Конспект урока по теме "Комбинаторика"
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
математика
10 кл
11.12.2017
Конспект урока по теме "Комбинаторика"
Устные упражнения с просмотром презентации позволяют ускорить темп работы, усилить интерес учащихся, способствуют развитию сообразительности, смекалки, внимания и воспитанию дисциплинированности. При анализе самостоятельной работы с условием и решением на экране, осуществляется повторение ранее изученного материала:  репродуктивный метод поможет проверить умения связно отвечать;  частично-поисковый метод позволит проверить осознанность усвоения вычисления, способствует развитию умения сопоставлять, анализировать и обобщать;  необходимо поощрять творческую работу учащихся, и рассматривать задачи практической направленности.
комбинаторика.docx
Конспект урока по теме «Комбинаторика» Предмет: математика.  Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.  Тема: решение комбинаторных задач  Продолжительность: 1 урок ­ 45 минут. Класс: 9 класс. Цели урока:  Повторить и закрепить правила и формулы комбинаторики.  Способствовать выработке навыков и умений при решении задач на нахождение  количества различных комбинаций.  Развивать логическое мышление учащихся. Оборудование: ПК или ноутбук, проектор, экран. Программное  обеспечение: ОС Windows, MS Power Point, презентация к уроку. Дидактический   материал:   презентация   урока   (прил.   диск),  карточки   (приложение   к уроку). План урока:  № Этап урока 1 Организационный  момент 2 Проверка домашнего  3 4 6 задания Самостоятельная  работа Тренировочные  упражнения 5 Подведение итогов  урока Сообщение домашнего  задания № слайдов Содержание 1 – 2 Нацелить учащихся на урок 3 Коррекция ошибок Проверить осознанность усвоения решать простейшие задачи 4 ­ 5 6 ­ 10 Формировать умение решать задачи,  используя формулы комбинаторики 11 ­ Обобщить сведения, полученные на уроке Разъяснить содержание домашнего  задания Время (мин) 1 5 12 20 5 2 Ход урока. 1. Организационный момент, сообщение темы и цели урока.  Сегодня на уроке мы продолжим отрабатывать навыки решения комбинаторных  задач. Рассмотрим различные  задачи по комбинаторике,  которые можно решить разными  способами: каждый из Вас должен высказать свою точку зрения на решение задач. Девиз  нашего урока: «Чем больше я знаю, тем больше умею».   2. Проверка домашнего задания.  На дом были предложены задачи из сборника Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова  "Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе". Ответы можно  проверить, используя презентацию урока.  20 3. Самостоятельная работа. Вариант 1 Сколько трехзначных  чисел можно составить, используя цифры  1,2,3. одна и та же цифра в  числе повторяется. по дереву  возможных  вариантов Вариант 2 Сколько различных трехзначных чисел можно записать,  используя цифры 2, 7, 9, если  цифры в этих числах могут  повторяться. по дереву  возможных  вариантов Здание школы имеет 5  запасных выходов.  Сколькими способами  можно войти и выйти из здания школы? По правилу  умножения  55=25  способов. В коробке лежат  четыре шара: белый,  красный, зеленый. Из  нее вынимают два шара. Сколько существует  способов сделать это? Бк, бс, бз, кс,  кз, сз.  Ответ 6. 4. Тренировочные упражнения.  В меню столовой предложено на  выбор 5 первых, 8 вторых и 4  третьих блюда. Сколько  различных вариантов обедов,  первого, второго, третьего  блюда, можно составить из  предложенного меню? В коробке лежат четыре шара:  два белых, красный и зеленый.  Из нее вынимают два шара.  Сколько существует различных  способов вынуть два шара  разного цвета? По правилу  умножения  584 = 160 обедов. Бб, бк, бз, кз. Ответ: 3 1. Классу предлагается ответить на теоретические вопросы: a) Что понимаем под понятием «перестановки»? b) Как найти «перестановку» из n элементов? c) Что понимаем под понятием «сочетание»? d) Что понимаем под понятием «размещение»?  e) Как отличить, какая задача на «перестановки»,  «сочетания», «размещения»? 2. Задания, которые класс решает устно Вычислите:       2!        (2)      5!/4!                                                4!      (24)      5!/3!                                                 5!      (120) Важен ли порядок в следующих выборках:       а)  капитан волейбольной команды и его заместитель; (да)       б) 6 человек останутся убирать класс; (нет)       в) 2 серии из просмотра нового многосерийного фильма; (да)     Учитель задаёт  вопросы, слушает и  корректирует ответы  учащихся. После  обсуждения  теоретических  вопросов  демонстрируется  таблица «Типы  комбинаторных задач»,  где сосредоточен весь  нужный материал.  Показать, решая  задачи,  различия в  задачах данных типов. Далее: Учитель предлагает учащимся прочитать задачи и предложить способы её  решения. Учащиеся участвуют в обсуждении задачи и записывают решение в тетрадь.  Задачи № 3, 4 можно решить, комментируя запись в тетради. 21    Задачи № 5, 6, 7 решить, используя запись на доске. Необходимо рассмотреть  несколько способов решения задач. Задачу №8 ученики решают самостоятельно, с последующей проверкой. Задачи № 9, 10, 11 предложить для решения сильным учащимся. 3. В турнире участвуют  четыре человека.  Сколькими способами  могут быть распределены  места между ними? 4. В турнире участвуют  десять человек. Сколькими способами  могут быть распределены  места между ними? 5. Сколько рукопожатий  делают юноши каждое  утро, учитывая, что их 7  человек? 6. Девочки нашего класса  дежурят в столовой.  Сколькими способами  можно выбрать 2­х  дежурных из 5 девочек? 7. Девочки нашего класса  решили обменяться  фотографиями. Сколько  нужно сделать  фотографий, учитывая, что их 5 человек?    Сколько различных  упорядоченных наборов мы  можем составить, имея  некоторое число элементов,  каждый из таких  упорядоченных наборов,  есть перестановка. Первое место может занять  любой из четырех участников.  Второе место ­ любой из трех  оставшихся, третье – любой из двух оставшихся, на  четвертом месте остается  последний участник.  4 . 3 . 2 . 1 = 24.             Р = 4!       Ответ: 24. 10 .  9  .  8 . 7 .  6 . 5 . 4 . 3 . 2 . 1 =  = 3 628 880 Произведение первых десяти  натуральных чисел  обозначают 10! Каждый из 7 человек пожимает руку 6, т. к. сам с собой не  здоровается. Значит всего 7∙ 6 = 42 рукопожатий. При таком  подсчете каждое рукопожатие сосчитано дважды, один раз  при подсчете рукопожатий первого ученика, а другой раз при подсчёте рукопожатий второго ученика,  учитывая  одинаковые пары,  имеем    Для еще большего  количества элементов уже  будет сложно подсчитать  число перестановок    или       67  2 21 С 2 7  !7 !2)!2  !7 !2!5   76 2 7(   21 Ответ: 21 рукопожатие На первое место – можно поставить любую из пяти девочек, а на второе место – любую из 4. По правилу произведения  имеем,  5∙4=20, но при таком подсчёте, одна и та же пара  подсчитана дважды (пара 12 и 21). Тогда ответ,     45  2 10 или    С 2 5  !5 !2)!2  !5 !2!3   54 2 5(   )в(10 .     Ответ: 10 вариантов В классе 5 девочек, каждая подарит 4 фотографии, то общее  количество фотографий 5∙4= 20  (или: важно, кто кому  подарит фотографию, то  имеем дело с размещением  ). А2 5  54 )в(20 ;       А2 5  !5  )!2 5(  54 !5 !3 . )в(20 22 8. Составляя расписание на понедельник в 7 классе,  завуч может поставить 6  уроков: алгебра, физика,  биология, труд, история,  физкультура.  Сколько  существует вариантов  расписания? Дополнительные задачи. 9. Сколько  экзаменационных  комиссий, состоящих из 7  человек, можно создать из  14 преподавателей? 10. В футбольной команде  11 человек, нужно выбрать  капитана и его заместителя. Сколькими способами это  можно сделать? 11. Сколькими способами  можно составить  расписание на день из пяти  различных уроков, если  изучается 14 предметов? Ответ: 20 вариантов Имеем дело с перестановками из 6 элементов , если «зафиксировать» один элемент, то  P6  !6 720 )в( перестановка из 5 элементов. P5  !5 120 Дополнительный вопрос: сколько будет вариантов, если  третий урок алгебра? С14 7= !14  14(!7  !14  !7!7  )!7 1098!7  11  !7!7 1213  14  3432 . 1=11. Каждый из оставшихся 10 членов команды может  Каждый из 11 человек команды может стать капитаном.  С11 стать заместителем капитана. С10 способов будет 10 1=10. Поэтому всего  11  .110 Ответ: 110 способов = = !14 !9 !14  14( )!5 5 14А = =  10!9  13 11 14 12 !9  14 11 10 13 12 240240 . 5. Подведение итогов урока.  Подводя итоги урока, предлагается  учащимся продолжить предложение: «Мне  очень понравилась задача …» Учитель подводит итоги урока, говорит о важности данной темы и о возможности  самостоятельного ее изучения, комментирует оценки учащихся. 6. Домашнее задание.  12. Сколькими способами  9 учащихся могут встать в очередь в школьном  буфете? Присвоим каждому учащемуся номер (от 1 до 9). Тогда  каждый способ расположения этих учащихся в очереди будет  представлять собой последовательность из 9 цифр, порядок  которых может меняться. Р9=9!=123456789=362880.  23 13. Сколько существует  способов выбрать троих  ребят из 11 желающих  дежурить по школе? 14. Сколькими способами  могут занять первое,  второе и третье места 8  участниц финального  забега на 100м?                                                    Ответ: 362880 способов Количество сочетаний из 11 по 3 (порядок выбора не имеет  значения) равно:  . С 3 11 !11  !8!3   10 11 9  321  165                                                             Ответ: 165 способов. Выбор из 8 по 3 с учётом порядка:  3 8А  678 336 !8 !5 способов.                                                      Ответ: 336 способов. Общие замечания к проведению урока.  Устные упражнения с просмотром презентации позволяют ускорить темп работы,  усилить интерес учащихся, способствуют развитию сообразительности, смекалки,  внимания и воспитанию дисциплинированности. При анализе самостоятельной работы с условием и решением на экране,  осуществляется повторение ранее изученного материала:   репродуктивный метод поможет проверить умения связно отвечать; частично­поисковый метод позволит проверить осознанность усвоения вычисления,  способствует развитию умения сопоставлять, анализировать и обобщать; необходимо поощрять творческую работу учащихся, и рассматривать задачи  практической направленности.  Через использование частично­поискового метода и через индивидуальные и  групповые способы организации познавательной деятельности происходит повторение и  закрепление правил и формул комбинаторики. Создание проблемных ситуаций делает процесс обучения активным,  дифференцированным, обеспечивает связь с жизнью. Работа каждого должна быть оценена, тогда учебно­воспитательный момент  положительно повлияет на конечный результат урока.  Приложение к уроку №1 Карточки для групповой и индивидуальной работы Самостоятельная работа Вариант 1 Вариант 2 24 1. Сколько трехзначных чисел можно  составить, используя цифры  1,2,3. одна и та же цифра в числе повторяется. 2. Здание школы имеет 5 запасных выходов.  Сколькими способами можно войти и выйти из здания школы? 3. В коробке лежат четыре шара: белый,  красный, зеленый. Из нее вынимают два  шара. Сколько существует способов сделать это? 1. Сколько различных трехзначных чисел  можно записать, используя цифры 2, 7, 9,  если цифры в этих числах могут  повторяться. 2. В меню столовой предложено на выбор 5  первых, 8 вторых и 4 третьих блюда.  Сколько различных вариантов обедов,  первого, второго, третьего блюда, можно  составить из предложенного меню? 3. В коробке лежат четыре шара: два белых,  красный и зеленый. Из нее вынимают два  шара. Сколько существует различных  способов вынуть два шара разного цвета? Решить задачи 3. В турнире участвуют четыре человека. Сколькими способами могут быть распределены места между ними? 4. В турнире участвуют десять человек. Сколькими способами  могут быть распределены места между ними? 5. Сколько рукопожатий делают юноши каждое утро, учитывая, что их 7 человек? 6. Девочки нашего класса дежурят в столовой. Сколькими способами можно выбрать 2­х  дежурных из 5 девочек? 7. Девочки нашего класса решили обменяться фотографиями. Сколько нужно сделать  фотографий, учитывая, что их 5 человек? 8. Составляя расписание на  понедельник в 7 классе, завуч может поставить 6 уроков:  алгебра, физика, биология, труд, история, физкультура.  Сколько существует вариантов  расписания? Дополнительные задачи 9. Сколько экзаменационных комиссий, состоящих из 7 человек, можно создать из 14  преподавателей? 10. В футбольной команде 11 человек, нужно выбрать капитана и его заместителя.  Сколькими способами это можно сделать? 11. Сколькими способами можно составить расписание на день из пяти различных уроков,  если изучается 14 предметов? 12. Сколькими способами 9 учащихся могут встать в очередь в школьном буфете? Домашнее задание 25 13. Сколько существует способов выбрать троих ребят из 11 желающих дежурить по  школе? 14. Сколькими способами могут занять первое, второе и третье места 8 участниц  финального забега на 100м? 26

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"

Конспект урока по теме "Комбинаторика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2017