Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
09.04.2018
Конспект урока разработан для обучающихся 4-го класса. Учебный материал строится на примере поиска обращений в произведениях А.С. Пушкина. Целями урока можно считать создание условий для каждого ученика для успешного усвоения темы «обращение»; раскрытие понятия «обращение»; помочь детям узнавать обращение в предложениях, оформлять обращение на письме; научить учащихся делать выводы через наблюдение, развивать монологическую речь учеников.Методическая разработка урока по теме "Обращение" служит для знакомства обучающихся с новой темой и помогает им в занимательной форме (на примерах сказок А.С. Пушкина) научиться находить в тексте обращения.
Обращение 4 кл...doc
Урок русского языка в 4
классе «В»
МОУ СОШ №4 г. о. Орехово-
Зуево,
Московской области.
Автор: Чурсина А. Е.
по учебнику «Русский язык» 4
части. Л.М. Зелениной, Т.Е.
класс, 2
Хохловой
Тема: Обращение.
Цели: 1.Создать условия для каждого ученика для успешного
усвоения темы «обращение».
2. Раскрыть понятие «обращение».
3. Научить узнавать обращение в предложениях, оформлять
обращение на письме.
4. Учить учащихся делать выводы через наблюдение, развивать
монологическую речь учеников.
5. Воспитывать интерес к предмету.
Тип урока: Объяснение нового и первичное закрепление.
Х о д у р о к а.
I . Организационный момент.
II. Сообщение темы урока : «Обращение».
1. Вступительная беседа учителя. Сообщение темы. Постановка
вопросов по теме. Ребята, сегодня на уроке мы с вами узнаем что такое
У.
«Обращение».
- Как оформляется (выделяется) на письме?
- Каким значком обозначается в схеме предложения?
- Каким членом предложения является?
- Какой частью речи выражено обращение?
У. Я предполагала ваши вопросы, поэтому заранее записала
некоторые из них в виде плана (таблицы).
Открывает на доске запись:
1.Что такое обращение? -
2. Как оформляется на письме? -
3. Каким значком обозначается? -
4. Каким членом предложения является? -
5. Какой частью речи выражено?
2.Чистописание.
У. В конце урока мы с вами должны будем ответить на все эти
вопросы. А сейчас приступим к чистописанию: Оо, оро оло, до ов.
(Запись на доске).
3. Словарная работа. А сейчас мы поработаем над словарем. Вам надо
угадать какое слово нужно вставить в кроссворд. (Кроссворд
«Словарные слова»).
6
1 2
3
7
4
5
1. Чиста, да не вода,
Бела, да не снег,
От рогатого берут,
Малым детям отдают.
2. Я землю копала –
Ничуть ни устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
3. Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
4. Крупный населенный пункт.
5. Портфель у меня не велик и не мал:
Лежат в нем задачник, букварь и …
6. Как … уметь читать!
7. Окраской сероватая,
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая
Известная персона.
Так кто же я…..
III. Объяснение нового материала.
На доске записана группа слов:
солнышко мы шлем тебе привет У. 1) Можно ли считать, что на доске записано предложение?
Д. -Да, есть главные члены предложения, выражена
законченная мысль.
У. 2) Оформлено ли оно на письме?
Д. - Нет
У. 3) Оформите предложение.
Д. - надписывают заглавную букву, ставят «!»
У. 4) Почему поставили «!»?
Д. –содержится сообщение с чувством радости.
У. 5) Назовите слово, которое показывает к кому обращаются
с речью.
Д. – солнышко
У. Договоримся:
Слово, которое показывает к кому, чему обращаются с речью
называется ОБРАЩЕНИЕ.
Итак, слово солнышко в предложении является обращением (заполняем
1 пункт плана (таблицы).
У. А если предложение звучит так:
Солнышко красное, мы шлём тебе привет!
- Где обращение? – солнышко красное.
6) Прочитайте предложение ещё раз выразительно.
У. Что вы заметили, когда Маша прочитала это предложение
выразительно?
Д. –Она сделала остановку, выделила голосом слово солнышко,
произнесла слово солнышко с чувством и т. д. У. Молодцы, вы заметили, что при произнесении предложения на
слово солнышко падает логическое ударение и делается вынужденная
пауза. А как на письме обозначить эту паузу?
Д.- Запятой (заполняем 2 пункт плана).
У. Теперь можно составить схему этого предложения.
Где находится обращение в предложении? ( в начале, в конце, в
середине?)
О, ! -обозначим обращение заглавной буквой О и
поместим в схеме в начале предложения. (Заполняем 3 пункт плана)
7.)У. Разберите это предложение. Найдите словосочетания.
Установите связь.
кому? что?
Солнышко, мы шлём тебе привет!
У. Вошло ли слово солнышко в какое-нибудь словосочетание?
Д. - Нет.
У. Значит, может ли обращение быть каким-либо членом предложения?
Д. - Нет. (Заполняем 4 пункт плана).
У. Какой частью речи выражено обращение?
Д. –Именем существительным.
У. Охарактеризуйте наше им. сущ. « солнышко». Что о нем можно
сказать? (неодушевленное, нарицательное). (Заполняем 5 пункт
плана).
8.) Вывод. Что вы узнали об обращении?
Д. Делают вывод по плану:
1.Что такое обращение? - слово (группа
слов), которое
показывает
к кому
обращаются.
2. Как оформляется на письме? -выделяется
«,»
3. Каким значком обозначается в схеме? - О
4 .Каким членом предложения является? -
5.Какой частью речи выражено? -
существительным:
одушевленным,
неодушевленным,
собственным,
нарицательным.
Обращение – это слово, которое показывает к кому обращаются с
речью. На письме выделяется запятой, в схеме обозначается значком О,
не является членом предложения.
IV. Ф И З М И Н У Т К А .
V. Самостоятельная работа учащихся.
У. Ребята, недавно мы изучали произведение А.С. Пушкина «Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях». Вы все нарисовали рисунки к
этому произведению. Я напечатала на ваших рисунках строки из произведений этого автора. Вам надо найти в тексте обращение и
подчеркнуть его. В тетрадях начертим схему каждый своего
предложения.
-Где в предложении может стоять обращение (в начале, в конце или в
середине?)
- Обращение – это1 слово, словосочетание или группа слов? (может
быть 1 словом, может словосочетанием, может группой слов).
- В наших предложениях если 1 слово, то какая это часть речи?
-Что ещё можете сказать об обращениях выраженных именем
существительным? (На какой вопрос отвечает: кто или что?
Одушевленное или неодушевленное? Собственное или нарицательное?)
V Ознакомление с правилом в учебнике на с.60.
У. Ответьте – Что нового узнали о словах – обращениях.
Д. -Если О в начале предложения, то «,» после него
-Если О в конце предложения, то «,» перед ним.
-Если О в середине предложения, то «,» с двух сторон.
VI. Физминутка для глаз или для рук.
1. Разминка для рук «Замок».
2. Закрыть глаза, расслабить мышцы глаз. Открыть глаза.
Путешествуем по букве О вправо, влево. Делаем восьмерки глазами.
VII.Дифференциация.
а) 1 уровень для закрепления:
Упр.100 1в. и 2в. по 1 предложению.
Составить схему, обращение выделить.
б) Проверка. У кого так? Взаимопроверка + на поля.
VIII.
а) Выписать предложение с обращением. Составить схему (на
усмотрение учителя).
Как мне не плакать, волк?
Отправились на охоту волк, лиса.
Диагностический срез. (Задание берется дополнительно, если позволяет время).
IX. . Контрольный срез (на карточках ).
-Проверка у доски. Презентация (приложение №2).
б) Проверка. Кто выполнил так же ставит +++.
в) Уровень (задание на “4”) Дополнительно к уроку.
Упр.101 с.61 (ученики цепочкой у доски). Взаимопроверка + на поля.
Проверка: Сколько предложений? Какими бывают предложения по
цели высказывания, по интонации? Как оформили эти предложения?
У кого так ставьте +
2 Уровень 3 Уровень (Творческая
работа)
Кто из учащихся не получил. Составить предложение с
+ + за Упр. 101 остается на обращением, выделить
обращение
2 уровне и выполняет подобное запятыми, где обращение
задание упр. №102 1 слово
словосочетание
группа слов
Выполнили переходят на 3 уровень
X. Итог урока.
У. - С какой новой темой познакомились на уроке?
- Что узнали об обращении? ( См. запись на доске 5 п.)
Оцениваю так: - Кто выполнил все задания без ошибок, ставит на полях
«5» -Кто выполнил задание 1,2 уровня без ошибок ставит на полях “4”
1,2,3 – с ошибками - “4”
2,4 уровень – “4”
Кто выполнил задание 1 уровня – “3” на полях
1,2уровень с ошибками – “3”
Помните, что ещё я проверю ваши тетради и рядом выставлю свою
отметку. Она может остаться такой как у вас или понизиться, если у
вас неграмотное письмо.
XI. Домашнее задание. Дифференцировано.
1.Упр. 104 с. 62
2.Составить карточку соседу: Придумать 3 предложения с обращением
в разных частях
предложения ( начале, середине, конце), не оформлять.
3. Вывод (всем) с. 60 учить.
Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Конспект урока русского языка для 4 класса "Обращение".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.