КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ШКОЛА № 1»
ФИЛИАЛ № 4
План-конспект открытого урока математики в 11 «А» классе
«Применение производной к исследованию функций»
Подготовил Федоров С.Н.,
учитель математики 1 КК
Борисоглебск, 2017
Открытый урок в 11 «А» классе
Тема: «Применение производной к исследованию функций»
Цель урока:
закрепление и систематизирование знаний обучающихся по исследованию функций с помощью производной;
развитие устной и письменной речи;
воспитание нравственности и самостоятельности.
Оборудование: компьютер, доска, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Слайд 1. Тема урока.
Тема нашего занятия – исследование функции и построение графиков с помощью производной.
Слайд 2. Цель урока
Цель урока – закрепить и систематизировать знания обучающихся по исследованию функций с помощью производной.
Слайд 3.
1. Повторим, как определяются промежутки убывания и возрастания;
2. Точки экстремума и значение функции в этих точках;
3. наибольшее и наименьшее значение функции;
4. Строится график функции
Слайд 4. Повторение теории.
Вопросы задаются поочерёдно каждой команде.
1) Какая функция называется возрастающей?
2) Какая функция называется убывающей?
3) Как связан “знак” производной с возрастанием и убыванием функции?
4) Что называется точкой максимума?
5) Что называется точкой минимума?
6) Какие точки называются стационарными?
7) Какие точки называются критическими?
8) Каков алгоритм нахождения наибольшего и наименьшего значений непрерывной на заданном отрезке функции?
Слайд 5-6. «Найди ошибки» Каждой команде по 3 задания, команда решает, кто будет отвечать.
1. Изображён график производной. Точки х=-1, х=1, х=2 являются точками максимума.
2. Производная функции в точке хо равна 0, значит хо - критическая точка. Верно ли?
3. Производная функции не существует в точке хо, значит хо - критическая точка. Верно ли?
4. Критическая точка является точкой экстремума. Верно ли?
5. Точка экстремума является критической точкой. Верно ли?
6. Функция y(x) непрерывна в точке x=4, причем y' (x)>0 на (1;4) и y'(x)<0 на (4;7). Точка x=4 является точкой минимума?
(см. Приложения)
Слайд 7. «Бег с препятствиями», «Морской бой»
Повторим, как же нужно вычислять производные функций?
«Бег с препятствиями» - это эстафета, учащиеся идут поочерёдно к доске, на столе берут карточку с заданием, и выполняют его. Зарабатывают баллы по количеству верных заданий.
1 группа
2 группа
(см. Приложения)
Слайд 8. Из истории дифференциального исчисления
1.Он ввёл термин «производная» в 1797 г., что является буквальным переводом на русский язык французского слова deviree, он же ввел современные обозначения y¢, f¢. Такое название отражает смысл понятия: функция f¢(х) происходит из f(х), является производной от f(х).
2. Один из создателей (вместе с И. Ньютоном) дифференциального и интегрального исчислений В 1675 г показал взаимно-обратный характер дифференцирования и интегрирования. По просьбе Петра I разработал проекты развития образования и государственного управления в России.
Кто эти учёные?
Слайд 9. Задание: Найти экстремумы функции.
1 команде
1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3
2) y = 2х - x²
3) y = x/4 + 9/x
4) y = x/4 + 4/x
5) y = x – х4/4
6) y = x3 - 6x2 - 15x + 7
7) у = х³-6х²
хmax=1 |
хmax=-6 хmin= 6 |
хmax=-1 хmin= 5 |
хmax=0 хmin= 4 |
хmax=-5 хmin= 1 |
хmax=-4 хmin= 4 |
А |
Г |
Н |
Ж |
Л |
Р |
2 команде
1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3
2) y = 2х - x²
3) y = x/4 + 9/x
4) y = x/4 + 4/x
5) y = 8x – х4/4
6) y = x3 - 6x2 - 15x + 7
7) у = х³-6х²
хmax=1 |
хmax=-6 хmin= 6 |
хmax=-1 хmin= 5 |
хmax=0 хmin= 4 |
хmax=-5 хmin= 1 |
хmax=-4 хmin= 4 |
хmax=2 |
Е |
Й |
И |
Ц |
Л |
Б |
Н |
Слайд 10.
Жозеф Луи Лагранж
(1736-1813) французский математик и механик, иностранный почетный член Петербургской АН (1776).
Готфрид Вильгельм Лейбниц
(1646-1716), немецкий философ, математик, физик, языковед.
Слайд 11. Выполним лабораторную работу
З а д а н и я 1 команде: №1,№3 2 команде: №2, №4
Для функции у = f(х) найдите:
1) область определения;
2) производную;
3) критические точки;
4) промежутки монотонности и экстремумы.
По результатам исследования постройте график.
Вариант |
Функция у = f(х) |
х |
1 |
f(х)=6х3-2х+1 |
2 |
2 |
f(х) =х 3-12х-1 |
0 |
3 |
f(х)= х4 -4х2 +2 |
3 |
4 |
f(х)=х4 - 6х2 +3 |
2 |
Слайд 12
Слайд 13-14.
Первая женщина математик С. В. Ковалевская сказала:
« Математик должен быть поэтом в душе». И, следуя ее словам, мы на нашем уроке откроем литературную страничку «Графики функций – пословицы». Подберите к графикам функций, изображенных на слайдах, пословицы, которые раскрывают суть процессов функции:
1)
2)
3)
"Как аукнется, так и откликнется".
"Повторение - мать учения".
"Любишь с горы кататься, люби и саночки возить»
Слайд 15 Итоги игры (выставление оценок, выявление победителя в командном соревновании)
Слайд 16. Домашнее задание (работа по карточкам)
Приложения
1 команде Задание: Найти экстремумы функции
1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3
2) y = 2х - x²
3) y = x/4 + 9/x
4) y = x/4 + 4/x
5) y = x – х4/4
6) y = x3 - 6x2 - 15x + 7
7) у = х³-6х²
хmax=1 |
хmax=-6 хmin= 6 |
хmax=-1 хmin= 5 |
хmax=0 хmin= 4 |
хmax=-5 хmin= 1 |
хmax=-4 хmin= 4 |
А |
Г |
Н |
Ж |
Л |
Р |
2 команде Задание: Найти экстремумы функции
1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3
2) y = 2х - x²
3) y = x/4 + 9/x
4) y = x/4 + 4/x
5) y = 8x – х4/4
6) y = x3 - 6x2 - 15x + 7
7) у = х³-6х²
хmax=1 |
хmax=-6 хmin= 6 |
хmax=-1 хmin= 5 |
хmax=0 хmin= 4 |
хmax=-5 хmin= 1 |
хmax=-4 хmin= 4 |
хmax=2 |
Е |
Й |
И |
Ц |
Л |
Б |
Н |
1 команде Задание: Найти экстремумы функции
1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3
2) y = 2х - x²
3) y = x/4 + 9/x
4) y = x/4 + 4/x
5) y = x – х4/4
6) y = x3 - 6x2 - 15x + 7
7) у = х³-6х²
хmax=1 |
хmax=-6 хmin= 6 |
хmax=-1 хmin= 5 |
хmax=0 хmin= 4 |
хmax=-5 хmin= 1 |
хmax=-4 хmin= 4 |
А |
Г |
Н |
Ж |
Л |
Р |
2 команде Задание: Найти экстремумы функции
1) y = x3 + 6x2 - 15x - 3
2) y = 2х - x²
3) y = x/4 + 9/x
4) y = x/4 + 4/x
5) y = 8x – х4/4
6) y = x3 - 6x2 - 15x + 7
7) у = х³-6х²
хmax=1 |
хmax=-6 хmin= 6 |
хmax=-1 хmin= 5 |
хmax=0 хmin= 4 |
хmax=-5 хmin= 1 |
хmax=-4 хmin= 4 |
хmax=2 |
Е |
Й |
И |
Ц |
Л |
Б |
Н |
«Перестрелка» по таблице как игра в «Морской бой»
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||
А |
Найти значение производной функции f(x) = в точке х0= 2 |
Найти значение производной функции f(x) = 2 sin 3x в точке х0= 0 |
Найти значение производной функции f(x) = +2 в точке х0= 1 |
Найти значение производной функции f(x) = sin x = cos x в точке х0=p/2 |
Найти значение производной функции f(x) = cos x +2x в точке х0= 0 |
|||
Б |
Определить монотонность функции и ее точки экстремумов, если f ,: - + - · · -9 -1 |
Определить монотонность функции и ее точки экстремумов, если f ,: + - - · · -6 4 |
Определить монотонность функции и ее точки экстремумов, если f ,: + - + · · -4 2 |
Определить монотонность функции и ее точки экстремумов, если f ,: - + - · · 0 3 |
Определить монотонность функции и ее точки экстремумов, если f ,: - + - + · · · -1 5 9 |
|||
В |
По графику производной определить монотонность функции:
-1 -2 · · -2
|
По графику производной определить монотонность функции:
1 -1
|
По графику производной определить монотонность функции:
1 2
|
По графику производной определить монотонность функции:
1 -1 1
|
По графику производной определить монотонность функции:
1 2
|
|||
Г |
Найти производную функции: f(x) = x4-2x
|
Найти производную функции: f(x) = x8-x2+8
|
Найти производную функции: f(x) =2cos x2
|
Найти производную функции: f(x) =2cos2x
|
Найти производную функции: f(x) = cos(2x+3)
|
|||
Д |
По графику функции определить критические точки функции:
2 -2 -1
|
По графику функции определить критические точки функции:
3
2
|
По графику функции определить критические точки функции: 4
2,5 -1 2 3 4
|
По графику функции определить критические точки функции:
2 -2 1 3 4
|
По графику функции определить критические точки функции:
1 1 2 3
|
Е |
Определить промежутки возрастания функции по ее графику:
0
|
Определить промежутки возрастания функции по ее графику:
0
|
Определить промежутки возрастания функции по ее графику:
0
|
Определить промежутки возрастания функции по ее графику:
1 -1
|
Определить промежутки возрастания функции по ее графику:
-1 -1
|
Ж |
Указать область определения функции: f(x)= |
Указать область определения функции: f(x)= |
Указать область определения функции: f(x)= |
Указать область определения функции: f(x)= |
Указать область определения функции: f(x)= |
З |
Найти угловой коэффициент касательной к графику функции у= х2 в точке х0=1 |
Найти угловой коэффициент касательной к графику функции у= х2 в точке х0= -1,2 |
Найти угловой коэффициент касательной к графику функции у= х3 в точке х0= -1 |
Найти угловой коэффициент касательной к графику функции у= х3 в точке х0= 3 |
Найти угловой коэффициент касательной к графику функции у= sin x в точке х0=p/2 |
И |
Существуют ли точки экстремумов у функции, заданной данным графиком? Если «да», то какие это точки? (Максимума или минимума)
-2 1
|
Существуют ли точки экстремумов у функции, заданной данным графиком? Если «да», то какие это точки? (Максимума или минимума)
-1,5 -1 0
|
Существуют ли точки экстремумов у функции, заданной данным графиком? Если «да», то какие это точки? (Максимума или минимума)
-5 -3 3 5
|
Существуют ли точки экстремумов у функции, заданной данным графиком? Если «да», то какие это точки? (Максимума или минимума)
-2 0 3
|
Существуют ли точки экстремумов у функции, заданной данным графиком? Если «да», то какие это точки? (Максимума или минимума)
-3 -2 -1 0 2
|
К |
Острый или тупой угол образует касательная к графику функции У=х2 в точке х0=1? |
Острый или тупой угол образует касательная к графику функции У=2х2 в точке х0=0? |
Острый или тупой угол образует касательная к графику функции У=х2 +2х в точке х0=3? |
Острый или тупой угол образует касательная к графику функции У=х4 – 2 в точке х0= -1? |
Острый или тупой угол образует касательная к графику функции У=х3 – 3х в точке х0=2? |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.