Простые и сложные предложения
Оценка 5

Простые и сложные предложения

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
31.01.2017
Простые и сложные предложения
Цели урока:I образовательная-1) раскрыть структурные различия простого и сложного предложения;2) ознакомиться со способами соединения простых предложений в составе сложного;3) выяснить, что сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое и характеризуется интонационной законченностью;4) выработать навык постановки запятой между простыми предложениями в составе сложного, особенно между предложениями, соединёнными союзом и; II воспитательная- воспитание бережного отношения, любви к природе; III развивающая- 1) формирование человека- исследователя на уроке русского языка; 2) привитие умений преодолевать трудности в учении; 3) развитие самостоятельности учащихся.
Простые и сложные предложения 5 класс.doc
Разработка урока на тему     Простые и сложные               предложения Простые и сложные предложения ?Цели урока:I образовательная­1) раскрыть структурные различия  простого и сложного предложения;2) ознакомиться со способами  соединения простых предложений в составе сложного;3) выяснить, что  сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое  и характеризуется интонационной законченностью;4) выработать навык  постановки запятой между простыми предложениями в составе  сложного, особенно между предложениями, соединёнными союзом и;                       II воспитательная­ воспитание бережного отношения,  любви к природе;                      III развивающая­ 1) формирование человека­ исследователя  на уроке русского языка; 2) привитие умений преодолевать трудности в  учении; 3) развитие самостоятельности учащихся. Наглядные пособия: тесты, тексты Ход урока. 1. Беседа по вопросам ­ Какой раздел науки о языке мы изучаем? ­ Что изучает синтаксис? ­ Что изучает пунктуация?                     2. Опрос по тестам №1 Под каким номером записано не словосочетание? 1. в глухом лесу 2. голоса птиц 3. установилась тишина 4. готовились к отлёту №2 Под каким номером записано не предложение?        1.Стояло тихое утро        2. По осеннему лесу        3. Светает.        4. Наступила тишина.     №3 Под каким номером в конце предложения неправильно поставлен  знак препинания? 1. Над рекой повис густой туман. 2. Какой чудесный лес! 3. Уже светает? 4. Почему зимой мороз. №4 В каком предложении неправильно подчёркнуто сказуемое? 1. Листья падают на землю. 2. Июль­ макушка лета. 3. Ландыш пахуч. 4. Волга ­ великая русская река. №5 В каком предложении допущена ошибка при разборе по членам  предложения? 1. Под кустом ребята заметили ежа. 2. С шелестом падали с тополей сухие листья. 3. Ветер разогнал тучи. 4. Лес ­ наше богатство. №6 Под каким номером записано неправильное определение  однородных членов? 1. отвечают на один и тот же вопрос. 2. относятся к одному и тому же слову 3. не зависят друг от друга 4. могут быть только второстепенными членами 5. произносятся с интонацией перечисления №7 Четвёртое лишне 1. Осень, осень, погоди гнать по небу тучи. 2. Не шуми ты, рожь, спелым колосом. 3. Осень щедро одаривает леса краской. 4. Я люблю тебя, Россия! №8 Найдите лишнее предложение. 1. Малиновка щебетала чётко. Весело и звонко. 2. Подул утренний ветерок, и тихо­тихо закачались деревья. 3. Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по  дороге. 4. На полянах виднелись клумбы розовых, белых и голубых цветов. Почему это предложение лишнее? Мы встречались с такими предложениями? Что нового в этом  предложении? (две грамматические основы) Ребята, так что мы будем сегодня изучать? ( Предложения, в которых  две грамматические основы) Как?  Зачем?  Значит, чему мы должны научиться, чем сегодня будем заниматься?  ( ответы учащихся) II Решение учебной задачи Работа с текстом (на доске) Быстро наступает вечер в лесу. Тёмные тени лежат под деревьями.  Неподвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели. На  синем небе робко выступают первые звёздочки. 1. Выразительное чтение текста. 2. Словарная работа (разлапые) 3. Докажите, что перед нами текст. Какова тема текста? Чему учит  нас этот текст? 4.  Запись в словари слова разлапые­ с широким, раскинувшимися  ветвями, листьями. Разбор предложений. Здесь путём разбора предложений, мы должны  найти то предложение, которое состоит из двух грамматических  основ.(3 предложение)  Это предложение мы можем назвать простым? Почему? Подумайте, какое название мы можем дать этому предложению? ( непростое, большое,сложное) Здесь две грамматические основы, т.е. к одной основе сложили  второе, получается сложное предложение. Посмотрим  по толковому  словарю значение слова сложный ­ состоящий из нескольких частей,  многообразный по составу и связей между ними. Значит,сложное предложение состоит из нескольких частей, а из  каких частей оно состоит? На какие части мы можем расчленить  сложное предложении? (на простые предложения) Итак, тема нашего урока: Простые и сложные предложения (запись в  тетрадях) Запишем в тетради сложное предложение. 1. Неподвижно высятся старые сосны, чернеют густые разлапые ели Теперь мы попробуем дать определение сложному предложению.  ( работа в группах)  I ступень­ СП­предложение, которое имеет две грамматические  основы, которые связаны по смыслу. ­ Чтение простых предложений:  1. Веют холодные ветры. 2. Качаются ветви берёз. 3. На землю падают жёлтые листья берёз. Веют холодные ветры, качаются ветви берёз, на землю падают жёлтые листья.  Прочитайте эти предложения правильно (интонация в начале  предложения повышается, а к концу понижается) ­ А теперь прочитайте сложное предложение. Как произносится   простое предложение в составе сложного? ( ПП в составе сложного произносится не с понижением, а с  повышением) ­ Когда понижается интонация? ( В конце предложения) Значит, интонация конца относится к какой части предложения?) ( Интонация понижения  конца относится ко всему предложению) II вывод: СП­ два простых предложений, связанные по смыслу и  интонационно. III. Посмотрите на сложное предложение. Как внутри каждого СП  соединяются простые предложения? Каковы средства связи простых  предложений в составе сложного? Опустел сад, осыпались листья. Опустел сад, и осыпались листья. (Простые предложения соединяются при помощи союза и интонации  перечисления) Что нового узнали мы о союзах?  ( Мы говорили, что союзы соединяют однородные члены, оказывается  они соединяют и простое предложение в сложное) А теперь обратите внимание на постановку знаков препинания внутри сложного предложения. В сложном предложении ставится запятая,  даже если есть союз и. А теперь, ребята, обобщим всё, о чём мы сегодня узнали.( групповая  работа) 1. Сложное предложение­два простых предложений, которые связаны  по смыслу и интонацией; 2. Простые предложения соединяются при помощи союзов и  интонации; 3. Между простыми предложениями в составе сложного ставим  запятые, даже если есть союз и. III. Закрепление. 1.Запись предложения. Сравните предложения, что между ними  общего? (Одинаковые значения, в обоих предложениях есть союз и.) Чем эти предложения отличаются? ( Первое простое предложение,  второе предложение сложное) Ребята, почему в первом предложении перед и нет запятой, а во  втором есть?)( рассуждение)  Море глухо  роптало и билось о берег. Море глухо роптало, и волны бились о берег. 2. Образуйте СП одинаковое по значению. Ночью ударил мороз и заморозил цветы. 3. Попробуйте на слух определить ПП и СП. а) Северный ветер принёс свинцовые облака, и вскоре в воздухе  появились белые снежинки. б) Сад тихонько зашумел листвой и замер. в) Орёл громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. г) Голая земля промёрзла, а зима всё ещё не наступала. 4.Составьте предложение, выполнив ряд действий. 1.Из предложения  Поздней осенью птицы улетают на юг; возьмите  существительное, которое обозначает обстоятельство времени,  употребите его в именительном падеже единственного числа( Осень) 2. Из предложения Мороз разрумянил щёки возьмите сказуемое,  употребив его без приставки в 3­м лице единственного числа  настоящего времени. ( румянит) 3.Из предложения Кисти винограда свисали до земли; возьмите слово, которое обозначает подлежащее, употребите его как дополнение.  (кисти) 4. Из предложения Рябины украшают наши леса; возьмите  существительное, которое выступает в роли подлежащего, сделайте  его дополнением, употребив в родительном падеже.( рябины) 5. Полученное предложение сделайте сложным, добавив к нему  вторую часть. ( Осень румянит кисть рябины, и птицы радуются  обильной еде; и щедро одаривает леса краской) IV. Вывод урока Какие предложения называются сложными?  1. СП­ предложение, в котором простые предложения связаны по  смыслу и имеют  интонацию конца; 2. Простые предложения в составе сложного соединяются при  помощи интонации и союзов; 3. Простые предложения в составе сложного выделяются запятой,  даже перед союзом и  V. Оценивание. VI. Домашнее задание 1. Из учебника литературы выписать 3 сложных предложений и провести синтаксический разбор предложений; 2. Я  всем вам раздам текст. Вы должны определить тему, основную мысль  текста, найти незнакомые слова, определить значение этих слов.  Найти СП и определить, что нового вы узнали о СП из этого текста;  упр.

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения

Простые и сложные предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2017