Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Оценка 4.9

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
биология
6 кл
07.02.2017
Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Данный урок подразумевает подробное изучение структуры плодов и семян. Учащиеся очень охотно участвуют в данном уроке, так как в нем присутствует соперничество, а так же есть и вкусный стимул. Учащиеся лучше запоминают данный материал с наглядным материалом, а так же и при выполнении домашнего творческого задания.Конспект урока биологии 6 класса на тему "Распространение плодов и семян".
Разнообразие плодов и семян..doc
Тема урока:  Разнообразие плодов и семян. Цель: Воспитание биологического сознания, посредством изучения многообразия, строения и  классификации плодов и семян. Задачи:  1. Формировать представление о плоде как важном генеративном органе покрытосемянного растения, о  его строении и значении, познакомить с многообразием плодов, учить распознавать плоды;  2. Развивать познавательные интересы, навыки работы с натуральными объектами и интерактивным  оборудованием 3. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде. Тип урока: комбинированный. Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, поисковый. Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных  ситуаций Оборудование: коллекции сухих и сочных плодов, муляжи плодов, вазочки с натуральными плодами:  виноград, яблоко, груша, семечки, пшеница, горох,  дидактические карточки № 1, 2, компьютер,  интерактивная доска. ХОД УРОКА: I. Организационный момент.      Здравствуйте, ребята!  Сегодня мы работаем по группам. В каждой группе есть командир, который должен направлять работу в  своей группе. Задача групповой работы всё делать быстро, дружно,  всем вместе. Каждый член группы  должен показать свою индивидуальность и важность для общей работы.      За каждый правильный  ответ – конфетка. Чем больше конфеток, тем результативнее ваша работа.     Познакомимся с группами – (командиры представляют команду, её название)  Мы перед изучением новой темы вспомним тему прошлого урока «Цветение и опыление растений». II. Проверка домашнего задания. – слайд 3 1. Фронтальный опрос. – слайд 4 1. Что такое цветение растений? 2. Зачем растение цветёт? 3. Что такое опыление?  2. Определите тип опыления. Приведите примеры растений. – слайд 5.  У вас на столах есть карточка № 1 с заданием. Чья группа справиться с заданием первой –  дополнительная фишка за скорость. Чья команда наберёт больше конфет, та и победит. Командир  регулирует, кто будет отвечать и даёт фишку тому, кто правильно отвечает. Время ­ 3 минуты (заслушиваются ответы) 3. Определите признаки цветов насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений – сл. 6 Работаем с заданием карточки № 2. Время – 3 минуты, не забывайте о дополнительных конфетках за  скорость работы. (заслушиваются ответы) 4. Какой способ опыления у перекрёстноопыляемых растений? – слайды 7, 8, 9 Сейчас вы посмотрите на слайды и определите способ опыления групп растений. Только не выкрикиваем с места.  (группы отвечают по очереди) 5. Какие биологические ошибки допустил Незнайка? ­ слайды 10­12 Отвечают группы по очереди. Если нет ответа – право отдаётся другой группе.  В этом задании  дополнительная конфетка за быстроту и дисциплину. 1. Одна пчела летит, за ней  вторая Вот целый рой, какая благодать! Летят, березки щедро опыляя, Рожь опылят – ведь им не привыкать. (берёза и рожь опыляются ветром)  2. Цветок раффлезии душистой Для радости пчелы пушистой Зацвел на Солнечной поляне ­ Давайте мы туда заглянем ! ( Раффлезия издает запах гниющего мяса, чем привлекает мух, основных её опылителей, растет в лесах тропической Азии, паразитируя на стволах и корнях деревьев) 3.Как на нашей грядке Расцвел горошек сладкий. Мушки, пчелки налетят, Будем урожая ждать.  (Горох ­ самоопыляемое растение) III. Изучение нового материала: Ребята, отгадайте загадку – слайд 13 Весной повис­ Всё лето кис, А сладок стал – На землю пал. (Плод)       Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, размножении, разнообразии и  значении.  Что же такое плод? И как он образуется?  Рассказ учителя с элементами беседы, сопровождающийся показом презентации.      После того как цветок отцвел, наступает новый этап его развития – образование плода.  Как образуется плод у растения? – слайд 14 После опыления происходит оплодотворение. Оплодотворение – это слияние двух половых клеток (гамет).   1. Как происходит оплодотворение у цветковых растений? – слайд 15 Пыльца, попадая на рыльце пестика, образует пыльцевую трубочку, в которой содержатся две мужские  половые клетки (спермии). Пыльцевая трубка, удлиняется и проникает по столбику пестика в завязь, где  расположены семязачатки. Семязачатки окружены покровами, имеющими маленькое отверстие –  семявход. В центре семязачатка расположен зародышевый мешок, в котором находятся несколько  клеток. Одна – яйцеклетка (женская половая клетка), другая – крупная центральная клетка.  Пыльцевая трубка проникает через семявход в семязачаток: один спермий сливается с яйцеклеткой –  развивается зародыш семени растения. Другой спермий сливается с крупной центральной клеткой –  образуется ткань – эндосперма, в которой накапливаются питательные вещества для зародыша. Покровы  семязачатка превращаются в кожуру.    Так происходит двойное оплодотворение у цветковых растений.  После оплодотворения образуется семя, которое состоит из зародыша, запасающей ткани (эндосперма) и  семенной кожуры. Из стенки завязи образуется плод Плод – это генеративный орган цветкового растения. Важнейшие функции плода – защита и  распространение семян. ­  слайд ­ 16 Плод состоит из семян и околоплодника. ­ слайд 17, 18.  Основная функция околоплодника – слайд – 19 ­ защита формирующихся семян от механических повреждений, пересыхания и различных  неблагоприятных воздействий окружающей среды. Именно благодаря тому, что у цветковых растений семена защищены плодом, их и называют  покрытосемянными. В природе существует огромное разнообразие плодов  (Демонстрация муляжей плодов различных растений.) Плоды чаще всего образуются из завязей пестиков. В нем происходит образование и созревание семян. Если в цветке только один пестик, то плод, который развивается из этого цветка, называют простым.  Если же в цветке несколько пестиков, то формирующийся в результате плод называют сложным, или  сборным. ­ слайд ­ 20 У некоторых растений, таких, как инжир, ананас, ольха, в результате срастания нескольких плодов из  целого соцветия образуется соплодие  ­ слайд 21 Классификация плодов: ­ слайд 22 1) По числу семян выделяют односемянные и многосемянные плоды  ­ Приведите примеры растений с односемянными и многосемянными плодами. (Ответы учащихся.) (односем. –пшен, подсолн. многосем­томат, тыква и др. ) 2) Кроме того, по характеру околоплодника плоды можно разделить на сухие и сочные. ­ Какая часть плода может быть сочной? (Ответы учащихся.)  Обычно у сочных плодов бывает сочный околоплодник. Но, например, у клубники и земляники семена  расположены на сочном разросшемся цветоложе. ­ Приведите примеры сухих и сочных плодов из тех, которые лежат на ваших столах (виноград, яблоко,  груша, семечки, пшеница, горох).  (учащиеся отбирают плоды по группам сухие и сочные.)  3) Плоды могут быть вскрывающиеся и невскрывающиеся. Вскрывающимися чаще всего бывают сухие  плоды. 2. Разнообразие плодов: ­ слайды – 23­41 Ягодовидные плоды – сочные плоды с мякотью, покрытый снаружи тонкой кожицей. Внутри плодов  много мелких семян ­ слайд ­ 23  Чаще всего многосемянные, но встречаются и односемянные ягоды, например, у барбариса. Ягода ­  сочный многосемянный плод, семена распределены в мякоти плода ­ слайд ­ 24 Яблоко – в его образовании, кроме завязи, принимают участие нижние части тычинок, лепестков,  чашелистиков и цветоложе. Семена лежат в плёнчатых сухих камерах. ­ слайд ­ 25 Тыквина – семена лежат в сочной мякоти плода, наружный слой околоплодника деревянистый. – сл.­ 26 Померанец – ягодный плод: апельсин, лимон, мандарин, грейпфрут. ­ слайд 27 Ореховидные плоды – это односемянные, нераскрывающиеся плоды с сухим околоплодником –сл.­ 28  Орех­ околоплодник деревянистый, семя лежит свободно. Желудь – Околоплодник менее жёсткий, чем у ореха, у основания плод окружён защитным покровом. ­ слайд ­ 29 Семянка – Околоплодник прилегает к единственному семени, но не срастается с ним. ­  слайд ­ 30 Зерновка – Плёнчатый околоплодник срастается с семенной кожурой единственного семени.­ слайд ­ 31 Крылатка – плод с кожистым околоплодником с выростом виде крыла. Многоорешек (фрага) – с разросшимся при созревании мясистым цветоложем ­ слайд ­ 32 Коробочковидные плоды – это многосемянные, обычно раскрывающиеся плоды с сухим околоплодником ­ слайд 33 Боб ­ плод вскрывается двумя створками. Когда боб созревает, створки его подсыхают и, скручиваясь,  выбрасывают семена. ­ слайд ­ 34 Стручок – Имеет две створки, но семена в стручке располагаются не на створках, как у боба, а на  перегородке плода. ­ слайд ­ 35 Коробочки – Многочисленные семена высыпаются через специальные отверстия или трещины в стенках  коробочки. ­ слайд – 36. Костянковидные: ­ слайд – 37. Костянка – это сочные плоды с тонкой кожицей, мякотью и одревесневшим внутренним слоем  околоплодника – косточкой, внутри которой находится одно семя.­ слайд – 38.  Многокостянка – на белом коническом сухом цветоложе расположены многочисленные сочные  костянки. Такой плод у малины, ежевике, костянике, морошке ­ слайд 39 Гранатина ­ многосемянной плод с сочными семенами и кожистым околоплодником ­ слайд 40 3. Способы распространения семян ­  фронтальная работа с классом: Назовите способы распространения семян, отгадав загадки: 1. Под забором у края степей  Сладко спал одинокий репей,  Спал и видел прекрасные сны,  Как он вцепится в заячью грудь   И в далёкий отправится путь. (Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.) 2. Летят пушинки чистые  За луг, за сад, за лес…  И к нам парашютистами  Спускаются с небес.  (Одуванчик)  3. Пролетают вереницы –   Новосёлы – птицы;  Прилетят домой –  И крылья долой.  (Клён ) (Ветром – лёгкие, имеются крылышки.) 4. На сучке ­ арканчик  Держит чемоданчик.  Крышка открылась –  Всё развалилось  (созревшие семена гороха) 5. Под кустами, у плетня,  Не смолкает трескотня;  Пуля слева, пуля справа…  На кого идёт облава  (Саморазбрасывание семян у акации) (Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.)  6. Плывёт утица,   Ныряет, крутится,  От родного берега  Далеко очутится.  (Кокос) (Водой – лёгкие, маленькая плотность.) 7. Выпускает он листы  Широченной широты.  Держатся на стеблях крепких  Сто плодов шершавых, цепких.  Если их не обойдёшь – На себе их все найдёшь!  (Лопух) (Человеком, животными – крючки, липучки.) 8. Запись в тетради: Способы распространения семян ­ слайд 41 Животными Ветром Самораспространение Водой Человеком 4. Значение семян: Работа в группах: ­ Скажите, пожалуйста, какую роль играют семена в природе и в жизни людей? – слайд ­ 42 IV. Закрепление.  Работа со схемами: уровень – Тканево­органный, раздел – Строение тканей. Органы растений и  животных:  1. Классификация плодов по количеству семян (односем. –слива, вишня, подсолн, зернов; многосем.­  малина, баклажан, апельсин, яблоки, горох, мак, томаты, смород) 2. Классификация плодов – сухие и сочные (сухие – орех, горох, пшеница, мак; сочные ­ остальные) V. Подведение итогов. Давайте подсчитаем число заработанных конфеток каждой группы. Победила команда  _________________ Оценки за урок наиболее активным ребятам. Рефлексия.  Что нового узнали на уроке?  Понравился урок?  Что было самым интересным на уроке? V1. Домашнее задание. Сделать муляжи плодов и семян. Методические советы на подготовительный период: урок необходимо сделать ярким,  запоминающимся, познавательным. Заранее подобрать и подготовить наглядный материал.  Занятие лучше проводить в кабинете биологии, оборудованном компьютером и интерактивной доской.  Методические рекомендации для проведения урока в 6 классе «Строение цветка»       5.­ Обычно эта тема приходится на зимнее время и показать цветки в природе невозможно, а качество гербариев оставляет желать лучшего, поэтому я рекомендую проводить урок и лабораторную работу с  использованием ИКТ.  Почему я выбрала именно проведение урока с помощью ИКТ? Наверное потому, что на данную тему отводится только один час, а материал урока очень объёмный.  ­применение на уроке ИКТ предполагает: повышение уровня мотивации к учебному труду; формирование высокого уровня развития обучающихся на основе включения их в постоянно  усложняющуюся деятельность  при активной поддержке учителя; постоянное повторение, систематизация знаний, проговаривание вместе с учителем; ведущая роль ­ формирование доброжелательной атмосферы, создание позитивного отношения к учению  посредством индивидуального отношения к каждому ученику; ­компьютерная презентация делает урок и лабораторную работу визуально яркой и наглядной, плотность урока – высокой, обеспечивает прочное усвоение обучающимися учебного материала. Детям интересно  на каждом этапе урока. А проверочные работы по данной теме показывают, что запоминание материала  проходит у детей легче, так как работают сразу несколько видов памяти: словесная, письменная,  визуальная.  ­ эту презентацию я использую уже несколько лет, она мобильна – материал можно изменять, вносить  новый в зависимости от уровня образованности класса. Кабинет полностью оснащён необходимым  оборудованием. ­ мультимедийный проектор,компьютер,экран, презентация «Строение цветка»

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.

Конспект урока "Разнообразие плодов и семян", биология 6 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017