Конспект урока по теме,,Заглавная буква в именах собственных"5 класс

  • Работа с родителями
  • Раздаточные материалы
  • Разработки уроков
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 23.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу “Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…Конспект урока
Иконка файла материала zaglavnaya_bukva_v_imenakh_sobstvennykh.doc
1 Урок русского языка в 5 классе Тема: «Заглавная буква в именах собственных». ЦЕЛЬ:1. Учебная: углубить знания о существительных  собственных и нарицательных; написание прописной буквы в именах собственных.             2. Развивающая: уметь различать собственные  существительные от нарицательных; формировать навыки  логического мышления.            3. Воспитательная: на дидактическом материале  воспитывать гражданские чувства, любовь к малой родине. Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: мультимедийный проектор, индивидуальные карточки, перфокарты, тексты  «Олимпийские игры». ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. 2. Постановка целей урока. Ребята,   сегодня   мы   продолжим   изучать   тему   «Имя   существительное». Цель нашего урока – написание заглавной буквы в именах собственных. Сегодня мы узнаем, при каких условиях пишется эта буква. Подберите синоним к слову заглавная (прописная). На прошлых уроках вы уже начали изучать   условия   написания   заглавной   буквы,   мы   это   вспомним   и продолжим знакомство с именами собственными. Запись темы урока в тетрадь. 3. Актуализация опорных для темы знаний. Прежде чем мы начнём знакомиться с новой темой, давайте вспомним, что такое существительное. ( Ответы учащихся). Некоторые ребята получат карточки для индивидуальной работы. Оценивать вас сегодня буду с помощью карточек двух цветов: красного и синего. Вопросы: ­ что такое существительное?                                ­ какие существительные мы называем нарицательными, собственными? Молодцы, ребята!2 ( Итог). Сейчас мы закрепим ваши знания об именах собственных и нарицательных, умение их различать. Выполним графический диктант. Вы должны распределить существительные в столбик – собственное или нарицательное. 1. Мне на стол упал пожелтевший лист. 2. Композитор Ференц Лист родился в Австрии. 3. В Москве есть театр «Современник». 4. Поэт Виталий Бакалдин – наш современник. 5. Во время войны армию поддерживала вера в победу. 6. Медицинская сестра Вера спасла много раненых. 7. Мы живём на планете Земля. 8. В нашем огороде плодородная земля. 9. Над горами летел орёл. 10.Во время экскурсии мы посетили город Орёл. ВЗАИМОПРОВЕРКА. Ключ на экране. 0 ошибок – «5».                             1­2 ­         «4». 4. Первичное ознакомление учащихся с новым материалом. Ребята, а какие у вас возникают ассоциации со словами  Сочи, Красная поляна?  ( Олимпийские игры – 2014). Да,   действительно,   Сочи   является   претендентом   на   столицу   Зимних Олимпийских игр – 2014 года. ( На экране карта). Запишем в тетрадях – город Сочи, посёлок Красная поляна. Что связывает эти слова?  ( Это географические названия). Где мы можем их встретить? ( На карте). У вас на столе лежит текст «Олимпийские игры». Давайте прочитаем его и назовём нарицательные и собственные существительные. РАБОТА С ТЕКСТОМ. Запись в тетрадь. Греция, ГЕГРАФИЧЕСКИЕ НАЗВАНИЯ.   Краснодарский   край,   Олимпия   –   Москва,   Сочи,   5.    Работа по карте.    Задание классу: записать географические названия, расположенные рядом со станицей Тамань. 1 ученик зачитывает. Запись на доске. Оценка 6.Объяснительный диктант.3 1. Кубань – уникальный уголок России. 2. Полуостров Тамань называют сердцем Кубани. 3. Станица Тамань расположена в западной части Темрюкского района. Оценки. 7.Занимательная лингвистика.( Самостоятельно). С помощью подсказок отгадайте исходное слово. Далее переставляйте в  нём буквы таким образом, чтобы получилась столица какого­нибудь  государства. В этом вам тоже помогут подсказки.   1. Антоним ссоры → ... (на реке Тибр, "вечный город"). 2. Питерская водная артерия → ... (на Дунае, "столица вальсов"). (Мир ­ Рим.) 3.Сахарный остров → ... (В Закавказье, на Каспийском море). (Нева ­ Вена.) 4. Музыкальная партия индивидуалиста → ... (в Северной Европе, VI  Зимние Олимпийские игры) (Куба ­ Баку.) 5. Планета­богиня → ... (на реке Раздан, в Закавказье). (Соло ­ Осло.) 6. Глазные шторки → ... (на реке Днепр, в Восточной Европе.) (Венера ­ Ереван.) (Веки ­ Киев.) 7. Основное занятие детей и актёров → ... (на реке Даугава, в Прибалтике). (Игра ­ Рига.) 8. Сдобная белая подружка чёрного хлеба → ... (в Юго­Западной Азии,  столица горной страны). (Булка ­ Кабул.) Учитель проверяет карточки. На экране ключ. Итог: написание прописной буквы в географических названиях.   8. Физкультминутка. 9.Слово учителя. Станица   Тамань   –  одна   из   крупных   станиц   Темрюкского   района.   Здесь каждый   клочок   земли   представляет   собой   историческую   ценность:   от древних племён до оккупации времён ВО войны. К нам,  на Тамань, приезжает много гостей. И сейчас давайте представим, что   мы   экскурсоводы,   и   составим   для   гостей   путеводитель   по   станице Тамань.4 ­ Показ памятника запорожским казакам. ( 1792). На какой улице находится этот памятник? В тетради: НАЗВАНИЕ УЛИЦ –                  улица Карла Маркса. ­ Турецкий фонтан. Следуя по какой улице, мы можем пройти к Турецкому фонтану? ( улица Лермонтова). ­ Памятник М. Ю. Лермонтову. Как называется сквер, где находится этот памятник? (сквер Лермонтова). ­ Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1794). На какой улице находится этот храм? (улица Пушкина). ­ Кровавый след на Таманской земле оставила ВО война. Подвиги  наших соотечественников вошли в историю, а мемориалы и памятники – вечная признательность их героизму. У   въезда   в   станицу   Тамань   установлен   памятник   –   символ   – устремившийся ввысь самолёт. Это память о воинах – авиаторах.  В самом центре станицы на пьедестале поднялся прославленный танк –Т – 34. Это памятник тем, кто не пришёл с полей сражений домой, в родную Тамань. Показ памятника. Какая   улица   находится   рядом   с   этим   памятником?   (улица   Таманской армии). ВЫВОД: написание заглавной буквы в названиях улиц. 10.Работа с учебником . ­ Упражнение №483 (чтение текста самостоятельно). ­ Словарная работа. ­В тетради: Исторические события: Великая Отечественная война Отечественная война 1812 года 22 июня 1941 года День памяти и скорби 9 Мая, Девятое мая День Победы День защитника Отечества. ВЫВОД: написание заглавной буквы в названиях исторических событий. 11.ИТОГИ УРОКА. Оценки.Домашнее   задание:   №   497.Узнать   историю   названия   улицы,   на которой живёшь. 5