Конспект урока по теме "Щит военный, щит духовный" (5 класс, истоки)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Показать Московский Кремль как крепость военную и крепость духовную. Задачи: • узнать происхождение слова кремль; • показать, что кремль являлся обязательной принадлежностью старинного русского города; • показать особое место Московского Кремля среди кремлей других городов; • познакомить с сооружениями Московского Кремля, подтверждающими его военное и духовное значение. Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ Форма: беседа, работа в четверках, Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кремль».
Иконка файла материала щит военный, щит духовный.doc
Мой университет – www.moi­mummi.ru Предмет «Истоки» Тема: «Щит военный, щит духовный», 5 класс, 1 час Уроки с использованием  ИКТ Автор: Дитятьева О.С., МБОУ «Тотемская СОШ №3» Цель урока: Показать Московский Кремль как крепость военную и крепость духовную. Задачи: ∙                 узнать происхождение слова кремль; ∙                 показать, что кремль являлся обязательной принадлежностью старинного  русского города; ∙                 показать особое место Московского Кремля среди кремлей других городов; ∙                 познакомить с сооружениями Московского Кремля, подтверждающими его  военное и духовное значение. Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ Форма: беседа, работа в четверках,  Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кремль». Ход урока 1.             Организационное начало урока. Приветствие. 2.             Фронтальный опрос. 1)             С какими чудесами России познакомились? 2)             Что запомнилось больше всего и почему? 3)             Можно ли их отнести к символам нашей Родины? Почему? 4)             Какие еще символы­ ассоциации Руси­ России можно назвать? 3.             Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация. Учитель:Сегодня на уроке мы начинаем знакомство еще с одним чудом России (и  одновременно ее «символом») — это Московский Кремль,(слайды 1­2). Велика и  необъятна наша Россия. Разнообразны и разнолики ее просторы. Живет в ней много  народов, и звучат разные наречия. Но есть а России места, где эти различия вдруг исчезают. И мы начинаем ощущать себя детьми общей Матери­Родины. Одним из таких мест  является Московский Кремль. Вопрос классу: Что же обозначает слово «кремль», откуда оно появилось? (ответы  учащихся) Работа с понятием «кремль»: на парты выдать раздатку со значением слова из  разных словарей (приложение 1). Результат записывают в рабочую тетрадь, стр.11,  задание №1 Учитель: Итак, Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец; другие  синонимы — кром; город, городок или град; крепость) — принятое в настоящее время  название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с  бойницами и башнями. Слово «кремль» впервые появляется в летописи под 1317 годом как «кремник». Кремль  являлся обязательной принадлежностью старинного русского города. Это его центральное  укрепление, расположенное на возвышенном месте. Боровицкий холм — место рождения  Москвы. С Боровицкого холма началось строительство Московского Кремля.(слайд 3) В  1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления.  Изначально, стеной был обнесен именно этот холм и уже после, с увелечением территории,Мой университет – www.moi­mummi.ru Кремль и Москва росли.  Другие его названия: Боровицкий мыс и Кремлёвский холм. Это  один из тех самых "семи холмов" и самый первый из них, на которых стоит вся Москва. Учитель: Рассмотрите иллюстрации в учебнике ( стр. 93­94), в рабочей тетради (стр.11), на слайде. Что собой представляет кремль? (что он собой напоминает?) почему у вас  складывается такое впечатление? Ответы учащихся: толстые стены, крепость, толстые и крепкие, высокие стены, башни… Учитель: вы правы, вид крепости кремлю придают мощные стены. Сейчас стены  московского кремля из красного кирпича, но так было не всегда. ( слайды 4, 5, 6) До 14 века стены были из дерева, при Иване Калите стены делают из дуба, при Дмитрии  Донском строится белокаменный кремль, при Иване 3 – из красного кирпича. Чтение текста учебника ­ стр.94­95 о стенах Московского кремля, башнях; ответы на  вопросы: ширина стен, количество башен, их внешний вид, названия башен, (слайды 7,8,) (Водовзводная  Боровицкая  Оружейная  Комендантская  Троицкая  Кутафья  Средняя  Арсенальная   Угловая  Арсенальная НикольскаяСенатскаяСпасская   ЦарскаяНабатнаяКонстантино­ЕленинскаяБеклемишевскаяПетровскаяВторая Безымянная Первая БезымяннаяТайницкаяБлаговещенская) Учитель: можно ли сказать, что Кремль имеет военное назначение и является «щитом»?  Почему? Ответы учащихся. Учитель:Большое значение для Кремля­крепости имеет Архангельский собор, который  хорошо виден со стороны Москвы­реки.( слайд9) Собор освящен во имя Архангела  Михаила, который почитается как предводитель Небесных сил­ ангелов. Архангел Михаил  считается покровителем русских воинов, поэтому Кремль находится, по мысли многих  людей, под его защитой – является «духовным щитом». В 1990 году Кремль был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.  Активное занятие в четверках «Щит военный, щит духовный» (Рабочая тетрадь. Часть  II. Страница 13). Задание 1. Самостоятельно. Учащимся предлагается прочитать три текста о Московском Кремле. Найти в каком из  отрывков идет речь о Кремле как о щите военном, а в каком — как о щите духовном.  Пометить текст как указано в задании. Задание 2. Работа в четверке. Учащимся предлагается обсудить содержание текстов вместе, придти к единому решению. Экспертная оценка. Учитель: Вывод.Кремль — общерусская национальная святыня и одно из чудес света.  Сред остальных знаменитых кремлей нашего Отечества он занимает особое место. Но,  также как и другие кремли, Московский Кремль для нашей столицы являлся и щитом  военным, военной крепостью и щитом духовным, крепостью Божией, молитвами святых  невидимо охраняющей город.  Рефлексия. ∙ Что больше всего запомнилось на уроке? ∙ Какие образы Московского Кремля вы узнали (стр.14)?  Учитель:Итог. Я надеюсь, что сегодняшний урок вы прикоснулись к истокам образа Московского Кремля  как щита военного и щита духовного. А каждый из вас еще раз испытал гордость за  святыню нашего государства. Домашнее задание. Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 12. Задания3, 4, 5. Приложение:Мой университет – www.moi­mummi.ru 1. определение «кремля» из разных словарей Новый толково­словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова. Кремль­ м. Московский Кремль как место пребывания главы государства. Орфографический словарь кремль кремль, ­`я (крепость в старых русских городах) и Кремль, ­`я (район города,  архит. комплекс; правительственная резиденция в Москве) ; Моск`овский Кр`емль; но:  Новгор`одский кр`емль, Пск`овский кр`емль, Ряз`анский кр`емль и т. п. Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой КРЕМЛЬ, ­я, м. Крепость в старых русских городах. Московский К. IIприл. кремлевский,  ­ая, ­ое. Кремлевская стена. Кремлевские звезды(пятиконечные рубиновые звезды на  башнях Московского Кремля). Толковый словарь В.И.Даля КРЕМЛЬ м. крем, кремник стар. и кром (от кромить, кромленое место), детинец,  внутреняя крепостца, крепость внутри города; стена с бойницами, воротами, башнями,  ограждающая важнейшую часть города, дворец, казну и пр. Кремлевский, до кремля  относящ. Кремлевой, часть его составляющий. Кремлевое дерево, на краю леса, одиноко и  на просторе выросшее; крепкое строевое, здоровое. Кремь ж. стар. лучшая часть  заповедника, крепкий и крупный строевой лес в заветном бору. Кремлевник м. арх. вят.  хвойный лес по моховому болоту. Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова КРЕМЛЬ кремля, м. В старых русских городах ­ внутренняя городская крепость.  Московский кремль. Стены кремля. 6 букв в слове "кремль": е к л м р ь.Мой университет – www.moi­mummi.ru