Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы
Оценка 4.8

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
9 кл—10 кл
11.09.2018
Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы
Данный конспект урока разработан совместно с учителем школы №6 города Таганрога Миршавка Е.В. В работе рассматривается Февральская революция 1917 года. Урок ориентирован на предметную линию учебников под редакцией Торкунова А.В. Возможно использование отдельных элементов ( документы и вопросы к ним) на уроках в 9 классах. В разработке используется кейс-технология.
Великая революция.doc
ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО Проект урока по  истории по теме: «Великая российская революция: февраль 1917 г.» 10 класс 2017 г. Авторы проекта 1.   Бирюкова   Инна   Сергеевна,   МАОУ   СОШ   №   37   г.   Таганрога,   учитель истории и обществознания. 2.   Миршавка   Елена   Викторовна,   МОБУ   СОШ   №   6   г.   Таганрога,   учитель истории и обществознания. Этапы технологии Метод ситуационного анализа Этап  Подготовительный  Ознакомительный  Основной  1.   Знакомство   обучающихся   конкретным  источником  2.Обсуждение прочитанного  3. Вынесение резолюции  4. Проведение диспута  Итоговый   Сопоставление итогов  Рефлексия  Цель  Определить   место   урока   в   системе предмета,   задачи   урока,   подготовить ситуацию (для учителя)  Ввести   обучающихся   в   ситуацию, раздать   информационный   материал (для учителя)    с Понять( сформулировать) проблему  Развивать альтернативное мышление  Оценить  варианты решения  Научиться аргументировано защищать принятое решение  Выработать   общее   решение   по проблеме  Оценка   деятельности   группы   самими обучающимися  Методическая проблема Обучающиеся   испытывают   затруднения   по формулированию собственной позиции,   ее   аргументации   и   координации   с   позиции   партнеров     в сотрудничестве при выработке общего решения ситуации. Цели урока: России. • Формирование   представления   о   причинах   падения   самодержавия   в • Развитие  интереса к событиям  февраля­марта 1917 года. • Формирование   собственного   отношения  к   историческим   персоналиям Великой Российской революции 1917г. Задачи: • Называть  основные причины и события февральского этапа революции. • Развивать   навыки   и   умения   анализа   причинно­следственных   связей явлений и событий. • Высказывать суждения   и оценки о свержении самодержавия, системе двоевластия, сложившейся в стране. Планируемые результаты: предметные:  а)   способность   применять   понятийный   аппарат   исторического   знания   и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий Февральской революции;   б) изучать   и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников; в)   овладение   целостными   представлениями   об   историческом   пути   народов своей страны и человечества как необходимой основе для миропонимания и познания современного общества;  г) различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); д) соотносить единичные исторические факты и общие явления. метапредметные УУД:  1) коммуникативные:  а)   организовывать   сотрудничество   с   соучениками,   освоение   основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении; б) умение сравнивать различные точки зрения и находить общее решение; в) вести диалог, аргументировать  собственную точку зрения; г)   задавать   вопросы,   необходимые   для   организации   индивидуальной   и групповой деятельности. 2) Регулятивные: а)формулировать задачи учебной деятельности; б) оценивать правильность решения учебной задачи;  в) корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3) Познавательные:   а) анализировать аудиовизуальную информацию, обобщать факты; б) собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; в)  определять понятия, устанавливать аналогии.  4) Личностные:  а) осмыслить социально­нравственный опыт предшествующих поколений;   б)  вырабатывать способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;    г)   социальных явлений, интеллектуальных умений .   сформировать   познавательные   интересы,   направленные   на   изучение Основные понятия (словарь занятия):   коренное   преобразование   в   какой­либо   области • Революция   –   человеческой деятельности.    возможных решений.    стране, организации. • Двоевластие • Альтернатива   ­  необходимость выбора одного из двух (или нескольких)   –   одновременное   существование   двух   властей   в   одной План изучения новой темы: 1. Причины Февральской  революции 1917г. 2. Основные события Февральской революции 1917г. 3. Двоевластие, его сущность. 4. Итоги и значение Февральской революции в России. Материалы (ресурсное обеспечение занятия):  ­   Учебник   «История   России.   10   класс»   под   редакцией   академика   РАН А.В.Торкунова; ­ История России. Поурочные рекомендации. 10 класс. Т.П.Андреевская; ­ фрагмент видеофильма «Две революции»; ­ дореволюционные   снимки   и   фотографии   периода   февральской революции; ­ раздаточные материалы; ­ рабочий лист; ­ лист самооценки; ­ презентация; ­ проектор, компьютер. Кейс. Группа 1. Определите когда были сделаны снимки? Что изображено на снимках?  Что вызывает ваше удивление? Как вы думаете,  на какой вопрос мы должны ответить сегодня? Задание   1.  Предложите   три   характеристики   состояния   Российской   империи   в первой четверти XX века. Задание 2.  Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет   и ответьте на вопросы: 1) 2) 3) 4) Основной проблемный вопрос: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и   Отечество».   Большинство   народа   считало   императора   помазанником   Божьим, посредником   между   Богом   и   ними.   В   феврале   же   1917   года   царя   заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло? Задание 3.  Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы: ­Какие факторы повлияли на то, что крестьянство теряет веру в «батюшку­царя»? ­ Предположите, как этот факт мог отразится на прочности самодержавия? Документ 1.  ПРОФЕССОР  ЭМИЛЬ  ДЖОЗЕФ  ДИЛОН,  ЖИВШИЙ  В  РОССИИ  В  1877­ 1914 ГГ.:  "РУССКИЙ  КРЕСТЬЯНИН  ЛОЖИТСЯ  СПАТЬ  В  ШЕСТЬ  И  ДАЖЕ  В  ПЯТЬ  ЧАСОВ ЗИМОЙ, Т.К. У НЕГО НЕТ ДЕНЕГ КУПИТЬ КЕРОСИН ДЛЯ КЕРОСИНКИ. У НЕГО НЕТ МЯСА, НЕТ ЯИЦ, НЕТ МАСЛА, НЕТ МОЛОКА, ЧАСТО НЕТ КАПУСТЫ, И ЖИВЕТ ОН В ОСНОВНОМ  ЗА  СЧЕТ  ЧЕРНОГО  ХЛЕБА  И  КАРТОШКИ. ЖИВЕТ? ­  ГОЛОДАЕТ  ОТ НЕДОСТАТОЧНОГО КОЛИЧЕСТВА ВСЕГО ЭТОГО". ДОКУМЕНТ 2. А. Головатенко. «Сельское хозяйство в начале ХХ века»: Главным   недостатком   являлось   сохранение   помещичьего   землевладения.   В среднем на одно помещичье хозяйство (их было 30 тыс.) приходилось около 2300 десятин земли. А на одно бедняцкое хозяйство (их насчитывалось 10,5 млн.) – только 7 десятин. Задание 4. Вопросы к видеофрагменту: ­ Почему Николай II принял решение об отречении от престола? ­ В пользу кого было принято это решение? ­ Каково значение этого события? Задание 5. Вам досталась «Белая шляпа». Перечислите факты, позволяющие понять, почему в России произошла революция в феврале 1917? Задание 6. Задания на дом: Min­подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года. Mid­ рассказать о февральских событиях от лица Николая II. Max­ эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России». Задание 7 Заполните лист самооценки Степень   участия   в обсуждении от 1 до 5 баллов Результативность предположений идей от 1до 5 баллов   Умение слышать одногруппников   от 1до 5 баллов ФИО участника группы №1 №2 №3 Кейс. Группа 2. Задание   1.  Предложите   три   характеристики   состояния   Российской   империи   в первой четверти XX века. Задание 2.  Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет   и ответьте на вопросы: 1) Определите когда были сделаны снимки? 2) Что изображено на снимках?  3) Что вызывает ваше удивление? 4) Как вы думаете,  на какой вопрос мы должны ответить сегодня? Основной проблемный вопрос: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и   Отечество».   Большинство   народа   считало   императора   помазанником   Божьим, посредником   между   Богом   и   ними.   В   феврале   же   1917   года   царя   заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло? Задание 3. Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы: ­Почему  российская армия теряла свою боеспособность и боевой дух? ­ Предположите, как этот факт мог отразиться на прочности самодержавия? Документ №1.  Из «Истории Отечества». Всего за годы войны в армию было мобилизовано около 16 млн. человек, к 1917 г. число убитых, раненых и пленных превысило 9 млн. человек. Боевой дух падал. Армия   испытывала   огромную   усталость   от   многомесячного   пребывания   в окопах.   Новые   пополнения   в   основном   необученная   деревенская   молодёжь, отправлялись на войну не с верой в победу, а с чувством обречённости. Документ № 2. Письмо с Западного фронта в Орловскую губернию, задержанное военной цензурой: Дорогие   вы   мои   мамаша,   лучше   бы   вы   меня   на   свет   не   родили,   лучше   бы маленьким в воде утопили, так ваш сыночек мучается. До чего надоела эта войны, до чего опротивела, что даже свет Божий не мил стал. Здесь как, на позиции? Стоим в окопах. Холод, грязь, паразиты кусают, кушать один раз в сутки дают в 10 часов вечера, и то чечевица чёрная ­ свинья не будет есть,   а   хлеб   такой,   что   об   дорогу   бей.   Чем   дальше   живётся   ­   тем   хуже. Начальство наше душит нас, выжимает последнюю кровь, которой уже очень мало   осталось.   Офицеры   совсем   как   звери.   Бьют   прямо   в   лицо   да приговаривают: «Солдатское  личико вроде как бубен: чем звонче бьёшь, тем сердцу веселей». Солдаты на это, ясное дело, злобой отвечают, а после боя таких извергов находят с пулей в спине, ясное дело, кто стрелял. И, правда ­ проклята будь эта война! Задание 4. Вопросы к видеофрагменту. ­   Когда   и   из   представителей   каких   партий   было   сформировано   Временное правительство? ­ Кто возглавил работу Временного правительства? ­ Какие вопросы предстояло решить? Задание 5. Вам   досталась   «Желтая   шляпа».   Перечислите   положительные   последствия февральского этапа революции 1917?  Задание 6. Задания на дом: Min­подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года. Mid­ рассказать о февральских событиях от лица Николая II. Max­ эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России». Задание 7. Заполните лист самооценки ФИО  группы участника Степень участия в обсуждении   от   1 до 5 баллов Результативность предположений идей   от   1до   5 баллов Умение   слышать одногруппников   от 1до 5 баллов №1 №2 №3 Кейс. Группа 3. Задание   1.  Предложите   три   характеристики   состояния   Российской   империи   в первой четверти 20 века. Задание 2.  Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет   и ответьте на вопросы: 1) Определите когда были сделаны снимки? 2) Что изображено на снимках?  3) Что вызывает ваше удивление? 4) Как вы думаете,  на какой вопрос мы должны ответить сегодня? Основной  проблемный вопрос: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и   Отечество».   Большинство   народа   считало   императора   помазанником   Божьим, посредником   между   Богом   и   ними.   В   феврале   же   1917   года   царя   заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло? Задание 3. Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы: ­   почему   рабочий   класс   Петрограда   стал   благоприятной   средой   для распространения революционных идей? ­ Мог ли царь пресечь распространение идей? Если да, то, каким образом? Документ № 1.    Из дневника  посла Франции  в России М. Палеолога Среда, 16 февраля (1906г.) Положение   рабочих   материальное   и   моральное   очень   отсталое.   Во­первых, почти все они совершенно неграмотны, что отзывается на производительности их труда. Затем число крестьян, уходящих в города в поисках работы, растёт с каждым днём. Отсюда низкий уровень заработной платы, которой обыкновенно не хватает на покрытие прожиточного минимума. Распространение машин, с другой стороны, позволяет заменить мужской труд трудом женщин и детей. Отсюда распад семейной жизни, поскольку все члены семьи заняты вне дома. Это   и   само   по   себе   тяжелоё   положение   ещё   ухудшается   ошибками   и несправедливостями,   постоянно   допускаемыми   царской   бюрократией   по отношению к рабочим. Русское рабочее законодательство принципом и идеалом ставит   государственную   охрану   рабочего.   А   в   действительности   получается одно   полицейское   вмешательство.   Представители   царской   власти   считают себя естественными и непогрешимыми судьями в случаях конфликтов между капиталом   и   трудом.   Приемы   их   при   этом   таковы,   что   в   рабочей   среде накопляются   открытое   раздражение,   постоянное   стремление   к   борьбе   и революционное настроение. Ни в какой другой стране нет столь частых и бурно протекающих забастовок. Задание 4. Вопросы к видеофрагменту: ­   Когда   и   из   представителей   каких   партий   было   сформирован   Петроградский Совет? ­ Кто возглавил работу Петросовета? ­ Какое значение имел Приказ №1 для дальнейшего хода событий? Задание 5. Вам   досталась   «Черная   шляпа».   Перечислите   отрицательные   последствия февральского этапа революции 1917?  Задание 6.  Задания на дом Min­подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года. Mid­ рассказать о февральских событиях от лица Николая II. Max­ эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России». Задание 7. Заполните лист самооценки Степень   участия   в обсуждении от 1 до 5 баллов Результативность предположений   идей от 1до 5 баллов Умение   слышать одногруппников   от 1до 5 баллов ФИО участника группы №1 №2 №3 Кейс. Группа 4. Задание   1.  Предложите   три   характеристики   состояния   Российской   империи   в первой четверти XX века. Задание 2.  Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет   и ответьте на вопросы: 1) Определите когда были сделаны снимки? 2) Что изображено на снимках?  3) Что вызывает ваше удивление? 4) Как вы думаете,  на какой вопрос мы должны ответить сегодня? Основной проблемный вопрос: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и   Отечество».   Большинство   народа   считало   императора   помазанником   Божьим, посредником   между   Богом   и   ними.   В   феврале   же   1917   года   царя   заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло? Задание 3. Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы:  БОБОВИЧ  И.М.   РУССКО­ФИНЛЯНДСКИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ Документ   №1. ОТНОШЕНИЯ  НАКАНУНЕ  ВЕЛИКОЙ  ОКТЯБРЬСКОЙ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Л., 1968. С. 95; В 1910 г. парламент Финляндии был распущен, а его председатель Пер Эвинд Свинхувуд сослан   в Сибирь.  Вновь   были   расширены   права   генерал­губернатора, русский язык оставался официальным языком административных учреждений. К 1914 г. автономия Финляндии была резко ограничена. Репрессии по отношению к   финским   националистам   и   углубляющаяся   русификация   страны   вызывала рост   антироссийских   настроений   и   подъём   движения   за   суверенизацию Финляндии, вплоть до провозглашения её независимости. После начала Первой мировой   войны существенно   ухудшилась   экономическая   ситуация   в   стране,   в Финляндии   были   размещены   значительные   контингенты   российской   армии. Хотя созыв парламента был возобновлён, в ноябре 1914 г. в финской прессе были опубликованы   секретные   материалы   российского   правительства, свидетельствующие о наличии долгосрочной программы русификации страны. Документ № 2. Из «Истории Отечества». Правительство   проводило   политику   русификации   национальных   окраин. Государственное   принуждение   к   использованию   русского   языка,   к   переходу   в православие, вызывало растущее недовольство. Права на свободное жительство и   передвижение   были   лишены   российские   подданные   иудейского вероисповедания. Задание 4. Вопросы к видеофрагменту. ­ Что такое Двоевластие? ­   Объясните   высказывание   «Временное   правительство   это   власть   без   силы,   а Петросовет ­ сила без власти»? ­ Почему эти органы вынуждены были работать совместно? Задание 5. Вам досталась «Красная шляпа». Выразите свое эмоциональное восприятие событий февральского этапа революции 1917?  Задание 6.Задания на дом: Min­подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года. Mid­ рассказать о февральских событиях от лица Николая II. Max­ эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России». Задание 7. Заполните лист самооценки. ФИО участника группы Степень   участия   в обсуждении от 1 до 5 баллов Результативность предположений   идей от 1до 5 баллов Умение   слышать одногруппников   от 1до 5 баллов №1 №2 №3 Кейс. Группа 5. Задание   1.  Предложите   три   характеристики   состояния   Российской   империи   в первой четверти XX века. Задание 2.    Сравните ряд фотоснимков из дореволюционных газет   и ответьте на вопросы: 1) Определите когда были сделаны снимки? 2) Что изображено на снимках?  3) Что вызывает ваше удивление? 4) Как вы думаете,  на какой вопрос мы должны ответить сегодня? Основной проблемный вопрос: «Незадолго до революции солдаты I мировой шли в атаку со словами «За Веру, царя и   Отечество».   Большинство   народа   считало   императора   помазанником   Божьим, посредником   между   Богом   и   ними.   В   феврале   же   1917   года   царя   заставляют отречься от власти, а защитить его оказалось некому. Почему так произошло? Задание 3.  Проанализируйте представленные источники и ответьте на вопросы: Документ № 1. Лидер кадетов Милюков: « Из края в край расползаются темные слухи   о   предательстве   и   измене.   Слухи   эти   забираются   высоко   и   никого   не щадят…   Имя   императрицы   всё   чаще   повторяется   вместе   с   именами окружающих её авантюристов... Что это – глупость или измена?» Документ № 2. Великий князь Александр Михайлович в письме к Николаю II: «… События показывают, что твои советчики продолжают вести Россию и тебя к верной гибели…» Документ № 3. Из дневника офицера Балтийского флота Ренгартена: Мы дошли до предела... Говорят, что императрица ­ человек большой воли, и государь   её   слушается.   Говорят   об   определённых   симпатиях   её   к   немцам... Мерзавцы! Мерзавцы, что они делают с моей родиной! Могу только сказать, что наша офицерская среда открыто возмущается всем происходящим и что это мракобесие революционизирует страну повально. Из писем Александры Федоровны Николаю II: Он находит, что... не следует так упорно наступать» (№ 562 от 25 июля 1916 г.); «наш Друг (Распутин Г.Е.) надеется, что мы не станем подниматься на Карпаты» (№ 567 от 8 августа 1916 г.); «наш Друг хотел бы, чтобы мы взяли румынские войска под свое начало» (№ 581 от 6 сентября 1916 г.); «Друг совершенно вне себя от того, что Брусилов не послушал твоего приказа о приостановке наступления» (№ 599 от 24 сентября 1916 г.) Задание 4. Вопросы к видеофрагменту. ­ Были ли события Февральского этапа запланированы, или революция произошла стихийно? ­ свое мнение обоснуйте. Задание 5. Вам досталась «Синяя шляпа». Выскажите своё мнение можно ли было изменить ход событий в феврале 1917 года и от кого это зависело?  Задание 6. Задания на дом: Min­подготовить сообщение о деятеле Великой революции 1917 года. Mid­ рассказать о февральских событиях от лица Николая II. Max­ эссе на тему «альтернативы дальнейшего развития России». Задание 7. Заполните лист самооценки. Степень   участия   в обсуждении  от 1 до 5 баллов Результативность предположений   идей от 1до 5 баллов Умение   слышать одногруппников   от 1до 5 баллов ФИО участника группы №1 №2 №3 Шкала перевода баллов в оценку 13­15 баллов­ «5» 10­12 баллов – «4» 7­9 баллов – «3»

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы

Конспект урока по теме "Великая Российская революция", 9, 10 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2018