 34 химия, 9 класс Дата: ___________
Тема урока: Кальций и его соединения. Важнейшие месторождения соединений кальция в
Казахстане.
Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств
кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе.
Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и
особенностей кристаллического строения;
Обобщить знания учащихся об основных соединениях кальция, их свойствах и применении.
Развивающие:
Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.
Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности
учащихся.
Развивать умения работать в парах, устанавливать причинноследственные связи,
аргументировать ответы и делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать культуру умственного труда.
Развивать коммуникативные качества личности.
Продолжить формирование культуры «химической» речи.
Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция
как простого вещества, области применения месторождения кальция, свойства соединений
кальция.
Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и
простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция
и соединений кальция в молекулярном и ионом видах.
Тип урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах,
фронтальная.
Методы и приёмы обучения: проблемный, частичнопоисковый, мыслительный,
самостоятельная работа, самопроверка.
Оборудование: коллекции соединений кальция, интерактивная доска, Power Point
презентация, задания для контроля знаний учащихся, маршрутные листы, тесты, реактивы для
демонстрации опытов.
Средства обучения: компьютерная презентация, электрохимический ряд напряжений металлов,
периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент (12 мин)
Здравствуйте. Сегодня мы будем говорить об одном известном металле. Устраивайтесь
поудобнее, мы начинаем урок.
Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений
кальция, нахождение их в природе и применение его соединений в различных областях
жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении
уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений. II. Проверка домашнего задания (1015 мин)
Выполнение заданий на опросных листах (Приложение 1)
III. Мотивация. Актуализация знаний (23 мин)
У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элемента тоже есть
свой «дом». Как он называется?
В проезде ученическом
Есть дом Периодический
Квартиры там и тут.
А в них металлы разные
Хорошие, прекрасные
Спокойные, ужасные
Давнымдавно живут.
Наш металл один «из жильцов» этого «дома».
Меня в составе мрамора найди,
Я твёрдость придаю кости,
В составе извести меня найдёшь,
Теперь меня ты твёрдо назовёшь (Ответ: кальций).
Тема урока «Кальций и его соединения». (Слай 1)
Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим
элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в
родительном падеже calcis) – «мягкий камень», «известь». Оно было предложено английским
химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится
маршрутный листы. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите
его (Приложение 2) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете.
IV. Изучение нового материала (20 мин)
1. Запишите в тетради дату нашего путешествия и тему урока.
2. Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть
маршрутного листа. Вы находитесь на станции 1. «Визитка химического элемента». (Слайд 2)
После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В процессе
беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит, кальций – это
металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы
кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их
оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду. Посмотрите на
химические элементы, окружающие кальций в периодической системе. Слева от него находятся
щелочной металл, справа – dэлемент 4ого периода. Сравните кальций с соседними по периоду
и по подгруппе химическими элементами.
Обратимся к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в
самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл.
Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно,
чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем двигаться к следующей
станции.
3. Станция 2. «Кальций в природе». (Слайд 37)
Рассмотрите образцы у вас на столах. Демонстрация 3.2. Это мрамор, мел и известняк –
хорошо известные и широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный
камень, сырьё для получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла. Мел – это
школьные мелки. зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно
широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме этого в
виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость. Соединения
находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция
приходится 3.63% массы земной коры (5ое место после кислорода, кремния, алюминия и
железа).
Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в
природе в виде соединений. Составьте кластер нахождения кальция в природе. Определите по
учебнику месторождение кальция в Казахстане по работа с учебником, стр 145, 147 Карта
месторождений полезных ископаемых на стр. 211. Демонстрация 3.1.
4. Станция 3. «Получение и физические свойства простого вещества». (Слайд 89)
Теперь наша остановка на следующей станции.
Учащиеся ещё раз обобщают способ получения металла и физические свойства, заполняют
маршрутный лист (недостающие данные сообщает учитель).
Прежде, чем двигаться дальше, давайте немножко отдохнём.
Физминутка
5. Следующая станция 4.«Химические свойства простого вещества кальция». (Слайд 1012)
Место следующей остановки – станция экспериментальная. Мы будем говорить о химических
свойствах металлов.
Какие же свойства характерны для нашего металла? Учащиеся предполагают, в какие
химические реакции вступает кальций. Давайте обратимся к маршрутному листу.
Учащиеся записывают уравнения химических реакций в тетрадь. В конце рассмотрения делаем
вывод о химической активности кальция, его окислительно – восстановительных свойствах.
6. Продолжим. Следующая станция 5. «Соединения кальция». (Слайд 13 17)
Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида кальция
и определяют его характер, вспоминают свойства основных оксидов. Учитель сообщает о
техническом названии СаО, о реакции «гашение извести» (стр. 171 в учебнике).
Демонстрация лабораторного опыта.
Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными свойствам и
относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой.
Давайте поставим «мыслительный эксперимент»: выберите, с какими веществами будет
реагировать гидроксид кальция, запишите необходимые уравнения (при необходимости это
можно оставить в качестве д/з).
При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция. Обратите
внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом кальция (обсуждение по слайду).
В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2– применяют для
получения ацетилена и восстановления металлов, СаО – для получения в производстве
огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция, глюконат
кальция) – используются как лекарственные средства. (Слайд 1819)
7. Следующая наша остановка станция 6. «Вот такой он – кальций»
Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент в
организме человека. Его большая часть содержится в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы
кальция участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца, участвуют в
мышечных реакциях. (На слайдах 2021 учащиеся рассматривают продукты, содержащие
кальций: сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок). Чтобы не было проблем со здоровьем изза
нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его. V. Закрепление (5 мин)
Мыслительный эксперимент.
1 вариант: Выберите с какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать гидроксид
кальция: а) К2О; б) СО2; в) НСl; г) СО; д) СuCl2; е) NH4Cl .
2 вариант: Выберите с какими из перечисленных ниже веществ будет реагировать оксид
кальция: а) К2О; б) СО2; в) НСl; г) Сu(ОН)2; д) Н2О; е) Н2SO4 . Внесите ответы в таблицу,
если реагирует поставьте знак « + », если нет, то « »
А
1 вариант
2 вариант
Правильные ответы:
А
1 вариант
2 вариант
Б
Б
+
+
В
В
+
+
Г
Г
Д
Д
+
+
Е
Е
+
+
VI. Подведение итогов уроков (12 мин).
Проверка тестов, выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание (1 мин)
§ 28, с. 169 – 174, № 2, 7, с. 174, решить задачу на карточках.
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического. Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического.
__________________________________________________________________________
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического.
__________________________________________________________________________
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического.
__________________________________________________________________________
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического.
__________________________________________________________________________
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического.
__________________________________________________________________________
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического.
__________________________________________________________________________
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического.
__________________________________________________________________________
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического. __________________________________________________________________________
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического.
__________________________________________________________________________
Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали
раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если
практический выход составляет 90% от теоретического.
__________________________________________________________________________
Приложение 1
Проверь свои знания по теме «Положение металлов в ПСХЭ
Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства металлов»
Вариант 1
1. В каких группах и подгруппах периодической системы находятся металлы?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Металл, электронная конфигурация которого 1s22s22p63s23p63d104s24p1___________________
3. Изобразите схему металлической решётки.
4. Металлы в химических реакциях выступают в качестве_________________________________
5. Как изменяются свойства металлов: атомный радиус, электроотрицательность и
восстановительные свойства в малых периодах?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Заполните таблицу:
Самый
легкоплавкий
Самый
тугоплавкий
Самый
тяжелый
Металлы
Самый
легкий
Самый
твердый
Самый
пластичный
Самые
электропроводные
7. Какие металлы встречаются только в виде соединений?_________________________________ 8. Напиши уравнения реакций: А) Алюминия с серой;
__________________________________________________________________________________
В) натрия с водой;
__________________________________________________________________________________
С) цинка с серной кислотой (разб.)
__________________________________________________________________________________
Д) алюминия с гидроксидом натрия;
__________________________________________________________________________________
Е) железа с хлоридом меди;
__________________________________________________________________________________
9. Количество металлов в ПСХЭ.______________________
10. Самый пассивный металл _________________________
Проверь свои знания по теме «Положение металлов в ПСХЭ
Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства металлов»
Вариант 2
1. На внешнем энергетическом уровне атомов металлов находится _______________электронов.
2. Металлы расположены в _______________________________________________углу ПСХЭ.
3. Укажите соответствие между металлами и их физическими свойствами ( соедините
правильные ответы стрелками:
Лучший проводник электричества Cu
Самый тугоплавкий Сs
Самый легкий Li
Самый пластичный W
Самый твердый Au
Плавиться в руках человека Cr
4. Металлической связью называется__________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Как изменяются свойства металлов: атомный радиус, электроотрицательность и
восстановительные свойства в группах?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
6. Установите соответствие:
Металлы Реакция с водой
Au идет бурно
Ni идет при нагревании
Li не идет 7. Какие металлы встречаются в виде соединений________________________________________
8. Составьте уравнения реакций:
А) натрия с хлором
В) цинка с водой;
С) меди с серной кислотой (конц.)
__________________________________________________________________________________
Д) железа с сульфатом меди;
__________________________________________________________________________________
Е) алюминия с фосфорной кислотой;
9. Самый активный металл__________________________
10. Элемент, имеющий строение ……3s23p1, находится в группе: _________________________
Маршрутный лист
Станция 1. «Визитка химического элемента».
Время стоянки 5 минут. Вставим пропущенные слова в тексте
Кальций - элемент __________группы, __________ подгруппы
1. Порядковый номер кальция _______.
2.
3. Заряд ядра атома кальция равен ______
4. В атоме кальция __________ электронов.
5. В ядре атома кальция _________ протонов.
6. В ядре атома кальция ________ нейтронов.
7. Атом кальция имеет _________энергетических уровня.
8. Схема строения атома _________________.
9. На внешнем уровне в атоме кальция _________ электронов.
10.Степень окисления атома кальция в соединениях равна ________.
11.Простое вещество кальций является _________________________.
Станция 2. « Кальций в природе».
Время стоянки 3 минуты.
Содержание в земной коре-
Соединения:
Станция 3. «Получение и физические свойства простого вещества».
Время стоянки 3 минуты. Укажите:
Способ получения кальция: _________________________________________________________
Рассмотрите образец на слайде и запишите его физические свойства:
Цвет:
Твёрдость: Плотность:
Температура плавления: Условия
хранения:
Станция 4 (экспериментальная). « Химические свойства кальция». Время стоянки 10 минут. Составьте уравнения химических реакций. Сделайте
выводы.
Взаимодействие кальция
C простыми веществами( H2, О2,СI2, S
)
Назовите бинарные соединения
Cо сложными веществами (Н2О, НCI)
Назовите продукты реакции.
Станция 5. «Соединения кальция».
Время стоянки 10 минут.
Оксид кальция: характер оксида, свойства:
Гидроксид кальция: характер гидроксида, свойства.
Применение соединений кальция: а); б) в)……..
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.