Конспект урока "Процесс дыхания. Газообмен в лёгких" 8 класс
Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
8 кл
01.06.2018
Интегрированный урок
« Процесс дыхания. Газообмен в лёгких»
Цели: - обобщить и закрепить основные понятия и знания по
данной теме;
- продолжить формирование умений применять законы
физики и химии для объяснения процессов, протекаю-
щих в организме человека;
- сформировать убеждение о единстве законов живой и
неживой природы.урок
конспект.docx
Интегрированный
урок
по теме:
«Процесс дыхания.
Газообмен в лёгких» (Слайд 1)
Интегрированный урок
« Процесс дыхания. Газообмен в лёгких»
Цели: обобщить и закрепить основные понятия и знания по
данной теме;
продолжить формирование умений применять законы
физики и химии для объяснения процессов, протекаю
щих в организме человека;
сформировать убеждение о единстве законов живой и
неживой природы.
Оборудование: Таблица «Дыхательная система человека», кар
точкизадания.
Ход урока: (Слайд 2)
Учитель химии: «Мыслящий ум не чувствует себя
счастливым, пока ему не удаётся
связать воедино разрозненные
факты, им наблюдаемые».
Д. Хевеши.
Учитель биологии: Как только ребёнок рождается, он
приветствует мир громким криком. С первым криком расправляются
лёгкие новорожденного, и он начинает дышать. Если без еды мы можем
обходиться несколько недель, без воды – несколько дней, то без
дыхания мы погибаем через несколько минут.
Учитель химии: А что есть воздух?
Диаграмма: (Слайд 3) Учитель биологии: Мы вдыхаем воздух. При помощи физических
и химических процессов в лёгких из воздуха извлекается кислород.
Учитель физики: (Слайд 4) А что же такое вдох и выдох?
При вдохе мозг подаёт сигнал мышцам грудной клетки, и они
сокращаются. Происходит объёмное расширение грудной клетки. При
этом давление внутри лёгких становится ниже атмосферного, и
наружный воздух засасывается в лёгкие, происходит вдох. Затем
мышцы расслабляются, объём грудной клетки уменьшается, давление
внутри лёгких становится выше атмосферного, и воздух из лёгких
выталкивается наружу. Происходит выдох.
Учитель биологии: А можно ли узнать, например, сколько
молекул кислорода мы вдыхаем при каждом вдохе? Или, например,
сколько воздуха необходимо для дыхания определённого количества
человек? На эти вопросы и многие другие, можно дать ответ, произведя
несложные физические и химические расчёты.
Учитель химии:
Задача: (Слайд 5)
Объём воздуха, поступающего при вдохе около 2 литров, плотность
воздуха 1, 3 г/л. Сколько молекул
участвует в каждом вдохе, если молярная масса воздуха равна 29?
Решение: (Слайд 6)
Физика: m = V x ρ = 2л х 1,3 г/л = 2,6г
Na = 6,02 х 1023 моль1
Химия: υ = m / M; υ = 2,6 / 29 = 0,09 моль
N = Na x υ = 6,02 х 0,09 х 1023 = 0,54 х 1023 =
= 5,4 х 10
22 молекул Учитель биологии: Кровь разносит кислород по всему организму,
где он участвует во всех главнейших химических реакциях. Благодаря
этим реакциям выделяется энергия, необходимая для
жизнедеятельности. (Слайд 7) А что такое химическая реакция?
Учитель химии: Химическая реакция – это процесс,
сопровождающийся разрывом одних связей и образованием других. При
образовании связи энергия выделяется, а при разрыве расходуется.
Разность, между энергией, затрачиваемой на разрыв старых связей и
энергией, выделяющейся при образовании новых связей и определяет
тепловой эффект химической реакции.
(Слайд 7)
Какие реакции называются экзотермическими?
Какие реакции называются эндотермическими?
А какие вещества в организме окисляются для получения
большого количества энергии? (Глюкоза, белки, жиры)
Задача: (Слайд 8) Какой объём кислорода необходим для
окисления 20г глюкозы? Какому объёму воздуха это количество
кислорода соответствует?
Решение: (Слайд 9)
20г Хл
1. С6Н12О6 + 6О2
120г 134,4л
х = (20 х 134,4)/ 180 = 14,93л О2 необходимо для окисле
ния 20г С6Н12О6
2. 14,93л х 5 = 74,67 л воздуха
Учитель биологии: После каждого вдоха следует выдох. А что
мы выдыхаем? Тоже воздух, но с очень небольшим количеством
кислорода и большим количеством углекислого газа, а также воды.
Углекислый газ – это отходы жизнедеятельности. Он должен быть
удалён, что и происходит при выдохе.
Учитель физики:
Задача: (Слайд 10) Сколько воздуха расходует на дыхание класс из 30
человек в течение 40 минут урока, если один девятиклассник делает в
2 + 6Н2О + Q кДж
6СО→ среднем 16 вдохов в минуту, вдыхая по 2 литра воздуха?
Решение: (Слайд 11)
40 х 16 = 640 вдохов за 40 минут;
640 х 2 л = 1280 литров затрачивает 1 ученик;
1280л х 30 = 38400 л = 34,8 м3 воздуха для 30 учащихся
(Слайд 12)
Всё соразмерно в нас
«Душа и плоть в гармонии слились
Суть мира в нас отражена».
Дж. Герберт.
Закрепление:
Природа многолика и многомерна, но, не смотря на это, все
процессы, происходящие в ней, тесно взаимосвязаны и существуют
неразрывно друг от друга. А значит и науки, изучающие различные
проявления этой природы тоже существуют неразрывно друг от друга.
Эту тесную взаимосвязь мы и продемонстрировали сегодня на уроке.
А теперь, давайте посмотрим, на сколько вы поняли то, о чём
шла речь на уроке, и выполним приготовленные нами задания.
Выполнение задач и теста по карточкам индивидуально.
Задачи и задания.
Задача 1. Средний объём лёгких человека 4,5 литра. Сколько молекул
вы вдыхаете, если делаете глубокий вдох?
Решение: Объём одного моля при нормальных условиях 22,4 л.
Следовательно, в 4,5 л. воздуха 4,5 / 22,4 = 0,2 моля. Тогда 4.5 литра
воздуха содержат 0,2 моля х 6,02 х 1023 моль1 = 1,2 Х 10
23 молекул.
Задача 2. Аквалангист, находясь на глубине 10 м от поверхности воды,
воздух и заполнил весь объём своих лёгких, равный 5,5 л. До какого
объёма расширяются его лёгкие, если он быстро вынырнет на
поверхность воды?
Решение: На глубине 10 м давление воздуха в лёгких аквалангиста равно 2 атм., так как 10 м водяного столба соответствует давлению в
одну атмосферу. При быстром подъёме можно считать процесс
расширения воздуха в лёгких аквалангиста изотермным, поэтому объём
лёгких на поверхности увеличится в два раза, так как внешнее
давление уменьшится в два раза и составит 11 л, что опасно для его
здоровья.
Задача 3. Сколько воздуха (куб. м) расходует на дыхание класс из 35
человек в человек в течение 45 минут урока, если один девятиклассник
делает в среднем 16 вздохов в минуту по 500 куб. см воздуха?
Решение: Один ученик расходует воздуха за минуту: 16 х 500 = 8000
куб.см. За 45 минут он потребляет: 8000 х 45 = 360000 куб. см или 0,36
куб. м. Класс, состоящий из 35 человек в течение 45 минут урока
расходуют при дыхании воздуха: 0,36 х 35 = 12,6 куб. м
Зачем мы дышим?
Как только ребёнок рождается, он приветствует мир громким
криком. Крик имеет очень важное значение. С первым криком
расправляются лёгкие новорожденного, и он начинает дышать. Если без
еды мы можем обходиться несколько недель, без воды – несколько
дней, то без дыхания мы погибаем через несколько минут. Когда мы
хотим сказать, что без чегото совершенно не можем обойтись, то
говорим: «Нужен, как воздух…» Но на самом деле необходим не сам
воздух, а содержащийся в нём кислород.
Мы вдыхаем воздух. При помощи физических процессов в лёгких
извлекаем в лёгких из него кислород. Кровь разносит кислород по
всему организму, где он участвует во всех главнейших химических
реакциях. Благодаря этим реакциям выделяется энергия, необходимая
для жизнедеятельности. Поэтому, нет дыхания – нет жизни.
После каждого вдоха следует выдох. А что мы выдыхаем? Тоже
воздух, но с очень небольшим количеством кислорода и большим
количеством углекислого газа, а также воды. Углекислый газ – это отходы жизнедеятельности. Он должен быть удалён, что и происходит
при выдохе.
ТЕСТ
по теме «Дыхание: газообмен в лёгких.»
1. Дыхание – это:
а) обмен газами (02 и СО2) между организмом и внешней средой;
б) окислительные процессы в клетках, в результате которых
выделяется энергия;
в) транспорт газов кровью;
г) все варианты.
2. Жизненная ёмкость лёгких – это:
а) максимальный объём воздуха, выделяемый после спокойного вдоха;
б) максимальный объём воздуха, выдыхаемый после сильного вдоха;
в) объём воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха.
3. Газообмен в лёгких объясняется:
а) законом диффузии газов;
б) избирательной проницаемостью О2 в направлении кровеносных
капилляров;
в) избирательной проницаемостью СО2 в направлении альвеолярного
воздуха.
4. Основным гуморальным регулятором дыхания является:
а) СО2; в) адреналин; б) О2; г) инсулин.
5. Газообмен – это:
а) процесс поглощения кислорода;
б) процесс выделения углекислого газа;
в) процесс поступления вдыхаемого воздуха в лёгкие;
г) совокупность процессов обмена газами между организмом и
средой путём диффузии.
6. Углекислый газ образуется в:
а) лёгких; в) воздухоносных путях;
б) клетках тела; г) эритроцитах.
7. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем выражается в том,
что они:
а) состоят из органов;
б) обеспечивают газообмен в лёгких и тканях;
в) доставляют органам и тканям кислород;
г) удаляют из клеток углекислый газ.
8. Дыхательный центр расположен в:
а) продолговатом мозге; в) мозжечке;
б) коре больших полушарий; г) спинном мозге.
Конспект урока "Процесс дыхания. Газообмен в лёгких" 8 класс
Конспект урока "Процесс дыхания. Газообмен в лёгких" 8 класс
Конспект урока "Процесс дыхания. Газообмен в лёгких" 8 класс
Конспект урока "Процесс дыхания. Газообмен в лёгких" 8 класс
Конспект урока "Процесс дыхания. Газообмен в лёгких" 8 класс
Конспект урока "Процесс дыхания. Газообмен в лёгких" 8 класс
Конспект урока "Процесс дыхания. Газообмен в лёгких" 8 класс
Конспект урока "Процесс дыхания. Газообмен в лёгких" 8 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.