Конспект урока русского языка в 5 классе. "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи".
Оценка 4.6

Конспект урока русского языка в 5 классе. "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи".

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
02.02.2017
Конспект урока русского языка в 5 классе. "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи".
Урок русского языка по теме: "Морфология как раздел грамматики. Части речи самостоятельные и служебные". Тип урока: Урок усвоения нового материала. Цель: познакомить обучающихся с терминами «грамматика» и «морфология»; повторить с обучающимися понятия самостоятельные и служебные части речи; сформировать умение классифицировать все части речи на самостоятельные и служебные; совершенствовать орфографические умения и навыки.
Морфология.doc
Конспект урока русского языка в 5 классе   Тема: Морфология как раздел грамматики. Части речи самостоятельные и  служебные. Тип урока: Урок усвоения нового материала. Цель:          познакомить учащихся с терминами «грамматика» и «морфология»;                      повторить с учащимися  понятия самостоятельные и служебные части                      речи; сформировать умение классифицировать все части речи на                         самостоятельные и служебные; совершенствовать орфографические                       умения и навыки. Ход урока I. II. Организационный момент Изучение нового материала    Вступительное слово учителя. Беседа с классом. ­   Сегодня мы начинаем изучение раздела под названием «Морфология». Этот раздел, как  вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи  существуют в нашем русском языке. ( Это высказывание можно адресовать классу как  вопрос. Также учитель может сам перечислить все части речи, записывая их на доску.)  Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол,  наречие, местоимение. Учитель знакомит учащихся с принципами распределения слов по  частям речи (общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические  признаки), используя рисунок на с. 93 учебника «Русский язык. Теория».    На доске записано предложение:    Вчера шёл снег, а сегодня выглянуло ласковое тёплое солнце. К доске вызывается один учащийся. Он должен над всеми словами в этом предложении  написать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится  каждое.     После того, как задание выполнено, учитель задаёт вопрос классу: встретились ли в  предложении слова, которые не отвечают ни на один вопрос? ( Встретились, это союз «а».)  Нам непонятно значение этого слова отдельно от предложения. Значит, оно не несёт на  себе никакого лексического значения, а роль его в предложении – только связь слов между  собой.    Такие части речи называют служебными. Остальные, которые могут употребляться вне  предложения, которые имеют лексическое значение, называются самостоятельными  частями речи. III. Закрепление изученного материала. 1.Запись текста под диктовку.                      Три девицы под окном                      Пряли поздно вечерком.                      « Кабы я была царица, ­ Говорит одна девица,­                      То на весь крещеный мир»                      Приготовила б я пир».                      « Кабы я была царица, ­                      Говорит её сестрица,­                      То на весь бы мир одна                      Наткала бы полотна».                      «Кабы я была царица, ­                        Третья молвила сестрица,­                       Я б для батюшки­ царя                       Родила богатыря».     Учащиеся должны самостоятельно заполнить таблицу. (Таблица начерчена на доске для  наглядности). Имя  существительн ое Имя  прилагательн ое Имя  числительн ое Местоимен ие Глаго л Наречи е Предл ог Сою з Частиц а В пустые графы таблицы учащиеся должны вписать примеры из текста. Задание выполняется самостоятельно, письменно, затем­  коллективная проверка вместе с  учителем. 2. Игра «Кто быстрее?». Задание. Определите часть речи. Укажите их общее ( грамматическое) значение,  морфологические и синтаксические признаки.  Труба – трубит, человек – человеческий, зелень – зелёный, тёмный – темнеет.   IV. Физкультминутка. Шоколад, шофер, крыжовник, Шов, шоссе, обжора,  шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба.  О  так сходно с калачом По нашим наблюденьям. В окончаньях пишем  О Всегда под удареньем. V. Тренировочные упражнения. 1. Поговорим …  об общем (грамматическом)  значении части речи. Работа с таблицей (упражнение 863)   Задание. Заполните таблицу 2­3 примерами из стихотворения Ю.Яковлева Расскажите об общем (грамматическом) значении слов каждой части речи.   Часть речи     Пример           Вопрос             Общее значение Глагол Имя существительное Имя прилагательное Наречие Местоимение Обозначает действие Обозначает предмет Обозначает признак предмета Обозначает признак действия Указывает на предметы,  признаки  Поговорим …  о морфологических признаках   частей речи. 2. Выполнение учащимися упражнения 864. Задание: Определите известные вам морфологические признаки слова барабан,  забарабанит, лежачий  стихотворения Ю.Яковлева. Какая морфема в слове выражает  его морфологические признаки? Оформите запись по образцу.  Сам барабан                                        Чтоб она текла –  Не забарабанит,                                   Камень сдвинь руками Медная труба                                    Сама                                                      Делай, Трубить                                                 Делай Не станет!                                             Дело Не течёт вода                                        Всё цвело, и пело, Под лежачий камень,                           И пенилось вокруг.                                                                 Ю. Яковлев. 3. Поговорим …  о синтаксических признаках   частей речи. Выполнение учащимися упражнения 865. Задание. Подчеркните члены предложения. Какими частями речи они выражены? Долгожданная весна пришла в город. Какие части речи не являются членами предложения? VI. Итог урока.       Фронтальный опрос по теме урока Домашнее задание: с. 95 (учебник «Русский язык. Теория»)  – прочитать; упражнение  867

Конспект урока русского языка в 5 классе. "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи".

Конспект урока русского языка в 5 классе. "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи".

Конспект урока русского языка в 5 классе. "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи".

Конспект урока русского языка в 5 классе. "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи".

Конспект урока русского языка в 5 классе. "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи".

Конспект урока русского языка в 5 классе. "Морфология. Самостоятельные и служебные части речи".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017