Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
2 кл
07.02.2017
Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"
По показателю 3.1. Конспект.docx
К критерию «Обеспечение высокого качества освоения учащимися основной образовательной программы» по показателю 3.1 Приложение 3 Южакова Мария Степановна, учитель начальных классов  МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкара Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2 УМК: «Образовательная система Л.В.Занкова» Тема урока: Собственные имена существительные Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепление) Цель урока: усвоение   правила   о   написании   имён   собственных   и   его   использование   при выполнении упражнений     Задачи:   закрепить  орфографический   навык   использования   заглавной   буквы   в   именах собственных;  раскрыть особенности образования некоторых имён собственных; обеспечить  развитие  у   учащихся   умение   ставить   цель   и   планировать   свою деятельность;   орфографической зоркости;  обеспечить развитие монологической и диалогической речи;   способствовать  формированию  интереса  к  предмету,  любви  к  своему  городу, интереса  к истории развития космонавтики.     Планируемые результаты: предметные:    уметь   различать  имена   собственные   и   нарицательные,  уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы; личностные:  формирование    положительного   отношение   к   учению,   понимания необходимости сотрудничества с учителем, готовности   к взаимодействию с ним, понимания необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками;  метапредметные: регулятивные:  умение  определять   и   формулировать   цель   на   уроке   с   помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий; способствовать   развитию  у   учащихся   внимая,   наблюдательности, 1 Нечаева   Н.В.  Русский   язык.   Учебник   для   2   класса   Самара:   Издательство познавательные:    умение    ориентироваться   в   своей   системе   знаний,   находить ответы   на   вопросы   учителя,   используя   учебник,   свой   жизненный   опыт   и информацию, полученную на уроке; коммуникативные:   умение   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,   слушать   и   понимать   речь   других,   учиться   работать   в   паре,   группе, формулировать собственное мнение. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, в группах, парах       Необходимое   оборудование:  компьютер,   мультимедийный   проектор,   экран, компьютерная   презентация   урока,   карточки   для   индивидуальной   работы   с заданиями, карточки с заданиями для работы в группах, в парах.     Список используемой литературы: 1. «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, 2012.  2.  «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения 3. С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения 4. 5. 6. Просвещение, 2007.    Электронные источники информации: 1. 2. 3. 4. 5. 6. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004 «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004 «Толковый   словарь   русского   языка»,   С.И.   Ожегов,   Н.Ю.   Шведова,   М.: «Проектные   задачи   в  начальной   школе»,   А.Б.  Воронцов,   В.М.  Заславский,  .  it  ­  n  .  ru – творческое сообщество учителей www.wikipedia.ru www.openclasse.ru www  www.1september.ru  .  vladimir www     .  i  ­  edu  Единая коллекция ЦОР  .  wiki    .  ru 2 Деятельность педагога Технологическая карта урока Осуществляемые действия Деятельность детей Формируемые способы деятельности 1 этап урока. Организационный (1­2 мин.) Задача: включить  учащихся в деловой ритм Учитель обращается к учащимся, мотивируя их  к  учебной деятельности.  ­ Добрый день! Чтобы настроиться на работу, выберите и  прочитайте вслух предложение, которое станет для вас  девизом на урок.  Слайд 2 Результат: положительный эмоциональный настрой  на  работу Слушают учителя, эмоционально реагируют  на содержание речи учителя. У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. Регулятивные: ­нацеливание на успешную  деятельность    2 этап урока. Актуализация знаний  и их коррекция  (5­6 мин.) Учащиеся выполняют упражнения, копирую  действия учителя. Познавательные:  ­ анализ объектов с целью  выделения признаков; ­ умение структурировать знания; ­ умение строить речевое  высказывание Задача: повторить  изученный  материал о правописании имён собственных Учитель показывает упражнения и просит учащихся  повторять за ним: Пальчиковая гимнастика ­Вот помощники мои,  (смотрим на ладоши) ­Их, как хочешь, поверни: ­И вот этак, и вот так,  (потираем руками) ­Не обидятся никак. ­Раз, два, три, четыре, пять.  (хлопки в ладони  с  соседом по парте) ­Не сидится им опять.  (встряхиваем кистями) Учитель организует повторение знаний о согласных  звуках, обозначаемых буквой «к», через проведение  минутки чистописания. Предлагает сравнить  Учащиеся выполняют задания учителя:  копируют соединения, и дают характеристику  3 соединения и найти лишнее.  Слайд 3 Письмо соединений:    Кр  ке  як  ку  ук – Под самым красивым соединением поставьте точку. –Чем эти соединения похожи?  – Дайте характеристику звуку, который обозначается  буквой к. – Какое сочетание букв вы считаете лишним? Почему?  Слайд 4 Учитель предлагает  прочитать слова на слайде:  ­Прочитайте слова. Что  о них можете сказать? Слайд 5 Учитель организует повторение изученного материала  через вопросы: ­ Что вы можете рассказать об именах собственных? ­ Какое задание можно выполнить с этими словами? ­ Какими словами дополните? ­О чём должны помнить, когда дополните эту группу слов? звукам.  ­ Во всех соединениях встречается буква к. ­Согласный, парный по глухости. ­ Кр, т.к. пишется с заглавной К. Учащиеся, сравнивая и сопоставляя слова,  делают вывод:  ­Икар, Константин Циолковский, Сергей  Королёв – имена людей, покоривших небо и  космос, это имена собственные. Учащиеся вспоминают, что знают об именах  собственных, дополняют своими примерами  группу предложенных слов. Вспоминают   правило о написании имён собственных: ­ Пишутся только с большой буквы,  обозначают имена, отчества, фамилии людей и т.д. ­Списать слова, подчеркнуть орфограммы,  дополнить эту группу. ­Именами космонавтом, конструкторов. ­Пишутся только с большой буквы. Результат: вспомнили, что такое  «имена собственные» и  повторили правило их написания 3 этап урока. Целеполагание (2­3 мин.) Задача: сформулировать тему и цели урока Учитель задаёт вопросы, организует коллективное  проговаривание  темы и целей урока через подводящий  диалог: Учащиеся,  отвечая на вопросы, предлагают  варианты темы урока, участвуют в их  обсуждении и формулируют цели урока: Регулятивные: ­ умение ставить цели; ­умение планировать свои  действия; 4 Слайд 6 ­Сформулируйте тему нашего урока? ­ Какие цели поставите для себя на уроке? ­ Написание имён собственных, связанных с  историей покорения космоса. ­Поупражняться в написании имён  собственных, чтобы запомнить правило их  написания. ­ Проверить себя, как хорошо усвоил новое  знание. ­ Узнать что­то новое о развитии  космонавтики, уточнить и  систематизировать свои знания и т.п. Познавательные: ­умение строить речевое  высказывание; ­ умение анализировать  высказывания других     Результат: определили тему урока, и  какие цели будут реализовываться в ходе урока 4 этап. Подготовка к самостоятельной работе (5 мин.) Задача: выявить пробелы в осмыслении изученного материала Учитель предлагает задание, требующее мыслительной  активности учащихся, в случае затруднения  предлагает воспользоваться дополнительной информацией ( см.  слайды 7­12): ­ Приведите   примеры и запишите   названия улиц нашего города, связанных с именами космонавтов. Учащиеся предлагают названия улиц,  обсуждают и доказывают, какие из них  подходят для выполнения этого задания. Записывают названия в тетради и на доске, с  проговариванием вслух: ­Улица Гагарина, улица Комарова, улица  Быковского, улица Космонавтов Учитель организует коллективное  проговаривание  правила написания имён собственных.  Результат: коррекция выявленных пробелов и осмысление изученного материала 5 этап. Физминутка. Снятие усталости с глаз (мультимедийное упражнение) 6 этап. Первичное закрепление в знакомой (типовой) ситуации (8­10 мин.) Познавательные:  ­поиск и выделение необходимой  информации;  Коммуникативные: ­ умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои  мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации; Личностные: ­ формирование познавательного  интереса Задача: обеспечить закрепление у учащихся знаний о правописании имён собственных через самостоятельную работу Учитель проводит инструктаж с целью повторения  категорий и правил, которые нужны для выполнения  самостоятельной работы. В  случае затруднений у  Учащиеся отвечают на вопросы учителя,  выполняют самостоятельную работу,  осуществляют самопроверку, сравнивая с  Познавательные:  ­умение использовать  информацию и вычленять  необходимую для решения  5 учащихся оказывает помощь. Создаёт ситуацию успеха. Слайды 13­14 ­Эпоха   изучения   проблемы   покорения   космического пространства началась ещё до нашей эры. Но есть наиболее важные   и   значимые   этапы   освоения   космоса.   Предлагаю выполнить   задание,   самостоятельно   заполнив   карточку «Они были первые...»  ­ Какие знания будете закреплять, выполняя это задание?   ­ Какие слова относим к именам собственным? ­ Как пишутся эти  слова? Заполнение карточки 1 «Они были первые…» /Первое животное, побывавшее в космосе собака… /Первый   открытый   комплекс   для   старта   кораблей космодром … /Первый человек, побывавший в космосе … /Первая женщина – космонавт, побывавшая на орбите … /Первый выход человека в открытый космос совершил…  /Нил   Армстронг   и   Базз   Олдрин   были   первыми   людьми, которые вступили на поверхность … После выполнения задания учитель предлагает  провести самопроверку по образцу и оценить свои  знания по теме урока,   используя «Дорожку успеха»   (см. Карточка 2). Желающим предлагается озвучить,  где они оказались на «Дорожке успеха».  Учитель задаёт вопросы: ­ Что помогло справиться успешно с самостоятельной  работой? ­   Что   посоветуете   тем,   кто   не   совсем   справился   с   этим заданием? эталоном. ­Знания о написании имён собственных. ­Знания,   связанные   с   историей   покорения космоса. ­ Имена, фамилии, отчества, клички  животных,  названия городов, стран и т.д. ­ Имена собственные пишутся с большой буквы. учебной задачи;  Личностные:  ­уточнение собственных  возможностей;  Регулятивные: ­формирование установки на  поиск способов разрешения  трудностей Учащиеся  самостоятельно проверяют свою  работу по образцу и осуществляют самооценку,  желающие рассказывают , где они оказались  на «Дорожке успеха», отвечают на вопросы  учителя. ­Был внимательным при выполнении работы,  проверял себя, хорошо изучил тему  и т.п. ­ Повторить правило, поупражняться ещё,  проверять себя и т.д. 6 Результат: закрепление правила написания имён собственных и определение учащимися  уровня владения учебным материалом 7 этап.  Применение  знаний и умений на творческом уровне (12 мин.) Задача: более глубоко усвоить  изучаемый материал, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изучаемого материала Учитель предлагает прочитать слова (слайд 15):  Марс, Млечный путь, Звёздный, Байконур Затем задаёт вопросы, побуждает к высказыванию  своего мнения: ­ Что можете сказать об этих словах? ­ Почему «Звёздный» лишнее?  Учащиеся, прочитав слова, в процессе  сравнения и сопоставления предложенных слов объясняют свой выбор: Регулятивные: ­умение действовать по плану и  планировать свою деятельность; ­способность к мобилизации сил  и энергии, к волевому усилию и  к преодолению препятствий;  Коммуникативные:  ­ умение слушать и вступать в  диалог; ­умение правильно, доходчиво  объяснять свою мысль; Личностные:  ­ готовность к сотрудничеству,  оказание помощи,  распределение ролей ­ В каких случаях пишем с большой, а в каких с маленькой? Учитель   формулирует   новое   задание     и   контролирует выполнение работы: ­Составьте   и   запишите   предложение,   где   это   слово   будет прилагательным. ­ Составьте и запишите предложение, где это слово будет существительным. ­ Кто может жить в городе Звёздном? Учитель организует групповую самостоятельную работу, обеспечивающую усвоение новых знаний на уровне  применения в изменённой ситуации. Слайд 16 ­Представьте, что вы – жители этого города. Какие в нём  могут быть названия улиц, проспектов, парков? ­ Какие ещё объекты могут находиться в этом городе?  ­Поработайте в группах и составьте план города Звёздный. А для того, чтобы у нас появилось желание посетить ваш  ­Слово «Звёздный» ­ лишнее. ­Может   писаться   как   с   большой,     так   и   с маленькой   буквы,   а   все   остальные   только   с большой. ­  Существительное   «Звёздный»   пишется только   с   большой   буквы,   а   прилагательное «звёздный» с маленькой. Учащиеся приводят примеры предложений,  записывают  их  и  зачитывают варианты  предложений, обосновывая выбор написания  слова с большой или маленькой буквы. ­ Космонавты, учёные­исследователи и т.п. Учащиеся отвечают на вопросы учителя,  высказывают свои предположения. ­Названия, связанные с космосом и т.п. ­ Дворцы творчества, испытательный космодром и т.п. Учащиеся, выполняя работу  в «четвёрках»,  оформляют творческий  проект «Город  7 AVerVision,   город, составьте рекламу самым интересным местам. ­ Подготовьте защиту своего проекта.   демонстрирует Учитель,   используя   выполненные   проекты   и   организует   оценочные высказывания учащихся: ­ Оцените работу других групп по следующим критериям  (см. Карточка 3), при необходимости обращайтесь за  консультацией к учителю. Результат: более глубокое усвоение изучаемого материала Звёздный». Представитель каждой «четвёрки» защищает  свой проект. Группы обмениваются работами и оценивают  работу по предложенным критериям.  8 этап. Рефлексия (итог урока). Домашнее задание (2­3 мин.) Задача: выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний  Учитель задаёт вопросы, ориентирует  на цели и задачи  урока. Создает ситуацию, связанную с приятными  эмоциями, чувством удовлетворения от работы,  ощущением собственной компетентности, самоуважения: ­ Какие цели ставили на уроке? Учащиеся осуществляют самооценку  собственной учебной деятельности, соотносят  цель и результаты. ­ Удалось  решить поставленные цели? Слайд 17 Учитель   предлагает   закончить   высказывания, характеризующие уровень знаний учащихся по изучаемой теме:   Я знаю, что… Я научился … Было трудно … ­ Поупражняться в написании имён  собственных,  что запомнить правило их  написания. ­ Проверить себя, как хорошо усвоил новое  знание. ­ Узнать что­то новое о развитии  космонавтики, уточнить и  систематизировать свои знания и т.п. ­ Да. Учащиеся вспоминают, что узнали на уроке,  оценивают свои знания, пытаются выделить   трудности, дают эмоциональную оценку  выполненным заданиям: ­ Я знаю, какие слова называют  именами  собственными. ­ Я знаю, что имена собственные пишутся с  8 Регулятивные: ­ оценка своих достижений на  уроке; Личностные:  ­самоопределение; Познавательные:  ­рефлексия способов и условий  действий; ­контроль и оценка процесса и  результатов действий Было интересно … большой буквы. ­ Я научился писать имена собственные. ­ Мне было интересно узнать, кто первым  побывал на Луне  и т.д. Учитель   фиксирует,   где   возникли   затруднения,   и предлагает варианты домашнего задания: ­Где можно применить новые знания? Как   домашнее   задание   предложить   создать     свой   проект «Звёздный город» Результат: выявление уровня усвоения полученных знаний  9 10 Карточка 1      «Они были первые…» Первое животное, побывавшее в космосе собака…………………………  . Первый открытый комплекс для старта кораблей космодром …………………….  . Первый человек, побывавший в космосе ………………………………….  . Первая женщина – космонавт, побывавшая на орбите …………………..  . Первый выход человека в открытый космос совершил………………….. . Нил   Армстронг   и   Базз   Олдрин   были   первыми   людьми,   которые   вступили   на поверхность ………………….  . Карточка 2 Карточка 3 Критерии оценивания выполнения проекта «Звёздный город» (Каждый критерий оценивается в 2 балла (максимально – 10 баллов) Критерия,  по которой оценивается работа Баллы Содержание соответствует заданному плану Грамотность, отсутствие ошибок Доступность, понятность Оригинальность, красочность проекта Чёткость и последовательность  изложения, защиты проекта Итого:  Самоанализ урока 11 Цель   и   задачи   урока   поставлены   в   полном   объёме,   в   соответствии   с требованиями   программы,   с   учётом   возрастных   особенностей   учащихся   и психологических основ усвоения новых знаний. Они направлены на формирование у   учащихся   общенаучных     специальных   умений   и   навыков,   развитие   их мыслительной и познавательной активности, воспитания личности школьника.    Поставленные на уроке цели достигались следующими способами: 1отбором содержания и привлечением дополнительного справочного материала; 2выбором типа урока; 3выбором определенных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая); 4выбором методов обучения (наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: применение полученных знаний на практике, работа в группах); 5 карточки – задания). отбором   и   использованием   средств   обучения   (презентация,   дидактические Данный   урок   был   направлен   на   формирование   интереса   к   предмету,     на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие   мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, высказывать   свои   мысли,   выполнять   работу   по   заданиям,     тренировали   и закрепляли   ранее   приобретённые   навыки   работы,   учились   работать   в   группах, реализуя творческий проект. Все   этапы   урока   выдержаны.   Отведенное   время   на   все   этапы   урока   были распределены   рационально.  Урок   прошёл   при   высокой   активности   детей   и быстром темпе работы. Также активность детей   поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности. Сделаны логические переходы между этапами урока. Задания подбирались по принципу постепенного усложнения. Для   создания   положительного   настроя   на   работу,   снятия   напряжённости     в начале урока   предложено мотивирующее упражнение в виде выбора девиза на урок.   На этапе актуализации знаний для закрепления изученного ранее материала  была проведена минутка чистописания. Она помогла вспомнить необходимые знания о звуках и буквах, выйти на тему урока. Учащимся  не составило труда объяснить, что объединяет слова «Икар, Константин Циолковский, Сергей Королёв» (имена собственные, имена людей, покоривших небо и космос). Они активно предлагали возможные варианты работы с этими  словами.   На   этапе   формулирования   темы   и   целей   урока    было     организовано коллективное проговаривание  темы и целей урока через подводящий диалог. 12 При   проведении   подготовки   к   самостоятельной   работе,   мною   была организована  деятельность по применению новых знаний через подводящий диалог без   проблемы.   На   этом   этапе   учащиеся   выполняли     типовые   задания   с проговариванием алгоритма вслух. На   этапе   первичного   закрепления   в   знакомой   ситуации     было   предложено учащимся индивидуально   заполнить карточку «Они были первые…» с целью не только   проверить   умение   применять   полученные   знания   на   практике,   работать самостоятельно, но и повторить, привести в систему знания, связанные с историей покорения   космоса.   С   этим   заданием   учащиеся   справились   успешно,   что подтвердилось   в   ходе   самопроверки   и   самооценки   на   «Дорожке   успеха».   А ребятам, кто испытывал затруднение на этом этапе, была оказана индивидуальная помощь   в   виде   наводящих   вопросов.   Это   было     важно   для   создания   ситуации успеха для всех учащихся. Большой   интерес   и   оживление   учащихся   вызвало   творческое     задание, выполнение  в  группе. Так  как проектная  и творческая    деятельность  является неотъемлемой частью почти  каждого моего урока, то учащимся было предложено создать мини­групповой проект «город Звёздный». Именно на этом этапе были созданы   условия   для   формирования   таких  умений,  как   умение   действовать   по плану и планировать свою деятельность, умение управлять поведением партнёров, умение   оказывать     помощи,   распределять   роли   для   выполнения   проекта. Интересной   прошла   защита   проектов,   а   затем  группы   обменялись   работами   и оценивали   получившиеся   проекты   по   предложенным   критериям,   что   также способствовало повторению и закреплению темы урока. Рефлексия была направлена на осознание учащимися результатов своей работы, прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний и опыта исследовательской деятельности.  На этом этапе я постаралась создать ситуацию, связанную   с   приятными   эмоциями,   чувством   удовлетворения   от   работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Я считаю, что поставленная мною цель (формирование умения употреблять заглавную   букву   в   собственных   именах   существительных)   достигнута.   Данный урок   был   проведен   с   использованием   современных   педагогических   технологий, таких как: коммуникативная, проблемно­диалогическая, проектная и технология оценивания учебных успехов.  13

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

Конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017