Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 14 (75). Поэтический мир Марины Цветаевой.rtf
Урок 14 (75). Поэтический мир Марины Цветаевой
Цель урока: рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики,
особенностях лирической герои ни стихотворений.
Методические приемы: рассказ учителя, комментарии к прочитанным учениками
стихотворениям.
I. Проверка домашнего задания
Чтение и разбор 2—3 сочинений.
Ход урока
II. Лекция учителя с элементами беседы. Анализ стихотворений
Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное
время. Как и многим поэтам ее поколения, ей присуще ощущение трагизма мира.
Конфликт со временем оказался неизбежным для нее. Но поэзия Цветаевой противостоит
не времени, не миру, а живущей в нем пошлости, серости, мелочности: «Что же мне делать,
певцу и первенцу, в мире, где наичернейший — сер! ... С этой безмерностью в мире мер?!»
(«Поэты», 1923). Поэт единственный защитник и глашатай миллионов обездоленных:
Если душа родилась крылатой —
Что ей хоромы — и что ей хаты!
Что Чингизхан ей и что — Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывнослитых:
Голод голодных — и сытость сытых!
18 августа 1918
Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти не затронув
трагической истории ХХ века в своем творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения
человека, современника. Лирическая героиня дорожит каждым мигом, каждым
переживанием, каждым впечатлением. В предисловии к сборнику «Из двух книг» (1913)
она призывает: «Записывайте точнее! Нет ничего не важного!». Таков был ее литературный
манифест. «Мои стихи — дневник. Моя поэзия — поэзия собственных имен». Внешнее и
внутреннее в ее поэзии неразрывно связаны: внутренняя суть проявляется, проступает
через внешнее. Поэтический дар, считала Цветаева, наделяет человека божественной
властью над умами и душами, возносит его над житейской суетой, делает его «безбытным».
В то же время этот поэтический дар лишает человека обычных, земных радостей. Гармонии
быть не может:
Ибо раз голос тебе, поэт,
Дан, остальное — взято.
В то же время, по Цветаевой, поэтический дар не только не отменяет
писательского труда, но и обрекает поэта на непрекращающийся, ежедневный, подвижнический труд. Цветаевой написан единственный в своем роде цикл стихов,
обращенных к письменному столу, рабочему месту поэта:
Стол
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мной по всем путям.
Меня охранял — как шрам.
Мой письменный вьючный мул!
Спасибо, что ног не гнул
Под ношей, поклажу грез —
Спасибо — что нес и нес.
Строжайшее из зерцал!
Спасибо за то, что стал
(Соблазнам мирским порог)
Всем радостям поперек,
Всем низостям — наотрез!
Дубовый противовес
Льву ненависти, слону
Обиды — всему, всему.
Мой заживо смертный тес!
Спасибо, что рос и рос
Со мною, по мере дел
Настольных — большал, ширел,
Так ширился, до широт —
Таких, что, раскрывши рот,
Схватясь за столовый кант...
— Меня заливал, как штранд!
К себе пригвоздив чуть свет —
Спасибо за то, что вслед
Срывался! На всех путях
Меня настигал, как шах —
Беглянку. — Назад, на стул!
Спасибо за то, что блюл
И гнул. У невечных благ
Меня отбивал — как маг —
Сомнамбулу. Битв рубцы,
Стол, выстроивший в столбцы
Горящие: жил багрец! Деяний моих столбец!
Столп столпника, уст затвор —
Ты был мне престол, простор —
Тем был мне, что морю толп
Еврейских — горящий столп!
Так будь же благословен —
Лбом, локтем, узлом колен
Испытанный как пила
В грудь въевшийся — край стола!
— В чем вы видите новизну темы «Поэт и поэзия»?
— В чем, по Цветаевой, состоит суть творчества:
(Поэт и стол некий кентавр, поэт пригвожден к столу. Сущность творчества
— в постоянной, неустанной работе, в переделке и шлифовке написанного, в
стремлении найти единственную верную форму для стихов. То, что кажется
бессознательным, легким, паря щам, должно быть выстрадано, строго проверено,
отобрано, отделано. Цветаева беспощадно требовательна к себе, к своему призванию.)
Поэтический дар Цветаевой необычайно многолик. Волошин считал, что ее
творческого избытка хватило бы на несколько поэтов и каждый был бы оригинален.
Диапазон поэзии поразительно широк — от народных русских сказокпоэм до
интимнейшей психологической лирики. Уже в раннем творчестве Цветаевой проявляется
фольклорное, песенное начало. От русской народной песни — открытая эмоциональность,
бурная темпераментность, свобода поэтического дыхания, крылатая легкость стиха:
ГришкаВор тебя не ополячил,
ПетрЦарь тебя не онемечил.
Что же делаешь, голубка? — Плачу.
Где же спесь твоя, Москва? — Далече.
— Какие традиционные для фольклора образы вы замечали?
(Черный ворон (и созвучное ГришкаВор), голубка; характерную для народной
песни форму диалогаплача, народную лексику: «ополячил», «онемечил», «далече»,
«сыны».)
Подбираем и читаем стихотворения, где ярко проявилось фольклорное начало
(«Над церковкой — голубые облака», 1917; «Когда рыжеволосый Самозванец...», 1917;
«Царь и Бог! Простите малым...», 1918; «Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!»,
1920 и другие.)
Тема родины, острое чувство России, ее природы, ее истории, ее национального
характера и в стихотворениях о Москве. В ранних сборниках Москва — воплощение
гармонии («Тверская»: «О, апрель незабвенный — Тверская, колыбель нашей юности ты!»),
символ минувшего («Домики старой Москвы»: «Слава прабабушек томных»). В
знаменитом цикле «Стихи о Москве» (1916) — восхищение столицей, любовь и нежность к
нему, ощущение Москвы как святыни Отечества. Мотив святости, праведности в большинстве стихотворений цикла. Он связан с
образом странниковслепцов, бредущих «Калужскою дорогой», с образом лирической
героини:
Надену крест серебряный на грудь,
Перекрещусь и тихо тронусь в путь
По старой по дороге по Калужской.
— Какое значение имеет для автора мотив странничества?
Этот мотив напрямую связан с образом лирической героини Цветаевой. Вся ее
жизнь — странничество, неприкаянность, самоотречение, непокой. С мотивом
странничества сопрягается и тема души.
Виденья райские с усмешкой провожая,
Одна в кругу невиннострогих дев,
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!
Воспоминанье слишком давит плечи,
Настанет миг — я слез не утаю...
Ни здесь, ни там, — нигде не надо встречи,
И не для встреч проснемся мы в раю!
— Как представляется в стихотворении жизнь души в раю?
— Какой прием лежит в основе произведения?
Здесь «земное» противостоит «небесному»; райскому покою героиня предпочитает
«земной напев», стихотворение построено на контрасте. Страстной душе и в раю нет
умиротворения, да она его и не ищет. Слишком сильны ее земные страсти, слишком дороги
ей земные чувства, даже боль уходящей любви.
Душа имеет имя, и это имя — Марина.
Душа и имя
Пока огнями смеется бал,
Душа не уснет в покое.
Но имя Бог мне иное дал:
Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох
Забыть не могу тоски я.
Мечты иные мне подал бог:
Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал,
Поет и зовет, сверкая.
Но душу бог мне иную дал:
Морская она: морская! — В каком стихотворении Цветаева обращается к этому же образу, обыгрывает
этимологию своего имени?
(Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я бренная пена морская.)
Вообще душа всегда была главным героем цветаевского творчества. Подбираем и
читаем стихотворения, где тема души — ведущая: «Душа», 1923; «Дорожкою
простонародною...», 1919; «Я счастлива жить образцово и просто...», 1919 и другие).
Свобода и своеволие души, не знающей меры — вечная и дорогая тема, идет рядом
с темой любви, без которой невозможно представить поэзию Цветаевой: «Любить — знать,
любить — мочь, любить — платить по счету». Подбираем и читаем любовную лирику
(«Надпись в альбом», 1910; «Связь через сны», «Мне нравится, что Вы больны не мной...»,
1915; «Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...» 1920; «Пора! для этого огня...», 1940
и другие).
— В чем вы видите особенности чувства любви у лирической героини Цветаевой?
Любить — значит жить. Любовь у Цветаевой всегда «поединок роковой» всегда
спор, конфликт и чаще всего разрыв. Любовная лирика, как и вся ее поэзия, громогласна,
широкомасштабна, гиперболична, неистова, внутренне драматична.
Попытка ревности
Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),
Как живется вам — хлопочется —
Ежится? Встается — как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?
Это месть бывшему возлюбленному, который осмелился отвергнуть. Возможность
не жить, а быть — с другой, «простой» женщиной, пошлой, ничтожной — не укладывается
в голове. Отсюда риторические вопросы, на которые и не ждет ответа. Сопоставим с
пушкинским: «Я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам Бог любимой быть
другим». У Пушкина — любовьнежность, любовьпрощение и прощание, у Цветаевой —
любовьстрасть, любовьразрыв. Однажды ее муж, Сергей Эфрон, сказал о ней: «Одна
голая душа! Даже страшно». Невероятная открытость, откровенность — неповторимые
черты лирики Цветаевой. Героиня убеждена, что чувствам подвластны и время, и
расстояния:
Нежней и бесповоротней
Никто не глядел вам вслед...
Целую вас — через сотни Разъединяющих лет.
Любовь у Цветаевой не бывает счастливой. Драматизм в том, что души любящих
не могут встретиться. О «невстрече», о неизбежкости расставания в стихотворении из
цикла «Разлука» (1921):
Все круче, все круче
Заламывать руки!
Меж нами не версты
Земные, — разлуки
Небесные реки, лазурные земли,
Где друг мой навеки уже —
Неотъемлем.
В драматическом стихотворении «Рас — стояние: версты, мили...» (1925) — не
грусть разлуки, а гнев, ярость, противостояние стихии разрушения человеческих связей.
Любовь может противостоять даже смерти:
…Стан упругий
Единым взмахом из твоих пелен,
Смерть, выбью! — Верст на тысячу в округе
Растоплены снега — и лес спален.
Любовь остается в мире, умирает «лишь затем, чтобы смеясь над тленом, стихом
восстать — иль розаном расцвесть!» («Любовь! Любовь! И в судорогах, и в гробе...», 1920).
III. Итог урока
Мы лишь немного прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии.
Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки,
статьи, драматические произведения. Она никогда не подделывалась под вкусы читателей и
издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.
Домашнее задание
Внимательно прочитать стихотворение М. И. Цветаевой «Молодость» и сделать
его разбор.
Конспект урока "Поэтический мир Марины Цветаевой"
Конспект урока "Поэтический мир Марины Цветаевой"
Конспект урока "Поэтический мир Марины Цветаевой"
Конспект урока "Поэтический мир Марины Цветаевой"
Конспект урока "Поэтический мир Марины Цветаевой"
Конспект урока "Поэтический мир Марины Цветаевой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.