Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Оценка 4.9

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
20.02.2019
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Обобщающий урок-путешествие, где учащиеся обобщают и систематизируют знания о глаголе; определяют морфологические признаки глагола, закрепляют орфограммы «Безударные личные окончания глаголов», правописание «- тся и - ться в глаголах». Урок построен так, чтобы развивать речь детей, познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать. Так же учащиеся пополняют свои знания пословицами с глаголами-антонимами.
Русский язык.4 кл. Путешествие в страну ГЛАГОЛИЮ..doc
Урок­путешествие  по русскому языку в 4 классе «Путешествие в страну Глаголию. Предмет, класс: русский язык, 4 класс Тема урока:  «Путешествие в страну Глаголию» Тип занятия: обобщающий урок­путешествие Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся  о глаголе. Задачи занятия:  ­ закрепить умение определять морфологические признаки глагола, ­ закрепить орфограммы «Безударные личные окончания глаголов»,  «­ Тся и ­ ться в глаголах»,  ­ развивать речь детей, прививать любовь к русскому языку, ­ развивать познавательный интерес, умение сравнивать,  обобщать. Оборудование (средства) занятия: мультимедийный комплекс (ПК + ИД),  флипчарт, листы с заданиями для детей, конспект урока. Ход урока: I. Организационный момент Интересная часть речи В русском языке живёт. Кто что делает, расскажет: Чертит, пишет иль поёт, Вышивает или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам … (глагол!) II. Актуализация знаний  (Слайд 2)  ­ Откуда у глагола такое название?  Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь,  Добро…  ­ Рассказать нам об этом может «Толковый  словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: «ГЛАГОЛ ­ слово, речь, мысль… Глаголь ­  название буквы Г в славянской и русской азбуке». III. Сообщение темы и целей урока Сегодня на уроке мы будем: упражняться, закреплять, повторять и обобщать, а ещё писать, играть, разбирать слова, спрягать. ­ И всё это будем делать вместе с Дядюшкой Глаголом, путешествуя по стране  Глаголии. (Слайды 3 ­ 4) ­ Познакомьтесь с картой страны Глаголии. (Слайд 5)         ­ Назовите, куда же мы отправимся, где сможем побывать? (Море смысла.  Плоскогорье начальной формы. Станция Словарная. Числовая поляна.  Первоспряженск – Второспряженск. Временной перевал. Озеро –ТСЯ и  –  ТЬСЯ. Морфологическая долина.) ­ Отгадать маршрут нашего путешествия вы сможете, если вспомните, в каком  порядке определяем грамматические признаки глагола, выполняя морфологический разбор.  (Удалив «шторку», открываем в нижней части  слайда кнопки– гиперссылки на слайды с заданиями). ­ Путешествуя, мы сможем заполнить путевые листы с заданиями от Дядюшки  Глагола. (Листочки с заданиями на партах у учеников, три вида листов  распределены по рядам. См. Приложение 1).  IV. Обобщение по теме «Путешествие по стране Глаголии» «Море смысла»  (Слайд 6)  Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду – всё в действие придёт. ­ А вот и первое задание от Дядюшки Глагола: нужно восстановить четверостишье, перетаскивая нужные концы простых предложений в составе сложного.  Летит …  (ракета,) Люди …  (строят зданья,) Цветут …  (сады,) И хлеб …  (в полях растёт.) (Дети электронным маркером перетаскивают необходимые части  предложений, восстанавливают текст).    ­ Следующее задание от Дядюшки Глагола «Разбейте глаголы на группы по  смыслу». (Слайд 7) (Дети электронным маркером перетаскивают нужную  рамочку на слово, в зависимости от лексического значения слова). ­ Интересное задание у вас в путевых листах (3 варианта заданий, каждому ряду своё задание).  Задание № 1 «Море смысла»  Дополните пословицы глаголами, противоположными по смыслу. Ласточка день начинает, а соловей ______________ (кончает). Чем зря кричать, лучше _______________ (помолчать). Смелый наступает, а трус ________________ (отступает). Мир строит, а война_______________ (разрушает). Сумел завязать, сумей и _______________  (развязать). Дождик вымочит, а солнышко_____________ (высушит). От радости смеются, от горя _____________ (плачут). Легко друга потерять, но трудно _______________ (найти). По одёжке встречают, а по уму _______________ (провожают). (Дети заполняют пропуски самостоятельно, проверка – фронтально, по  рядам). «Плоскогорье начальной формы»  (Слайд 8)  (Возврат к карте по  гиперссылке, переход к следующему этапу).  ­ Что такое неопределённая форма глагола? Игра «Что делать? Что сделать?».  Играют 2 команды (мальчики и девочки).  Девочки поднимают руки, если слышат   глаголы, отвечающие на вопрос «что  делать?», мальчики – глаголы, отвечающие  на вопрос «что сделать?». (Учитель называет слова: закрыть,  смотреть, ходить, пришить, читать,  отпилить, прочитать, рисовать, уехать,  плавать). «Станция Словарная»  (Слайд 9­10)    ­ Прочитайте толкование словарных слов­глаголов, замените одним словарным  словом. (Дети электронным маркером выделяют прямоугольник с  толкованием слова, затем на панели инструментов нажимают на  Х,  удаляют толкование, открывают слово).        ­ Почему эти слова называем словарными? ­ Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове,  отметьте часть слова с орфограммой.  ­ Какая часть слова встречается только в глаголах?  ­ Почему все эти глаголы с окончаниями ­ть? ­ На листочке. Задание № 2  «Станция Словарная» Запишите три словарных слова, разберите по составу. ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________  «Числовая поляна»     (Слайд 11)    ­ Что вы можете сказать о числе глагола?  ­ Какая часть слова указывает на число глагола?    ­ Посмотрите на рисунки, подберите  подходящие глаголы единственного числа. (1 ряд – к предметам в красной рамке, 2 – в синей,  3 – в зелёной). Игра «Что они делают?» (Слайд 12)   ­ Назовите глаголы множественного числа. «Кто как кричит?» Коровы ­ (мычат),  свиньи – (хрюкают),  куры ­ (кудахчут),  воробьи ­ (чирикают), кошки ­ (мяукают), утки ­ (крякают), вороны ­ (каркают)      «Кто что делает?» Повара ­ (варят),  строители ­ (строят), врачи – (лечат),  учителя – (учат), портные – (шьют),  писатели – (пишут). «Первоспряженск – Второспряженск»    (Слайд 13)    ­ Расскажите о спряжении глаголов,  их окончаниях, используя подсказку  Дядюшки Глагола. ­ Нельзя забывать и об особенных глаголах, которые не подчиняются правилу. Как  их называем? (Глаголы­исключения.)  ­ Давайте их вспомним. (I спряжение: Брить, стелить.  II спряжение: Гнать, дышать, держать, зависеть.  Видеть, слышать и  обидеть.  А ещё терпеть, вертеть,   Ненавидеть и смотреть.) ­ Столпились глаголы, не могут по спряжениям разойтись.  (Слайд 14)     Выберите глагол, определите его спряжение. (Дети электронным маркером  выделяют глагол, определяют его спряжение, перетаскивают вверх ­ глаголы  I спряжения, вниз – II).     (Офтольмотренажёр) Гимнастика для глаз         ­ Вставьте безударные личные окончания глаголов, объясните свой выбор.  (Слайд 15)   (Дети электронным маркером выбирают окончание глагола,  перетаскивают его на место пропуска, ставят ударение в глаголах).       ­ На листочке. Задание № 3  «Первоспряженск – Второспряженск» Заполните пропуски, определите спряжение глаголов. Дядюшка Глагол руб_т, маш_т, бре_т, шага_т, смотр_т и вид_т. Дядюшка Глагол пил_т, игра_т, стел_т, дыш_т, спор_т и реша_т. Дядюшка Глагол чита_т, пиш_т, верт_т, держ_т, броса_т и лов_т. «Временной перевал»  (Слайд 16)    ­ Что скажете о временах глагола?  ­ В стихотворении найдём и подчеркнём глаголы. Каким членом предложения  всегда является глагол? В понедельник я стирала,      Пол во вторник подметала. В среду я пекла калач, Весь четверг искала мяч.      Чашки в пятницу помыла,      А в субботу торт купила. Всех подружек в воскресенье Позвала на день рожденья. ­ Какие сказуемые в первых трёх предложениях? Посмотрите внимательно, что  ещё нужно сделать в этом тексте?  (Расставить запятые при однородных  сказуемых.) Составим схемы этих предложений.    ­ На листочке. Задание № 4  «Временной перевал» Определите время глаголов Наступят дни весенние.  Теплом растопит солнышко, как воск, снега пушистые. Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге. Спал  всю зиму до весны и, наверно, видел сны. Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей, А с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей. «Озеро –ТСЯ и –ТЬСЯ»   (Слайд 17)    ­ Расскажите о правописании – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. (По плакату в углу  слайда).  ­ Заполните пропуски, объясняя свой выбор: – ТСЯ или – ТЬСЯ. (Дети  электронным маркером выделяют буквосочетание, перетаскивают на место  пропуска, объясняют свой выбор). «Морфологическая долина»   (Слайд 18) ­ Вспомните, как изменяются глаголы. Расскажите об этом, пользуясь подсказкой  Дядюшки Глагола. (Постепенно опуская «шторку», шаг за шагом дети  рассказывают об изменении глагола).                  Игра «Четвёртый лишний»  (Слайд 18)    ­ Посмотрите на рисунки. Придумайте предложения к каждому рисунку, называя,  что делает предмет. Какой из названных глаголов лишний?  (Колобок катится.  Буратино копает. Ёж катится. Обруч  катится.)  ­ У вас на партах такие же карточки с  рисунками, найдите лишний глагол и на  листочках сделайте морфологический разбор  глагола. (Карточки с рисунками. См.  Приложение 2).  ­ На листочке. Задание № 5  «Морфологическая долина» Сделайте морфологический разбор глагола __________________________________________ I. глаг., _______________________.  II. Н.ф. ________________________ (неопр. ф.) 2. Пост: ___ спр; 3. Непост.: ____ ч.; ______ вр.;  ____ лицо  (для наст. и буд. вр.); ____ род. III. (                  ?) _____________ V. Итог урока.  (Слайд 20)    ­ Подошло к концу наше путешествие.  Что мы делали на уроке?  Говорите только глаголы!  ­ Понравился ли вам урок?  Какое задание понравилось особенно? Использованные ресурсы ­ графические материалы 1. Рик Т.Г. Здравствуй, Дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 1995. 2. «Играем с глаголами: иллюстрации». Издательство «Книголюб». 3. Аствацатурова Т.П., Аствацатуров Г.О. Страна признаков (русский язык, 2  класс) (.ppt) ­ флэш­ролики 1. (CD) «Привет, Причастие!». «1С: Школа». 2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов  http://school­collection.edu.ru/

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)

Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2019