Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
20.02.2019
Обобщающий урок-путешествие, где учащиеся обобщают и систематизируют знания о глаголе; определяют морфологические признаки глагола, закрепляют орфограммы «Безударные личные окончания глаголов», правописание «- тся и - ться в глаголах». Урок построен так, чтобы развивать речь детей, познавательный интерес, умение сравнивать и обобщать. Так же учащиеся пополняют свои знания пословицами с глаголами-антонимами.
Русский язык.4 кл. Путешествие в страну ГЛАГОЛИЮ..doc
Урокпутешествие
по русскому языку в 4 классе
«Путешествие в страну Глаголию.
Предмет, класс: русский язык, 4 класс
Тема урока: «Путешествие в страну Глаголию»
Тип занятия: обобщающий урокпутешествие
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся
о глаголе.
Задачи занятия:
закрепить умение определять морфологические признаки глагола,
закрепить орфограммы «Безударные личные окончания глаголов»,
« Тся и ться в глаголах»,
развивать речь детей, прививать любовь к русскому языку,
развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать.
Оборудование (средства) занятия: мультимедийный комплекс (ПК + ИД),
флипчарт, листы с заданиями для детей, конспект урока.
Ход урока:
I. Организационный момент
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол!)
II. Актуализация знаний (Слайд 2)
Откуда у глагола такое название?
Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь,
Добро…
Рассказать нам об этом может «Толковый
словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: «ГЛАГОЛ слово, речь, мысль… Глаголь
название буквы Г в славянской и русской азбуке».
III. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы будем:
упражняться, закреплять, повторять и обобщать,
а ещё писать, играть, разбирать слова, спрягать.
И всё это будем делать вместе с Дядюшкой Глаголом, путешествуя по стране
Глаголии. (Слайды 3 4)
Познакомьтесь с картой страны Глаголии. (Слайд 5)
Назовите, куда же мы отправимся, где сможем побывать? (Море смысла.
Плоскогорье начальной формы. Станция Словарная. Числовая поляна.
Первоспряженск – Второспряженск. Временной перевал. Озеро –ТСЯ и –
ТЬСЯ. Морфологическая долина.)
Отгадать маршрут нашего путешествия вы сможете, если вспомните, в каком
порядке определяем грамматические признаки глагола, выполняя морфологический разбор. (Удалив «шторку», открываем в нижней части
слайда кнопки– гиперссылки на слайды с заданиями).
Путешествуя, мы сможем заполнить путевые листы с заданиями от Дядюшки
Глагола. (Листочки с заданиями на партах у учеников, три вида листов
распределены по рядам. См. Приложение 1).
IV. Обобщение по теме «Путешествие по стране Глаголии»
«Море смысла» (Слайд 6)
Что без меня предметы? Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
А вот и первое задание от Дядюшки Глагола: нужно восстановить четверостишье,
перетаскивая нужные концы простых предложений в составе сложного.
Летит … (ракета,)
Люди … (строят зданья,)
Цветут … (сады,)
И хлеб … (в полях растёт.)
(Дети электронным маркером перетаскивают необходимые части
предложений, восстанавливают текст).
Следующее задание от Дядюшки Глагола «Разбейте глаголы на группы по
смыслу». (Слайд 7) (Дети электронным маркером перетаскивают нужную
рамочку на слово, в зависимости от лексического значения слова). Интересное задание у вас в путевых листах (3 варианта заданий, каждому ряду
своё задание).
Задание № 1 «Море смысла»
Дополните пословицы глаголами, противоположными по смыслу.
Ласточка день начинает, а соловей ______________ (кончает).
Чем зря кричать, лучше _______________ (помолчать).
Смелый наступает, а трус ________________ (отступает).
Мир строит, а война_______________ (разрушает).
Сумел завязать, сумей и _______________ (развязать).
Дождик вымочит, а солнышко_____________ (высушит).
От радости смеются, от горя _____________ (плачут).
Легко друга потерять, но трудно _______________ (найти).
По одёжке встречают, а по уму _______________ (провожают).
(Дети заполняют пропуски самостоятельно, проверка – фронтально, по
рядам).
«Плоскогорье начальной формы» (Слайд 8) (Возврат к карте по
гиперссылке, переход к следующему этапу).
Что такое неопределённая форма глагола?
Игра «Что делать? Что сделать?».
Играют 2 команды (мальчики и девочки).
Девочки поднимают руки, если слышат
глаголы, отвечающие на вопрос «что
делать?», мальчики – глаголы, отвечающие
на вопрос «что сделать?».
(Учитель называет слова: закрыть,
смотреть, ходить, пришить, читать,
отпилить, прочитать, рисовать, уехать,
плавать). «Станция Словарная» (Слайд 910)
Прочитайте толкование словарных словглаголов, замените одним словарным
словом. (Дети электронным маркером выделяют прямоугольник с
толкованием слова, затем на панели инструментов нажимают на Х,
удаляют толкование, открывают слово).
Почему эти слова называем словарными?
Назовите все орфограммы в этих словарных словах. Поставьте ударение в слове,
отметьте часть слова с орфограммой.
Какая часть слова встречается только в глаголах?
Почему все эти глаголы с окончаниями ть?
На листочке. Задание № 2 «Станция Словарная»
Запишите три словарных слова, разберите по составу.
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
«Числовая поляна» (Слайд 11)
Что вы можете сказать о числе глагола?
Какая часть слова указывает на число глагола?
Посмотрите на рисунки, подберите
подходящие глаголы единственного числа.
(1 ряд – к предметам в красной рамке, 2 –
в синей,
3 – в зелёной). Игра «Что они делают?» (Слайд 12)
Назовите глаголы множественного числа.
«Кто как кричит?» Коровы (мычат),
свиньи – (хрюкают), куры (кудахчут),
воробьи (чирикают), кошки (мяукают),
утки (крякают), вороны (каркают)
«Кто что делает?» Повара (варят),
строители (строят), врачи – (лечат),
учителя – (учат), портные – (шьют),
писатели – (пишут).
«Первоспряженск – Второспряженск» (Слайд 13)
Расскажите о спряжении глаголов,
их окончаниях, используя подсказку
Дядюшки Глагола. Нельзя забывать и об особенных глаголах, которые не подчиняются правилу. Как
их называем? (Глаголыисключения.)
Давайте их вспомним.
(I спряжение: Брить, стелить.
II спряжение: Гнать, дышать, держать, зависеть.
Видеть, слышать и обидеть.
А ещё терпеть, вертеть,
Ненавидеть и смотреть.)
Столпились глаголы, не могут по спряжениям разойтись. (Слайд 14)
Выберите глагол, определите его спряжение. (Дети электронным маркером
выделяют глагол, определяют его спряжение, перетаскивают вверх глаголы
I спряжения, вниз – II).
(Офтольмотренажёр)
Гимнастика для глаз
Вставьте безударные личные окончания глаголов, объясните свой выбор.
(Слайд 15) (Дети электронным маркером выбирают окончание глагола,
перетаскивают его на место пропуска, ставят ударение в глаголах).
На листочке. Задание № 3 «Первоспряженск – Второспряженск» Заполните пропуски, определите спряжение глаголов.
Дядюшка Глагол руб_т, маш_т, бре_т, шага_т, смотр_т и вид_т.
Дядюшка Глагол пил_т, игра_т, стел_т, дыш_т, спор_т и реша_т.
Дядюшка Глагол чита_т, пиш_т, верт_т, держ_т, броса_т и лов_т.
«Временной перевал» (Слайд 16)
Что скажете о временах глагола?
В стихотворении найдём и подчеркнём глаголы. Каким членом предложения
всегда является глагол? В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч.
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья. Какие сказуемые в первых трёх предложениях? Посмотрите внимательно, что
ещё нужно сделать в этом тексте? (Расставить запятые при однородных
сказуемых.) Составим схемы этих предложений.
На листочке. Задание № 4 «Временной перевал»
Определите время глаголов
Наступят дни весенние.
Теплом растопит солнышко, как воск, снега пушистые.
Без забот и без тревоги спал медведь в своей берлоге.
Спал всю зиму до весны и, наверно, видел сны.
Солнце ласково смеётся, светит ярче, горячей,
А с пригорка звонко льётся разговорчивый ручей.
«Озеро –ТСЯ и –ТЬСЯ» (Слайд 17)
Расскажите о правописании – ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах. (По плакату в углу
слайда).
Заполните пропуски, объясняя свой выбор: – ТСЯ или – ТЬСЯ. (Дети
электронным маркером выделяют буквосочетание, перетаскивают на место
пропуска, объясняют свой выбор).
«Морфологическая долина» (Слайд 18) Вспомните, как изменяются глаголы. Расскажите об этом, пользуясь подсказкой
Дядюшки Глагола. (Постепенно опуская «шторку», шаг за шагом дети
рассказывают об изменении глагола).
Игра «Четвёртый лишний» (Слайд 18)
Посмотрите на рисунки. Придумайте предложения к каждому рисунку, называя,
что делает предмет. Какой из названных глаголов лишний? (Колобок катится.
Буратино копает. Ёж катится. Обруч
катится.)
У вас на партах такие же карточки с
рисунками, найдите лишний глагол и на
листочках сделайте морфологический разбор
глагола. (Карточки с рисунками. См.
Приложение 2).
На листочке. Задание № 5 «Морфологическая долина»
Сделайте морфологический разбор глагола __________________________________________
I. глаг., _______________________.
II. Н.ф. ________________________ (неопр. ф.)
2. Пост: ___ спр;
3. Непост.: ____ ч.; ______ вр.; ____ лицо
(для наст. и буд. вр.); ____ род.
III. ( ?) _____________
V. Итог урока. (Слайд 20)
Подошло к концу наше путешествие.
Что мы делали на уроке?
Говорите только глаголы!
Понравился ли вам урок?
Какое задание понравилось особенно?
Использованные ресурсы
графические материалы
1. Рик Т.Г. Здравствуй, Дядюшка Глагол! М.: РИО «Самовар», 1995.
2. «Играем с глаголами: иллюстрации». Издательство «Книголюб».
3. Аствацатурова Т.П., Аствацатуров Г.О. Страна признаков (русский язык, 2
класс) (.ppt)
флэшролики
1. (CD) «Привет, Причастие!». «1С: Школа».
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://schoolcollection.edu.ru/
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Урок по русскому языку на тему "Путешествие в страну Глаголию" ( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.