Тема урока: «Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Дидактическая цель: создание условий для формирования у учащихся умения строить текст в определённой композиционной форме, личностного отношения к шедеврам российской живописи.
Образовательная цель: познакомить учащихся с художественными достоинствами картин И.Э. Грабаря, научить определять основную идею картины, анализировать детали, изображаемые художником, составлять план сочинения и делать выводы.
Развивающая цель: развивать навыки связной речи, внимание, память.
Воспитательная цель: воспитывать у учащихся чувства прекрасного, внимательного отношения к окружающему миру.
Тип урока: «Открытие нового знания».
Форма организации деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- коллективная.
Методы обучения: словесный, эвристический, репродуктивный, наглядно – иллюстративный.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Дидактическая задача |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организа-ционный этап |
Подготовить учащихся к работе на уроке. |
Настраивает учащихся на начало урока. Вступительное слово учителя. |
Настраиваются на урок. |
2. |
Этап мотивации и целеполага-ние. |
Обеспечить мотивацию, создать условия для постановки целей урока самим учеником, актуализировать опорные знания и умения. |
Создаёт условия для мотивации и субъектного целеполагания. Под музыку Чайковского (месяц январь) учитель читает наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
|
Осуществляют субъектное целеполагание. |
3. |
Изучение нового материала |
Организовать познавательную деятельность учащихся на усвоение нового материала |
Организует изучение нового учебного материала в совместной деятельности. - Компьютерная презентация Слово о художнике И. Э. Грабаре и его картинах. |
Активно участвуют в усвоении нового материала. |
4. |
Этап отработки умений и навыков. |
Создать условия для осознания и осмысления учебной информации и её анализа. |
I. Работа над картиной «Февральская лазурь». Предлагает ученикам рассмотреть картину и поделиться первыми впечатлениями. Что изображено на картине? Выберите ответы, которые, по вашему мнению, являются правильными: v хмурое зимнее утро v зимний пейзаж v солнечный зимний день v сосновый лес v белоствольные берёзы v ослепительно-яркое небо Выделите определения, которые наиболее точно передают изображённое на картине. 1. Небо — лазоревое, хмурое, яркое, сияющее, мрачное, праздничное, ярко-голубое. 2. Снег — сиреневый, сверкающий, тающий, синий в тени, грязный, переливающийся. 3. Берёза — белоствольная, сверкающая белизной, надломленная, ветвистая, неказистая, величественная. Выясните, обратившись к словарю, значение слова «лазурь». Привлекает учащихся к обсуждению значения слова. II. Работа с упр.120. 5. Символом русской природы для И. Грабаря является берёза. Он пишет: «Что может быть прекраснее берёзы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все остальные деревья на свете имеют тёмные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево-сказка». Но берёза является символом русской природы не только для замечательного художника И.Э. Грабаря, но и для многих поэтов. 6. Работа над композицией сочинения. Прежде
чем начать работать, определим каков же тип текста? (Описание). 1. И.Э.Грабарь – мастер пейзажа. 2. Как изобразил художник: а) зимний солнечный день; б) небо; в )берёзу на переднем плане; г) второй и дальний планы. 3. Какими красками написана картина? Какое настроение она вызывает? Предлагает учащимся продолжить анализ картины. Организует обсуждение по вопросам: - Какой пункт плана будет
вступлением? -А что является заключением? При затруднениях учитель оказывает учащимся помощь. Делает вывод по работе с картиной. В сочинении-описании по картине нужно описать словами то, что художник изобразил красками, и выразить своё отношение к увиденному; раскрыть замысел автора, указать на художественную индивидуальность картины, поделиться впечатлением, которое произвело на вас это произведение. Успехов! Предлагает учащимся написать сочинение-описание пейзажа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». |
Работают по картине, выполняя задания в соответствии с уровнем обучаемости.
Выбирают правильный ответ и высказывают свою точку зрения.
Учащиеся работают со словарём, запи-сывают значение слова «лазурь» в тетрадь.
Читают стихотворения русских поэтов, посвящённые берёзе.
Составляют план сочинения.
Вместе с учителем обсуждают каждый пункт плана.
|
5. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. |
Проанализировать и оценить успешность достижения цели урока через осознание учащимися учебной деятельности и самооценку. |
Организует рефлексию собственной деятельности каждым учеником. Привлекает учащихся к обсуждению итогов урока. |
Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.