конспект урока русского языка "Собственные имена существительные"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала По показателю 3.1. Конспект.docx
К критерию «Обеспечение высокого качества освоения учащимися основной образовательной программы» по показателю 3.1 Приложение 3 Южакова Мария Степановна, учитель начальных классов  МОУ «СОШ №30» г.Сыктывкара Конспект урока Предмет: Русский язык Класс: 2 УМК: «Образовательная система Л.В.Занкова» Тема урока: Собственные имена существительные Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепление) Цель урока: усвоение   правила   о   написании   имён   собственных   и   его   использование   при выполнении упражнений     Задачи:   закрепить  орфографический   навык   использования   заглавной   буквы   в   именах собственных;  раскрыть особенности образования некоторых имён собственных; обеспечить  развитие  у   учащихся   умение   ставить   цель   и   планировать   свою деятельность;   орфографической зоркости;  обеспечить развитие монологической и диалогической речи;   способствовать  формированию  интереса  к  предмету,  любви  к  своему  городу, интереса  к истории развития космонавтики.     Планируемые результаты: предметные:    уметь   различать  имена   собственные   и   нарицательные,  уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы; личностные:  формирование    положительного   отношение   к   учению,   понимания необходимости сотрудничества с учителем, готовности   к взаимодействию с ним, понимания необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками;  метапредметные: регулятивные:  умение  определять   и   формулировать   цель   на   уроке   с   помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения действий; способствовать   развитию  у   учащихся   внимая,   наблюдательности, 1Нечаева   Н.В.  Русский   язык.   Учебник   для   2   класса   Самара:   Издательство познавательные:    умение    ориентироваться   в   своей   системе   знаний,   находить ответы   на   вопросы   учителя,   используя   учебник,   свой   жизненный   опыт   и информацию, полученную на уроке; коммуникативные:   умение   с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,   слушать   и   понимать   речь   других,   учиться   работать   в   паре,   группе, формулировать собственное мнение. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, в группах, парах       Необходимое   оборудование:  компьютер,   мультимедийный   проектор,   экран, компьютерная   презентация   урока,   карточки   для   индивидуальной   работы   с заданиями, карточки с заданиями для работы в группах, в парах.     Список используемой литературы: 1. «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, 2012.  2.  «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова,  М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения 3. С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения 4. 5. 6. Просвещение, 2007.    Электронные источники информации: 1. 2. 3. 4. 5. 6. «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004 «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004 «Толковый   словарь   русского   языка»,   С.И.   Ожегов,   Н.Ю.   Шведова,   М.: «Проектные   задачи   в  начальной   школе»,   А.Б.  Воронцов,   В.М.  Заславский,  .  it  ­  n  .  ru – творческое сообщество учителей www.wikipedia.ru www.openclasse.ru www  www.1september.ru  .  vladimir www     .  i  ­  edu  Единая коллекция ЦОР  .  wiki    .  ru 2Деятельность педагога Технологическая карта урока Осуществляемые действия Деятельность детей Формируемые способы деятельности 1 этап урока. Организационный (1­2 мин.) Задача: включить  учащихся в деловой ритм Учитель обращается к учащимся, мотивируя их  к  учебной деятельности.  ­ Добрый день! Чтобы настроиться на работу, выберите и  прочитайте вслух предложение, которое станет для вас  девизом на урок.  Слайд 2 Результат: положительный эмоциональный настрой  на  работу Слушают учителя, эмоционально реагируют  на содержание речи учителя. У меня хорошее настроение. Я могу быть добрым и терпеливым. Я успею сделать всё! Я буду предельно внимателен на уроке. Регулятивные: ­нацеливание на успешную  деятельность    2 этап урока. Актуализация знаний  и их коррекция  (5­6 мин.) Учащиеся выполняют упражнения, копирую  действия учителя. Познавательные:  ­ анализ объектов с целью  выделения признаков; ­ умение структурировать знания; ­ умение строить речевое  высказывание Задача: повторить  изученный  материал о правописании имён собственных Учитель показывает упражнения и просит учащихся  повторять за ним: Пальчиковая гимнастика ­Вот помощники мои,  (смотрим на ладоши) ­Их, как хочешь, поверни: ­И вот этак, и вот так,  (потираем руками) ­Не обидятся никак. ­Раз, два, три, четыре, пять.  (хлопки в ладони  с  соседом по парте) ­Не сидится им опять.  (встряхиваем кистями) Учитель организует повторение знаний о согласных  звуках, обозначаемых буквой «к», через проведение  минутки чистописания. Предлагает сравнить  Учащиеся выполняют задания учителя:  копируют соединения, и дают характеристику  3соединения и найти лишнее.  Слайд 3 Письмо соединений:    Кр  ке  як  ку  ук – Под самым красивым соединением поставьте точку. –Чем эти соединения похожи?  – Дайте характеристику звуку, который обозначается  буквой к. – Какое сочетание букв вы считаете лишним? Почему?  Слайд 4 Учитель предлагает  прочитать слова на слайде:  ­Прочитайте слова. Что  о них можете сказать? Слайд 5 Учитель организует повторение изученного материала  через вопросы: ­ Что вы можете рассказать об именах собственных? ­ Какое задание можно выполнить с этими словами? ­ Какими словами дополните? ­О чём должны помнить, когда дополните эту группу слов? звукам.  ­ Во всех соединениях встречается буква к. ­Согласный, парный по глухости. ­ Кр, т.к. пишется с заглавной К. Учащиеся, сравнивая и сопоставляя слова,  делают вывод:  ­Икар, Константин Циолковский, Сергей  Королёв – имена людей, покоривших небо и  космос, это имена собственные. Учащиеся вспоминают, что знают об именах  собственных, дополняют своими примерами  группу предложенных слов. Вспоминают   правило о написании имён собственных: ­ Пишутся только с большой буквы,  обозначают имена, отчества, фамилии людей и т.д. ­Списать слова, подчеркнуть орфограммы,  дополнить эту группу. ­Именами космонавтом, конструкторов. ­Пишутся только с большой буквы. Результат: вспомнили, что такое  «имена собственные» и  повторили правило их написания 3 этап урока. Целеполагание (2­3 мин.) Задача: сформулировать тему и цели урока Учитель задаёт вопросы, организует коллективное  проговаривание  темы и целей урока через подводящий  диалог: Учащиеся,  отвечая на вопросы, предлагают  варианты темы урока, участвуют в их  обсуждении и формулируют цели урока: Регулятивные: ­ умение ставить цели; ­умение планировать свои  действия; 4Слайд 6 ­Сформулируйте тему нашего урока? ­ Какие цели поставите для себя на уроке? ­ Написание имён собственных, связанных с  историей покорения космоса. ­Поупражняться в написании имён  собственных, чтобы запомнить правило их  написания. ­ Проверить себя, как хорошо усвоил новое  знание. ­ Узнать что­то новое о развитии  космонавтики, уточнить и  систематизировать свои знания и т.п. Познавательные: ­умение строить речевое  высказывание; ­ умение анализировать  высказывания других     Результат: определили тему урока, и  какие цели будут реализовываться в ходе урока 4 этап. Подготовка к самостоятельной работе (5 мин.) Задача: выявить пробелы в осмыслении изученного материала Учитель предлагает задание, требующее мыслительной  активности учащихся, в случае затруднения  предлагает воспользоваться дополнительной информацией ( см.  слайды 7­12): ­ Приведите   примеры и запишите   названия улиц нашего города, связанных с именами космонавтов. Учащиеся предлагают названия улиц,  обсуждают и доказывают, какие из них  подходят для выполнения этого задания. Записывают названия в тетради и на доске, с  проговариванием вслух: ­Улица Гагарина, улица Комарова, улица  Быковского, улица Космонавтов Учитель организует коллективное  проговаривание  правила написания имён собственных.  Результат: коррекция выявленных пробелов и осмысление изученного материала 5 этап. Физминутка. Снятие усталости с глаз (мультимедийное упражнение) 6 этап. Первичное закрепление в знакомой (типовой) ситуации (8­10 мин.) Познавательные:  ­поиск и выделение необходимой  информации;  Коммуникативные: ­ умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои  мысли в соответствии с задачами  и условиями коммуникации; Личностные: ­ формирование познавательного  интереса Задача: обеспечить закрепление у учащихся знаний о правописании имён собственных через самостоятельную работу Учитель проводит инструктаж с целью повторения  категорий и правил, которые нужны для выполнения  самостоятельной работы. В  случае затруднений у  Учащиеся отвечают на вопросы учителя,  выполняют самостоятельную работу,  осуществляют самопроверку, сравнивая с  Познавательные:  ­умение использовать  информацию и вычленять  необходимую для решения  5учащихся оказывает помощь. Создаёт ситуацию успеха. Слайды 13­14 ­Эпоха   изучения   проблемы   покорения   космического пространства началась ещё до нашей эры. Но есть наиболее важные   и   значимые   этапы   освоения   космоса.   Предлагаю выполнить   задание,   самостоятельно   заполнив   карточку «Они были первые...»  ­ Какие знания будете закреплять, выполняя это задание?   ­ Какие слова относим к именам собственным? ­ Как пишутся эти  слова? Заполнение карточки 1 «Они были первые…» /Первое животное, побывавшее в космосе собака… /Первый   открытый   комплекс   для   старта   кораблей космодром … /Первый человек, побывавший в космосе … /Первая женщина – космонавт, побывавшая на орбите … /Первый выход человека в открытый космос совершил…  /Нил   Армстронг   и   Базз   Олдрин   были   первыми   людьми, которые вступили на поверхность … После выполнения задания учитель предлагает  провести самопроверку по образцу и оценить свои  знания по теме урока,   используя «Дорожку успеха»   (см. Карточка 2). Желающим предлагается озвучить,  где они оказались на «Дорожке успеха».  Учитель задаёт вопросы: ­ Что помогло справиться успешно с самостоятельной  работой? ­   Что   посоветуете   тем,   кто   не   совсем   справился   с   этим заданием? эталоном. ­Знания о написании имён собственных. ­Знания,   связанные   с   историей   покорения космоса. ­ Имена, фамилии, отчества, клички  животных,  названия городов, стран и т.д. ­ Имена собственные пишутся с большой буквы. учебной задачи;  Личностные:  ­уточнение собственных  возможностей;  Регулятивные: ­формирование установки на  поиск способов разрешения  трудностей Учащиеся  самостоятельно проверяют свою  работу по образцу и осуществляют самооценку,  желающие рассказывают , где они оказались  на «Дорожке успеха», отвечают на вопросы  учителя. ­Был внимательным при выполнении работы,  проверял себя, хорошо изучил тему  и т.п. ­ Повторить правило, поупражняться ещё,  проверять себя и т.д. 6Результат: закрепление правила написания имён собственных и определение учащимися  уровня владения учебным материалом 7 этап.  Применение  знаний и умений на творческом уровне (12 мин.) Задача: более глубоко усвоить  изучаемый материал, обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изучаемого материала Учитель предлагает прочитать слова (слайд 15):  Марс, Млечный путь, Звёздный, Байконур Затем задаёт вопросы, побуждает к высказыванию  своего мнения: ­ Что можете сказать об этих словах? ­ Почему «Звёздный» лишнее?  Учащиеся, прочитав слова, в процессе  сравнения и сопоставления предложенных слов объясняют свой выбор: Регулятивные: ­умение действовать по плану и  планировать свою деятельность; ­способность к мобилизации сил  и энергии, к волевому усилию и  к преодолению препятствий;  Коммуникативные:  ­ умение слушать и вступать в  диалог; ­умение правильно, доходчиво  объяснять свою мысль; Личностные:  ­ готовность к сотрудничеству,  оказание помощи,  распределение ролей ­ В каких случаях пишем с большой, а в каких с маленькой? Учитель   формулирует   новое   задание     и   контролирует выполнение работы: ­Составьте   и   запишите   предложение,   где   это   слово   будет прилагательным. ­ Составьте и запишите предложение, где это слово будет существительным. ­ Кто может жить в городе Звёздном? Учитель организует групповую самостоятельную работу, обеспечивающую усвоение новых знаний на уровне  применения в изменённой ситуации. Слайд 16 ­Представьте, что вы – жители этого города. Какие в нём  могут быть названия улиц, проспектов, парков? ­ Какие ещё объекты могут находиться в этом городе?  ­Поработайте в группах и составьте план города Звёздный. А для того, чтобы у нас появилось желание посетить ваш  ­Слово «Звёздный» ­ лишнее. ­Может   писаться   как   с   большой,     так   и   с маленькой   буквы,   а   все   остальные   только   с большой. ­  Существительное   «Звёздный»   пишется только   с   большой   буквы,   а   прилагательное «звёздный» с маленькой. Учащиеся приводят примеры предложений,  записывают  их  и  зачитывают варианты  предложений, обосновывая выбор написания  слова с большой или маленькой буквы. ­ Космонавты, учёные­исследователи и т.п. Учащиеся отвечают на вопросы учителя,  высказывают свои предположения. ­Названия, связанные с космосом и т.п. ­ Дворцы творчества, испытательный космодром и т.п. Учащиеся, выполняя работу  в «четвёрках»,  оформляют творческий  проект «Город  7AVerVision,   город, составьте рекламу самым интересным местам. ­ Подготовьте защиту своего проекта.   демонстрирует Учитель,   используя   выполненные   проекты   и   организует   оценочные высказывания учащихся: ­ Оцените работу других групп по следующим критериям  (см. Карточка 3), при необходимости обращайтесь за  консультацией к учителю. Результат: более глубокое усвоение изучаемого материала Звёздный». Представитель каждой «четвёрки» защищает  свой проект. Группы обмениваются работами и оценивают  работу по предложенным критериям.  8 этап. Рефлексия (итог урока). Домашнее задание (2­3 мин.) Задача: выявить уровень усвоения учащимися полученных знаний  Учитель задаёт вопросы, ориентирует  на цели и задачи  урока. Создает ситуацию, связанную с приятными  эмоциями, чувством удовлетворения от работы,  ощущением собственной компетентности, самоуважения: ­ Какие цели ставили на уроке? Учащиеся осуществляют самооценку  собственной учебной деятельности, соотносят  цель и результаты. ­ Удалось  решить поставленные цели? Слайд 17 Учитель   предлагает   закончить   высказывания, характеризующие уровень знаний учащихся по изучаемой теме:   Я знаю, что… Я научился … Было трудно … ­ Поупражняться в написании имён  собственных,  что запомнить правило их  написания. ­ Проверить себя, как хорошо усвоил новое  знание. ­ Узнать что­то новое о развитии  космонавтики, уточнить и  систематизировать свои знания и т.п. ­ Да. Учащиеся вспоминают, что узнали на уроке,  оценивают свои знания, пытаются выделить   трудности, дают эмоциональную оценку  выполненным заданиям: ­ Я знаю, какие слова называют  именами  собственными. ­ Я знаю, что имена собственные пишутся с  8 Регулятивные: ­ оценка своих достижений на  уроке; Личностные:  ­самоопределение; Познавательные:  ­рефлексия способов и условий  действий; ­контроль и оценка процесса и  результатов действийБыло интересно … большой буквы. ­ Я научился писать имена собственные. ­ Мне было интересно узнать, кто первым  побывал на Луне  и т.д. Учитель   фиксирует,   где   возникли   затруднения,   и предлагает варианты домашнего задания: ­Где можно применить новые знания? Как   домашнее   задание   предложить   создать     свой   проект «Звёздный город» Результат: выявление уровня усвоения полученных знаний  910Карточка 1      «Они были первые…» Первое животное, побывавшее в космосе собака…………………………  . Первый открытый комплекс для старта кораблей космодром …………………….  . Первый человек, побывавший в космосе ………………………………….  . Первая женщина – космонавт, побывавшая на орбите …………………..  . Первый выход человека в открытый космос совершил………………….. . Нил   Армстронг   и   Базз   Олдрин   были   первыми   людьми,   которые   вступили   на поверхность ………………….  . Карточка 2 Карточка 3 Критерии оценивания выполнения проекта «Звёздный город» (Каждый критерий оценивается в 2 балла (максимально – 10 баллов) Критерия,  по которой оценивается работа Баллы Содержание соответствует заданному плану Грамотность, отсутствие ошибок Доступность, понятность Оригинальность, красочность проекта Чёткость и последовательность  изложения, защиты проекта Итого:  Самоанализ урока 11Цель   и   задачи   урока   поставлены   в   полном   объёме,   в   соответствии   с требованиями   программы,   с   учётом   возрастных   особенностей   учащихся   и психологических основ усвоения новых знаний. Они направлены на формирование у   учащихся   общенаучных     специальных   умений   и   навыков,   развитие   их мыслительной и познавательной активности, воспитания личности школьника.    Поставленные на уроке цели достигались следующими способами: 1отбором содержания и привлечением дополнительного справочного материала; 2выбором типа урока; 3выбором определенных форм работы (индивидуальная, фронтальная, групповая); 4выбором методов обучения (наглядный: иллюстративный и демонстрационный; практический: применение полученных знаний на практике, работа в группах); 5 карточки – задания). отбором   и   использованием   средств   обучения   (презентация,   дидактические Данный   урок   был   направлен   на   формирование   интереса   к   предмету,     на формирование коммуникативных качеств учащихся, на развитие   мыслительных способностей, памяти, внимания. На уроке ребята учились слушать товарищей, высказывать   свои   мысли,   выполнять   работу   по   заданиям,     тренировали   и закрепляли   ранее   приобретённые   навыки   работы,   учились   работать   в   группах, реализуя творческий проект. Все   этапы   урока   выдержаны.   Отведенное   время   на   все   этапы   урока   были распределены   рационально.  Урок   прошёл   при   высокой   активности   детей   и быстром темпе работы. Также активность детей   поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности. Сделаны логические переходы между этапами урока. Задания подбирались по принципу постепенного усложнения. Для   создания   положительного   настроя   на   работу,   снятия   напряжённости     в начале урока   предложено мотивирующее упражнение в виде выбора девиза на урок.   На этапе актуализации знаний для закрепления изученного ранее материала  была проведена минутка чистописания. Она помогла вспомнить необходимые знания о звуках и буквах, выйти на тему урока. Учащимся  не составило труда объяснить, что объединяет слова «Икар, Константин Циолковский, Сергей Королёв» (имена собственные, имена людей, покоривших небо и космос). Они активно предлагали возможные варианты работы с этими  словами.   На   этапе   формулирования   темы   и   целей   урока    было     организовано коллективное проговаривание  темы и целей урока через подводящий диалог. 12При   проведении   подготовки   к   самостоятельной   работе,   мною   была организована  деятельность по применению новых знаний через подводящий диалог без   проблемы.   На   этом   этапе   учащиеся   выполняли     типовые   задания   с проговариванием алгоритма вслух. На   этапе   первичного   закрепления   в   знакомой   ситуации     было   предложено учащимся индивидуально   заполнить карточку «Они были первые…» с целью не только   проверить   умение   применять   полученные   знания   на   практике,   работать самостоятельно, но и повторить, привести в систему знания, связанные с историей покорения   космоса.   С   этим   заданием   учащиеся   справились   успешно,   что подтвердилось   в   ходе   самопроверки   и   самооценки   на   «Дорожке   успеха».   А ребятам, кто испытывал затруднение на этом этапе, была оказана индивидуальная помощь   в   виде   наводящих   вопросов.   Это   было     важно   для   создания   ситуации успеха для всех учащихся. Большой   интерес   и   оживление   учащихся   вызвало   творческое     задание, выполнение  в  группе. Так  как проектная  и творческая    деятельность  является неотъемлемой частью почти  каждого моего урока, то учащимся было предложено создать мини­групповой проект «город Звёздный». Именно на этом этапе были созданы   условия   для   формирования   таких  умений,  как   умение   действовать   по плану и планировать свою деятельность, умение управлять поведением партнёров, умение   оказывать     помощи,   распределять   роли   для   выполнения   проекта. Интересной   прошла   защита   проектов,   а   затем  группы   обменялись   работами   и оценивали   получившиеся   проекты   по   предложенным   критериям,   что   также способствовало повторению и закреплению темы урока. Рефлексия была направлена на осознание учащимися результатов своей работы, прогнозирование дальнейшего использования полученных на уроке знаний и опыта исследовательской деятельности.  На этом этапе я постаралась создать ситуацию, связанную   с   приятными   эмоциями,   чувством   удовлетворения   от   работы, ощущением собственной компетентности, самоуважения. Я считаю, что поставленная мною цель (формирование умения употреблять заглавную   букву   в   собственных   именах   существительных)   достигнута.   Данный урок   был   проведен   с   использованием   современных   педагогических   технологий, таких как: коммуникативная, проблемно­диалогическая, проектная и технология оценивания учебных успехов.  13

Посмотрите также