конспект урока "Поэтический мир Марины Цветаевой"

  • Разработки уроков
  • rtf
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Иконка файла материала Урок 14 (75). Поэтический мир Марины Цветаевой.rtf
Урок 14 (75). Поэтический мир Марины Цветаевой Цель   урока:  рассказать   об   основных   темах   и   мотивах   цветаевской   лирики, особенностях лирической герои ни стихотворений. Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным учениками стихотворениям. I. Проверка домашнего задания Чтение и разбор 2—3 сочинений. Ход урока II. Лекция учителя с элементами беседы. Анализ стихотворений Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время.   Как   и   многим   поэтам   ее   поколения,   ей   присуще   ощущение   трагизма   мира. Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности: «Что же мне делать, певцу и первенцу, в мире, где наичернейший — сер! ... С этой безмерностью в мире мер?!» («Поэты», 1923). Поэт единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных: Если душа родилась крылатой —  Что ей хоромы — и что ей хаты! Что Чингиз­хан ей и что — Орда! Два на миру у меня врага, Два близнеца, неразрывно­слитых: Голод голодных — и сытость сытых!                                             18 августа 1918 Цветаевой   суждено   было   стать   летописцем   своей   эпохи.   Почти   не   затронув трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека,   современника.   Лирическая   героиня   дорожит   каждым   мигом,   каждым переживанием, каждым впечатлением. В предисловии к сборнику «Из двух книг» (1913) она призывает: «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!». Таков был ее литературный манифест. «Мои стихи — дневник. Моя поэзия — поэзия собственных имен». Внешнее и внутреннее   в   ее   поэзии   неразрывно   связаны:   внутренняя   суть   проявляется,   проступает через   внешнее.   Поэтический   дар,   считала   Цветаева,   наделяет   человека   божественной властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой, делает его «безбытным». В то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии быть не может: Ибо раз голос тебе, поэт, Дан, остальное — взято. В   то   же   время,   по   Цветаевой,   поэтический   дар   не   только   не   отменяет писательского   труда,   но   и   обрекает   поэта   на   непрекращающийся,   ежедневный,подвижнический   труд.   Цветаевой   написан   единственный   в   своем   роде   цикл   стихов, обращенных к письменному столу, рабочему месту поэта:                        Стол Мой письменный верный стол! Спасибо за то, что шел Со мной по всем путям. Меня охранял — как шрам. Мой письменный вьючный мул! Спасибо, что ног не гнул Под ношей, поклажу грез — Спасибо — что нес и нес. Строжайшее из зерцал! Спасибо за то, что стал (Соблазнам мирским порог) Всем радостям поперек, Всем низостям — наотрез! Дубовый противовес Льву ненависти, слону Обиды — всему, всему. Мой заживо смертный тес! Спасибо, что рос и рос Со мною, по мере дел Настольных — большал, ширел, Так ширился, до широт —  Таких, что, раскрывши рот, Схватясь за столовый кант... — Меня заливал, как штранд! К себе пригвоздив чуть свет —  Спасибо за то, что вслед Срывался! На всех путях Меня настигал, как шах —  Беглянку. — Назад, на стул! Спасибо за то, что блюл И гнул. У невечных благ Меня отбивал — как маг — Сомнамбулу. Битв рубцы, Стол, выстроивший в столбцы Горящие: жил багрец!Деяний моих столбец! Столп столпника, уст затвор —  Ты был мне престол, простор —  Тем был мне, что морю толп Еврейских — горящий столп! Так будь же благословен —  Лбом, локтем, узлом колен Испытанный как пила В грудь въевшийся — край стола! — В чем вы видите новизну темы «Поэт и поэзия»? — В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества: (Поэт и стол некий кентавр, поэт пригвожден к столу. Сущность творчества —   в   постоянной,   неустанной   работе,   в   переделке   и   шлифовке   написанного,   в стремлении   найти   единственную   верную   форму   для   стихов.   То,   что   кажется бессознательным,   легким,   паря   щам,   должно   быть   выстрадано,   строго   проверено, отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию.) Поэтический   дар   Цветаевой   необычайно   многолик.   Волошин   считал,   что   ее творческого   избытка   хватило   бы   на   несколько   поэтов   и   каждый   был   бы   оригинален. Диапазон   поэзии   поразительно   широк   —   от   народных   русских   сказок­поэм   до интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется фольклорное, песенное начало. От русской народной песни — открытая эмоциональность, бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха: Гришка­Вор тебя не ополячил,  Петр­Царь тебя не онемечил. Что же делаешь, голубка? — Плачу. Где же спесь твоя, Москва? — Далече. — Какие традиционные для фольклора образы вы замечали? (Черный ворон (и созвучное Гришка­Вор), голубка; характерную для народной песни   форму   диалога­плача,   народную   лексику:   «ополячил»,   «онемечил»,   «далече», «сыны».) Подбираем   и   читаем   стихотворения,   где   ярко   проявилось   фольклорное   начало («Над церковкой — голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый Самозванец...», 1917; «Царь и Бог! Простите малым...», 1918; «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!», 1920 и другие.) Тема родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального характера   и   в   стихотворениях   о   Москве.   В   ранних   сборниках   Москва   —   воплощение гармонии («Тверская»: «О, апрель незабвенный — Тверская, колыбель нашей юности ты!»), символ   минувшего   («Домики   старой   Москвы»:   «Слава   прабабушек   томных»).   В знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) — восхищение столицей, любовь и нежность к нему, ощущение Москвы как святыни Отечества.Мотив святости, праведности в большинстве стихотворений цикла. Он связан с образом   странников­слепцов,   бредущих   «Калужскою   дорогой»,   с   образом   лирической героини: Надену крест серебряный на грудь,  Перекрещусь и тихо тронусь в путь  По старой по дороге по Калужской. — Какое значение имеет для автора мотив странничества? Этот мотив напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее жизнь   —   странничество,   неприкаянность,   самоотречение,   непокой.   С   мотивом странничества сопрягается и тема души. Виденья райские с усмешкой провожая, Одна в кругу невинно­строгих дев, Я буду петь, земная и чужая, Земной напев! Воспоминанье слишком давит плечи, Настанет миг — я слез не утаю... Ни здесь, ни там, — нигде не надо встречи, И не для встреч проснемся мы в раю! — Как представляется в стихотворении жизнь души в раю? — Какой прием лежит в основе произведения? Здесь «земное» противостоит «небесному»; райскому покою героиня предпочитает «земной   напев»,   стихотворение   построено   на   контрасте.   Страстной   душе   и   в   раю   нет умиротворения, да она его и не ищет. Слишком сильны ее земные страсти, слишком дороги ей земные чувства, даже боль уходящей любви. Душа имеет имя, и это имя — Марина.              Душа и имя Пока огнями смеется бал, Душа не уснет в покое. Но имя Бог мне иное дал: Морское оно, морское! В круженье вальса, под нежный вздох Забыть не могу тоски я. Мечты иные мне подал бог: Морские они, морские! Поет огнями манящий зал, Поет и зовет, сверкая. Но душу бог мне иную дал: Морская она: морская!— В каком стихотворении Цветаева обращается к этому же образу, обыгрывает этимологию своего имени? (Кто создан из камня, кто создан из глины, А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я бренная пена морская.) Вообще душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Подбираем и читаем   стихотворения,   где   тема   души   —   ведущая:   «Душа»,   1923;   «Дорожкою простонародною...», 1919; «Я счастлива жить образцово и просто...», 1919 и другие). Свобода и своеволие души, не знающей меры — вечная и дорогая тема, идет рядом с темой любви, без которой невозможно представить поэзию Цветаевой: «Любить — знать, любить — мочь, любить — платить по счету». Подбираем и читаем любовную лирику («Надпись в альбом», 1910; «Связь через сны», «Мне нравится, что Вы больны не мной...», 1915; «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...» 1920; «Пора! для этого огня...», 1940 и другие). — В чем вы видите особенности чувства любви у лирической героини Цветаевой? Любить — значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой» всегда спор, конфликт и чаще всего разрыв. Любовная лирика, как и вся ее поэзия, громогласна, широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне драматична.      Попытка ревности Как живется вам с простою Женщиною? Без божеств? Государыню с престола Свергши (с оного сошед), Как живется вам — хлопочется —  Ежится? Встается — как? С пошлиной бессмертной пошлости Как справляетесь, бедняк? Это месть бывшему возлюбленному, который осмелился отвергнуть. Возможность не жить, а быть — с другой, «простой» женщиной, пошлой, ничтожной — не укладывается в   голове.   Отсюда   риторические   вопросы,   на   которые   и   не   ждет   ответа.   Сопоставим   с пушкинским:   «Я   вас   любил   так   искренно,   так   нежно,   как   дай   вам   Бог   любимой   быть другим». У Пушкина — любовь­нежность, любовь­прощение и прощание, у Цветаевой — любовь­страсть,   любовь­разрыв.   Однажды   ее   муж,   Сергей   Эфрон,   сказал   о   ней:   «Одна голая душа! Даже страшно». Невероятная открытость, откровенность — неповторимые черты   лирики   Цветаевой.   Героиня   убеждена,   что   чувствам   подвластны   и   время,   и расстояния: Нежней и бесповоротней Никто не глядел вам вслед... Целую вас — через сотниРазъединяющих лет. Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих не  могут  встретиться.  О  «невстрече»,  о  неизбежкости   расставания  в  стихотворении  из цикла «Разлука» (1921): Все круче, все круче Заламывать руки! Меж нами не версты Земные, — разлуки Небесные реки, лазурные земли, Где друг мой навеки уже —  Неотъемлем. В драматическом стихотворении «Рас — стояние: версты, мили...» (1925) — не грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушения человеческих связей. Любовь может противостоять даже смерти: …Стан упругий Единым взмахом из твоих пелен,  Смерть, выбью! — Верст на тысячу в округе  Растоплены снега — и лес спален. Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, чтобы смеясь над тленом, стихом восстать — иль розаном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...», 1920). III. Итог урока Мы   лишь   немного   прикоснулись   к   огромному   миру   цветаевской   поэзии. Литературное   наследие   ее   велико:   поэтические   сборники,   поэмы,   мемуарные   очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца. Домашнее задание Внимательно прочитать стихотворение М. И. Цветаевой «Молодость» и сделать его разбор.

Посмотрите также