Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Оценка 4.6

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
05.04.2017
Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Урок создаёт условия для исследования учащимися физических и химических свойств кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений. При проведении урока используется презентация, задания для контроля знаний учащихся, маршрутные листы, тесты, реактивы для демонстрации опытов. Средства обучения: компьютерная презентация, электрохимический ряд напряжений металлов, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, учебник.
урок 34 кальций.docx
Урок № 34                           химия,  9 класс                                 Дата: ___________ Тема урока: Кальций и его соединения. Важнейшие месторождения соединений кальция в Казахстане. Цель урока: создать условия для исследования учащимися физических и химических свойств  кальция, дальнейшего развития общеучебных и предметных умений. Задачи урока: Образовательные: Расширить знания учащихся о кальции, как элементе и веществе. Показать зависимость физических свойств кальция от наличия в нём металлической связи и  особенностей кристаллического строения;  Обобщить знания учащихся  об основных  соединениях кальция, их свойствах и применении. Развивающие: Продолжить формирование умений обрабатывать и анализировать полученные данные.  Продолжить формирование исследовательских навыков, мыслительной активности  учащихся. Развивать умения работать в парах, устанавливать причинно­следственные связи,  аргументировать ответы и делать выводы. Воспитательные: Воспитывать культуру умственного труда. Развивать коммуникативные качества личности. Продолжить формирование культуры «химической» речи. Учащиеся должны знать: строение атома кальция, физические и химические свойства кальция  как простого вещества, области применения месторождения кальция, свойства соединений  кальция. Учащиеся должны уметь: давать характеристику кальция, как химического элемента, так и  простого вещества; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства кальция  и соединений кальция  в молекулярном и ионом видах. Тип урока: комбинированный. Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, работа в парах,  фронтальная. Методы и приёмы обучения: проблемный, частично­поисковый, мыслительный,   самостоятельная работа, самопроверка. Оборудование: коллекции соединений кальция, интерактивная доска, Power Point ­   презентация, задания для контроля знаний учащихся, маршрутные листы, тесты, реактивы для  демонстрации опытов. Средства обучения: компьютерная презентация, электрохимический ряд напряжений металлов, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, учебник. Ход урока I. Организационный момент (1­2 мин) Здравствуйте.  Сегодня мы будем говорить об одном известном   металле. Устраивайтесь  поудобнее, мы начинаем урок.  Сегодня на уроке вы должны узнать состав и химические формулы важнейших соединений  кальция, нахождение их в природе и применение его соединений в различных областях  жизнедеятельности человека. Вы должны совершенствовать свои умения в составлении  уравнений химических реакций и осуществлении цепочек превращений. II. Проверка домашнего задания (10­15 мин) Выполнение заданий на опросных листах (Приложение 1) III. Мотивация. Актуализация знаний (2­3 мин) У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира. У химических элемента тоже есть  свой «дом». Как он называется? В проезде ученическом  Есть дом Периодический­ Квартиры там и тут. А в них металлы разные­ Хорошие, прекрасные Спокойные, ужасные Давным­давно живут. Наш металл­ один «из жильцов» этого «дома».  Меня в составе мрамора найди, Я твёрдость придаю кости, В составе извести меня найдёшь, Теперь меня ты твёрдо назовёшь (Ответ: кальций). Тема урока «Кальций и его соединения». (Слай 1) Сейчас вы отправитесь в путешествие, чтобы познакомиться с удивительным химическим  элементом–кальцием. Название химического элемента происходит от латинского сalx (в  родительном падеже calcis) – «мягкий камень»,  «известь». Оно было предложено английским  химиком Хемфри Деви, выделившим впервые этот металл в 1908 г. Для этого вам понадобится  маршрутный листы. В течение всего урока вы будете с ним работать. Внимательно рассмотрите  его (Приложение 2) и скажите, где вы сегодня побываете и что узнаете. IV. Изучение нового материала (20 мин) 1. Запишите в тетради дату нашего путешествия и тему урока. 2. Найдите кальций в периодической системе химических элементов и заполните первую часть  маршрутного листа. Вы находитесь на станции 1. «Визитка химического элемента». (Слайд 2) После заполнения пропущенных слов в тексте, обсуждаются полученные ответы. В процессе  беседы учитель вставляет в окошечки соответствующие числа и символ. Значит, кальций – это  металл. Кальций относится к щелочноземельным металлом. К этой группе относят металлы  кальций, стронций, барий, радий( иногда бериллий и магний). Они названы так потому, что их  оксиды( по терминологии алхимиков «земли») сообщают воде щелочную среду. Посмотрите на  химические элементы, окружающие кальций в периодической системе. Слева от него находятся  щелочной металл, справа – d­элемент 4­ого периода. Сравните кальций с соседними по периоду  и по подгруппе  химическими элементами. Обратимся  к электрохимическому ряду напряжений металлов. Здесь кальций находится в  самом начале его. Следовательно, кальций – активный металл. Поскольку сведений, полученных на станции «Визитка химического элемента», недостаточно,  чтобы сделать окончательный вывод об активности кальция, будем двигаться к следующей  станции. 3. Станция 2. «Кальций в природе». (Слайд 3­7) Рассмотрите образцы у вас на столах. Демонстрация 3.2. Это мрамор, мел и известняк –  хорошо известные и широко применяемые минералы. Известняк – прекрасный строительный  камень, сырьё для получения цемента, гашеной и негашёной извести, стекла.  Мел – это  школьные мелки. зубная паста, его используют для получения побелки, бумаги, резины. Мрамор – это минерал скульпторов и архитекторов, он встречается в природе гораздо реже. Довольно  широко распространены такие минералы кальция, как гипс, флюорит, доломит. Кроме этого в  виде солей кальций присутствует в природной воде, обуславливая её жёсткость. Соединения  находятся практически во всех животных и растительных организмах. На долю кальция  приходится 3.63% массы земной коры (5­ое место после кислорода, кремния, алюминия и  железа).  Кальций, также как другие щелочные и щелочноземельные металлы, встречается в  природе в виде соединений. Составьте кластер нахождения кальция в природе.  Определите по  учебнику месторождение  кальция в Казахстане по работа с учебником, стр 145, 147 Карта  месторождений полезных ископаемых на стр. 211. Демонстрация 3.1. 4. Станция 3. «Получение и физические свойства простого вещества». (Слайд 8­9) Теперь наша остановка на следующей станции. Учащиеся ещё раз обобщают способ получения  металла и  физические свойства, заполняют  маршрутный лист (недостающие данные сообщает учитель). Прежде, чем двигаться дальше, давайте немножко отдохнём.  Физминутка 5. Следующая станция 4.«Химические свойства простого вещества кальция». (Слайд 10­12) Место следующей остановки  – станция экспериментальная. Мы будем говорить о химических  свойствах металлов. Какие же свойства характерны для нашего металла? Учащиеся предполагают, в какие  химические реакции вступает кальций. Давайте обратимся к маршрутному  листу. Учащиеся записывают уравнения химических реакций в тетрадь. В конце рассмотрения делаем  вывод о химической активности кальция, его окислительно – восстановительных свойствах.  6. Продолжим. Следующая станция 5. «Соединения кальция». (Слайд 13 ­ 17) Учащиеся вспоминают о соединениях металлов. Учащиеся записывают формулу оксида кальция  и определяют его характер, вспоминают свойства основных оксидов. Учитель сообщает о  техническом названии СаО, о реакции «гашение извести» (стр. 171  в учебнике). Демонстрация лабораторного опыта. Гидроксид кальция (гашеная известь) является гидроксидом с типично основными свойствам и  относится к щелочам. В лаборатории мы называем его известковой водой. Давайте поставим «мыслительный эксперимент»: выберите, с какими  веществами будет  реагировать гидроксид кальция, запишите необходимые уравнения (при необходимости это  можно оставить в качестве д/з). При изучении химии в дальнейшем мы будем встречаться с соединениями кальция. Обратите  внимание на слайд: на нём представлены опыты c гидроксидом  кальция (обсуждение по слайду). В конце учащимся сообщается о применении соединений кальция: СаС2– применяют для  получения ацетилена и восстановления металлов, СаО – для получения в производстве  огнеупорных материалов, Са(ОН)2 – в строительстве, некоторые соли (хлорид кальция, глюконат кальция) – используются как лекарственные средства. (Слайд 18­19) 7. Следующая наша остановка станция 6. «Вот такой он – кальций» Кальций – это не просто химический элемент. Это самый распространённый макроэлемент в  организме человека. Его большая часть содержится  в скелете и зубах в виде фосфатов. Ионы  кальция  участвуют в процессах свёртывания крови, регулируют работу сердца, участвуют в  мышечных реакциях. (На слайдах 20­21 учащиеся  рассматривают продукты, содержащие  кальций: сыр, творог, мясо, рыба, зелень, чеснок). Чтобы не было проблем со здоровьем из­за  нехватки кальция, здоровый человек должен получать в день 1,5 г его. V. Закрепление (5 мин) Мыслительный эксперимент. 1 вариант:  Выберите с какими из перечисленных  ниже веществ будет реагировать гидроксид  кальция: а) К2О;   б) СО2;    в) НСl;    г) СО;    д) СuCl2;    е) NH4Cl .  2 вариант:  Выберите с какими из перечисленных  ниже веществ будет реагировать оксид  кальция: а) К2О;   б) СО2;    в) НСl;    г) Сu(ОН)2;    д) Н2О;    е) Н2SO4 . Внесите ответы в таблицу, если реагирует поставьте знак « + », если нет, то « ­ »  А 1 вариант 2 вариант Правильные ответы:  А ­ ­ 1 вариант 2 вариант Б Б + + В В + + Г Г ­ ­ Д Д + + Е Е + + VI. Подведение итогов уроков (1­2 мин). Проверка тестов, выставление оценок за урок. VII. Домашнее задание (1 мин) § 28, с. 169 – 174, № 2, 7,  с. 174, решить задачу на карточках. Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Реши задачу: На гидроксид натрия, взятый в необходимом количестве, подействовали  раствором, содержащим 252 г азотной кислоты. Вычислите массу полученной соли, если  практический выход составляет  90% от теоретического. __________________________________________________________________________ Приложение 1 Проверь свои знания по теме «Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства металлов» Вариант 1 1. В каких группах и подгруппах периодической системы находятся металлы? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________  2. Металл, электронная конфигурация которого 1s22s22p63s23p63d104s24p1___________________ 3. Изобразите схему металлической решётки. 4. Металлы в химических реакциях выступают в качестве_________________________________ 5. Как изменяются свойства металлов: атомный радиус, электроотрицательность и  восстановительные свойства в малых периодах? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 6. Заполните таблицу: Самый легкоплавкий Самый тугоплавкий Самый тяжелый Металлы Самый легкий Самый твердый Самый пластичный Самые электропроводные 7. Какие металлы встречаются только в виде соединений?_________________________________ 8. Напиши уравнения реакций:   А) Алюминия с серой;  __________________________________________________________________________________ В) натрия с водой; __________________________________________________________________________________  С) цинка с серной кислотой (разб.)                          __________________________________________________________________________________  Д) алюминия с гидроксидом натрия;                        __________________________________________________________________________________ Е) железа с хлоридом меди; __________________________________________________________________________________ 9. Количество металлов в ПСХЭ.______________________ 10. Самый пассивный металл _________________________ Проверь свои знания по теме «Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Физические и химические свойства металлов» Вариант 2 1. На внешнем энергетическом уровне атомов металлов находится _______________электронов.  2. Металлы расположены в _______________________________________________углу ПСХЭ. 3. Укажите соответствие между металлами и их физическими свойствами ( соедините  правильные ответы стрелками: Лучший проводник электричества                               Cu Самый тугоплавкий                                                        Сs Самый легкий                                                                  Li Самый пластичный                                                         W Самый твердый                                                               Au Плавиться в руках человека                                          Cr 4. Металлической связью называется__________________________________________________  __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 5. Как изменяются свойства металлов: атомный радиус, электроотрицательность и  восстановительные свойства в группах? __________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________ 6. Установите соответствие:     Металлы                                                                 Реакция с водой          Au                                                                           идет бурно           Ni                                                                           идет при нагревании           Li                                                                            не идет 7. Какие металлы встречаются в виде соединений________________________________________ 8.  Составьте уравнения реакций:      А) натрия с хлором     В) цинка с водой;     С) меди с серной кислотой (конц.) __________________________________________________________________________________     Д) железа с сульфатом меди; __________________________________________________________________________________       Е) алюминия с фосфорной кислотой; 9. Самый активный металл__________________________  10. Элемент, имеющий строение ……3s23p1, находится в группе: _________________________  Маршрутный лист Станция 1. «Визитка химического элемента». Время стоянки 5 минут. Вставим пропущенные слова в тексте Кальций - элемент __________группы, __________ подгруппы 1. Порядковый номер кальция _______. 2. 3. Заряд ядра атома кальция равен ______ 4. В атоме кальция __________ электронов. 5. В ядре атома кальция _________ протонов. 6. В ядре атома кальция ________ нейтронов. 7. Атом кальция имеет _________энергетических уровня. 8. Схема строения атома _________________. 9. На внешнем уровне в атоме кальция _________ электронов. 10.Степень окисления атома кальция в соединениях равна ________. 11.Простое вещество кальций является _________________________. Станция 2. « Кальций в природе». Время стоянки 3 минуты. Содержание в земной коре- Соединения: Станция 3. «Получение и физические свойства простого вещества». Время стоянки 3 минуты. Укажите: Способ получения кальция: _________________________________________________________ Рассмотрите образец на слайде и запишите его физические свойства: Цвет: Твёрдость: Плотность: Температура плавления: Условия хранения: Станция 4 (экспериментальная). « Химические свойства кальция». Время стоянки 10 минут. Составьте уравнения химических реакций. Сделайте выводы. Взаимодействие кальция C простыми веществами( H2, О2,СI2, S ) Назовите бинарные соединения Cо сложными веществами (Н2О, НCI) Назовите продукты реакции. Станция 5. «Соединения кальция». Время стоянки 10 минут. Оксид кальция: характер оксида, свойства: Гидроксид кальция: характер гидроксида, свойства. Применение соединений кальция: а); б) в)……..

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"

Конспект урока по теме: "Кальций и его соединения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2017