Конспект урока «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»
Оценка 5

Конспект урока «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
10.03.2018
Конспект урока «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»
Конспект урока литературы для 9 класса к ученику под ред. Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Уроки 1.doc
«Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»1  А.   С.   Пушкин.   Жизнь   и   основные  этапы   творческого   пути   (с   обобщением   ранее изученного). Гуманизм лирики Пушкина и ее национально­историческое и общечеловеческое содержание.   Слияние   гражданских,   философских   и   личных   мотивов.   Историческая концепция   пушкинского   творчества.   Развитие   реализма   в   лирике,   поэмах,   прозе   и драматургии. Речь Ф. М. Достоевского о Пушкине. Творческий   путь   Пушкина   условно   делится   на   несколько   периодов,   которые можно отразить в хронологической таблице, записав в нее характерные черты и наиболее значительные произведения каждого этапа. Домашнее воспитание Пушкина было обычным для дворянских семей. Родители мало занимались воспитанием, приглашали гувернеров, растивших детей на французский манер. Важным для развития поэта стало общение с бабушкой Марией Алексеевной, няней Ариной   Родионовной   и   дядькой   Никитой   Козловым,   преподавшими   ему   первые   уроки русской речи и русской культуры. В   лицее   Пушкин­поэт   формировался   под   воздействием   творчества   Державина, Радищева,   Карамзина,   Жуковского,   Вольтера,   Руссо.   В   ранней   лирике   проявляются патриотические   настроения   («Воспоминания   в   Царском   Селе»),   протест   против крепостничества   («Лицинию»),   вольнолюбивые   и   сатирические   мотивы   («Городок»), которые тесно переплетаются с эпикурейством и анакреонтикой; начинает звучать тема смерти   («Моя   эпитафия»,   «Завещание»,   «Элегия»,   «Желание»),   но   она   не   имеет трагического оттенка. Петербургский   период   отмечен   тяготением   к   активному   романтизму, декабристским   настроениям.   Поэт   приобщается   к   либеральным   ценностям,   дружит   с будущими декабристами. Рождаются «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». Используя старинные народные сказания, Пушкин создает новаторскую поэму «Руслан и Людмила». Вольнолюбивые мотивы усиливаются в лирике южного периода. Появляются поэмы, герои которых — сильные и ищущие личности, находящиеся в разладе с обществом. В творчестве этого этапа отражены две противоположные грани романтического мироощущения: поэт восторженно воспевает ценности любви и свободы и начинает их скептически отрицать, иронически сомневаясь в осуществлении юношеских идеалов. В   Михайловском   лирика   поэта   становится   проще   по   форме,   содержит   меньше картинных сравнений и метафор, но делается более глубокой и гармоничной. Появляются такие шедевры, как «Сожженное письмо», «К***», «Вакхическая песня», «Зимний вечер», «Зимняя   дорога»,   исполненные   гуманизма   и   глубокого   общечеловеческого   содержания, философского осмысления жизни. Создается трагедия «Борис Годунов», где отразились новаторские принципы «истинного романтизма», определившего историческую концепцию пушкинского   творчества.   В   пьесе   в   исключительных   обстоятельствах   действуют обыкновенные люди; ход истории не прерывается, и ее последующее развитие является результатом предыдущего; с изменением исторических обстоятельств не меняются черты персонажей.  Эти  свойства  «истинного   романтизма»   поэт  впоследствии  преодолеет,  что ознаменует новый этап на его пути к реализму. После   поражения   декабристского   восстания   Пушкин   остается   верным   идеалам декабристов   («В   Сибирь»,   «Арион»,   «Анчар»).   Создаются   непревзойденные   лирические стихи   «Зимнее   утро»,   «Я   вас   любил...»,   «Мадона»,   «На   холмах   Грузии   лежит   ночная мгла...», где выражены глубокие симпатии к окружающему миру, природе, соединенные со светлой печалью нежного любовного чувства. Личные мотивы наполняются философским содержанием. 1 Цит. по: Платонов А. П. России первая любовь: Сборник: Стихи. — М., 1989. — С. 12. 30­е годы — вершина творчества Пушкина. Его волнуют вечные проблемы бытия, завершен   «Евгений   Онегин»,   тема   поэтического   творчества   приобретает   философский характер. Но уже в Болдинскую осень в стихах сквозит подавленное душевное состояние («Бесы»),   которое   поэт   пытается   преодолеть   («Элегия»).   Появляется   реалистическая проза,   которой   еще   не   было   в   русской   литературе.   В   «Повестях   Белкина»   читатель вовлекается в размышления о трудных ситуациях жизни, которую нужно серьезно изучать и анализировать. Новаторскими становятся и «Маленькие трагедии», где изображена цепь острых сцен   с   непрерывным   накалом   страстей.   Пушкин   предлагает   читателю   пересмотреть нравственные обычаи, моральные нормы, дать им оценку. После Болдинской осени Пушкин создает повесть «Пиковая дама», работает над романами   «Дубровский»   и   «Капитанская   дочка».   В   петербургской   повести   «Медный всадник» он пытается осмыслить историческую роль Петра I, оценить поступательный ход истории, рассмотреть личные проблемы человека в социально­философском аспекте. В последние годы жизни Пушкин предпринимает отчаянные попытки вырваться из тесного светского круга, много думает о себе и своем времени. Появляется стихотворение «Вновь   я   посетил...»,   создается   значительный   по   глубине   мысли   и   нравственному содержанию   «каменноостровский»   лирический   цикл.   О   своем   поэтическом   творчестве размышляет   Пушкин   в   стихотворении   «Я   памятник   себе   воздвиг   нерукотворный...», написанном незадолго до смерти. После   гибели   поэта   оценки   его   творчества   и   вклада   в   русскую   культуру неоднократно   звучали   в   пушкиноведении.   Одной   из   таких   оценок   явилась   «Речь   о Пушкине»   Ф.   М.   Достоевского,   произнесенная   8   июня   1880   г.   в   связи   с   открытием памятника поэту в Москве. На   протяжении   нескольких   десятилетий   Пушкин   жил   в   творческом   сознании Достоевского.   Его   размышления   о   поэте   выразились   в   статье   «Пушкин»   (1880). Первоначально   это   была   речь,   произнесенная   на   открытии   памятника   Пушкину. Впоследствии она была включена в «Дневник писателя», явившись последним литературно­ критическим выступлением Достоевского. Главная   мысль   речи   —   в   абсолютном,   непреходящем   значении   Пушкина   для мировой   культуры.   Для   статьи   характерна   как   ораторская   публицистичность,   так   и глубокие   литературно­критические   оценки.   В   речи   заметно   влияние   традиций   русской литературной   критики:   отголоски   высказываний   Гоголя,   Белинского,   Дружинина   о Пушкине. В начале статьи Достоевский использовал известные слова Гоголя, что Пушкин «чрезвычайное   и,   может   быть,   единственное   явление   русского   духа».   Но   Достоевский прибавляет   к   ним   слово   «пророческое»,   ставшее   ключевым   в   речи.   Писатель   этим указывает,   что   творчество   Пушкина,   отличающееся   национальным   своеобразием   и самобытностью,   не   только   стало   явлением   истории   русской   литературы,   но   и   имеет непреходящее значение, так как связано с жизнью современного человека. Безусловно,   Достоевский   был   знаком   со   статьей   Дружинина   «А.   С.   Пушкин   и последнее   издание   его   сочинений»,   так   как   высказывает   в   речи   мысли   критика   о современности поэмы «Цыганы», говоря, что Алеко — «тип постоянный и надолго у нас поселившийся».   «Русские   скитальцы»   (Алеко,   Онегин,   в   этом   же   ряду   можно рассматривать и Раскольникова), или «гордый человек», по Достоевскому, — это люди, поставившие себя выше других, мотив их поступков общий: «Я — выше, чем не я», и убийство для них есть средство самоутверждения. Они предъявляют к людям требования неизмеримо   большие,   нежели   к   самим   себе.   Простые   люди   отвергают   «закон   гордого человека»   («Оставь   нас,   гордый   человек»).   И   поэтому   Достоевский   призывает   их   к смирению («Смирись, гордый человек!»). Смириться должен, по Достоевскому, не Человек с большой буквы, а такие, как Алеко, Онегин, Раскольников. В оценке Татьяны Лариной Достоевский,  несомненно, опирался на Белинского, многократно   заимствуя   у   него   словосочетание   «русская   женщина».   Однако   Белинский осуждает   Татьяну   за   ее   слова:   «Но   я   другому   отдана,   я   буду   век   ему   верна».   А Достоевский видит в предпочтении долга любви «нравственное разрешение этого вопроса». В ответе Онегину проявился русский национальный характер Татьяны, обладающей, по мысли   писателя,   врожденным   чувством   справедливости.   В   черновом   варианте   статьи Достоевский писал: «Финал „Онегина“: русская женщина, сказавшая русскую правду». В трактовке образа Татьяны проявилась та же попытка «глобального прочтения Пушкина», так как Достоевский оценивал героиню с этико­исторической точки зрения. Нравственный идеал   Пушкина   совпал   не   только   с   нравственным   идеалом   Достоевского,   но   и   с общественным идеалом того времени, что обеспечило невиданный успех речи. Историко­литературное   значение   речи   Достоевского   выразилось   в   том,   что писатель смог доказать России величайшее мировое значение Пушкина и сумел сделать это силой словесного искусства. Речь о Пушкине поставила перед мыслящей Россией вопросы, которые всегда волновали русскую интеллигенцию. В речи о Пушкине проявились черты многолетних размышлений Достоевского, которые отразились и в его творчестве, а также важные черты личности писателя: обостренное восприятие русской истории и русского человека, максимализм в решении нравственно­этических проблем. Речь была воспринята слушателями   с   восторгом   и   энтузиазмом,   что   объяснялось   реальной   общественной ситуацией.   Таким   образом,   Достоевский   показал   исключительность   личности   Пушкина, возвысив ее над обыденной жизнью, оценив его как гения поэзии, великого мыслителя, творческую личность. Итог урока.  Жизнь и основные этапы творческого пути Пушкина подтверждают непреходящее значение поэта для мировой культуры. Оно выражается в гуманизме его лирики и ее национально­историческом и общечеловеческом содержании, слиянии в ней гражданских,   философских   и   личных   мотивов.   Историческая   концепция   пушкинского творчества подтверждает тенденцию, связанную с развитием реализма в лирике, поэмах, прозе   и   драматургии.   Достоевский   подчеркнул   в   Пушкине   силу   духа,   человеческое достоинство   и   независимость,   показал   его   вклад   в   русскую   культуру   в   контексте современной писателю жизни, что сделало образ Пушкина нравственным идеалом не только для эпохи Достоевского, но и для русского человека XX и XXI вв.

Конспект урока «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»

Конспект урока «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»

Конспект урока «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»

Конспект урока «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»

Конспект урока «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»

Конспект урока «Пушкин — природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018