Статья "Развитие памяти учащихся на уроках русского языка"
Оценка 4.9
Научные работы
doc
русский язык
4 кл
22.06.2018
Среди многих способностей, которыми одарён каждый нормальный человек со дня своего рождения, одной из важнейших является способность нашего мозга запоминать, сохранять и воспроизводить различные сведения. Из всех видов памяти, по утверждению психологов, наиболее развитыми являются:
- зрительная память (у 80% уч-ся);
- слуховая память (учащиеся, которые лучше воспринимают на слух);
- двигательная память (процесс запоминания учащиеся сопровождают записью (или имитацией её) заучиваемого).
Многие учащиеся обладают смешанным типом памяти, т.е. запоминают материал на основе увиденного, услышанного, записанного одновременно.
При «тренировке» памяти соблюдаю следующие правила:
1. Делаю так, чтобы запоминаемая информация была не безразлична, а вызывала интерес;
2. Приучаю сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете, материале;
3. Формирую сознательное, волевое намерение запомнить данный материал.
Стараюсь, чтобы запоминание материала учениками было осмысленным, а не механическим, чтобы они смогли применить свои знания в решении разнообразных жизненных задач.
Связывать успехи и неуспехи в учении лишь с хорошей или плохой памятью нельзя. Память может помочь, если она хорошая, и затруднить процесс учения, если человек не умеет управлять своей памятью. Чтобы помочь ученикам подчинить память учебной деятельности, учителю необходимо знать особенности развития памяти у своих обучающихся. Память у школьников – одна из основных психических функций. Мышление ребёнка во многом определяется его памятью.Развитие памяти учащихся на уроках русского языка
Развитие памяти учащихся на уроках русского языка.doc
Развитие памяти учащихся на уроках русского языка
Среди многих способностей, которыми одарён каждый нормальный человек
со дня своего рождения, одной из важнейших является способность нашего
мозга запоминать, сохранять и воспроизводить различные сведения. Из всех
видов памяти, по утверждению психологов, наиболее развитыми являются:
зрительная память (у 80% учся);
слуховая память (учащиеся, которые лучше воспринимают на слух);
двигательная память (процесс запоминания учащиеся сопровождают
записью (или имитацией её) заучиваемого).
Многие учащиеся обладают смешанным типом памяти, т.е. запоминают
материал на основе увиденного, услышанного, записанного одновременно.
При «тренировке» памяти соблюдаю следующие правила:
1. Делаю так, чтобы запоминаемая информация была не безразлична, а
вызывала интерес;
2. Приучаю сосредоточивать своё внимание на изучаемом предмете,
материале;
3. Формирую сознательное, волевое намерение запомнить данный
материал.
Стараюсь, чтобы запоминание материала учениками было
осмысленным, а не механическим, чтобы они смогли применить свои
знания в решении разнообразных жизненных задач.
Связывать успехи и неуспехи в учении лишь с хорошей или плохой
памятью нельзя. Память может помочь, если она хорошая, и затруднить
процесс учения, если человек не умеет управлять своей памятью. Чтобы
помочь ученикам подчинить память учебной деятельности, учителю
необходимо знать особенности развития памяти у своих обучающихся.
Память у школьников – одна из основных психических функций.
Мышление ребёнка во многом определяется его памятью.
К 5 классу уже можно говорить о наличии у ребёнка достаточно
сформированной двигательной, слуховой и зрительной памяти. Задачей
школы является формирование и развитие словеснологической памяти.
Если память дошкольника и младшего школьника опирается на наглядные
образы, вызывающие у них эмоциональный отклик, то в старшие школьные
годы с освоением различных мыслительных операций, она начинает
претерпевать существенные изменения. Здесь речь идёт о произвольном
запоминании, когда процесс запоминания требует волевых усилий.
Очень эффективным в развитии всех видов памяти считаю опорные
конспекты, которые использую в своей работе. При объяснении нового
материала (1 урок) с помощью опорных конспектов работает и зрительная,
и слуховая память, причём способ запоминания не механический, а
основанный на установлении смыслового понимания сигналов. При воспроизведении опорных конспектов (2 урок) подключается
речедвигательная память.
Этот вид работы помогает лучшему запоминанию материала,
активизирует мыслительную деятельность учащихся. В классе есть
консультанты, которым я доверяю опрашивать других учеников.
Появляется заинтересованность рассказать теорию на «отлично». (работа в
парах).
Несмотря на внедрение в образовательный процесс инновационных
технологий, роль традиционных форм работы также не следует умалять,
т.к. многие из них дают прекрасные результаты и не до конца исчерпали
свои возможности. Известно, что ученик усваивает быстро и качественно
лишь то, что тут же после получения новой информации применяет на деле
или передаёт другим.
На следующих уроках идут тренировочные упражнения по
формированию грамотного письма. И здесь, конечно, важно разнообразить
эти упражнения, чтобы пробудить интерес и уверенность в собственные
силы.
1. Сначала это несложные задания, направленные на закрепление изученной
темы, например:
а) чик или –щик?
Камен…ик, буриль…ик, водопровод…ик, барабан…ик, сбор…ик и т.д.
б) при или пре?
Пр…вокзальный, пр…хорошенький, пр…сесть, пр…градить, пр…
интересный и т.д.
в) о или ё?
Ш…лк, ш…в, ш…пот, ж…лтый, ш…л, ш…рох, девч…нка, плащ…м и т.д.
2. Одним из распространённых приёмов тренировки памяти считаю
зрительный диктант. Этот вид работы, развивая зрительную память, в
то же время способствует формированию навыков безошибочного письма.
Как работаю с подобным видом упражнений:
1. Прочитать предложение, чтобы понять и запомнит его( читаем так, как
надо говорить).
2. Повторить предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил
ли. Повторяя предложение таким образом ученик развивает память,
учится запоминать осмысленно.
3. Выделить орфограммы в тексте.
4. Прочитать предложение так, как будешь себе диктовать во время
давно
письма.(осмысленное
используется как один из приёмов в обучении орфографии. Здесь
участвуют все виды памяти. При проговаривании ученик особенно чётко
произносит трудные для него места. Проговаривание часто сочетаю с
Проговаривание
запоминание) комментированием. ( рассказчик «рас приставка, сказ корень,
чик суффикс, пишем «ч», т.к. после т, д, з, с». )
5. Повторите предложение так, как будете его писать. Выполняя это,
ученик готовится к тому, чтобы правильно диктовать себе во время
письма.
6. Писать, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
Необходимо проследить, чтобы учся действительно диктовал себе во
время письма, не глядя в текст.
7. Проверить написанное:
прочитать то, что написал:
подчеркнуть орфограммы в написанном:
сверить каждую орфограмму с текстом.
При такой организации работы на списывание коротких упражнений
уходит много времени. Но, вопервых, это окупается качеством
списывания, вовторых, по мере автоматизации навыка списывания
алгоритм выполнения действия сокращается
с 7 до 4 пунктов:
1. Прочитать предложение и повторить его по памяти.
2. Прочитать предложение ещё раз так, как оно написано.
3. Написать, диктуя себе так, как читал последний раз.
4. Проверить списанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.
(Взаимопроверка/ самопроверка). Один из методов, помогающий научить
объективности при оценивании, развивать критическое мышление.
При списывании у школьников ещё формируется необходимый навык
быстрого письма. Известно, что медленно пишущие дети делают при
списывании в 3 раза больше ошибок.
Учащиеся понимают, что избежать плохой отметки можно, если быть
внимательным.
3. Развитию памяти способствуют слуховые диктанты, которые провожу
на уроках (по методике И. Т. Федоренко.)
Как проводятся такие диктанты? Для этого необходимо:
1. Подготовить наборы, состоящие из 6 предложений. Каждый
последующий набор на 1 – 2 знак больше предыдущего.
2. Каждое предложение читается громко, чётко и только один раз.
Учащиеся должны обязательно нумеровать предложения и каждое
записывать с новой строки. Затем подсчитывается количество знаков в
первом и последнем предложении, оно отмечается на полях.
3. Далее идёт проверка правильного воспроизведения предложений
(наличие всех слов, их порядок). Затем громко, чётко дети вместе с
учителем проговаривают каждое слово так, как оно пишется. В ходе
чтения комментируем отдельные орфограммы. Оценку за диктант
дети ставят себе сами. Через несколько занятий дети в основном справляются с такой работой. Не
у всех получается сразу, особенно трудно тем, у кого внимание
неустойчивое, волевое усилие выражено слабо. Таких учащихся я держусь
под контролем и стараюсь их подбадривать. То, что ученик не может
иногда точно воспроизводить услышанную строку, заставляет его быть
активным, перебирать несколько вариантов. Особенно это касается
стихотворных строк. Например, одна ученица, не запомнив точно строчку
«Догорел апрельский светлый вечер…», записала: «Догорел весенний
тёплый вечер». Строка воспроизведена неверно, но процесс её
восстановления в памяти был творческим, активным.
Несколько наборов предложений для слуховых диктантов:
1) Один день год кормит. (17)
2) Сосны машут ветвями. (17)
3) Всё расцвело кругом. (17)
4) Голова хвоста не ждёт. (18)
5) За всеми не угонишься. (18)
6) Правда светлее солнца. (19)
1) За прудом была полянка. (19)
2) Вороне соколом не быть. (19)
3) Книга растит человека. (19)
4) Листья падали дни и ночи. (20)
5) Мы легко шагаем по троп. (20)
6) После дождей пошли грибы. (21)
В каждом последующем наборе орфограммы усложняются. Развивая память
таким образом, развивается грамотность обучающихся.
4. Письмо по памяти – распространённый приём «тренировки» памяти на
уроках русского языка.
а) заученные дома тексты;
б) работа со словарными словами. (дома дети заучивают написание слов на
страницах, указанных учителем, на уроке 1 ученик у доски пишет эти слова по
памяти).
5. Помогает развивать память творческая работа по карточкам. Такая
работа помогает увидеть, как учащиеся умеют применять прочитанный ранее
текст.
Многие виды работ, которые я использую на уроках, способствуют
развитию памяти, логического мышления, внимания одновременно, т.к. они
неразрывно связаны между собой и работают на развитие грамотного письма у
детей.
Статья "Развитие памяти учащихся на уроках русского языка"
Статья "Развитие памяти учащихся на уроках русского языка"
Статья "Развитие памяти учащихся на уроках русского языка"
Статья "Развитие памяти учащихся на уроках русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.