Модуль «Светская этика»
Урок 10.
Тема: Речевой этикет
Цель урока: Формирование представлений учащихся о речевом этикете
Задачи:
- познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
- продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов-сорняков;
- сформировать понятие о правилах эффективного общения;
- познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы, приглашения
- учить анализировать собственную речь и речь собеседникаКонспект урока "Речевой этикет" 4 класс
Модуль «Светская этика»
Урок 10.
Тема: Речевой этикет
Цель урока: Формирование представлений учащихся о речевом этикете
Задачи:
познакомить обучающихся с правилами речевого этикета;
продолжить формирование представлений об этике, как науке, побудить
обучающих к анализу собственной речи, избавлению от словсорняков;
сформировать понятие о правилах эффективного общения;
познакомить обучающихся с основными формулами знакомства, просьбы,
приглашения
учить анализировать собственную речь и речь собеседника
Ожидаемые результаты:
учащиеся углубят знания об этике как науке;
дети познакомятся с рассказом Василия Сухомлинского «Одни и те же
слова»; притчей «Тройное сито нашей речи»
в групповой работе будут составлять формулы знакомства, просьбы,
приглашения.
Тип урока: комбинированный
Основные термины и понятия: речь, этикет, речевой этикет, тон речи
( это мелодия речи) доброжелательный, дружеский, спокойный
Основные средства наглядности:
Презентация, карточки для работы в группах
Ход урока:
I этап Вводный ( мотивационноорганизационный)
1. Организация деятельности учащихся
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Какие пословицы об этикете вы подобрали?
Как вы понимаете смысл той или иной пословицы? (например, «Что у
умного на уме, то у дурака на языке», «Умный знает, что говорит, а
дурак говорит, что знает и др.)
II этап Основной ( информационноаналитический)
1. Подготовка к восприятию нового материала
1. Прием «Дерево решений» ( на доске макет дерева с листочками –
заданиями, ученики срывают листочки, отвечают на вопросы)
Что такое этикет? (слово образовано от французского этикетка, порядок
1поведения в обществе, хорошие манеры воспитанность, умение себя вести)
Какие виды этикета вы знаете? (свадебный, повседневный, речевой,
профессиональный, этикет выходного дня, дипломатический, столовый и др.)
К какому виду этикета относится совокупность принятых в обществе
правил речевого поведения? (к речевому)
2. Работа с пословицей ( прием «Продолжи пословицу»)
Учитель предлагает учащимся придумать продолжение пословицы, объяснить
ее смысл.
«Бог дал два уха и один ……» (дети придумывают свое продолжение
пословицы, правильный ответ на слайде, объясняют значение)
Как вы думаете, о каком виде этикета сегодня на уроке пойдет речь? (о
речевом этикете)
3. Работа с учебником (стр. 42, «Чистый ручеек речи»)
Комментированное чтение. Задание: составить вопросы к прочитанному
тексту и ответить на них.
Какое слово похоже на слово речка?
Что мешает плавному течению реки?
Какие слова засоряют нашу речь?
Каким одним словом можно назвать слова, засоряющие нашу речь? ( мусор)
Работа над рассказом Василия Сухомлинского «Одни и те же слова»
(читает учитель)
Задание: прочитать выделенный курсивом текст на стр.43 в учебнике:
«Произнесенное слово выражает смысл сказанного и придает ему
эмоциональную окраску», подумать об этом во время прослушивания
рассказа
Вопросы для беседы:
Каким голосом говорила бабушка Марина?
Почему новый работник фермы, дед Карп, никому не понравился?
Как действовали на главного героя рассказа слова: «Пойди, принеси воды!»
бабушки Марины и деда Карпа?
Каким тоном можно произносить одни и те же слова? (тихим добрым
ласковым, холодным, бессердечным)
Как бы вы охарактеризовали речь Василия Александровича Сухомлинского?
4. Работа в группах:
1 группа Составляет формулы просьбы (на слайде ответы, например,
сделайте одолжение… если вам не трудно (если вас это не затруднит)…
2будьте любезны… не могу ли попросить вас… очень вас прошу…)
2 группа – Составляет формулы знакомства ( на слайде ответы: разрешите с
вами познакомиться…я
хотел бы с вами познакомиться…давайте
познакомимся… будем знакомы)
3 группа составляет формулы приглашения
(позвольте (разрешите)
пригласить вас… приходите на праздник (юбилей, встречу…будем рады
видеть вас.)
Каждая группа презентует свою работу, дополнительную информацию о
правилах эффективного общения дает учитель ( приложение)
Физкультминутка
Игра «Сжигаем словасорняки»
Учитель предлагает детям весь мусор речи, слова, звуки, которые засоряют
речь (такие, например, как «вот», «понимаешь, «ну», «это», «ээ») сжечь в
костре. На доске импровизированный костер, ребята подходят к костру и
складывают словасорняки.
5. Работа над притчей
«Тройное сито нашей речи» (просмотр видео, текст в приложении)
Беседа по притче:
Какой совет дал учитель человеку? (просеивать все слова через сито)
Через какие три сита учитель советовал просеивать свою речь? (сито добра,
сито правды, сито пользы)
Какой поучительный смысл заключен в данной притче? Чему она нас учит?
Через какое сито могли бы вы посоветовать просеивать свою речь?
(учитель предлагает подумать над этим заданием дома)
III этап заключительный (оценочнорефлексивный)
1. Закрепление основных понятий урока.
Составление синквейна со словом «речь»
1. 1 существительное (речка)
2. 2 – прилагательных (красивая, правильная, ясная)
3. 3 глагола (помогает, воспитывает, обогащает)
4. Предложение 34 слова, мое отношение
5. Словоассоциация, синоним (речьслово), учащиеся выбирают слова
близкие по значению из словаря синонимов.
Вопросы к учащимся:
Задумывались ли вы о своих ошибках в речи?
Каким тоном можно произнести одни и те же слова?
3 Как влияет доброжелательный тон в беседе на поведение собеседника?
Будете ли вы придерживаться доброжелательного тона в беседе с
собеседником?
Как можно перефразировать пословицу « Бог дал нам два уха и один язык»
(например, Бог дает нам совет больше слушай, а меньше говори)
Что расскажите о сегодняшнем уроке своим близким ?
Приложение
В беседе с другим человеком мы используем личные местоимения «ты»,
«вы». «Ты» –это обращение к другу, степень доверия, близкие отношения
Русское «вы» означает признание возраста, должности, индивидуальности
человека
При знакомстве взрослые обычно говорят: «Разрешите (позвольте) с вам
познакомиться (вам представиться)»
Этикет запрещает обращаться к незнакомым людям «Бабуля, дедуля,
дяденька, « тетенька», «женщина», «мужчина»
Если вы когото нечаянно толкнули, наступили на ногу, то следует
извиниться. В таком случае говорят: «пожалуйста», «Простите за
беспокойство»
Притча тройное сито нашей речи
Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:
Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?
Подожди, остановил его Учитель, просей сначала все, что ты собираешься
сказать через три сита.
Три сита?
Прежде, чем чтонибудь говорить, нужно трижды просеять это.
Вопервых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь
сказать мне, есть правда?
Да нет, я просто слышал…
Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет.
Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о
моем друге чтото хорошее?
Нет, напротив…
Значит, продолжал Учитель, ты собираешься сказать о нем чтото плохое,
но при этом даже не уверен, что это правда.
Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне
то, что ты хочешь рассказать?
4 Нет, в этом нет никакой необходимости…
Итак, заключил Наставник, в том, что ты хочешь сказать мне нет ни
правды, ни доброты, ни необходимости.
Зачем тогда говорить это?
5