Конспект урока
Тема Русско- японская война 1904-1905 г.г.
Предмет: история России
Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт «История России начало XX-XXI века»
Класс: 9
Краткая аннотация:
Предлагаемый материал рассчитан на двухчасовой урок и предусматривает разнообразные виды работы учащихся:
Накануне проведения урока класс разбивается на 4 группы.
Тема: «Русско-японская война - война слабости и силы»
Эпиграф:
«В Цусимском проливе далёком,
Вдали от родимой земли,
На дне океана глубоком
Забытые есть корабли.
(В.И. Лебедев-Кумач)
Цель урока:
Дать представление о Русско-японской войне 1904-1905 г.
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Здоровьесберегающие:
В конце урока ученики должны:
Знать: главные события и итоги войны.
Уметь: объяснить причины войны и её последствия, показать на карте основные сражения Русско-японской войны.
Тип урока (педагогическая технология): изучение нового материала.
Метод: поисковый-исследовательский.
Оборудование:
компьютер и проектор;
настенная карта «Русско-японская война»,
карточки-задания с текстом исторических документов,
мультимедийные презентации к уроку, созданные совместно учениками и учителем.
Структура урока:
1. Организационный момент и мотивация урока (слово учителя)
2. Постановка целей и задач урока (совместно с учащимися)
3. Выступление группы учащихся с предварительным заданием «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце XIX-начале XX века. Дальневосточная политика России».
4. Работа в группах с раздаточным материалом и историческими источниками по проблеме «Россия и Япония накануне войны. Причины войны».
Обсуждение выводов, к которым пришли группы.
5. Выступление 2-ой группы с вопросом «Ход Русско-японской войны 1904-1905 гг.» войны, сопровождающейся презентациями докладчиков.
6. Работа по группам «Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны». Совместное обсуждение и выводы по данной проблеме.
7. Война в памяти народа и её отражение в искусстве.
8. Постановка домашнего задания.
9. Подведение итогов работы.
Ход урока:
№
|
Этапы урока. Основное содержание. |
Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся. |
Результаты совместной деятельности. |
1 |
Организацион-ный момент, актуализация, мотивация урока. (5 минут) |
Приветствует учащихся.
Демонстрация фотографии 1977 года, на которой изображён пионерский отряд на фоне военно - морского флага в бескозырках с надписью «Варяг».
Учитель предлагает ученикам объяснить значение этого названия.
Учитель подчеркнёт, что в Царской России, и в Советской стране, и в сегодняшней России «Варяг» остается символом силы духа и стойкости.
Предлагает сформулировать тему урока ученикам.
Учитель. Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX века, она столкнула Запад и «новую Азию», желающую занять прочное место на международной арене нового века.
|
Ученики настраиваются на урок.
Идут ответы.
Ученики высказывают свои предложения.
Идут предложения. |
Готовность учащихся к дальнейшей совместной работе. Формирование умения формулировать и высказывать свою точку зрения. В результате выяснения возможно два варианта: дети могут знать многое о подвиге крейсера «Варяг», а также могут и затруднится в ответе. Но результат совместной работы будет один: выход на Русско-японскую войну 1904-1905 г, которая не принесла победы России и послужила катализатором революционных событий 1905 г. В результате корректировки тема может звучать так: «Русско-японская война – война слабости и силы».
|
2 |
Постановка цели и задач урока (5 минут) |
Учитель может сам назвать цель: познакомиться с войной, о которой говорили как о «роковой, несчастной малой войне». . Современники по-разному относились к ней, да и историки даже через 100 лет по-прежнему спорят, какую роль сыграла эта война в судьбе страны. Сегодня мы попробуем вместе взглянуть на это событие глазами очевидцев и современников, используя исторические свидетельства тех времён, и разобраться в вопросах, которые являются актуальными до сих пор. Предлагает учащимся сформулировать задачи урока. |
Класс следит за рассуждениями учителя.
Обговаривают и записывают себе в тетрадь задачи урока.
|
В ходе делового сотрудничества ребята предлагают постановку задач урока. Формируют умение логически мыслить. |
3 |
Выступление 1 группы учащихся с домашним заданием «Международные отношения на Дальнем Востоке в конце 19-начале 20 века. Дальневосточная политика России (4-5 минут)
Вопросы и задания классу после выступления группы. (8-7 минут)
|
Почему Япония смогла одержать столь быструю и уверенную победу в японо-китайской войне?
Какой характер носила политика мировых держав на Дальнем Востоке?
Какие цели преследовало русское правительство, заключая с Китаем договор об использовании территории Маньчжурии для строительства КВЖД?
Посмотрите на карту и ответьте на вопрос: почему Россия так настаивала на аренде именно Порт-Артура? |
Класс слушает. Заносит факты в тетрадь При этом докладчики могут предложить либо сжатый материал в форме таблицы, либо сопровождать своё выступление короткой презентацией
Примерный ответ учеников. Япония в конце19 века встала на путь преобразований; стране происходил бурный экономический рост, благодаря «реформам Мейдзи», быстрыми темпами развивается военная промышленность, происходит реорганизация армии
Захватнический. Каждая страна стремилась завоевать прочные позиции на Тихоокеанском побережье. Мировые лидеры - Германия, Франция, Англия и США применяли тактику сталкивания 2-х государств России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволяло ей подготовится к войне.
Железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии, сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза. Строительство дороги давало возможность быстрой переброски русских войск на восток в случае войны с Японией.
Этого потребовало строительство КВЖД, к тому же России была нужна морская крепость с незамёрзшей водой, надёжный опорный пункт на случай войны с Японией.
|
Формирование умения доказательно высказывать свои мысли, умение публичного выступления.
Идет осознанное восприятие материала. Актуализация знаний полученных в 8 классе по курсу «Новая история».
Идет осознанное восприятие материала. Актуализация знаний полученных в 8 классе по курсу «Новая история». |
4 |
Работа в группах с раздаточным материалом и обсуждение причин Русско-японской войны. (17 мин.) |
Задача этого этапа урока: увидеть Японию и Россию накануне войны. Выяснить причины и характер войны. |
Ученики работают по группам с раздаточным материалом: (См. Приложения для 1,2,3, групп: раздаточный материал № 1 раздаточный материал №2 раздаточный материал №3) и отвечают на поставленные вопросы. 4 группа работает по заполнению таблицы «Основные события Русско-японской войны» по учебнику §4 стр.31-32 (См. приложения – таблица №3)
|
Учатся анализировать, делать выводы. Формирование навыков самооценки, взаимоконтроля учащихся. Совместно идёт проверка работ учащихся 1-3 групп, обсуждение выводов, к которым пришли их участники. Учащиеся записывают выводы совместной работы в тетрадь. Причины войны: борьба между мировыми державами за влияние на Дальнем Востоке; противостояние России и Японии в овладении Маньчжурией; агрессивные планы определенной группы в русском правительстве, считающей, что война отвлечёт народ от революции. |
5
|
Ход войны. (18 минут) |
Учитель. Утром 26 января 1904г. Николай II получил от наместника царя на Дальнем Востоке Е.И.Алексеева телеграмму следующего содержания: «флот пребывает в полной боевой готовности и смело отразит всякое покушение со стороны дерзкого врага». А тем временем в Порт-Артур пришёл пароход с японским консулом, бросил якорь и стал, торопясь, собирать на борт своих подданных. Но даже это обстоятельство не насторожило русское командование, Алексеев запретил принять меры по повышению боеготовности флота. Первую мину по русским кораблям, стоявшим на рейде Порт-Артура, японская армия под руководством вице-адмирала Хэйхатиро Того выпустила в 23 часа 35 минут того же дня. В 00.16 27 января – шестнадцатую. Три попали в цель. Война для русских началась.
Учитель предлагает 4 группе представить свою работу и показать на карте главные события Русско-японской войны.
|
Ученики слушают учителя, затем 4 группу выступающих одноклассников, работают с картой учебника или исторического атласа по ходу войны. Выступление2 группы с домашним заданием, показом презентаций, в качестве углубления темы, создания определённой эмоциональной обстановки урока.
|
Формирование умения доказательно высказывать свои мысли, умение публичного выступления. В ходе совместной работы после 4 группы выступает 2 группа. (При различном ходе урока, по выбору класса, можно уделить внимание любому событию, отражающему драматизм войны и необычайную стойкость русских).
|
6 |
Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны. (18 минут) |
Учитель: После Цусимского поражения русских на всём фронте наступило затишье. Было ясно, что обе страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «Нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребён морем, диктовала свои условия победителю»
Вопрос: Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне?
Учитель: 27 июля (9 августа) 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран – России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX века. Используя исторические документы, подведём итоги Русско-японской войны.
|
Ребята в группах выделяют причины поражения России в войне с Японией. (3 минуты)
Работа в группах с раздаточным материалом (12-15 минут) |
Развитие умения работать с историческими источниками, внимания, логического мышления, умение находить различные способы доказательств.
Подводят в совместной работе итоги по вопросу «Причинам поражения России в войне с Японией» При совместной работе стараются сделать как можно больше выводов об итогах и значении Русско-японской войны. Делают записи в тетради: Большие людские потери. Унижение и позор России от проигранных сражений. Уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флота. Крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке. Начало первой русской революции. |
7 |
Война в памяти народа и её отражение в искусстве. (8 минут) |
Учитель: война закончилась, и потянулись по русским дорогам воины, изувеченные, раненые, измученные, но не провинившиеся перед Отечеством, выполнившие свой солдатский долг до конца.
Плещут холодные волны, Бьются о берег морской, Носятся чайки над морем, Крики их полны тоской.
Миру всему передайте, Чайки печальную весть: В битве врагу мы не сдались- Пали за русскую честь!
Предлагает выступить с результатами своих поисков 3, 4 группе.
|
Класс слушает информационный материал 3, 4 группы. Желательно исполнение одной из песен, связанной или навеянной событиями Русско- японской войны, в наибольшей степени отражающую трагедию и героизм русских солдат, слабость и силу этой войны. |
Развитие творческих способностей учащихся, грамотной и красивой речи, логического мышления. Совместное открытие, либо повторение ярких моментов взаимосвязи истории и искусства, создание эмоционального отклика на изучаемое событие. |
8
|
Постановка домашнего задания. § 4, на выбор выполнить зад. №1, либо №2, либо №3, стр. 34 (2 минуты)
|
Обращает внимание на систему выбора вопросов в письменной форме и работу с исторической картой.
|
Записывают задание на дом.
|
|
9 |
Подведение итогов работы (5 минут)
|
Учитель просит учащихся написать на листочках ответ на вопрос «В чём слабость и сила Русско-японской войны?» (При недостатке времени этот вопрос можно обсудить в классе устно).
|
Ребята устно или письменно анализируют слабость и силу Русско-японской войны (При достаточном количестве времени анализируют слабость и силу своей работы на уроке.) |
Развитие самоанализа своей деятельности. Делают знания своими.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.