Конспект урока ро окружающему миру на тему "Ранимая тундра" (4 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 25.02.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок открытия новых знаний. Знакомство с новой природной зоной. Урок строится на проектно-исследовательской деятельности. Класс делится на группы, где каждая работает над определенной темой. В ходе работы дети не только добывают новые знания, но и учатся работать в группе: высказывать свое мнение и слушать других.Урок открытия новых знаний.
Иконка файла материала Окружающий мир - Ранимая тундра.docx
Технологическая карта урока Окружающий мир 4 «А»  Брюшкова О.Н.  открытие новых знаний   построения Проектно­исследовательская деятельность Ранимая тундра Предмет Класс Учитель  Тип урока Технология урока Тема Цель  Основные понятия    термины, Создать   условия   для   ознакомления   с   географическим   положением   природной   зоны   –   тундры,   климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; способствовать формированию у учащихся представления   о   природной   зоне   тундры;   первоначальных   умений   поиска   необходимой   информации   и   анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» Природная зона, тундра, цепь питания Планируемый результат Предметные умения: ­знать название, местоположение и специфичность изучаемой зоны;  ­ уметь находить и показывать на карте тундру; ­ установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий;.  Личностные УУД:  ­ положительное отношение к процессу познания;   ­ применять правила делового сотрудничества;  ­ способность к самооценке на основе критерия успешности учебной  деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; ­  предвидеть уровень усвоения знаний; - вносить необходимые коррективы в действие после егозавершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Познавательные УУД:   ­ ориентироваться в своей системе знаний;  ­ осуществлять анализ объектов;  ­ находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  ­ преобразовывать информацию из одной формы в другую;  ­ составлять ответы на вопросы;  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;  ­ находить     дополнительную информацию;   ­ высказывать предположения,  ­ обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные УУД:  ­участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; ­ формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; ­договариваться о распределении функций и ролей в совместной  деятельности; ­проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Организация пространства Формы работы Ресурсы Фронтальная Работа в парах Индивидуальная  Книгопечатная продукция О.Т.Поглазова  Окружающий мир. 4 класс.Часть 1. Технические средства обучения компьютер, медиапроекторЭкранно­звуковые пособия: презентация в  Power Point «Тундра».Этапы  Задачи деятельности обучающихся 1. Организационный (этап мотивации) 2.Актуализация  знаний  обучающихся Мотивировать детей на  изучение новой темы Технология изучения Деятельность учителя Деятельность обучающихся ­ Сегодня мы проводим необычный урок ­  экспедицию. Весь класс будет работать по  группам. Вы разделились на четыре команды. В каждой команде вы выбрали командира  экипажа, который будет руководить вашей  работой. Остальные ребята ­ члены экипажа.  Члены экипажа должны работать дружно,  помогать друг другу. Все путешественники  ведут дневники, куда заносят свои наблюдения.  У каждой группы тоже есть такой дневник.  ­ Какую природную зону изучали на прошлом  уроке? ­ Покажите её на карте. ­ Какой зверь хозяин  Арктики?  ­ Какая взаимосвязь между белым медведем и  водорослями? Составьте цепь питания. ­ Как вы думаете, неизученная природная зона, в  которую мы сегодня отправимся, находится  севернее или южнее  зоны арктических пустынь) ­ Почему? ­ Куда мы сегодня отправимся в путешествие вы  узнаете с помощью кроссворда. (На столах  каждого экипажа лежит кроссворд). Если на  все вопросы ответите верно, то в выделенной  графе прочитаете слово, обозначающее название  природной зоны, куда мы совершим  путешествие. Дети делятся на команды и выбирают  командиров экипажей. ­ Арктика  ­ Белый медведь  ­Водоросли –рачки –рыбы ­тюлени­ белый  медведь  ­ Южнее ­ Из­за неравномерного  распределения  солнечных лучей природные зоны  сменяются с севера на юг Формируемые умения Личностные: выражать положительное  отношение к процессу  познания, проявлять  желание учиться Коммуникативные: высказывания детейК И Т Т У П И К М Е Д В Т Ю Л Е Н Ь Е Д Ь М О Р Ж Г А Г А Р А Вопросы. 1. Морской зверь, достигает в длину 15­18  м. 2. Птица, получившая название за свой  клюв, которым в мерзлой земле выбивает  подземные норы. В них она и живет,  откладывает яйца. 3. Ластоногое животное черного цвета,  детенышей которого зовут бельками. 4. Что за белый с черным носом              Возле лунки за торосом             Ждет тюленя на обед,            А его все нет и нет? 5. 6.  Морское животное весом до полутора  тонн. Самец имеет два огромных бивня.  Ластоногое. Неуклюж, но в воде очень  проворен.  Птица, откладывающая яйца в нишах  скал. Ее теплый пух используется для  утепления одежды. Команды, заполнившие кроссворды,  читают слово «тундра»3. Целеполагание ­ Как называется эта зона? ­ Тундра ­ Назовите тему урока ­ Цель урока: ­ Что бы реализовать цель какие поставим учебные задачи? Уметь задавать вопросы  по изучаемой теме; определять цель,  учебные задачи, исходя  из темы урока; планировать свою  деятельность на уроке ­ Какие умения для успешной работы вам  пригодятся? ­ По каким критериям будете оценивать  себя в конце урока? Тема урока: тундра Цель урока: познакомиться с  природой  тундры  Задачи урока: ­ уточнить местоположение тундры,  климат; ­ узнать особенности растительного   мира тундры; ­ узнать особенности  животного  мира тундры; ­ узнать, чем занято население и  экологические проблемы тундры; ­ умение работать с картой; ­ умение работать с учебником и  дополнительной литературой; ­ умение работать в группе; ­ умение правильно высказывать своё мнение, аргументировать ответ.  ­знаю местоположение тундры, могу  показать на карте; ­могу назвать особенности  растительного и животного мира  тундры; ­ умею работать в группе. Регулятивные: формулирование цели,  учебных задач Личностные: смыслообразование:  мотивация к изучению  нового учебного  материала) Регулятивные: предвидеть уровень знаний Регулятивные:планирование  последовательности  действий Познавательные: общеуучебные: выделение  информации Коммуникативные: работать в группе,  формулировать  собственное мнение и  позицию, задавать вопросы ­ Спрогнозируйте результат  критериального оценивания на листе  самооценки. Выполнять учебные задачи мы будем в  группах: «Географы», «Ботаники»,  «Зоологи», «Экологи» Инструктаж: ­ Прочитать вопросы. ­ Найти ответы, используя учебник,  дополнительную литературу, раздаточный материал. ­ Распределить обязанности каждого  человека в группе. ­  Оценить работу в группе.  На эту работу вам отводится 7­9 минут.  О готовности своей группы вы  поднимаете зелёный кружок, о возникших трудностях – красный. 4. Открытие новых  знаний Развивать умения  работать с разными  ­ Возьмите кейсы с материалами и  приступайте к работе 1 группа «Географы» Географическое положение и климат Источники информации:  уч. стр. 114­115,  карта природныхисточниками  информации, извлекать и интерпретировать  информацию, Учиться  взаимодействовать в  группах: распределять  обязанности,  договариваться между  собой, приходить к  единому мнению; зон России. Вопросы карточки  «Помогайка» ­ Где расположена Тундра (запишите в таблицу) ­Какие времена года выделяют в  тундре? ­Какая зима в тундре? ( продолжительность, температура) ­Какое лето?  ( продолжительность, температура)  Запиши в таблицу ­ С чем связаны суровые условия  тундры? 2 группа «Ботаники» Растительный мир тундры Источники информации: уч. стр. 116­118.; иллюстрации  растений. Вопросы карточки«Помогайка» ­Перечислите, какие растения растут в тундре (запишите в таблицу) ­Как растения приспособились к  суровой жизни (корни, стебли,  листья) запишите в таблицу 3 группа «Зоологи» Животный мир тундры Источники информации: уч. стр. 119­121; иллюстративный материал. Регулятивные: удержание цели, учебных  задач Коммуникативные:строить монологическое  высказывание Познавательные: общеучебные:  моделирование,  логические общеучебные: умозаключения Познавательные: Устанавливать причинно – следственные связи;  строить рассуждения в  форме связи простых  суждений об объекте,  обобщать Вопросы карточки«Помогайка» ­ Перечислите птиц, которые  обитают в тундре (запишите в  таблицу) ­ Как они приспособились к жизни в  суровых условиях? ­ Перечислите зверей , которые  обитают в тундре (запиши в таблицу) ­ Как звери приспособились к жизни  в суровых условиях? (запиши в таблицу) 4 группа «Экологи» Основные занятия населения тундры; перечислите экологические  проблемы тундры; как защищают  редких животных и птиц(запишите в  таблицу). Источники информации: уч. стр. 122­123. Вопросы карточки«Помогайка» ­ уточнить местоположение тундры,  климат; Обучающиеся отвечают на вопрос,  сопровождая показом на карте  границ зоны тундры Физкультминутка Релаксация Сообщение групп­ узнать особенности растительного   мира тундры; ­ животным. ­ узнать особенности  животного  мира тундры; Мох­ягель ­ северный олень – волк Брусника – лемминг­песец Голубика – белая куропатка­песец Растения тундры – лемминг –белая  сова ­ узнать, чем занято население и  экологические проблемы тундры ­ Назовите первую учебную задачу ­ Давайте выслушаем группу «Географы» (Учитель сопровождает показ слайдами презентации  «Тундра») ­ Как вы думаете в таких суровых  условиях   богат ли растительный мир  тундры? ­ Вспомните вторую учебную задачу Давайте выслушаем группу «Ботаники» (Учитель сопровождает рассказ детей показом  слайдов из презентации «Тундра») ­ Ребята, как вы считаете, кому  необходимы растения? ­ Назовите третью учебную задачу (Учитель сопровождает рассказ детей показом  слайдов из презентации «Тундра» 4. Первичное  формирование  умений на основе  самоконтроляУметь осуществлять  контроль и  самоконтроль знаний,  умений и навыков; ­Составьте  2­3 цепи питания ­ Из­за суровых природных условий  население тундры немногочисленно. ­ Назовите четвёртую учебную задачу (Учитель сопровождает рассказ детей показом  слайдов из презентации «Тундра» ­ Сейчас проверим как усвоили  полученные знания. Для этого  необходимо выполнить тест каждому из  вас.  Тест «Проверь себя» 1.       Тундра расположена: А) на равнинах; Б) на возвышенностях В) в горах 2. В тундре А) ярко выражены все 4 времени года; Б) длинная суровая зима и жаркое лето; В) длинная суровая зима и короткое  прохладное лето; 3. Растения тундры…Учиться оценивать  себя 5. Рефлексия А) высокие с мощными корнями и  широкими листьями Б) низкорослые, стелющиеся с мелкими  листьями 4. В тундре обитают.. А) тюлени, моржи, киты; Б) песцы, лемминги, волки; В) верблюды, лошади, коровы 5. Тундровый заповедник расположен А) на полуострове Ямал Б) на полуострове Таймыр В) на Кольском полуострове  ­ Оцените себя Эталон 1. А) 2.В) 3.Б) 4.Б) 5.Б) ­ Поднимите руки   кто справился с  заданием без ошибок, с одной, двумя  ошибками. ­ Вот и  закончилось наше путешествие по зоне «Тундра».Свои впечатления о  ТУНДРЕ выразите, составив синквейн. Регулятивные: удержание цели, учебных  задач Личностные: Способность к самооценке на основе критерия  успешности учебной  деятельности; ориентация на пониманиепричин успеха в учебной  деятельности ­Всем командам объявляю благодарность  за отличную слаженную работу! ­ Возьмите листы самооценки и оцените  свою деятельность на уроке Индивидуальная работа с карточкой  «Рефлексия» 1. Мне было интересно  на уроке. 1.Мне было  неинтересно на уроке. 2. Мне было легко  работать в группе. 2. Мне было трудно  работать в группе. 3. Я доволен (а)  своей  работой. 3. Я   не  доволен (а)   своей работой ­ Дети сегодня у нас был необычный урок. Вы все хорошо поработали. Мне хочется  поставить оценку «5» ….,оценку «4 » и  пожелать быть более активными на уроке, также  очень хочется узнать ваши  впечатления об уроке, совпала ли  самооценка вначале урока и в конце  5. Домашнее  задание Осуществлять  осознанный  выбор  заданияурока, с каким настроением вы уходите с  урока. Дома вы еще раз повторите сегодняшний  материал;  Составить кроссворд по теме «ТУНДРА» Составить вопросы для игры «Верите ли  вы, что…….»