Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
10.07.2019
Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."
Урок составлен для учащихся 2 класса.Учитель учит детей самим назвать тему урока, знакомит с устным народным творчеством, вводит в словарь "фразеологический оборот", "крылатые выражения". На уроке используется наглядность, практика.Учащиеся сами "заварят кашу", познакомятся со многими фразеологизмами. К уроку составлена красочная презентация.
Konduktorova.doc
Кондукторова Светлана Анатольевна учитель начальных классов, высшей квалификационной категории МКОУ «Лахденпохская СОШ» Конспект урока русского языка в 2 Б  классе                    Тема урока: Значения фразеологизмов. Тип   урока:   нетрадиционный,   с   использованием   АМО,   соответствует ФГОС.        Цели:  распознавание  значений фразеологизмов в устной и письменной речи.            Задачи:­познакомить со значениями     фразеологизмов; ­ Формировать понятия “фразеологизм”, “фразеологический оборот”, ­обогащать пассивный и активный   словарь   учащихся   фразеологизмами;   ­развивать   буквенный   синтез слов, внимание, логическое мышление;   ­учить работать в группах; ­развивать любознательность,   навыки   исследовательской   работы,   мышление,   речь; ­воспитывать интерес к фразеологии,   уважению   к   традициям   русского   народа.   Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, деревянные ложки (баклуши), рамка для картины,  одинаковые колпачки и жилетки,  две рубашки: одна с длинными рукавами, другая с короткими,  фразеологические и толковые словари, горшочки на столы, плакат  с нарисованным океаном, рыбки, бостик. Примечание: к уроку составлена презентация Список  литературы: А.Барто . Детям/А. Барто – Оникс,  2009. – 144 с. Фразеологический словарь иллюстрированный  для детей. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4­е изд., стереотип. — Москва:  Русский язык, 1987. — С. 238. СТРУКТУРА И ХОД УРОКА Этап урока Деятельност ь учителя Название используе мых АМО Деятельность ученика 1.Орга низаци онный момен т Иници ация АМО «Встреча ть хлебом­ солью»   Цель:   Создать комфортн Материалы: рушник, хлеб и соль.  Технология проведения.   Здравствуйт е,   ребята   , сегодня урок Девочка   в   русском   народном костюме   проносит   хлеб   да соль   гостям,   а   дети   хором: «Хлеб   да   соль   вам   дорогие гости».   Варианты   проведения   метода: использовать   костюмы   и элемент театрализации,   Вр ем я (в ми н.) 2 УУД,   формирующиеся  на данном этапе ­регулятивные: развивать   умение планировать действие в соответствии   с поставленной задачей,   преобразовывать   умение   1 (знако мство) ую обстановк у   начала урока   , настроить обучающи хся   на предстоя щую работу. Иници ация (начал о урока)   АМО «Рука друга» Цель: создание эмоциона льного комфорта обучающи хся, налажива ния отношени й и выяснени я эмоциона льного состояния обучающи хся.   у   нас   не совсем обычный   ,   у нас   гости, поздоровайт есь, пожалуйста, с   ними.   В знак уважения   к гостям   в русском доме   всегда выносят   в знак уважения хлеб и соль. Технология проведения.   Чтобы у нас все   сегодня получилось, протяните друг   другу руки, улыбнитесь и   давайте хором скажем, держа   друг за друга руки:   ­   Мы умные!Мы внимательн ые!Мы старательн ые!Мы учимся   и   у нас всё получится!  Сели на свои места,     музыкальное   сопровождение.   Видоизмененный заимствованный http://www.moi­ universitet.ru/ebooks/kamo/kam o/  метод   практическую задачу познавательную;  .   в 3 Дети   берутся   с   соседом   по парте   за   руки,   и   хором проговаривают   слова,   чтобы настроится на работу.  Дети   делятся   на   группы, выбирают   спикера,   секретаря, повторяют   правила   работы   в группах.   Варианты   проведения   метода:   музыкальное использовать сопровождение.   Результат:   учащиеся   сняли эмоциональное   напряжение.   ­ личностные   осознают свои возможности   в учении,   способны адекватно   судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.   Записывают:   ворона,   сорока, воробей. 5 познавательные: развитие  2 в   На   чего записали дату. следующей строчке запишите птиц   названиях которых есть –оро­  Какая орфограмма находится   в этих словах? ­Ребята, вспомните из   состоит наша речь? Составьте предложения с   любым   из слов. Запишем моё предложение : Петя уроке считал ворон. ­О ком   это предложени е? ­Что   Петя делал?    ­   Сколько значений может   быть у слова? (несколько, много)      ­ А какое значение   на       и способности осознанно произвольно строить   речевые высказывания   в устной и письменной речи;  коммуникативны е:  развивать умение формулировать собственное мнение, учитывать различные   мнения и интересы, представлять собственную позицию,   умение адекватно использовать   речь и речевые средства общения   умение     ­Орфограмма:   непроверяемая безударная гласная. Выделяйте  её.    Фразеологизмы   про птиц   на слайде. (прочитать) Белая ворона – отличается от других   поступками   или внешним видом.  Считать   ворон  –   думает   о своём. Трещать   как   сорока – говорить громко, быстро и без умолку Сорока на хвосте принесла – неожиданное   сомнительное известие. воробей, Стреляный старого   воробья   на мякине не проведешь – так говорят об опытном   человеке,   которого трудно обмануть.    3 может   быть у слова?  Переносное и прямое Показываю на слайде: _Что   значит Трещать   как сорока…? и   т.д.   ­     Где   мы можем узнать, уточнить значение слова?     ­ вы ­А слышали когда   нибудь такое выражение? ­Как вы думаете, что оно обозначает? ­А можно ли заменить  его одним словом? Каким? ­В   основе этого случая, лежит интересное явление языка, которое   вы мне 1.Слайд   Определе ние   темы урока, постановк а   цели, задач урока. 2.Вхож дение или погруж ение   в тему (сообщ ение целей урока) Слайд  Слайд  4 Словари  3.Инф ормир ование ожида ний ученик ов (плани ровани е эффек тов урока)   Проводят   исследование: вопросы, приводят   отвечают   рассуждают, примеры. на     Петя на уроке  ­бездельничал ­отвлекался ­мечтал ­думал о своём       языка» с Знакомятся «Фразеологическим   словарем русского под редакцией   И.А.   Молоткова. Тренировочные упражнения со словарем, словарной статьей.  школьный На фразеологический   словарь русского языка под редакцией В.П.Жукова, А.В.Жукова. столах   5 Коммуникативн ые:  участвуют   в учебном   диалоге; строят   понятные речевые высказывания; формулируют   и аргументируют собственное мнение Регулятивные:   планирование действий учебного сотрудничества с   учителем   и   со сверстниками., другими   членами сообщества 4 ­ назовёте сами   прочитайте это слово   с экрана.  фразеологи зм. ­Слышали ли   вы   когда это   слово? Знаете,   что оно обозначает? Хотите узнать? А   где   мы можем узнать значения фразеологиз мов? (спросить   у взрослых, одноклассни ков, посмотреть в словаре) У   меня   в руках фразеологич еский словарь русского языка. Запись слова «Фразеологи змы», скажем   по слогам. Трудное слово, запишем   его по слогам.  Работа на листочке В тетради  запись АЕООИ Ы  ФРА­ЗЕ­О­ЛО­ГИ­ЗМЫ. 5 ­регулятивные: развивать   умение планировать действие в соответствии   с поставленной задачей,     5 4.Инф ормир ование ожида ний ученик ов (плани ровани е эффек тов урока) АМО «Заварит ь   кашу»  Цель: помочь обучающи мся осознать границы нового знания, определит ь   задачи урока.  Слайд 5  Заварить кашу   в ­Как узнать сколько слогов   этом лове? Посчитать гласные АЕООИЫ­ 6 слогов. Какие   цели мы   перед собой поставим? Чтоб ответить   на этот   вопрос мы сейчас   кашу» А   что   такое каша? Где можем узнать значение этого слова? (в   толковом словаре)  «Заварим   мы Как     только дети прочитали слово начинаем определять, что   можем сказать   о сочетании слов «заварить кашу»?          ниже ехать Ученица 1. В   наши   дни   каша   —   самая обычная   повседневная   еда.   А раньше   это   слово   имело   еще один   смысл:   свадебный   пир, свадьба.   В   истории   сохранились предания   о   свадьбе   Дмитрия Донского.   Принято   было устраивать   кашу   у   отца невесты. Но Дмитрий Донской своего считал достоинства к нижегородскому   князю   Дмит­ рию Константиновичу. А князь отказался   ехать   в   Москву   к молодому Дмитрию: ведь ему было в ту пору всего 16 лет. В конце   концов,   кашу   устроили между   двумя   городами   —   в Коломне.   Ученица 2. От   этих   хлопотливых каш, в которые втягивался порой весь город, родилось выражение заваривать кашу (то есть затеять сложное, а иногда и неприятное дело).   «Сам   кашу   заварил,   сам   и расхлебывай»   —   сам   затеял   сам   и что­то   хлопотное, выпутывайся.    Ученик 3. Сначала слово и       5   и познавательные: развитие способности осознанно произвольно строить   речевые высказывания   в устной и письменной речи;      регулятивные­ пр инимают и сохраняют учебную   задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные­  используют различные способы   поиска, сбора,   обработки, анализа,   передачи и   интерпретации информации   в соответствии   с коммуникативным 6 Слайд 6. Работа   в группах­ достают задачи урока  Это   — ­ фразеологи зм.  ­   Попрошу дежурных библиограф ов  в   группе обратиться к толковому словарю   и узнать значения слов   каша   и заварить?  Помощь родителей или учителей на уроке.  (   ­Дети зачитывают значения слов   толкового словаря?  стр… из ­   А   ещё   в кроме словосочета ния «заварить кашу»   мы   с вами собрали предложение ,   давайте прочитаем его?  и   и познавательными задачами; личностные: развивать   умение осуществлять коллективную постановку   новых учебных   целей, задач; формировать учебно   познавательный интерес   к   новому учебному материалу; ­   каша употребляли   в   значении званый   обед,   праздник   по поводу   крестин,   свадьбы»,   а затем   и   в   значении   «беспоря­ док», «суматоха», «сумятица», «путаница».   Учитель: Кстати сказать, слова кашевар и однокашник  появились   как   производные от   словосочетаний   варить кашу, из одной каши, где ка ша выступает   в   значении «артель»,   очень распространенном в русских диалектах   XIX века.   Вот   и мы   с   вами   будем   варить кашу   на   уроке   в   группах   и какую   кашу   нам   удастся сварить   узнаем   в   конце урока.    «семья»,     что Из горшочка  (стоят на столе у каждой   группы)   достают   и читают   цели   и   задачи   урока: 1.Узнать, такое фразеологизмы и фразеологические обороты. 2.Объяснять значение фразеологизмов   и научиться составлять   предложения     с ними. 3.Учиться в сотрудничестве, помогать друг другу   при   работе   в   парах   и группе. В тетради  запись: работать         Заварить   кашу­   затеять сложное дело. 7 Затеять сложное   и неприятное дело.    ­Как вы думаете, что это   такое?   ­ Это то, что обозначает фразеологиз  т.е   его м, значение.   Давайте определим тему   нашего урока.   Какие   цели мы   перед собой поставим? Источники фразеологиз мов различны. Одни возникли   на основе наблюдения человека над общественны ми и природными явлениями,  бытовыми,   в общении   с животными, их повадками.   Часто     мы это   слышим в   УНТ   5.Инте рактив ная лекция (перед ача   и объясн ение инфор мации) Слайд 7. Игра «Узнай фразеоло гизм» ­   Тема   сегодняшнего   урока: «Значения фразеологизмов». В   каждом   горшочке     нужно собрать   (заварить)   одну       из задач урока,  прочитать вслух. Дети ищут в загадках, сказках,   пословицах, поговорках фразеологизмы. Смотрит как баран на новые ворота. Сесть в лужу. Рубит сук на котором сидит. Время истекло. Спать без задних ног. 3 Коммуникативн ые:  участвуют   в учебном   диалоге; строят   понятные речевые высказывания; формулируют   и аргументируют собственное мнение Запишите  один  фразеологизм, который вам понравился с его значением. 8 (пословицы, поговорки, загадки) Закончите   и изобразите фразеологиз м   (мимикой, движениями) :    Их   нельзя придумать самому, можно только запомнить   и употреблять в своей речи. Задание   в группах  На   столах   у вас   лежит листок   с фразеологиз мами,   рядом лежат   вещи, которые необходимы, чтоб оживить картинку   с фразеологиз мом.  группа 1   ищет значения фразеологиз мов     со АМО «Бить баклуши » ФИЗМИ НУТКА Что такое фразеоло гизм Группова я  Работа Задание №1 (творческ ое) «Живая картина» (выступит ь   в   роли художник а 6.Прор аботка содерж ания темы (групп овая работа обучаю щихся) 7.Закр епить знания, получе нные на АМО «Засучив рукава» Группова я  2   регулятивные­ пр инимают и выполняют задачу, соответствующую этапу обучения; Дети показывают движения. как летает пчёлка……и т.д. Картинки   животных   на интерактивной доске. Голоден как …(ВОЛК)  Хитёр как … (ЛИСА)  Труслив как … (ЗАЯЦ)  Здоров как … (БЫК)  Надут как … (ИНДЮК)  Упрям как … (ОСЁЛ) Прочитать   фразеологизм найти   подходящую   одежду для инсценирования. Посмотреть   в   словаре   – значения   фразеологизмов (можно спросить у взрослых) Бить баклуши­ (взять деревянные ложки) Как две капли воды­ (подготовить   2   одинаковых колпачк и жилетка) Работал спустя рукава­ (рубашку рукавами и без рукавов)   длинными с     задирать нос водить за нос клевать носом остаться с носом встретиться нос к носу 10 5   коммуникативны е: представляют собственную позицию,   умение адекватно использовать   речь и речевые средства общения, умение аргументировать свою позицию при выработке   общего решения в совместной деятельности.  Познавательные:  использование различных способов   поиска, сбора,   обработки, анализа,   9 не группа   со словом НОС и  узнаёт значения стр….. в фразеологич еском словаре, если   нашли спросите   у взрослых . 2   ищет словом ЯЗЫК  стр. … 3   группа ищет фразеологи змы   со словом  ГОЛОВА стр….. ­О   каком человеке говорят так? Работа Задание №2 (творческ ое) АМО «Океан знаний» уроке и примен ить   их при выполн ении упраж нения творче ского характ ера. 8.Конт роль  (закре пление поняти й) 9.Подв едение итогов своей работы (рефле ксия, оценка урока) и  передачи   интерпретации информации в   соответствии   с коммуникативным и  и познавательными задачами зарубить на носу Язык без костей. язык хорошо подвешен. кто меня за язык тянул? язык на плече. язык проглотил. язык мой – враг мой. хватит языком молоть. типун тебе на язык. ломать голову с ног на голову сломя голову       «Значения Тест фразеологизмов».   Нужно соединить значение фразеологизма   с   самим фразеологизмом.  На  обратной стороне листа: доп.задание: прочитать рассказ и подчеркнуть фразеологизмы. (если останется время) –   Оцените   свою   работу   на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою   тетрадь   подходящие утверждения:  1.Я   переливал из   пустого   в   порожнее. 2.   Я   устал,   но   взял   себя   в руки.3.   не покладая   рук.Пройдите   к   Я   работал, Регулятивные УУД 4 Общеучебные: умение структурировать  знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативн ые: умение выражать мысли. свои   10 морю и прикрепите рыбок. 10. Домаш нее задани е.  АМО «Жить своим умом».   Учитель комментиру ет д/з Спасибо   за работу   на уроке! 1     Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по выполнению задания. 1.записать   2   фразеологизма, которые     употребляются   в  2.Нарисовать вашей   семье. иллюстрацию к одному из них. и Регулятивные: принимают   сохраняют учебную   задачу при   выполнении заданий, действуют учётом выделенных учителем ориентиров. с   Приложение: «Океан знаний»  Цели и задачи метода: Получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения  На плакате нарисовать «Океан знаний» (толщу воды с дном, чем   выше,   тем   светлее   должен   быть   слой   воды).   Дети   для   себя   дома   из   цветной   бумаги вырезают   небольшую   рыбку   ­   Технология   проведения,   включая   объяснение   задания обучающимся: : Ребятам предложить ответить на вопрос «В каком слое воды знаний вы видите себя   после   изучения   данной   темы?».   Учащиеся   размещают   на   плакате   фигурки   20   рыбок, имитирующих их в «океане знаний». Можно попросить ребят прокомментировать (по желанию) свой    выбор Задание: ­О каком человеке говорят так? ­У него куры денег не клюют (БОГАТЫЙ)  ­Он обведёт вокруг пальца кого­либо (ОБМАНЕТ)  ­Он ходит по струнке перед кем­то (БОИТСЯ, ВЫСЛУЖИВАЕТСЯ, ПОДЧИНЯЕТСЯ)  ­Он не лезет за словом в карман (НАХОДЧИВЫЙ, МНОГО ЗНАЕТ)  ­Он перебивается с хлеба на воду (БЕДНЫЙ)  ­Он звёзд с неба не хватает (ГЛУПЫЙ, НЕУДАЧЛИВЫЙ)  11

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б классе "Значения фразеологизмов."

Конспект урока русского языка в 2 Б  классе "Значения фразеологизмов."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.07.2019