Конспект урока по теме "Щит военный, щит духовный" (5 класс, истоки)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
5 кл
16.04.2017
Цель урока: Показать Московский Кремль как крепость военную и крепость духовную.
Задачи:
• узнать происхождение слова кремль;
• показать, что кремль являлся обязательной принадлежностью старинного русского города;
• показать особое место Московского Кремля среди кремлей других городов;
• познакомить с сооружениями Московского Кремля, подтверждающими его военное и духовное значение.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Форма: беседа, работа в четверках,
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кремль».
щит военный, щит духовный.doc
Мой университет – www.moimummi.ru
Предмет «Истоки»
Тема: «Щит военный, щит духовный», 5 класс, 1 час
Уроки с использованием ИКТ
Автор: Дитятьева О.С., МБОУ «Тотемская СОШ №3»
Цель урока: Показать Московский Кремль как крепость военную и крепость духовную.
Задачи:
∙ узнать происхождение слова кремль;
∙ показать, что кремль являлся обязательной принадлежностью старинного
русского города;
∙ показать особое место Московского Кремля среди кремлей других городов;
∙ познакомить с сооружениями Московского Кремля, подтверждающими его
военное и духовное значение.
Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ
Форма: беседа, работа в четверках,
Оборудование: мультимедийная установка, презентация «Кремль».
Ход урока
1. Организационное начало урока. Приветствие.
2. Фронтальный опрос.
1) С какими чудесами России познакомились?
2) Что запомнилось больше всего и почему?
3) Можно ли их отнести к символам нашей Родины? Почему?
4) Какие еще символы ассоциации Руси России можно назвать?
3. Сообщение темы урока. Постановка целей. Мотивация.
Учитель:Сегодня на уроке мы начинаем знакомство еще с одним чудом России (и
одновременно ее «символом») — это Московский Кремль,(слайды 12). Велика и
необъятна наша Россия. Разнообразны и разнолики ее просторы. Живет в ней много
народов, и звучат разные наречия. Но есть а России места, где эти различия вдруг исчезают.
И мы начинаем ощущать себя детьми общей МатериРодины. Одним из таких мест
является Московский Кремль.
Вопрос классу: Что же обозначает слово «кремль», откуда оно появилось? (ответы
учащихся)
Работа с понятием «кремль»: на парты выдать раздатку со значением слова из
разных словарей (приложение 1). Результат записывают в рабочую тетрадь, стр.11,
задание №1
Учитель: Итак, Кремль (первоначальное название до XIV века — детинец; другие
синонимы — кром; город, городок или град; крепость) — принятое в настоящее время
название городских укреплений в древней Руси; город, окружённый крепостной стеной с
бойницами и башнями.
Слово «кремль» впервые появляется в летописи под 1317 годом как «кремник». Кремль
являлся обязательной принадлежностью старинного русского города. Это его центральное
укрепление, расположенное на возвышенном месте. Боровицкий холм — место рождения
Москвы. С Боровицкого холма началось строительство Московского Кремля.(слайд 3) В
1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления.
Изначально, стеной был обнесен именно этот холм и уже после, с увелечением территории, Мой университет – www.moimummi.ru
Кремль и Москва росли. Другие его названия: Боровицкий мыс и Кремлёвский холм. Это
один из тех самых "семи холмов" и самый первый из них, на которых стоит вся Москва.
Учитель: Рассмотрите иллюстрации в учебнике ( стр. 9394), в рабочей тетради (стр.11), на
слайде. Что собой представляет кремль? (что он собой напоминает?) почему у вас
складывается такое впечатление?
Ответы учащихся: толстые стены, крепость, толстые и крепкие, высокие стены, башни…
Учитель: вы правы, вид крепости кремлю придают мощные стены. Сейчас стены
московского кремля из красного кирпича, но так было не всегда. ( слайды 4, 5, 6)
До 14 века стены были из дерева, при Иване Калите стены делают из дуба, при Дмитрии
Донском строится белокаменный кремль, при Иване 3 – из красного кирпича.
Чтение текста учебника стр.9495 о стенах Московского кремля, башнях; ответы на
вопросы: ширина стен, количество башен, их внешний вид, названия башен, (слайды 7,8,)
(Водовзводная Боровицкая Оружейная Комендантская Троицкая Кутафья Средняя
Арсенальная Угловая Арсенальная НикольскаяСенатскаяСпасская
ЦарскаяНабатнаяКонстантиноЕленинскаяБеклемишевскаяПетровскаяВторая Безымянная
Первая БезымяннаяТайницкаяБлаговещенская)
Учитель: можно ли сказать, что Кремль имеет военное назначение и является «щитом»?
Почему?
Ответы учащихся.
Учитель:Большое значение для Кремлякрепости имеет Архангельский собор, который
хорошо виден со стороны Москвыреки.( слайд9) Собор освящен во имя Архангела
Михаила, который почитается как предводитель Небесных сил ангелов. Архангел Михаил
считается покровителем русских воинов, поэтому Кремль находится, по мысли многих
людей, под его защитой – является «духовным щитом».
В 1990 году Кремль был включён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Активное занятие в четверках «Щит военный, щит духовный» (Рабочая тетрадь. Часть
II. Страница 13).
Задание 1. Самостоятельно.
Учащимся предлагается прочитать три текста о Московском Кремле. Найти в каком из
отрывков идет речь о Кремле как о щите военном, а в каком — как о щите духовном.
Пометить текст как указано в задании.
Задание 2. Работа в четверке.
Учащимся предлагается обсудить содержание текстов вместе, придти к единому решению.
Экспертная оценка.
Учитель: Вывод.Кремль — общерусская национальная святыня и одно из чудес света.
Сред остальных знаменитых кремлей нашего Отечества он занимает особое место. Но,
также как и другие кремли, Московский Кремль для нашей столицы являлся и щитом
военным, военной крепостью и щитом духовным, крепостью Божией, молитвами святых
невидимо охраняющей город.
Рефлексия.
∙ Что больше всего запомнилось на уроке?
∙ Какие образы Московского Кремля вы узнали (стр.14)?
Учитель:Итог.
Я надеюсь, что сегодняшний урок вы прикоснулись к истокам образа Московского Кремля
как щита военного и щита духовного. А каждый из вас еще раз испытал гордость за
святыню нашего государства.
Домашнее задание. Рабочая тетрадь. Часть II. Страница 12. Задания3, 4, 5.
Приложение: Мой университет – www.moimummi.ru
1. определение «кремля» из разных словарей
Новый толковословообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова.
Кремль м. Московский Кремль как место пребывания главы государства.
Орфографический словарь
кремль кремль, `я (крепость в старых русских городах) и Кремль, `я (район города,
архит. комплекс; правительственная резиденция в Москве) ; Моск`овский Кр`емль; но:
Новгор`одский кр`емль, Пск`овский кр`емль, Ряз`анский кр`емль и т. п.
Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой
КРЕМЛЬ, я, м. Крепость в старых русских городах. Московский К. IIприл. кремлевский,
ая, ое. Кремлевская стена. Кремлевские звезды(пятиконечные рубиновые звезды на
башнях Московского Кремля).
Толковый словарь В.И.Даля
КРЕМЛЬ м. крем, кремник стар. и кром (от кромить, кромленое место), детинец,
внутреняя крепостца, крепость внутри города; стена с бойницами, воротами, башнями,
ограждающая важнейшую часть города, дворец, казну и пр. Кремлевский, до кремля
относящ. Кремлевой, часть его составляющий. Кремлевое дерево, на краю леса, одиноко и
на просторе выросшее; крепкое строевое, здоровое. Кремь ж. стар. лучшая часть
заповедника, крепкий и крупный строевой лес в заветном бору. Кремлевник м. арх. вят.
хвойный лес по моховому болоту.
Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова
КРЕМЛЬ кремля, м. В старых русских городах внутренняя городская крепость.
Московский кремль. Стены кремля.
6 букв в слове "кремль": е к л м р ь. Мой университет – www.moimummi.ru
Конспект урока по теме "Щит военный, щит духовный" (5 класс, истоки)
Конспект урока по теме "Щит военный, щит духовный" (5 класс, истоки)
Конспект урока по теме "Щит военный, щит духовный" (5 класс, истоки)
Конспект урока по теме "Щит военный, щит духовный" (5 класс, истоки)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.