Тема конспекта урока по курсу ОРКСЭ
«Религиозные ритуалы, обычаи и обряды»
Тип урока: урок – сообщение новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети, пагоде.
Задачи урока:
Предметные:
• формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессиональногонарода России.конспект
Тема конспекта урока по курсу ОРКСЭ
«Религиозные ритуалы, обычаи и обряды»
Тип урока: урок – сообщение новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с религиозными обычаями и обрядами в
христианстве, исламе, иудаизме и буддизме, которые проходят в церкви, синагоге, мечети,
пагоде.
Задачи урока:
Предметные:
формировать первоначальное представление об отечественной религиозно
культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионал
ьногонарода России.
Метапредметные:
формировать умение планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задач
ей и условиями ее реализации;
определять общее цели и пути их достижений,умение договориться о распределении
ролей в совместной деятельности.
Личностные:
формировать у обучающихся образ мира как единого и целостного при разнообрази
и культур, национальностей, религий;
развивать доверие и уважение к истории и культуре всех народов;
развивать доброжелательность и эмоциональнонравственную отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, учебник, презентация к уроку, рабочая
тетрадь ученика; карточки с названиями; раздаточный материал: таблица и тест.
1Ход урока
I. Организационный момент. Создание положительного настроя на
урок.
Здравствуйте, ребята!
Проверьте свою готовность к уроку.
Я рада встрече с Вами!
II. Актуализация опорных знаний.
Учитель: Сегодня у нас заключительный урок по теме – « Религиозные
ритуалы. Обычаи и обряды». Мы должны с вами систематизировать всю
информацию по этой теме, в конце урока я предложу выполнить вам
тестирование.
Помните, что все религиозные ритуалы без исключения составляют
таинства в любой религии.
А сейчас давайте поиграем. Игра называется «Кто не ошибётся?».
На доске вы видите карточки со словами «Буддизм», «Христианство»,
«Иудаизм», «Ислам».
В игре участвует 4 ученика. У меня в коробочке лежат карточки со
словами(иконостас, мечеть, синагога, пагода, мантра, типитака, тора, икона и
т.д.) . Ученик берёт слово, громко его читает и прикрепляет его в
соответствующее поле. Каждый участник по очереди берёт по одной
карточке.
Остальные учащиеся проверяют действия игроков.
Подведение итогов.
III. Формулирование учебной проблемы, планирование.
Ребята, посмотрите внимательно на доску. Что вы заметили? (Слова:
синагога, церковь, мечеть и пагода – отмечены другм цветом).
Как вы думаете, почему? Что их объединяет? (Это сооружения или
здания, построенные для совместных молитв).
2Ребята, кто из вас был в церкви, мечети или молебном доме? Скажите,
туда приходят только лишь для того, чтобы молиться? Что ещё там может
проходить? ( Дети отвечают: крестины, венчание, праздники…) Как
интересно! Молодцы! Как много вы знаете!
Цель нашего урока узнать – какие важные религиозные ритуалы, обычаи
и обряды существуют в мировых религиозных культурах. Скажите, ребята, а
зачем нам это знать? Нужны ли эти знания в жизни? (выслушиваются
варианты ответов). Нужны, чтобы быть осведомлённым; знать, что происходит
в обществе людей, в котором ты живёшь; чувствовать себя равноправным
членом общества. Как нужно относиться к религиозным чувствам людей,
исповедующих иную веру? (Чувства верующих людей нужно уважать!)
IV. Открытие новых знаний. Рассказ учителя.
Во всех религиях существуют обряды. Обряды бывают ежедневные,
еженедельные, календарные (праздничные) и те, которые происходят один раз
в жизни. Сегодня мы поговорим о некоторых из них.
Христианство.
Ежедневная молитва – Евхаристия (благодарение)центральное
таинство Православной церкви, установленное самим Христом перед его
распятием.
Еженедельным обрядом является праздничное богослужение, которые
совершаются в воскресенье.
Один раз в жизни происходит таинство крещения, которое обычно
проводится над новорожденными. А так же венчание (брак). Таинство
благословления супружеской жизни включает в себя: обручение, венчание и
благодарственный молебен.
Ислам.
Ежедневная молитва намаз. Мусульманин обязан молиться 5 раз день
(утром, после обеда, перед вечером, после захода солнца и ночью), где бы его
не застало это время, в любом месте.
«Соборный день» каждую пятницу ровно в полдень каждый
мусульманин приходит в мечеть.
Откройте учебник, стр. 53.
Групповая работа. Класс условно делиться на 4группы. Каждая группа
должна прочитать и обсудить, какие важные религиозные обряды есть в
одной из мировых религиозных культур. Договориться, кто из группы будет
рассказывать классу о прочитанном. Время выполнения задания – 34 минуты.
3Помните – важно не только самому выполнить задание, но еще и
товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат
работы всей группы.
Слайд № 10. Во время чтения каждый ученик контролирует выполнение
учебного задания путём выставления помет простым карандашом на полях
учебника
V. Применение нового знания
Всем быть внимательными! Определим, какая команда лучше
справилась с заданием? Выборочный пересказ текста. В помощь детям –
слайды № 1215
Учитель подводит итог второй части урока, говорит о том, что ему
понравилось в ответах детей, удалось ли им пересказать главное, как
ученики работали в группе, на что обратить внимание при следующей работе
в группе.
VI. Домашняя работа: Перспективный поиск информации с
привлечением помощи родителей.
Учебник, стр 5357, прочитать, ответить на вопросы. Заполните
таблицу, опираясь на материалы учебника. (Распечатка на каждого ученика)
Слайд №16
Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их
Тест по теме: «Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды» (урок 2021)
1.
копьями?
а) проведение таких действий притягивает удачу на охоте
б) тренировались в меткости и ловкости для успехов на охоте
в) проведение досуга
2.
Ритуалы — это
4а) различные действия и движения человека во время молитвы
б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним
миром
3.
а) хотели показаться хорошими
б) дома было всего много и приносили поделиться
в) стремились умилостивить богов
Зачем древние египтяне приносили богам подношения, подарки и молились им?
4.
Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян?
а) верующие
б) жрецы
в) старшие
5.
Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?
а) молитва
б) жертвоприношение
в) посещение церкви
Таинство Евхаристиии в христианской церкви —
6.
это____________________________
_________________________________________________________________________
7.
Таинства в церквах это___________________________________________________
Как называются освященные в ходе Евхаристии хлеб и
8.
вино______________________
Крещение —
9.
это___________________________________________________________
10.
11.
Брак (венчание) — это____________________________________________________
В честь какого события в христианстве дали название дню «воскресенье»______
______________________________________________________________________
В какой день обычно верующие христиане посещают церковь?
12.
____________________
Ежедневная молитва у мусульман?______________________________
Сколько раз в день мусульманин должен молиться?
13.
14.
а) пять
5б) три
в) семь
Свидетельством чего у мусульман является произношение взрослыми слова
15.
шахады?
а) свидетельство ежедневных молитв
б) свидетельство веры
в) чтобы стать мусульманином
16.
В какой вере соблюдается шаббат?
а) в христианстве
б) в иудаизме
в) в исламе
17. Шаббат — это соблюдение
а) воскресенья
б) молитва в любой день
в) субботы
Соблюдение шаббата распространяется на многие сферы иудеев. Одна из традиций
18.
не только разрешает, но и требует нарушить шаббат, если_______________________
_____________________________________________________________________
Какие события у иудеев широко празднуют и радостно отмечают в иудейской
19.
общине?
_______________________________________________________________________
20.
Что символизирует особый навес во время церемонии бракосочетания?
а) защита от дождя
б) шатер древних евреев
в) красоту и таинство бракосочетания
21.
В какой вере ежедневная молитва называется мантра?
а) в буддизме
б) в иудаизме
6в) в ислаем
г) в христианстве
22.
Лама — зурхачин (астролог в буддизме)
а) составляет гороскоп
б) советует, чего следует опасаться
в) с кем может связать себя узами брака
В течение какого срока после смерти буддисты совершаю обряды, которые должны
23.
подготовить душу к ее новому перерождению?
а) сорок дней
б) три дня
в) семь недель
24.
Как возникли обряды?____________________________________________________
________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
25.
26.
27.
Как назывались в древности люди, которые выполняли религиозные обряды?
Как называется ежедневная молитва у мусульман?___________________________
Какой день недели является праздничным у мусульман?
а) пятница
б) воскресенье
в) суббота
28.
Какой день недели является праздничным у иудеев?
а) пятница
б) воскресенье
в) суббота
29.
Какой день недели является праздничным у православных христиан?
а) пятница
б) воскресенье
7в) суббота
8