Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
15.08.2018
Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".
Конспект урока русского языка в 4 классе. Учебник: Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса /М,С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Тема: Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён существительных») Цель: Создать условия для открытия способа написания безударных падежных окончаний имен существительных. Задачи: 1. Формировать умения определять склонения имен существительных. 2. Развивать умения рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать. 3. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому материалу.Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".
Головкина Е.А. Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения.doc
Учитель: Головкина Елена Александровна (МОУ  «НОШ №3» г. Шуя) Предмет: русский язык Учебник: Русский язык: К тайнам нашего языка: Учебник для 4 класса /М,С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко,                                                                      ­ 5­е изд.,  исп. и доп.­ Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. Тема:  Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения («Открываем новый секрет имён  существительных») Цель:  Создать условия для открытия способа написания безударных падежных окончаний имен существительных. Задачи:                                                                                                                                                                                                                                               1. Формировать умения определять склонения имен существительных. 2. Развивать умения рассуждать, сравнивать, анализировать, обобщать.                                                                                                                                     3. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому материалу.                                                                                                                                        Формируемые результаты.                                                                                                                                                                                     Личностные: осознание границ собственных знаний; способность к самооценке; готовность выполнять определенные учебные действия для  дальнейшего приобретения умений.                                                                                                                                                                               Метапредметные                                                                                                                                                                                         Познавательные: организация деятельности учащихся, направленной на осуществление поиска информации для решения учебной задачи и  выполнения учебных заданий; понимание информации, представленной в табличном виде, переведение ее в словесную форму; осуществление  целенаправленных наблюдений, действий анализа, сравнения, классификации, систематизации, обобщения; подведение фактов языка под  определенные понятия.                                                                                                                                                                                      Регулятивные: организация деятельности учащихся, направленной на совместное с учителем формулирование задачи урока, различение способа и  результата действия, контроль процесса и результата деятельности.                                                                                                 Коммуникативные: формирование навыков использования речи для регуляции своих действий, построения высказываний, понятных для партнера, доказательства правильности своего решения.                                                                                                                                  Предметные: постановка имен существительных в начальную форму, изменение имен существительных по падежам, сравнение, определение  склонений имен существительных, классификация имен существительных в соответствии со склонением, оставление “окошек” на месте безударных гласных в окончаниях имен существительных.                                                                                                                            Методы: объяснительно­ иллюстративные, частично­поисковые, словесные, наглядные, практические. Тип урока: урок «открытия» нового знания. Формы работы учащихся: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная. Необходимое материалы и техническое оборудование: учебники, тетради, карточки, презентация, компьютер, электронная доска. Ход урока. № Этап урока 1 Самоопределе ние к  деятельности. Цель.   Включение  детей в  деятельность  на личностно­ значимом  уровне. 2 Актуализация  знаний и  фиксация  затруднений Цель.  Включение в  учебную  деятельность  по повторению  изученного  материала,  необходимого  для «открытия  Деятельность учителя Деятельность обучающегося Предметные результаты Формируемые УУД ­Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок! Все за парты сели дружно, А теперь учиться нужно. ­ Проверьте готовность к уроку. ­   Улыбнитесь   друг   другу,   ведь   добрая улыбка поднимает настроение, располагает к общению.  Проверяют готовность к уроку. Дети обмениваются улыбками. Включение в  деловой ритм,    формирование  навыков  использования  речи для  регуляции своих  действий. Примеча ния Включить  песенку «Улыбка» ­На   электронной   доске   текст.   В   чём   его особенность? ­Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова. Имя существительное ­ это Которая обозначает ,  , ­Пропущены слова. Читают, вставляют слова. ­ самостоятельная часть речи ­предмет отвечает на вопросы ­кто? что? В предложении чаще всего бывает  ­ подлежащим, дополнением Имена существительные бывают трёх ­трёх родов: мужского, женского и среднего. Знать признаки  имени  существительн ого как части  речи.  Знать и уметь  находить  орфограммы и  объяснять их. Знать  словарные  слова. Мотивацион ная основа  учебной  деятельности; анализ, синтез,  сравнение,  обобщение,   классификация , аналогия; формулирова ние и  аргументация  своего мнения  и позиции в  коммуникации. На электрон ную   доску вывести текст   с закрытыми фрагмента ми. Дети  отвечают и  открывают  фрагмент. нового знания» Имена существительные изменяются по ­числам. В   предложении   имена   существительные употребляются в форме одного из шести ­из шести падежей. . В   зависимости   от   рода   и   падежных окончаний   имена   существительные   можно разделить на три   ­Не предложение. можем   закончить ­Почему   не   смогли     предложение? закончить ­ Не хватает знаний. ­Значит, что должно стать целью? ­ Получить новые знания.  ­Какими вам нужно быть, чтобы разгадать новую тайну имени существительного?  ­Активными,   старательными. внимательными, ­  Предлагаю написать словарный диктант. Если   вы   знаете,   какое   окончание   нужно написать в слове, то записываете эти слова в первый столбик.  ­   А   как   поступите,   если     затруднитесь   в написании окончания? ­ Запишите эти слова во второй столбик. ­Два эксперта будут работать на доске. Диктант: в реке,   на листке,  в классе  , в деревне, о любви, в книге, о лисе,  в тетради, о сестре.          ­ Сверьте свою работу с работой экспертов. ­   В   каких   словах       не   смогли     написать ­Напишем слова с «окошком» на месте орфограммы «окончание» Два ученика работают у доски. Эксперты проверяют работу друг ­друга. Дети сверяют свои работы с работами экспертов. ­   Не   знаем,   как   пишутся Эксперты  работают  на  открытых  крыльях  доски.  При  проверке  крылья закрываем,  работы  оказываютс я рядом. Странички тетради при проверке можно вывести   на электрон ную доску. букву? Почему?  ­   Материал   какого   столбца   таблички повторили? знаю хочу узнать узнал (а) 3 Постановка  учебной  задачи Цель.   Выявление  места и  причины  затруднения.  Формулирова  ние темы  урока. ­ Это задание поможет нам приблизиться к разгадке еще одной тайны русского языка. Догадались какой?  ­ Вы совершенно правы.  ­Вернёмся к этой табличке в конце урока. Выполним  упражнение 177 в ТПО  (склонение слов лиса, кот, выделение  окончаний). ­ Дайте характеристику этих слов,  скажите, какими признаками они  отличаются. ­ Какие предположения можете высказать по поводу написания окончаний? ­ Давайте проверим эту гипотезу: докажем или опровергнем ее.   Для   этого   выполним   упражнение  178   в ТПО. (Ученики записали слова в тетрадке. Ученики записали слова в тетради.) ­   Выделите   окончания   выделенных   слов, рядом   запишите   их   морфологические признаки. ­   Почему   в   словах,   так   похожих   по Уметь изменять имена существительн ые по падежам. безударные   окончания   имен существительных. ­Поработали с первым столбцом. Повторили,   что   знаем   об   имени существительном,  ­ Мы будем учиться писать  безударные окончания имен  существительных? Это и есть то, что мы хотим  узнать.  Фронтальная работа  ­Это имена существительные в  единственном числе.    Различаются они родом.  Окончания у них тоже различны. ­Возможно, окончания различны  потому, что существительные  разного рода? Учащиеся выполняют задание в  парах. Ответы детей: в тетрадке    ж.р., в ед.ч., в П.п. в тетради                                      ж.р., в ед.ч., в П.п. Анализ, синтез,  сравнение,  обобщение,  классификация , аналогия;  структурирова ние знаний; подведение под понятие; постановка   и формулировани е проблемы.   Вступают диалог, участвуют в   коллективном обсуждении проблемы. Контролируют процесс и результат деятельности, опровергают выдвинутую гипотезу, осознают возникшую в Уметь определять склонение имени существитель ного. 4 Построение   проекта  выхода из  затруднений  «открытие»  учащимися  новых знаний Цель.   Построение  детьми нового  способа  действия и  формулировани е способности к его  выполнению.  (Познакомить с делением  существитель  ных на три  группы). значению и признакам, разные окончания? Подтвердилась ли наша гипотеза? ­ Как же  нам найти выход из этого  затруднения? ­ Предложите, какое наблюдение можно  провести. ­ Разделимся на 3 группы. Каждая группа  получает три слова, которые нужно  просклонять и выделить окончания. ­Представители команд отчитаются о  результатах работы у доски. Остальные  ученики должны контролировать  правильность ответа. ­ Одинаковые ли наборы окончаний у вас в  группе  получились? ­ Назовите морфологические признаки  ваших слов.  ­ Ребята, вы на пути открытия еще одной тайны русского языка.  Попробуем  связать эти   признаки   с   окончаниями   имен существительных и сделать вывод. ­   Назовите   морфологические   признаки имен существительных и   их окончания в начальной форме ­Род этих имён существительных  одинаковый, а окончания­ разные. Наша гипотеза не подтвердилась. Учащиеся размышляют над  ситуацией. ­ Наверное, нужно провести  наблюдение за окончаниями имён существительных. Дети работают в группах: 1 группа: машина, дядя, лиса 2 группа: дом, окно, сердце 3 группа: соль, ночь, тетрадь.(Эта группа вписывает окончания с  помощью таблички) На доске появляется запись, где  нужно только вписать и выделить окончание. ­ Да,  одинаковые. Называют морфологические  признаки. Ответы детей 1 группы.  ­У нас были существительные  мужского и женского рода с  окончаниями –а, ­я. Окончания в  проблему. выводы, Осуществляют целенаправленн ые наблюдения, действия анализа, сравнения, классификации ,   обобщения. Озвучивают результаты и   читают  сообщение в  учебнике, проверяют   свои   догадки, узнают   мнение ученых по данному вопросу. Вступают общение, слушают   друг друга,   строят высказывания, доказывают правильность своего решения. Формулируют задачу   урока,     в Карточки   заданиями для групп. с На доске  появляется запись, где  нужно  только  вписать и  выделить  окончание. каждом падеже одинаковые. Ответы детей 2 группы.  ­У нас были существительные  мужского с нулевым окончанием  и среднего рода с окончаниями – о.­е.  Окончания в каждом падеже одинаковые. Ответы детей 3 группы.  ­Унас были существительные    женского рода с нулевым  окончанием.  Окончания в  каждом падеже также совпали.    ­Имена существительные  разделили на три группы. ­ Проверить правильность  выводов мы можем в  учебнике. Ученики работают с учебником. ­  Имена существительные,  действительно, делятся на 3  группы в зависимости от рода и  окончания.    Новым является то, что эти  группы называют склонением и  какая группа относится к 1, 2, 3  склонению. ­На сколько групп разделили имена  существительные? ­ Где мы можем проверить правильность  наших выводов? ­ Откройте учебник, прочитайте сообщение авторов учебника. ­ Какие догадки подтвердились?  ­Что нового узнали из этого сообщения?  ­Какой секрет скрывали имена  существительные? ­Что вы узнали о склонении имён  существительных? ­От чего зависит склонение имён  существительных? ­Назовите 1­ю группу имён  существительных.  совместно   с учителем составляют план   и   вносят коррективы   в последовательн ость   действий, контролируют процесс результат деятельности. Мобилизуют силы преодолению препятствия. и     к Табличка  склонение ­Какие им. существительные относятся ко  2­му склонению? ­Назовите 3­ю группу имён  существительных. ­ Проверим, как  для вас прошло открытие  новых знаний. Просигнальте карточкой ­  светофором. ­ По какой форме имени существительного  узнают его склонение? По каким признакам слова? Сигнализируют: зелёный­ всё понял, жёлтый – понял,  но есть  сомнения, красный ­не понял. ­ По начальной форме. Узнать  склонение можно по  роду и  окончанию имени  существительного.  ­ Заполним таблицу в упражнении 179          в ТПО . Слайд  на доске. Фронтальная работа Физкультминут ка 5 Первичное  закрепление с  проговариван ием  во  внешней  речи. Цель.  Усвоение  нового способа  действия. ­ Вернемся к упражнению 177.  Какой морфологический признак  существительных лиса и кот вы можете  определить еще? Как это сделаете? ­ Для проверки и уточнения способа  действия при определении склонения имен  существительных прочитайте памятку на  с.149. ­ Какое условие нужно выполнить в первую очередь. ­ Определим род, посмотрим на  окончание и назовем склонение. Дети работают с памяткой. ­Поставить существительное в  начальную форму. Уметь  выделять  грамматичес  кие признаки  имени  существитель  ного и  определять их  склонение. На  электрон  ной доске  слайд с  таблицей   из упражне  ния 179. Используют  знаково  ­символические средства.  Понимают  информацию,  представленну ю в табличном  виде, переводят в словесную  форму.  Подводят  факты языка  под  определенные  понятия.  Решают  задания на  новый способ  действий,  используя  алгоритм. Выражают свои мысли с 6 Самостоятель ная работа с  самопровер кой  Цель.  Применение  нового способа  действия  (определение  склонения имён существительн ых),  индивидуальна я рефлексия  достижения  цели.        Создание  ситуации  успеха. ­ Выполните упражнение  183.  Как будете действовать? ­Проговорите алгоритм определения  склонения имени существительного. ­Проверьте правильность выполнения  работы по эталону. Оцените свою работу. ­Проведём игру «Засели домики».  У вас на карточках нарисованы домики,           На строчках записаны слова. Соедините с  помощью карандаша слово и домик с нужным  склонением.  Когда закончите работу, проведите  взаимопроверку в парах.                                        Оцените работу партнёра по известным вам  критериям. ­Для того, чтобы распределить  слова в три столбика, мы  определим род, посмотрим на  окончание и определим  склонение, запишем слово в  нужный столбик. Самостоятельная работа  учащихся с последующей  проверкой.  Производят самооценку работы. Уметь  выделять  грамматически е признаки  имени  существительн ого и  определять их  склонение. Определяют  склонение слов,  соединяют  слово и домик. Взаимопроверка работ. Оценивание  работы соседа. достаточной  полнотой и  точностью.  Понимают и  удерживают  учебную  задачу,  контролируют  себя. Осуществление самоконтроля  по результату и по способу  действия; использование  знаково­ символических  средств; рефлексия  способов и  условий  действия.  Построение  логической  цепи  рассуждений.  Самостоятель  ное создание  алгоритма  деятельности.  Осознанно  строят речевые  высказывания.  Проявляют  волевую  На доске  появляется алгоритм  определе  ния  склонения  имени  существите льного. Карточки  со словами  и домиками у каждого  ученика  различные. 7 Включение  в  систему   знаний и  повторение ­ А теперь ответьте, верно ли утверждение,  что слова:  «дочь», «дочка» будут иметь  одинаковые наборы окончаний.  Обоснуйте свой ответ  ­ Это убеждение неверно, т.к. эти  слова относятся к разным  склонениям, поэтому и  окончания у них будут различны. Уметь  применять  изученные  правила. Цель.  Включение  открытия в  систему знаний, повторение и  закрепление  ранее  изученного. ­Где вы можете применить полученные на  уроке знания? ­Как пишутся  ударные и безударные  окончания имен существительных одного  склонения ? ­ Попробуйте решить орфографические  задачи в нашем словарном диктанте в  словах второго столбика. Какими будут  ваши действия? ­Работать будете в парах. ­ Как вы считаете, удобный ли способ  проверки написания безударных падежных  окончаний существительных мы выбрали? ­ На следующем уроке мы откроем еще  одну тайну русского языка и вернемся к  этому вопросу. ­Посмотрите на слайд. Задание вы можете  выбрать сами. ­ При написании безударных   падежных окончаний имен  существительных? ­   Ударные и безударные  окончания имен существительных одного склонения пишутся  одинаково. ­ Сначала мы поставим  существительное в начальную  форму, определим род и  окончание. По окончанию  определим склонение и пользуясь составленной таблицей  определим окончание.   Дети работают в парах.   Ученики размышляют и  отвечают на вопрос учителя. саморегуляцию в ситуации  затруднения.  Выполняют  задание на  классифика  цию,  группировку.  Формулируют и аргументируют  свое мнение,  достигают  договорен ностей и  согласования  общего  решения.  Контролируют  свои действия,  корректируют,  оценивают.      На  электронну Ученики знакомятся с заданиями. Выбирают уровень. Выполняют задание  самостоятельно. Составьте  предложе  ния по схемам.  Запишите.  У существи  Тельных  Определите  склонение. ю доску  вывести  слайд с  разноуров  не выми  заданиями. Спишите  предложения, у  существитель ных  определите  склонение. Обозначьте  границы  предложений.  Спишите, у  существитель  ных  определите  склонение. Через поляну  вьется лесная  тропинка мы  любим гулять  по этой тропке поздней  осенью мы  здесь  наблюдаем за  отлетом птиц. Мы шли  сосновым  лесом. Вид  местности  был усталым  от жары.  Тропинка  вывела нас к  роще. Мы  отдыхали под большим  деревом. ­Проверьте работу в парах. Домашнее задание по ­ выбору:   1)упражнение184 ( записать слова в три  столбика по склонениям); 2) сделать памятку «Как определить  склонение имени существительного» с  примерами.  Осуществляют взаимопроверку. Ученики выбирают, какую работу  они  будут выполнять дома. 8 Рефлексия  деятельности,  итоги урока. Цель.  ­Проведём рефлексию с помощью метода  «Пять пальцев”. М(мизинец) – мыслительные процессы. – Какие знания, ты получил на уроке? Б(безымянный) – близость к цели. Учащиеся показывают нужный  пальчик, поглаживают, проводят  самоанализ и отвечают на  вопросы учителя. Адекватное  понимание  причин  успеха / неуспеха в  учебной  деятельности; рефлексия  способов и  условий  действия; контроль и  оценка  процесса и  результатов  деятельности Осознание  учащимися  своей учебной  деятельности,  самооценка  результатов  деятельности  своей и всего  класса.  – Что сегодня я делал и достиг? С(средний) – помощь, услуга. – Чем я сегодня помог, чем порадовал  учителя, одноклассников? У(указательный) – физическая форма. – Что я сегодня сделал для своего  здоровья? Б(большой) – состояние духа. ­Вернёмся к тексту, в которого начали  урок. ­Можем ли теперь закончить  предложение? Переворачиваем табличку лицевой  стороной. Открывается таблица, с которой работали  в самом начале урока. хочу узнать знаю узнал (а) ­Что вы сегодня хотели узнать на уроке  русского языка? ­Удалось ли вам решить эту задачу? ­Какой же новый секрет имён  существительных вы открыли? ­Как вы считаете нужно ли уметь различать типы склонения имён существительных?  Для чего? ­ Поднимите квадрат зеленого цвета, если  вам все было понятно на уроке, и вы  уверены в своих знаниях, желтый ­ если  есть сомнения, красный – если испытывали  на уроке много затруднений.  ­Я оценю ваши работы,  проверив тетради и карточки. ­В зависимости от рода и падежных  окончаний имена существительные  можно разделить на три группы по  типу склонения. Ученики отвечают на вопросы  учителя.  Дети выполняют задание. ­ Урок окончен.

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".

Конспект урока русского языка в 4 классе. Тема: "Знакомство с тремя склонениями имён существительных и способом определения склонения".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2018