Конспект урока "Речевой этикет" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Модуль «Светская этика» Урок 10. Тема: Речевой этикет Цель урока: Формирование представлений учащихся о речевом этикете Задачи: - познакомить обучающихся с правилами речевого этикета; - продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков; - сформировать понятие о правилах эффективного общения; - познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения - учить анализировать собственную речь и речь собеседникаКонспект урока "Речевой этикет" 4 класс
Иконка файла материала конспект.docx
Модуль «Светская этика» Урок 10.  Тема: Речевой этикет  Цель урока: Формирование представлений учащихся о речевом  этикете Задачи:  ­ познакомить обучающихся  с правилами речевого этикета; ­ продолжить  формирование  представлений  об  этике, как   науке,  побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов­сорняков; ­ сформировать понятие о правилах эффективного общения; ­ познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения ­  учить анализировать собственную речь и речь собеседника Ожидаемые результаты: ­ учащиеся углубят знания об этике как науке; ­ дети познакомятся с рассказом   Василия Сухомлинского «Одни и те же слова»; притчей «Тройное сито нашей речи» ­   в   групповой   работе   будут   составлять   формулы   знакомства,   просьбы, приглашения. Тип урока: комбинированный Основные термины и понятия: речь, этикет, речевой этикет, тон речи  ( это мелодия речи)­ доброжелательный, дружеский, спокойный Основные средства наглядности: Презентация, карточки для работы в группах Ход урока: I этап Вводный ( мотивационно­организационный) 1. Организация деятельности учащихся 2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания ­ Какие пословицы об этикете  вы подобрали? ­ Как вы понимаете смысл той или иной пословицы? (например, «Что у умного на уме, то у дурака на языке», «Умный знает, что говорит, а дурак говорит, что знает и др.) II этап Основной ( информационно­аналитический) 1. Подготовка к восприятию нового материала  1.   Прием   «Дерево   решений»  (   на   доске   макет   дерева   с   листочками   – заданиями, ученики срывают листочки, отвечают на вопросы) ­Что   такое   этикет? (слово   образовано   от   французского   этикетка,   порядок 1поведения в обществе, хорошие манеры воспитанность, умение себя вести) ­Какие   виды   этикета   вы   знаете?   (свадебный,   повседневный,   речевой, профессиональный, этикет выходного дня, дипломатический, столовый и др.) ­   К   какому   виду   этикета   относится   совокупность   принятых   в   обществе правил речевого поведения?  (к речевому) 2. Работа с пословицей ( прием «Продолжи пословицу») Учитель предлагает учащимся придумать продолжение пословицы, объяснить ее смысл. ­«Бог   дал   два   уха   и   один   ……»   (дети   придумывают   свое   продолжение пословицы, правильный ответ    на слайде, объясняют значение) ­ Как вы думаете, о каком виде этикета сегодня на уроке пойдет речь? (о речевом этикете) 3. Работа с учебником (стр. 42, «Чистый ручеек речи») Комментированное  чтение.  Задание:  составить   вопросы   к   прочитанному тексту и ответить на них.  ­Какое слово похоже на слово речка?   ­ Что мешает плавному течению реки? ­ Какие слова  засоряют нашу речь? ­ Каким одним словом можно назвать слова, засоряющие нашу речь? ( мусор) Работа над     рассказом   Василия   Сухомлинского «Одни и те же слова» (читает учитель) Задание:   прочитать     выделенный   курсивом   текст   на   стр.43   в   учебнике: «Произнесенное   слово   выражает   смысл   сказанного   и   придает   ему эмоциональную   окраску»,   подумать   об   этом   во   время   прослушивания рассказа   Вопросы для беседы: ­ Каким голосом говорила бабушка Марина? ­ Почему новый работник фермы, дед Карп, никому не понравился? ­Как действовали на главного героя  рассказа слова: «Пойди, принеси воды!» бабушки  Марины и  деда Карпа? ­Каким   тоном   можно   произносить   одни   и   те   же   слова?   (тихим   добрым ласковым,  холодным,  бессердечным) ­Как бы вы охарактеризовали речь Василия Александровича Сухомлинского? 4. Работа в группах: 1   группа   ­   Составляет   формулы   просьбы   (на   слайде   ответы,   например, сделайте   одолжение…   если   вам   не   трудно   (если   вас   это   не   затруднит)… 2будьте любезны… не могу ли попросить вас… очень вас прошу…) 2 группа – Составляет формулы знакомства ( на слайде ответы: разрешите с вами   познакомиться…я     хотел   бы   с   вами   познакомиться…давайте познакомимся… будем знакомы) 3   группа   ­   составляет   формулы   приглашения     (позвольте   (разрешите) пригласить   вас…   приходите   на   праздник   (юбилей,   встречу…будем   рады видеть вас.) Каждая   группа   презентует   свою   работу,   дополнительную   информацию   о правилах эффективного общения  дает учитель ( приложение) Физкультминутка Игра «Сжигаем слова­сорняки»  Учитель  предлагает детям  весь мусор речи,  слова,  звуки, которые засоряют речь   (такие, например, как «вот», «понимаешь, «ну», «это», «э­э») сжечь в костре. На доске импровизированный  костер, ребята подходят к костру и складывают слова­сорняки. 5. Работа над притчей  «Тройное сито нашей речи» (просмотр видео, текст в приложении) Беседа по притче: ­ Какой совет дал учитель человеку? (просеивать все слова через сито) ­ Через какие три сита учитель советовал просеивать свою речь? (сито добра, сито правды, сито пользы) ­ Какой поучительный смысл заключен в данной притче? Чему она нас учит? ­   Через   какое   сито   могли   бы   вы     посоветовать     просеивать     свою   речь? (учитель предлагает подумать над этим заданием дома) III этап заключительный (оценочно­рефлексивный) 1. Закрепление основных понятий урока.   Составление синквейна со словом «речь» 1.  1­ существительное (речка) 2. 2 – прилагательных (красивая, правильная, ясная) 3. 3­ глагола (помогает, воспитывает, обогащает) 4.  Предложение 3­4 слова, мое отношение  5. Слово­ассоциация, синоним (речь­слово), учащиеся выбирают слова  близкие по значению из словаря синонимов. Вопросы к учащимся: ­ Задумывались ли вы о своих ошибках в речи? ­  Каким тоном можно произнести одни и те же слова? 3­ Как влияет доброжелательный тон в беседе  на поведение собеседника? ­ Будете ли вы придерживаться доброжелательного тона в беседе с  собеседником?  ­ Как можно перефразировать  пословицу « Бог дал нам два уха и один язык»   (например, Бог дает нам совет ­ больше слушай, а меньше говори)  ­ Что  расскажите о сегодняшнем  уроке своим  близким ? Приложение В беседе с  другим человеком мы используем личные местоимения «ты»,  «вы». «Ты» –это обращение к другу, степень доверия, близкие отношения Русское   «вы»­   означает   признание   возраста,   должности,   индивидуальности человека При   знакомстве   взрослые   обычно   говорят:   «Разрешите   (позвольте)   с     вам познакомиться (вам представиться)» Этикет   запрещает   обращаться     к   незнакомым   людям   «Бабуля,   дедуля, дяденька, « тетенька», «женщина», «мужчина» Если   вы   кого­то   нечаянно   толкнули,   наступили   на   ногу,   то   следует извиниться.   В   таком   случае   говорят:   «пожалуйста»,   «Простите   за беспокойство» Притча тройное сито нашей речи Один человек пришел к своему Наставнику и спросил: ­ Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг? ­ Подожди, ­ остановил его Учитель, ­ просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита. ­ Три сита? ­ Прежде, чем что­нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во­первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда? ­ Да нет, я просто слышал… ­ Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что­то хорошее? ­ Нет, напротив… ­ Значит, продолжал Учитель, ­ ты собираешься сказать о нем что­то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать? 4­ Нет, в этом нет никакой необходимости… ­   Итак,   заключил   Наставник,   ­   в   том,   что   ты   хочешь   сказать   мне   нет   ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это? 5