Урок русского языка по программе Рыбченковой с использованием учебника и тетради на печатной основе.
Цель: познакомиться с разрядами союзов по грамматическому значению и по структуре, повторить правописание предлогов, умение читать схемы предложений, расставлять знаки препинания в предложении с однородными членами и сложном предложении.
Конспект урока по теме.doc
Конспект урока по теме «Разряды союзов» ( 7 класс по учебнику Рыбченковой)
Цель: познакомиться с разрядами союзов по грамматическому значению и по структуре,
повторить правописание предлогов, умение читать схемы предложений, расставлять знаки
препинания в предложении с однородными членами и сложном предложении.
Ход урока.
1. Индивидуальная работа по карточкам у доски (2 учащихся)
2. Лингвистическая минутка: «Почему мы так говорим?» сообщение ученика.
(Несколько устаревший фразеологизм заставляет вспомнить слово
«трапеза», что погречески означает «стол», отсюда «затрапезный» —
«застольный». Сегодня мы употребляем это слово в значении «бедный»,
«захудалый», «низкосортный». Но разве не принято к обеденному столу
одеваться красиво? Оказывается, так было не везде и не всегда. Когдато в
духовных училищах и семинариях дети бедного провинциального духовенства
ходили в старых, потертых халатах. Именно за трапезами можно было
увидеть множество таких одежд, получивших название «затрапезных».
Правда, по другой версии лингвистов, у этого выражения есть еще одно
объяснение, отсылающее нас к петровским временам. Среди
предпринимателей, получивших от Петра фабрики «в поощрение
способностей и полезной деятельности», был Иван Затрапезников,
развернувший производство на ярославской текстильной мануфактуре,
которая быстро приняла его красочную фамилию в качестве «бренда».
Фабрика выпускала материю под названием «пестрядь», или «пестрядина», в
народе прозванную «затрапезом», «затрапезником». Эта грубая дешевая
ткань из пеньки (конопляного волокна) годилась для обивки тюфяков, шитья
халатов и шаровар. Похожий на голландский тик (материю для подушек),
затрапез был пестрым или в синюю полоску и носил еще несколько названий в
зависимости от вида плетения — «погоняйка», «путанка», «тяжина»,
«скворцовая», «наволочная». Вот из этого затрапеза и шили одежду.
СалтыковЩедрин в «Пошехонской старине» пишет: «[сенных девушек] плохо
кормили, одевали в затрапез и мало давали спать, изнуряя почти
непрерывной работой». А дама из «Доходного места» Островского вторит
ему: «По моему состоянию я вас могла бы только в ситцевых да в затрапезных
платьях водить».)
3. На доске:
1. Мы узнали, что слово «затрапезный» прямого отношения к трапезе не имеет.
2. Ктото из предков купца Затрапезнова стал известен своим гостеприимством или
умением вести застольные беседы.
3. «Трапеза» погречески «стол», а «затрапезный» значит «застольный»
Охарактеризуйте предложения по схемам:
1) [= или ]
2) [ ], а [ ] 3) [ = ], (что =)
Соотнесите схемы и предложения ^
( 13 2 1 3 2)
Какова роль союзов в этих предложениях?
Чем сложные предложения отличаются друг от друга?
Как вы это определили?
Сверим свои наблюдения с материалами учебника – стр.162
Как пунктуационно выглядит разница между простым и сложным предложением?
4. Проверка работы у доски
1) Задание: Определите, где союз связывает однородные члены предложения, а где
простые предложения в составе сложного. Вставьте пропущенные буквы,
расставьте, где нужно, запятые. Подчеркните грамматические основы.
Дети сопели на берегу и не спускали глаз с миноносца. (К. Паустовский) Ранняя ива
ра..пушилась и к ней пр..летела пчела и шмель загудел и первая бабочка сл..жила
крылышки. (М. Пришвин) Жукпл..вунец, грузный, с усиками, тихо вын..рнул из
глубины озёрных джунглей и чуть дыша, боясь себя обнаружить, заворожено следит
за оч..ровательной танцовщиц..й. ( Ф. Нестеров) Ветер стихал и свежая п..хлада
начинала ра..пространяться в виноградниках. (Л. Толстой)
Что такое союз?
2) Объянить орфограммы на месте раскрытых скобок и пропущенных букв.
Из (за) болезни, (в)течении.. недели, (в) продолжении.. дня , (не) смотря на погоду,
иметь (в) виду, (в) течении.. реки, бл..годаря помощи, (на) перекор желаниям, согласно
план.., вопр..ки предсказани…
Что общего между предлогом и союзом?
Чем они различаются?
5. Решаем задачу.
Перед вами союзы. На какие две группы мы можем их разделить?
И; чтобы; потому что; либо; так как; что; как будто; зато; однако; не только…но и;
если; когда; оттого что.
Сверим свои догадки с учебником (стр. 163)
6. Закрепление материала. Упр.299 (коллективно)
Тетрадь на печатной основе : п. 49, упр1 (самно)
7. Подведение итогов урока, выставление оценок. 8. Д/з упр. 300, п.49
Конспект урока по теме «Разряды союзов» 7 класс
Конспект урока по теме «Разряды союзов» 7 класс
Конспект урока по теме «Разряды союзов» 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.