Конспект урока "Религиозные ритуалы, обычаи и обряды"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема конспекта урока по курсу ОРКСЭ «Религиозные ритуалы, обычаи и обряды» Тип урока: урок – сообщение новых знаний. Цель урока: познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде. Задачи урока: Предметные: • формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессиональногонарода России.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема конспекта урока по курсу  ОРКСЭ «Религиозные ритуалы, обычаи и обряды» Тип урока: урок – сообщение новых знаний. Цель урока: познакомить учащихся с   религиозными обычаями и обрядами в  христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети,  пагоде.  Задачи урока: Предметные:   формировать первоначальное представление об отечественной религиозно­ культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионал ьногонарода России. Метапредметные:  формировать умение планировать,  контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задач ей и условиями ее реализации;   определять общее цели и пути их достижений,умение договориться о распределении  ролей в совместной деятельности.  Личностные:   формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообрази и культур, национальностей, религий;  развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;  развивать доброжелательность и эмоционально­нравственную отзывчивость,  понимание и сопереживание чувствам других людей. Оборудование: интерактивная доска, ноутбук,  учебник,  презентация к уроку, рабочая  тетрадь ученика; карточки с названиями; раздаточный материал: таблица и тест. 1Ход урока I. Организационный момент.  Создание положительного настроя на  урок. Здравствуйте, ребята!  Проверьте свою готовность к уроку. Я рада встрече с Вами! II. Актуализация опорных знаний. Учитель:   Сегодня у нас заключительный урок по  теме – « Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды».  Мы должны с вами систематизировать всю  информацию по этой теме, в конце урока я предложу выполнить вам  тестирование. Помните, что все религиозные ритуалы без исключения составляют  таинства в любой религии. А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Кто не ошибётся?». На доске вы видите  карточки со словами «Буддизм», «Христианство»,  «Иудаизм», «Ислам».  В игре участвует 4 ученика. У меня в коробочке лежат карточки со  словами(иконостас, мечеть, синагога, пагода, мантра, типитака, тора, икона и  т.д.) . Ученик берёт слово, громко его читает и прикрепляет его в  соответствующее поле.  Каждый участник  по очереди берёт по одной  карточке.  Остальные учащиеся проверяют действия игроков. Подведение итогов. III. Формулирование учебной проблемы, планирование. ­Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что вы заметили? (Слова:  синагога, церковь, мечеть и пагода – отмечены другм цветом). ­Как вы думаете, почему? Что их объединяет? (Это сооружения или  здания, построенные для совместных молитв).  2­Ребята,  кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите,  туда приходят только лишь для того, чтобы молиться?  Что ещё там может  проходить? ( Дети отвечают: крестины, венчание, праздники…) Как  интересно! Молодцы! Как много вы знаете! Цель нашего урока узнать – какие важные религиозные ритуалы, обычаи  и обряды  существуют в мировых религиозных культурах.  Скажите, ребята, а  зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни?  (выслушиваются  варианты ответов). Нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным  членом общества. Как нужно относиться к религиозным чувствам людей,  исповедующих иную веру? (Чувства верующих людей нужно уважать!) IV. Открытие новых знаний.  Рассказ учителя. Во всех религиях существуют обряды. Обряды бывают ежедневные,  еженедельные, календарные (праздничные) и те, которые происходят один раз  в жизни. Сегодня мы поговорим о некоторых из них. Христианство. Ежедневная молитва – Евхаристия (благодарение)­центральное  таинство Православной церкви, установленное самим Христом перед его  распятием. Еженедельным обрядом является праздничное богослужение, которые  совершаются в воскресенье. Один раз в жизни происходит таинство крещения, которое обычно  проводится над новорожденными. А так же венчание (брак). Таинство  благословления супружеской жизни включает в себя: обручение, венчание и  благодарственный молебен. Ислам.            Ежедневная молитва­ намаз. Мусульманин обязан молиться 5 раз день  (утром, после обеда, перед вечером, после захода солнца и ночью), где бы его  не застало это время, в любом месте. «Соборный день»­ каждую пятницу ровно в полдень каждый  мусульманин приходит в мечеть. Откройте учебник, стр. 53. Групповая работа. Класс условно делиться на 4­группы. Каждая группа  должна прочитать и обсудить,  какие важные религиозные обряды есть в  одной из мировых религиозных культур. Договориться, кто из группы будет  рассказывать классу о прочитанном. Время выполнения задания – 3­4 минуты. 3Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и  товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат  работы всей группы. Слайд № 10. Во время чтения каждый ученик контролирует выполнение учебного задания путём выставления помет простым карандашом на полях  учебника V. Применение нового знания Всем быть внимательными! Определим, какая команда лучше  справилась с заданием?  Выборочный пересказ текста. В помощь детям –  слайды № 12­15    Учитель подводит итог второй части урока, говорит о том, что ему  понравилось в ответах детей,  удалось ли им  пересказать главное,  как  ученики работали в группе,  на что обратить внимание при  следующей работе  в группе. VI. Домашняя работа:  Перспективный поиск информации с  привлечением помощи родителей. Учебник, стр 53­57, прочитать, ответить на вопросы. Заполните  таблицу, опираясь на материалы учебника.  (Распечатка на каждого ученика)  Слайд №16 Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их  Тест по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» (урок 20­21) 1. копьями? а) проведение таких действий притягивает удачу на охоте б) тренировались в меткости и ловкости для успехов на охоте в) проведение досуга 2. Ритуалы — это 4а) различные действия и движения человека во время молитвы б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним  миром 3. а) хотели показаться хорошими б) дома было всего много и приносили поделиться в) стремились умилостивить богов Зачем древние египтяне приносили богам подношения, подарки и молились им? 4. Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян? а) верующие б) жрецы в) старшие 5. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным? а) молитва б) жертвоприношение в) посещение церкви Таинство Евхаристиии в христианской церкви —  6. это____________________________ _________________________________________________________________________ 7. Таинства в церквах­ это___________________________________________________ Как называются освященные в ходе Евхаристии хлеб и  8. вино______________________ Крещение —  9. это___________________________________________________________ 10. 11. Брак (венчание) — это____________________________________________________ В честь какого события в христианстве дали название дню «воскресенье»______ ______________________________________________________________________ В какой день обычно верующие христиане посещают церковь? 12. ____________________ Ежедневная молитва у мусульман?______________________________ Сколько раз в день мусульманин должен молиться? 13. 14. а) пять 5б) три в) семь Свидетельством чего у мусульман является произношение взрослыми слова  15. шахады? а) свидетельство ежедневных молитв б) свидетельство веры в) чтобы стать мусульманином 16. В какой вере соблюдается шаббат? а) в христианстве б) в иудаизме в) в исламе 17. Шаббат — это соблюдение а) воскресенья б) молитва в любой день в) субботы Соблюдение шаббата распространяется на многие сферы иудеев. Одна из традиций  18. не только разрешает, но и требует нарушить шаббат, если_______________________ _____________________________________________________________________ Какие события у иудеев широко празднуют и радостно отмечают в иудейской  19. общине? _______________________________________________________________________ 20. Что символизирует особый навес во время церемонии бракосочетания? а) защита от дождя б) шатер древних евреев в) красоту  и таинство бракосочетания 21. В какой вере ежедневная молитва называется мантра? а) в буддизме б) в иудаизме 6в) в ислаем г) в христианстве 22. Лама — зурхачин (астролог в буддизме) а) составляет гороскоп б) советует, чего следует опасаться в) с кем может связать себя узами брака В течение какого срока после смерти буддисты совершаю обряды, которые должны  23. подготовить душу к ее новому перерождению? а) сорок дней б) три дня в) семь недель 24. Как возникли обряды?____________________________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ 25. 26. 27. Как назывались в древности люди, которые выполняли религиозные обряды? Как называется ежедневная молитва у мусульман?___________________________ Какой день недели является праздничным у мусульман? а) пятница б) воскресенье в) суббота 28. Какой день недели является праздничным у иудеев? а) пятница б) воскресенье в) суббота 29. Какой день недели является праздничным у православных христиан? а) пятница б) воскресенье 7в) суббота 8