Конспект урока по теме: Односоставные предложения. Назывные предложения 8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока. Односоставные предложения. Назывные предложения Цель урока. Создание условий для формирования языковой компетенции: ознакомление с назывными предложениями, повторение и систематизация знаний о разновидностях односоставных предложений; развитие орфографической зоркости; активизация учебно-познавательной деятельности учащихся при изучении односоставных предложений; формирование умений организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их, умение сотрудничать.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема урока. Односоставные предложения. Назывные предложения Цель урока. Создание условий для формирования языковой компетенции: ознакомление с назывными  предложениями, повторение и систематизация знаний о разновидностях односоставных предложений; развитие орфографической зоркости; активизация учебно­познавательной деятельности учащихся при изучении односоставных предложений; формирование умений организовывать взаимосвязь своих  знаний и упорядочивать их, умение сотрудничать. Ход урока Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Леса убегают далеко­далеко. Во всем утомленье, глухое, немое. К. Бальмонт 1. Мобилизующий этап.  Читаем эпиграф. Отвечаем на вопросы.  Какое настроение возникает, когда читаем эти строки?  Какое слово в эпиграфе не совсем понятно. Что обозначает? (Учащиеся отмечают несколько слов: недвижимый, безглагольность) 1. Вводно ­ мотивационный этап.  Проверка домашнего задания.  Читаем мини сочинения «Зимнее очарование». Составлены учащимися тексты с  использованием односоставных предложений. Два сочинения учащихся.  Время рассвета. Но сейчас зима. Ранним утром на улице темно, морозит слегка, а если  прислушаться, то можно услышать, как смелая птичка пытается петь. Именно в такую погоду  стоит выйти и погулять на свежем воздухе. Под ногами хрустит снег, деревья покрыты инеем.  Что может быть лучше? Никакая пора года так не чарует, как зима. (Лена)  Вечереет. Туманом затянуло поле возле леса. Протяжно завывало на опушке и тут же заухало.  Потом становилось совсем тихо. Было как­то одиноко, но в то же время спокойно. Быстро  темнеет. И тут же задумываешься: чудно все­таки на нашем свете! (Рита)  Выход на тему и цель урока.  Находим в текстах сочинений односоставные предложения, подчеркиваем главный член.  Определяем вид предложения. Доказываем.  Сравниваем с эпиграфом. Находим в эпиграфе предложения с подлежащим.  Называют учащиеся тему урока: односоставные предложения с главным членом – подлежащим. Исходя из темы урока, формулируем цели, адаптированные к учащимся: к концу урока должны  знать, что это за односоставные назывные предложения, знать их отличительные признаки,  уметь находить в тексте, употреблять в речи. 1. Этап операционно­познавательной деятельности.  Слово учителя. Раз мы уже заговорили о пейзаже, попытались передать свои ощущения в мини  сочинениях, которые вызывает природа, обратимся еще к одному пейзажу, изображенному К.  Д. Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное». Ученик читает наизусть. Аллеи рек. Зеркальности озёр. Хрустальный ключ. Безгласные затоны. Живая сказка, страшный тёмный бор. Его вершин немолкнущие звоны. Воздушность ив. Цветы родных полей. Апрельский сон с его улыбкой маю. Я целый мир прошёл в мельканьи дней, Но лучше вас я ничего не знаю. ­ Объяснить значение слова затоны. (Затон ­ часть акватории реки, защищённая от ледохода и  течения). ­ Запишем стихотворение и отметим грамматические основы предложений (стихотворение на слайде).  Объяснить правописание некоторых слов. ­ Чем выражены основы в большинстве предложений? (подлежащим) ­ Какое значение придают стихотворению подлежащие? (В стихотворении практически нет действия.  Подлежащие передают недвижимость, неизменность, постоянство, тишину, вечную красоту природы.  «Безглагольность» пейзажа противопоставлена в стихотворении «целому миру», «мельканью дней»). ­ Подлежащие НАЗЫВАЮТ. Дается понятие назывных предложений. ­ С учащимися определяем значение и строение назывных предложений.  Значение: назывные предложения обозначают существование предмета или явления в  настоящем времени.  Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот  и вон; может быть распространенным и нераспространенным. ­ Обращается внимание на то, что выразительная емкость этих предложений делает их незаменимым  средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление  стремительного действия. 1. Этап реализации новых знаний.  Работа по учебнику. Сверяем с учебником. Читаем правило.   1 вариант выполняет упражнение 204. 2 вариант выполняет упражнение 205.  Упражнение 206 выполняет на доске учащийся. Распространить назывные предложения.  Записать. Упражнение 207 (1­4) выполняем устно. Отвечаем на поставленные вопросы.  Работа в парах. Устно определить: какого вида предложения в стихотворениях. Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн. Близко буря. В берег бьется Чуждый чарам черный челн. К. Бальмонт Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу. А. Фет Не привыкайте к чудесам – Дивитесь им, дивитесь! Не привыкайте к небесам, Глазами к ним тянитесь. Приглядывайтесь к облакам, Прислушивайтесь к птицам, Прикладывайтесь к родникам, ­ Ничто не повториться! В. Шефнер 1. Этап коррекции знаний.  Запись под диктовку предложений из стихотворений А. Фета. Тихая, звездная ночь... Темно­синее небо и в мелких и в крупных звездах. Сновиденье. Пробужденье. Тает мгла. — Назовите грамматические основы предложений. Назывные предложения могут быть  распространенными и нераспространенными. Ср.: Вечер.— Тихий зимний вечер. Второе предложение распространено согласованными  определениями.  Установить соответствие между столбиками таблицы Тест «ДА. НЕТ» 1. Определенно ­ личные предложения ­ это односоставные предложения. (Да) 2. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет) 3. Можно ли в неопределённо ­ личном предложении восстановить подлежащее? (Да) 4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет) 5. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да) 6. Назывные ­ двусоставные предложения? (Нет) 7. Назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме  напоминающий подлежащее? ( Да) 8. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да) 9. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет) 10. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)  Списать предложения, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; определить виды  односоставных предложений, выполнить лексический разбор обозначенных слов.1. Этап рефлексии. Оценка и самооценка учащихся.  Слово учителя. Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что  таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н. В. Гоголь сказал: «Родник поэзии  есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос:  «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах,  но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно  указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).  Три человека несут по тяжелому камню. Один: «Я несу этот проклятый камень». Второй: «Я его обменяю на хлеб». Третий: «А я строю храм».  Пусть каждый из вас скажет себе: «Чем был для меня урок? Тяжелой работой? Средством  создать хорошее мнение о себе? Или я закладывал кирпичик в Храм своей образовательной  деятельности?» 1. Этап информации о домашнем задании.  Упражнение 208.  Составить кластер по видам простых предложений.

Посмотрите также