Презентация по теме "Второстепенные члены предложения"
Учитель: Чекрыгина Л.И.
Конспект урока русского языка.
Второстепенные члены предложения (5класс УМК С.И.Львова)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Метод: проблемнопоисковый
Цель урока: уметь находить второстепенные члены предложения и использовать их в речи.
Задачи урока:
1.создать условия для развития положительной мотивации к
учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей
учащихся;
2.организовать деятельность учащихся по ознакомлению и первичному закреплению знаний по теме
«Второстепенные члены предложения»;
3.развивать способности учащихся, правильно формулировать свои
мысли в процессе актуализации знаний по данной теме;
4.воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах,
чувство взаимопомощи.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, дидактические карточки, таблицы для
заполнения.
Структура урока:
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка учебной задачи.
4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.5) Физ. минутка.
6) Закрепление изученного материала.
7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок
Ход урока:
. Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете
внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число,
классная работа.
2.Вывод темы (Слайд с текстами)2
У.Ребята, узнать, какая тема урока у нас сегодня будет, нам помогут 2 текста. Прочитайте их и определите.
Вы изучали обстоятельство, определение и дополнение в начальной школе. Назовите это одним словом
второстепенные члены предложения. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (слайд )
3. Актуализация темы
У. Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема?
Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чёмто рассказать.
У. Молодцы, эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой.
4.Цели, задачи для учащихся
У. Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова.
Какие цели вы определите для себя? (дети определяют)
Задачи:
повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство;научиться находить дополнения, определения и обстоятельства в предложении;
тренироваться употреблять дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи.
(Слайдцели)3У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими.
5. Ознакомление с новым материалом (Работа в группах)
У.: Чтобы реализовать 1 задачу, (организация работы по группам) нам понадобятся 3 группы. (расставить
таблички) Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что
у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе.(слайд)
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ
1.Внимательно прочитайте задания.
2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции
3.Работайте дружно.
4.Уважайте мнение товарищей.
5.Выберите выступающего.
У.:У каждой группы на столе есть карточка с планом работы и таблица. Найдите их, они белого цвета. Также на столах
есть опорные листочки. Вы их должны вклеить в поля таблицы. На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.
Карточка №1
Прочитайте правило на странице 138139
Ответьте на вопросы о дополнении по плану:
1.
2.
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?1.
2.
1.
2.
1.
1.
2.
Какой частью речи выражен?
Как подчёркивается?
Приведите пример.
Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы)
Выберите выступающего для передачи материала классу.
Карточка №2
Прочитайте правило на странице 138139
Ответьте на вопросы об определении по плану:
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какой частью речи выражен?
Как подчёркивается?
Приведите пример.
Оформите теоретический материал об определении в таблицу Выберите выступающего для передачи материала
классу
Карточка №3
Прочитайте правило на странице 138139.
Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану:
Что обозначает?
На какие вопросы отвечает?
Какой частью речи выражен?
Как подчёркивается?
Приведите пример.1.
1.
1.
2.
3.
4.
5.
Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу Выберите выступающего для передачи материала
классу
Выступления групп
У. А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу. (Проверить) (Слайд
таблица)4. Молодцы.
6.Закрепление материала
У. А сейчас всё внимание на экран. (Слайд проверочное задание)5
Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно
записать предложения, предназначенные для вашей группы,
2 вставить пропущенные буквы,
выделить основу предложения,
укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,
сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении. (
(план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин.
1 группа (Сильная)
Дикие гуси г…товились к отлёту.
Деревья постепенно обл…тают.
В небе в…сят белые облака.2 группа(Средняя)
Свежий в…терок играет листьями.
Пошёл ре…кий дождь.
Облака плывут на восток.
3 группа(Слабая)
(Откуда?) Изза туч)выглянуло солнышко
Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва.
(На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов.
. Попробуйте сделать вывод. Какую роль выполняли вт.ч в предложениях?
Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены.
У. А сейчас я предлагаю вам лингвистическую задачку (Слайдлингвистическая задачка)
1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
4)из предложения На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение
5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнениеЯ осторожно шагнула на лесную тропинку…
7.Творческая работа(Деловая игра)
У. Совершенно верно. Вы заметили, что в конце предложения у меня стоит многоточие. Это говорит о том, что мы
ёщё не до конца решили задачу. А чтобы решить лингвистическую задачку до конца и реализовать 3 задачу урока,
мы сейчас мы поиграем. (Слайдделовая игра)8
Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ШОК». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно
срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» (развернуть листы на доске). Слушайте
задания.
Найдите на столе лист жёлтого цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задании на
парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.
8. Физминутка.
Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?
Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?
Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет?
Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.
У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (Слайд осенняя командировка)9 . Задания группам.
Инструкция для работы у вас на листах.
3 группа
У: У вас на столе находится текст, написанный корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах
предложения. Ваша задача:1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами и отправить статью в редакцию.
.Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте.
Инструкция для работы на карточке.
Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки
сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху.
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили
последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
2 группа
У.: Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача:
1. Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.
2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Инструкция для работы на карточке.
Наступление весны.
Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок. На
дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает.
1 группа
У.:А ваше задание самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны написать мини
сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами. Я
осторожно шагнула на лесную тропинку…
Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина.Инструкция для работы на карточке.(слайд)
У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад, вы будете работать под музыку П.
И. Чайковского «Времена года» «Осень». (Щёлкнуть кнопку на слайде 9). Я думаю вам это поможет. На
выполнение этой работы вам даётся 34 мин.
8. Выступления групп. (открыть название газеты)
Выступает 3 группа. (Слайд10)
Алгоритм ответа.
1.Прочитайте задание.(Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)
2. Прочитайте исходный текст.
3.Прочитайте получившийся текст.
4. Вывод: сравните исходный текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.
Приблизительный вариант
Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили
последние листочки. Редкие лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к отдыху.
(Работу повесить на доску)
Выступает 2 группа. . (Слайд11)
Алгоритм ответа.
1.Прочитайте задание.
( Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)
2. Прочитайте исходный текст текст.
3.Прочитайте получившийся текст.
4. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску)
Выступает 1 группа. (Слайд12)
Алгоритм ответа.
1.Прочитайте задание.
(Написать минисочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными
членами.)
2.Прочитайте получившийся текст.
3. Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте
(Работу повесить на доску)У.: А хотите послушать, что получилось у меня?(зачитать)
8. Подведение итогов
У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют
предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь
красивой, разнообразной и богатой.
9. ОценкиУ.:А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал?
(Выставить оценки)
10. Домашнее задание
У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 13) Выберите то, которое вам больше
понравилось, и с которым вы справитесь
11. Рефлексия
8. Подведение итогов
У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод:
Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют
предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь
красивой, разнообразной и богатой.
.