Урок русского языка в 5в классе.
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки.
Задачи:
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление.
Воспитывающая: содействовать воспитанию внимания и уважения к слову, любви к природе.
Тип урока: повторение и систематизация знаний.
Форма урока: на диалоговой основе с элементами игровой технологии.
Ход урока.
1. Мобилизующий этап урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Целеполагание.
- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. У кого хорошее настроение, поднимите правую руку. Кто ждёт от урока что-то интересное – поднимите левую руку. Кто не хочет ничего знать, поднимите обе руки. Таких нет. Значит, вы готовы к уроку. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Тихо сели девочки, ещё тише – мальчики.
Запишите в тетрадях число, классная работа.
- Сегодня у нас гости. Чтобы представить себя, ответьте на вопрос: «Какой я? Какая Я?»
Например, я – добрая (так обо мне говорят)
Слава…
Лиза…
Настя…
Дима…
- Слова какой части речи употребили, характеризуя себя? (имя прилагательное)
- О какой части речи пойдёт речь на уроке?
- В каком разделе науки о языке изучается имя прилагательное? (морфология)
- Что изучается в морфологии? (слово как часть речи)
- Сформулируйте тему нашего урока. (Имя прилагательное как часть речи)
Запись темы в терадь «Имя прилагательное как часть речи» (Слайд № 2)
- Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (чередование гласных в корне слова).
Я предлагаю вам отправиться в лингвистическую экспедицию. Сегодня будете исследователями, а я – вашим руководителем.
- Какие цели мы поставим перед собой? Какие задачи будем решать?) (вспомнить все, что знаем о прилагательном из начальной школы, повторить морфологические признаки, синтаксическую роль.) (слайд 3)
-А ещё, ребята, мы должны выяснить роль прилагательных в тексте. Зачем нужны прилагательные?
Свои открытия будем оформлять в кластере «Имя прилагательное».
Ребята, не забывайте, путь у нас будет нелёгкий. Вы должны проявить свои лучшие способности, находчивость, творчество, сплоченность.
Чтобы мы не сбились с пути, нам помогут маршрутные листы.
2. Актуализация и пробное учебное действие. Выявление затруднений.
Отправляясь в лингвистическую экспедицию, выясним, как вы понимаете смысл названия части речи?
Ученики: Приложенное, добавленное к чему-то.
- Дословный перевод с латинского языка - «нечто подкинутое, прибавленное, приложенное», с греческого – эпитет. Мы с вами уже встречались с этим понятием на уроках литературы.
- В каких художественных текстах чаще всего используются эпитеты-прилагательные? С какой целью?
- Они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.
Особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.
3.Построение проекта выхода из затруднения.
Решаем первую учебную задачу.
А) Работа с учебником. Упр. 567, стр. 82.
Задание: прочитать текст.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
А. А. Прокофьев
- Какую картину природы вы себе представили? Совпадает ваше представление с изображением на экране? (Фото берёзы. Слайд № 4)
- Что помогает поэту создавать яркую, образную картину?
- Да, эпитеты – это образные определения. Прочитайте слова, которые помогают поэту ярко, образно нарисовать берёзу.
- Это первое открытие лингвистической экспедиции: в художественных текстах имена прилагательные являются эпитетами.
(зафиксируйте это в кластере)
- Идём к следующим открытиям.
- Выпишите из данного текста через запятую все прилагательные.
(Русскую, грустную, белёном, красивыми, зелёными, нарядную, родную, ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую)
- Что обозначают все эти слова? Признак предмета
- На какой вопрос отвечают? Какой, какая, какое, какие
(зафиксируйте это в кластере)
Б) Работа с текстом. (Слайд № 5)
Задание: прочитать текст, найти прилагательные.
Лисий след ведет к норе,
След собачий - к конуре.
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
На какие вопросы они отвечают? Чей?
Это ещё одно открытие.
- А теперь дайте определение прилагательного. (по кластеру)
«Знаете ли вы что…» По количеству употребляемых слов прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов.
Решим следующую учебную задачу. (Слайд 6)
Наша экспедиция проходит через экологический город. 2017 год объявлен нашим президентом годом экологии. Мы с вами как истинные патриоты должны беречь природу не только в этом году, но и всегда. Жители города предлагаю нам выполнить такое задание:
Подберите к данным существительным однокоренные прилагательные, запишите их в женском роде, единственном числе, именительном падеже. Поработайте в парах.
Счастье –
Нежность –
Известие –
Юность –
Крепость –
Шум –
Гладь –
Ночь –
Рыбак –
Мечта –
Ещё одно открытие: имя прилагательное образуется от существительного
4.Динамическая пауза. (Слайд 7)
Двигаемся дальше, и перед нами – ПОЛЯНА ВЕСЁЛЫХ ЗАТЕЙ.
Встаём. Игра «Найди лишнего».
Вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите имя прилагательное, топнуть ногами, если слово не является прилагательным.
Весёлый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, сильный, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
5. Самостоятельная работа.
Решим следующую учебную задачу.
Составьте словосочетания из данных прилагательных и существительных. Укажите род, число и падеж.
На ответственном |
Сока |
Пронзительным |
Совестью |
Вкусного |
Настроение |
Лучезарную |
Матче |
С чистой |
Улыбку |
Праздничное |
Взглядом |
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Ещё одно открытие: прилагательное сочетается с существительным в роде, числе и падеже.
Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.
Следующая учебная задача
Синтаксический разбор предложений.
Живёт у нас в лесу чудесная птица.
Она красива.
- Каким членом предложения могут являться прилагательные?
Ещё одно открытие: Чаще всего прилагательные являются определениями, но могут выступать в роли сказуемого.
Чтение правила.
- А теперь откроем учебник прочитаем правило и сравним с нашими открытиями. (стр. 85)
Чего нет в учебнике?
6. Включение в систему знаний и повторение.
А теперь применим наши знания на практике. Чтобы выполнить задания, мы должны немного потренироваться.
1) Отгадайте слова-предметы (сущ.): (слайд № 8: арбуз, подсолнух)
- Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный.
- Золотое решето черных домиков полно: сколько черненьких домов – столько беленьких жильцов.
2) А теперь наоборот. Задание называется «Подари предмету признак».
Надо записать как можно больше прилагательных к предложенным существительным:
Багульник, лотос (Слайд № 9) по вариантам
- Как вы думаете, почему я предложила вам именно эти изображения?
- Итак, для чего нужны имена прилагательные?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Поэтому прилагательные о себе говорят так: (Слайд № 10)
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
7. Домашнее задание на выбор: (Слайд 11)
с. 85 (выучить правило) всем, упр.570 или 566
творческое задание: сочинить сказку о прилагательном
8. Рефлексия учебной деятельности. (Слайд 12)
Итак, ребята, как вы думаете, мы достигли цели нашего исследования?
На этом наши открытия имени прилагательного не заканчиваются, работа будет продолжена на следующих уроках.
Ответить на вопросы:
1.Сегодня на уроке интересным было…
2.Трудным было…
Слайд № 13
Мы бы не сделали столько открытий, если бы не были внимательными, если бы не держались рука об руку.
Выразите своё отношение к уроку с помощью ладошек. (по рядам)
Оранжевая – мне очень понравился урок
Жёлтая – мне понравился урок
Красная – мне не понравился урок, мне было очень трудно, некомфортно.
Какое красивое солнышко у нас получилось. (Слайд 14)
Весь мир освещается солнцем, а человек - знанием. Солнце у нас разноцветное. Каждый из вас выразил своё мнение.
Спасибо за хорошую работу! (Слайд 15)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.