Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Оценка 5
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
01.06.2018
Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игро¬вые и нестандартные варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, упражнения и практические работы. За основу взята рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина (М.: Дрофа)урок
конспект.docx
Урок 49. Продление рода. Органы размножения
Глава 3.Эволюция строения и функций органов и их систем РАЗДЕЛ II. СТРОЕНИЕ, ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ
Урок с видеоматериалами разработан согласно требованиям ФГОС, подготовка к ЕГЭ, а
также методические советы и рекомендации, справочные материалы, игровые и нестандартные
варианты уроков, краткие энциклопедические сведения, упражнения и практические работы.
За основу взята рабочая программа по биологии 7класс к УМК В.В. Латюшина, В.А. Шапкина
(М.: Дрофа)
Методическое пособие разработки уроков с видеоматериалами
биологии 7класс
Тип урока комбинированный
Методы: частичнопоисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно
иллюстративный.
Цель: овладение умениями применять биологические знания в практической деятельности,
использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с
биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за
биологическими объектами;
Задачи:
Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе
учебной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально
ценностному отношению к объектам живой природы.
Развивающие: развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания
о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных
знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных
умений;
Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и ценностей: признание высокой
ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое
сознание; воспитание любви к природе;
УУД
Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание
ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;
Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей
среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах,
влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на
постоянное развитие и саморазвитие;
умение работать с различными источниками
информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать
информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать
правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в
подростковом возрасте, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и дру
гих видов деятельности.
Технологии: Здоровьесбережения,
деятельности
Виды деятельности (элементы содержания, контроль)
Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к
структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания: коллективная
работа — изучение текста и иллюстративного материала составление таблицы «Си
стематические группы многоклеточных » при консультативной помощи учеников экспертов
с последующей самопроверкой; парное или групповое выполнение лабораторной работы при
консультативной помощи учителя с последующей взаимопроверкой; самостоятельная работа
по изученному материалу.
развивающего обучения,
проблемного,
групповой Планируемые результаты
Предметные
•
•
•
•
•
•
•
понимать смысл биологических терминов;
описывать особенности строения и основные процессы жизнедеятельности животных
разных систематических групп; сравнивать особенности строения простейших и
многоклеточных животных;
распознавать органы и системы органов животных разных систематических групп;
сравнивать и объяснять причины сходства и различий;
устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов и функциями,
которые они выполняют;
приводить примеры животных разных систематических групп;
различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные систематические
группы простейших и многоклеточных животных;
характеризовать направления эволюции животного мира; приводить доказательства
эволюции животного мира;
Метапредметные УУД
Познавательные:
• работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать ее из одной формы в другую;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т. п.), структурировать
учебный материал, давать определения понятий;
• проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные
результаты;
• сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных
логических операций;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинноследственных
связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объектов;
• определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск
информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
Регулятивные:
• организовывать и планировать свою учебную деятельность — определять цель работы,
последовательность действий, ставить задачи, прогнозировать результаты работы;
• самостоятельно выдвигать варианты решения поставленных задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
• работать по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять
ошибки самостоятельно;
• владеть основами самоконтроля и самооценки для принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебнопознавательной и учебнопрактической деятельности;
Коммуникативные:
• слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
• интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и
взрослыми;
• адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей
позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения,
отстаивать свою позицию.
Личностные УУД
Формирование и развитие познавательного интереса к изучению биологии и истории
развития знаний о природе
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой,
обобщение.
Основные понятия
Значение размножения, преимущество полового размножения перед бесполым особенности размножения
беспозвоночных, размножение хордовых животных
Х о д у р о к
Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)
1.Почему
прогрессивный способ, чем бесполое?
2.Каковы преимущества живорождения?
размножение
половое
эволюционно
более
Способность воспроизводить себе подобных — одно из основных свойств живого. У
животных, как и у растений, существуют два основных типа размножения — бесполое и
половое. В биологическом плане более прогрессивным оказалось половое размножение,
так как в этом случае наследуются признаки двух организмов и в результате комбинации
наследственных признаков потомство может быть более приспособленным к условиям
среды, чем родители.
У большинства животных, размножающихся половым путем, существуют специальные
органы размножения, с помощью которых половые клетки родителей соединяются, в
результате чего образуется новое существо, несущее наследственность обоих родителей.
Впервые половая система, состоящая из половых органов, т. е. половых желез и
протоков, проводящих половые клетки, возникает у плоских червей. Плоские черви
являются гермафродитами: в их теле функционируют одновременно и мужская половая
система, состоящая из семенников, семяпроводов и мужского полового отверстия, и
женская половая система, состоящая из яичников, яйцеводов, матки и женского
полового отверстия
Происхождение и функции половой системы.
Размножение, или репродукция – это одно из основных свойств, характеризующих жизнь.
Под размножением понимают способность организмов воспроизводить себе подобных.
Размножение – необходимое условие существования вида и преемственности генераций внутри
вида. Органы размножения у всех животных имеют мезодермальное происхождение, хотя
первичные половые клетки обосабливаются в онтогенезе значительно раньше, чем образуется
третий зародышевый листок. Очень рано в эмбриогенезе происходит дифференцировка на
соматические и половые клетки.
Развитие половой системы тесно связано с развитием выделительной системы, которая
закладывается раньше половой.
Эволюция половой системы у беспозвоночных животных.
У низших беспозвоночных животных (губки, большинство кишечнополостных) еще нет
половых
Половые
наружу
тела.
обособленных
органов и выводных
протоков
для
выведения половых
продуктов наружу.
клетки
(сперматозоиды и
яйцеклетки)
созревают
эктодерме
гидроидных
полипов)
энтодермы
сцифоидных
коралловых
полипов) и выходят
через разрыв стенок
или
(у
и
в
(у
У плоских червей мужские и женские половые клетки образуются в одном организме,
то есть у этих животных гермафродитный тип половой системы. Половые органы (семенники и
яичники) имеют или трубчатое, или гроздевидное строение. Формируется сложная система
половых протоков: семяпроводы и семяизвергательные каналы для мужских клеток; яйцеводы,
матка, влагалище – для женских. У паразитических трематод половые железы достигают
значительных размеров, а у цестод еще и повторение в каждом членике.
Круглые черви уже раздельнополые животные. Половая система у них имеет трубчатое
строение. У самок она парная, а у самцов – непарная. Женский половой аппарат включает два
яичника, два яйцевода, две матки и одно самостоятельное половое отверстие на брюшной
стороне в передней трети тела. Мужские половые органы состоят из семенника, семяпровода и семяизвергательного
канала, открывающегося в заднюю кишку. Развиваются у круглых червей и приспособления для
копуляции мужских и женских особей.
У кольчатых червей, которые являются гермафродитами, половые клетки выделяются в
целомическую полость, а оттуда выводятся наружу через систему канальцев, связанных с
нефридиями. Таким образом, выводные протоки половых желез и каналы выделительной
системы уже у кольчатых червей тесно связаны.
Большинство членистоногих раздельнополые. Яичники у самок и семенники у самцов. Их
выводные протоки расположены или в области груди, или в брюшке. Оплодотворение у
некоторых членистоногих наружное, но у большинства – внутреннее. Развитие у членистоногих
может быть прямым или непрямым, с полным или неполным метаморфозом.
Таким образом, в эволюции беспозвоночных намечается усложнение в строении половых
желез, половых протоков, а также тенденция к разделению полов и переходу от наружного
оплодотворения к внутреннему.
Эволюция половой системы у хордовых животных.
Ходовые животные за исключением оболочников являются раздельнополыми. Половые
железы у разных полов низших хордовых очень сходны по строению, а половой диморфизм у
мужских и женских особей слабо выражен.
Так у ланцетника половые железы у самцов и самок имеют вид пузырьков, метамерно
располагающихся в стенках протоков. Половые клетки попадают в околожаберную полость
через разрыв стенок, откуда с током воды через атриопор выходят наружу.
Половые железы у всех позвоночных развиваются в виде парных складок части
нефрогонатома, в области ножек сомита. Половые складки вдаются в полость тела и
оказываются подвешенными на брыжейке. Первичные половые клетки обособляются у
зародышей на стадии гаструляции. Вначале они обнаруживаются в составе презумптивной
эктодермы головного конца эмбриона, затем попадают в энтодерму, откуда перемещаются в
половые складки. Здесь дифференцирующийся эпителий половых желез, включающий в себя
первичные половые клетки, объединяется с соединительнотканной стромой в виде шнуров.
Такая гонада индифферентна в половом отношении и может развиваться как в семенник, так и
в яичник в зависимости от генетического и эпигенетического факторов дифференцировки
полов.
Индифферентность развивающейся половой железы называется первичным
гермафродитизмом. Он эволюционно связан, вероятно, с гермафродитизмом древних предков
позвоночных. Доказательством этого может служить наличие у наиболее примитивных
позвоночных – круглоротых – половых желез, передняя часть которых является яичником, а
задняя – семенником. У хрящевых рыб строение половых желез самок и самцов в значительной
степени сходно. У самок некоторых земноводных на протяжении всей жизни сохраняется
рудиментный участок индифферентной половой железы. Да и зародыш человека до
определенного возраста имеет недифференцированные половые железы. далее
норме
имеет
все же,
Но,
начиная
с
костистых рыб и
у всех остальных
позвоночных,
в
наблюдаются
отличия половых
органов у самок и
самцов. У самок
яичник всегда
фолликулярное
строение,
семенниках
появляются
семявыносящие
каналы,
а в
по
которым зрелые сперматозоиды выходят во внешнюю среду. У немногих живородящих рыб
оплодотворение внутреннее, а в основном у рыб оплодотворение наружное, поэтому половые
железы сильно разрастаются в связи с выделением большого количества половых продуктов.
Амфибии, как и рыбы, анамнии. У них, как и у рыб, чаще наружное оплодотворение,
только у хвостатых амфибий оплодотворение внутреннее. Продуцируют амфибии также
большое количество половых продуктов.
У всех высших позвоночных, т.е. амниот (у рептилий, птиц и млекопитающих)
оплодотворение внутреннее. У рептилий и птиц половые железы закладываются как парные
органы, но затем развиваются неравномерно. У самок рептилий лучше развивается правый
яичник, а у птиц – левый. У птиц яйцевод дифференцирован на отделы: передняя часть его
выделяет белковые вещества, а задняя – вещества, необходимые для формирования скорлупы.
Рептилии и птицы – клоачные животные. У млекопитающих происходит дальнейшее усложнение половой системы. Только половая
система однопроходных млекопитающих (утконос и ехидна) напоминают половую систему
рептилий и птиц (откладывание яиц, наличие клоаки). Усложнение половой системы
млекопитающих связано прежде всего с развитием приспособлений для вынашивания детеныша
в матке и питания их через плаценту. Матка у самок образуется за счет срастания расширенных
частей задней части яйцеводов. Противоположные концы яйцеводов открываются воронками в
брюшную полость рядом с яичниками. У самцов большинства видов млекопитающих семенники
выходят наружу и лежат в мошонке. Появляется у них сложная система придаточных желез
(семенные пузырьки, предстательная железа) и копулятивные органы.
железы у
Половые
млекопитающих развиваются, как и других позвоночных, впереди закладок почек, но затем
перемещаются в тазовую область. Яичники остаются в задней части брюшной полости, а
семенники в норме опускаются из брюшной полости в мошоночную, вместе с обволакивающей
их складкой брюшины.
Закладка половой системы у обоих полов млекопитающих происходит на стадии 34
недель в виде половых валиков – утолщений целомического эпителия на поверхности
первичных почек и протекает в начальных стадиях развития одинаково. От валиков в
первичную почку врастают тяжи (половые шнурки) с зачатковыми клетками, называемыми
гонобластами.
Дифференцировка индифферентной половой железы по мужскому или женскому типу
начинается на 68 недели. При развитии по мужскому типу половые шнуры превращаются в
семенные канальцы, а гонобласты образуют сперматогенный эпителий. При развитии по
женскому типу происходит рост половых шнуров, образующих корковую часть яичника, а
мозговая часть яичника образуется из мезенхимальных элементов остатков тела первичной
почки (мезонефроса). В эмбриогенезе всех позвоночных выводящие протоки половых желез тесно связанны с
выделительными канальцами.
При развитии предпочки вдоль тела, от головного конца к клоаке закладывается
пронефрический канал, по которому продукты диссимиляции из нефронов поступают во
внешнюю среду. При развитии первичной почки этот канал либо расщепляется на два канала,
идущих параллельно, либо второй канал образуется в продольном утолщении стенки первого.
Один канал называется вольфовым каналом, а другой мюллеровым. Вольфов канал вступает в
связь с каналами первичной почки. Мюллеров канал срастается передним концом с одним из
нефронов предпочки и образует яйцевод, открывающийся передним концом в целом широкой
воронкой, а задним – впадающий в клоаку.
У всех позвоночных животных, вне зависимости от пола, обязательно формируются как
вольфов, так и мюллеров протоки, но судьба их различна у разных животных в зависимости от
пола, и принадлежности к тому или иному классу.
У самок рыб и земноводных вольфов канал выполняет функцию мочеточников, а
мюллеров яйцеводов. У самцов мюллеров канал редуцируется, а вольфов выполняет роль
мочеточника и семяпровода. Семенные канальца при этом впадают в почку, а сперматозоиды
при оплодотворении поступают в воду вместе с мочой.
У амниот, т.е. у рептилий, птиц и млекопитающих, судьба вольфова и мюллерова каналов
несомненно иная.
Вольфов канал у самцов выполняет в основном функцию
семяизвергательного канала, только отщепившийся от его каудальной части проток выполняет
роль мочеточника вторичной почки. В семяпровод открываются протоки придаточных половых
желез – предстательной и семенных пузырьков. Мюллеров канал у самцов редуцируется, а
вольфов канал за исключением отщепившегося от его каудальной части протока,
выполняющего роль мочеточника, становится семяпроводом. У самок мюллеров канал
выполняет роль яйцеводом, а вольфов канал за исключением отщепившегося от его каудальной
части протока, выполняющего роль мочеточника, редуцируется.
У плацентарных млекопитающих мюллеров канал дифференцируется на собственно
яйцевод, матку и влагалище.
У яйцекладущих и сумчатых млекопитающих мюллеров канал сохраняет парность
как все элементы половой системы, но в дальнейшей эволюции происходит срастание мюллеровых протоков с образованием одного влагалища и матки, которая может быть двойной,
как у многих грызунов, либо двураздельной, как у хищных, либо двурогой насекомоядных и
китообразных, либо простой как у приматов и человека.
Соответственно дифференцировкам мюллерова канала, у пресмыкающихся и
млекопитающих развиваются копулятивные органы. У большинства пресмыкающихся, а также
у сумчатых они парные. У плацентарных, имеющих одно влагалище, копулятивный орган
непарный, но образуется он в результате срастания парных зачатков.
В эмбриогенезе человека также закладываются парные вольфовы и мюллеровы каналы.
Позже в зависимости от пола происходит их редукция, но со своеобразными особенностями.
Рудимент мюллерова канала у мужчин располагается в предстательной железе и называется
мужской маточкой – utriculus masculinus. Канальцы передней части первичной почки у них
вступают в связь с семенниками и преобразуются в придатки семенника – эпидидимис. Иногда
кроме канальцев, превращающихся в эпидидимис, остается несколько рудиментальных
канальцев туловищной почки – парадидимис, склонных к патологическому перерождению. У
плодов женского пола возможно нарушение редукции вольфовых каналов, которые
располагаются по бокам от влагалища. Это нарушение может привести к образованию кист и
злокачественных опухолей.
Таким образом, у высших хордовых животных, в том числе и у человека, в процессе
эволюции половой системы произошли изменения в следующих направлениях:
вопервых, в сторону специализации половых желез у самок и самцов,
вовторых, к установлению тесной связи с различными частями выделительной системы,
и,
втретьих, к окончательному переходу от наружного оплодотворения к внутреннему.
1. Дайте определение понятий:
простое деление ______________
почкование __________________
оплодотворение ______________
Поставьте знак «+» напротив тех типов животных, для которых характерны перечисленные особенности
размножения Тип животных
Особенности размножения
Бес
полое
Раздельно
полое
Внутреннее
оплодотво
рение
Наружное
оплодотво
рение
Кишечнополостные
Моллюски
Ракообразные
Паукообразные
Насекомые
Рыбы
Земноводные
Рептилии
Птицы
Млекопитающие
Эволюция половых органов у животных
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Конспект урока "Продление рода. Органы размножения" 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.