Цели урока:
определить характер войны обеих сторон,
обозначить периоды Великой Отечественной войны,
раскрыть причины неудач РККА в начальный период войны, роль человеческого фактора,
развитие умения аргументировать фактами, анализировать полученную информацию,
воспитание уважения к прошлому страны, малой родины.
Методы обучения: проблемный метод, репродуктивный, наглядный, исследовательский метод.
Муниципальный семинар
Открытый урок Швецовой С.А.
по теме:
СССР в начальный период
Великой Отечественной войны (1941 – ноябрь 1942гг.)
Цели:
определить характер войны обеих сторон,
обозначить периоды Великой Отечественной войны,
раскрыть причины неудач РККА в начальный период войны, роль
человеческого фактора,
развивать умения аргументировать фактами, анализировать полученную
информацию
воспитывать уважение к прошлому страны, Малой Родины.
Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная карта.
Вступительное слово учителя:
Ход урока:
Мы продолжаем изучение Второй мировой войны. Сегодняшний
урок посвящен начальному этапу Великой Отечественной войны.
Актуализация знаний:
Назовите основные события 1939 – 40х годов:
23 августа – пакт Молотова – Риббентропа
01.09.39 – начало II мировой войны
19391940 – советско финская война. Санкции?
декабрь 1940 года – разработан план «Барбаросса» (Директива № 21)
Его суть? (в течение 8 недель захватить европейскую часть СССР,
создав на оккупированной территории 4 рейхкомиссариата:
1. Украина,
2. Москва,
3. Кавказ,
4. Остленд (Прибалтика).
План предусматривал молниеностную войну блицкриг, разбив
советские войска, выйти на линию: Архангельск, Волга, Астрахань.
Урал должен был быть уничтожен бомбардировками, вся остальная
территория сырьевая база.
Основная часть урока:
К лету 1941г. на границе СССР было сконцентрировано 5,5 млн. солдат
и офицеров Германии и ее союзников, почти 4 тыс. боевых самолетов, более
5000 танков, свыше 30.тыс. орудий и минометов.
У нас: 3,5 млн. солдат и офицеров, 8 тыс. самолетов, 9 тыс. танков, 47
тыс. артиллерийских установок. Часть советских войск находилась на
Дальнем Востоке.СЛАЙД 2 – Периодизация.
СЛАЙД 3
Вероломное нападение на нашу страну произошло рано утром 22 июня
1941 года. Немецкие воздушные и механизированные армии нанесли мощные
удары на трех направлениях: «Север», «Центр», «Юг» разрушено 66
аэродромов, 1200 самолетов.
КАРТА 1
СЛАЙД 7
ГКО обладал всей полнотой власти – государственной, партийной и
Ставка выполняла функции стратегического руководства
военной.
вооруженными силами.
Сталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти.
СЛАЙД 19, 20, 21, 22, 23, 24 Эвакуация
Приказ № 270.
КАРТА 3 Блокада Ленинграда (сообщение)
СЛАЙД 8, 9 – Первая военная катастрофа
Чтобы отвести от себя вину, руководство страны организовало суд над
группой генералов во главе с командующим войсками Западного фронта
генералом Д.Г.Павловым – расстреляны.
Стратегический план германского командования овладеть столицей в июле
дал трещину!
На центральном, московском направлении враг был временно
остановлен в 300 км. от Москвы.
КАРТА 4
СЛАЙД 10 Вторая военная катастрофа произошла в сентябре 1941 г. на
Юго Западном фронте в ходе обороны Киева. Два месяца советские войска
удерживали город.
5 армий попало в окружение, генерал Кирпонос М.П. – погиб.
Овладев Киевом противник переломил ситуацию на московском
направлении. В конце сентября здесь развернулась четырехмесячная
Московская битва, первые недели которой обернулись третьей военной
катастрофой.
КАРТА 5
СЛАЙД 12 Панфиловцы (сообщение учащейся)
СЛАЙД 16
КАРТА 6 – Контрнаступление56 декабря собрав силы по всему фронту от Калинина до Ельца
началось контрнаступление советских войск. За месяц враг был отброшен на
100150 км от Москвы. В январе 1942г. контрнаступление под Москвой
переросло в наступление по всему фронту. К марту немецкие войска были
отброшены от столицы на 150300 км.
Вывод:
Как вы считаете, каково было значение данного события?
Кому нужно отдать должное за перелом в ходе военных
действий?
(Провалился план блицкрига, война становилась затяжной,
поднялся боевой дух Армии)
Силы были не равны: наступление по всему фронту выдохлось, не
удалось снять блокаду с Ленинграда, 2я ударная армия Волховского фронта,
на которую Ставка возлагала надежды по прорыву блокады, была полностью
разгромлена, а ее командование во главе с генералом – лейтенантом А.А.
Власовым сдалось в плен.
На югозападном направлении противник удерживал захваченную
территорию, а вскоре нанес на юге сокрушающий удар, стремясь овладеть
Кавказом и Нижним Поволжьем.
Несмотря на донесения разведки о готовящемся ударе на юге, Сталин
ожидал наступления на Москву. Основные силы были сосредоточены там. Он
дал указания провести на юге несколько наступательных отвлекающих
операций. Это привело к новой катастрофе.
КАРТА 6
СЛАЙД 17
Определите характер войны со стороны Германии и со
стороны СССР.
Назовите основные причины неудач Красной Армии в
начальный период Великой Отечественной войны. (Версия
Сталина: 1. лучшая подготовка Германии к войне,
2.внезапность нападения,
3. вероломность противника – нарушили пакт),
но это следствие ошибок руководства Сталина:
Репрессии командного состава
Недоверие поступающей развединформации
Он считал, что Германия не будет воевать на два фронта.
Почему первый период назван периодом мобилизации всех
сил на войну?
Каковы итоги первого периода войны?
Почему фашистской Германии не удалось осуществить свои
планы?Каков вклад нашего региона в победу?
Д/з: § 2324, контурная карта.
Высказывания современников:
22.06.41. Министр ин. дел Англии: «Это начало конца Германии».
Черчилль 12.07.41. заключен договор между СССР и Англией о совместных
действиях.
Рузвельт – 02.08.41.договор между США и СССР об экономической
взаимопомощи (о лендлизе).