Презентация по русскому языку на тему "Второстепенные члены предложения" (5класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 30.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация по теме "Второстепенные члены предложения"
Иконка файла материала Второстепенные члены предложения.doc
Учитель: Чекрыгина Л.И. Конспект урока русского языка. Второстепенные члены предложения (5класс УМК С.И.Львова) Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: комбинированный. Метод: проблемно­поисковый Цель урока: уметь находить второстепенные члены предложения и использовать их в речи.  Задачи урока:           1.создать условия для развития положительной мотивации к                                   учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей                                    учащихся;           2.организовать деятельность учащихся по ознакомлению  и  первичному    закреплению  знаний по теме                  «Второстепенные члены предложения»;          3.развивать способности учащихся, правильно формулировать свои                  мысли в процессе актуализации знаний по данной теме;          4.воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах,                     чувство взаимопомощи. Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, дидактические карточки, таблицы для  заполнения. Структура урока: 1) Организационный этап. 2) Актуализация знаний. 3) Постановка учебной задачи. 4) Усвоение новых знаний и первичное закрепление.5) Физ. минутка. 6) Закрепление изученного материала. 7) Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия). 8) Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок                                         Ход урока: . Итак, мы начинаем урок. Я надеюсь, что вы настроились на работу, всё приготовили к уроку, что вы будете  внимательны, сосредоточены, и у нас с вами всё получится хорошо. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число,  классная работа. 2.Вывод темы (Слайд с текстами)2  У.Ребята, узнать, какая тема урока у нас сегодня будет, нам помогут 2 текста. Прочитайте их и определите. Вы изучали обстоятельство, определение и дополнение в начальной школе. Назовите это  одним словом ­  второстепенные члены предложения. Это и будет тема нашего урока. Давайте её запишем. (слайд )  3. Актуализация темы У. Ребята, как вы думаете, так ли уж необходима эта тема? ­Да, необходима, так как второстепенные члены предложения помогают более точно о чём­то рассказать. У. Молодцы,  эта тема очень важна. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. 4.Цели, задачи для учащихся У. Ребята, посмотрите на тему урока и на опорные слова.  ­Какие цели вы определите для себя? (дети определяют) Задачи:  ­повторить, что такое дополнение, определение и обстоятельство;­научиться  находить дополнения, определения и обстоятельства в   предложении; ­тренироваться  употреблять  дополнения, определения и обстоятельства в устной и письменной речи. (Слайд­цели)3У.: Я рада, что ваши цели совпали с моими. 5. Ознакомление с новым материалом (Работа в группах)  У.: Чтобы реализовать 1 задачу, (организация работы по группам) нам понадобятся 3 группы. (расставить  таблички) Каждая группа будет заниматься изучением своего вопроса, а затем передаст знания всем. Хочу напомнить, что у каждой группы на столах находятся памятка работы в группе.(слайд) ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ 1.Внимательно прочитайте задания. 2.Выполняя задания, чётко следуйте инструкции  3.Работайте дружно. 4.Уважайте мнение товарищей. 5.Выберите выступающего.  У.:У каждой группы на столе есть карточка с планом работы и таблица. Найдите их, они белого цвета. Также на столах  есть опорные листочки. Вы их должны вклеить в поля таблицы. На выполнение этой работу вам даётся 3 мин. Карточка №1 Прочитайте правило на странице 138­139  Ответьте  на вопросы о дополнении по плану: 1. 2.       ­ Что обозначает?       ­ На какие вопросы отвечает?1. 2. 1. 2. 1. 1. 2.       ­ Какой частью речи выражен?       ­Как подчёркивается?       ­Приведите пример.  Оформите теоретический материал о дополнении в таблицу (Наклейте нужные листочки в поля таблицы) Выберите выступающего для передачи материала классу. Карточка №2 Прочитайте правило на странице 138­139  Ответьте  на вопросы об определении по плану:       ­ Что обозначает?       ­ На какие вопросы отвечает?       ­ Какой частью речи выражен?       ­Как подчёркивается?       ­Приведите пример.  Оформите теоретический материал об определении в таблицу Выберите выступающего для передачи материала  классу Карточка №3 Прочитайте правило на странице 138­139.  Ответьте на вопросы об обстоятельстве по плану:       ­ Что обозначает?       ­ На какие вопросы отвечает?       ­ Какой частью речи выражен?       ­Как подчёркивается?       ­Приведите пример.1. 1. 1. 2. 3. 4. 5.  Оформите теоретический материал об обстоятельстве в таблицу Выберите выступающего для передачи материала  классу Выступления групп У. А сейчас группы внимательно слушают выступления друг друга и продолжают заполнять таблицу. (Проверить) (Слайд­ таблица)4. Молодцы. 6.Закрепление материала У. А сейчас всё внимание на экран. (Слайд­ проверочное задание)5 Чтобы выполнить 2 задачу, вам нужно записать  предложения, предназначенные для вашей группы, 2 вставить  пропущенные буквы,  выделить основу предложения,  укажите, каким второстепенным членом является выделенное слово,   сделать вывод, для чего нужны второстепенные члены в предложении. ( (план вашей работы на экране вверху) На выполнение этой работу вам даётся 3 мин. 1 группа (Сильная) Дикие гуси г…товились к отлёту. Деревья постепенно обл…тают. В  небе в…сят  белые облака.2 группа(Средняя) Свежий в…терок играет листьями. Пошёл ре…кий дождь. Облака плывут на восток. 3 группа(Слабая) (Откуда?) Из­за туч)выглянуло солнышко Листочек оторвался ( от чего?) от дер…ва. (На какой?) На высокой ели уселась стайка др…здов. . Попробуйте сделать вывод. Какую роль выполняли вт.ч в предложениях? Вывод: Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие второстепенные члены. У. А сейчас я предлагаю вам лингвистическую задачку (Слайд­лингвистическая задачка)  1)из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее 2) из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство 3)из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое 4)из предложения  На лесную полянку вышел огромный лось возьмите определение 5) из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнениеЯ осторожно шагнула на лесную тропинку… 7.Творческая работа(Деловая игра) У. Совершенно верно. Вы заметили, что в конце предложения у меня стоит многоточие. Это говорит о том, что мы  ёщё не до конца решили задачу. А  чтобы решить лингвистическую задачку до конца и реализовать 3 задачу урока, мы сейчас мы поиграем. (Слайд­деловая игра)8  Представьте, что мы находимся в редакции школьной газеты «ШОК». Я главный редактор, а вы корреспонденты. Нужно срочно подобрать материал к специальному выпуску газеты. «Осенние зарисовки» (развернуть листы на доске). Слушайте задания.  Найдите на столе лист жёлтого  цвета. Что, нет его на парте? Ах, да! Я ведь забыла, что, когда я раскладывала задании на парты , открылось окно и ветер унёс их. Давайте поищем вместе.  8. Физминутка. Повернитесь назад и поищите на спинке стула. Нет?  Наклонитесь вправо и посмотрите по сторонам. Нет?  Наклонитесь влево и посмотрите по сторонам. Нет? Тогда поищите ладошками под крышкой стула, поищите под партой. Нашли? Вот и хорошо.  У.: Мы все с вами отправляемся в осеннюю командировку. (Слайд­ осенняя командировка)9 . Задания группам.  Инструкция для работы у вас на листах. 3 группа У: У вас на столе находится текст, написанный  корреспондентом, который не знал ничего о второстепенных членах  предложения. Ваша задача:1Записать текст, распространив предложения второстепенными членами и отправить статью в редакцию. .Сделать вывод, для чего нужны второстепенные предложения в тексте. Инструкция для работы на карточке.  Прошло (какое?) лето. Наступила (какая?) осень. В (каком?) лесу деревья (как?) облетели. Только берёзки  сохранили (какие?) листочки. (Как?) лучи озаряют (какой?) лес. Природа готовится к отдыху. Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили  последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху. 2 группа У.:  Тут один нерадивый корреспондент перепутал времена года и вместо осени написал о весне. Ваша задача: 1. Написать текст по аналогии, распространив его второстепенными членами.  2.Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте.  Инструкция для работы на карточке. Наступление весны. Солнце светит всё ярче. Степная дорога оттаяла. Снег заметно осел и почернел. Дует тёплый ветерок.  На  дорожках блестят лужи. На деревьях появляются первые листочки. Всё кругом оживает. 1 группа У.:А ваше задание ­ самое сложное. Корреспондент написал лишь одно предложение. Вы должны  написать мини­ сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространяя предложения второстепенными членами.  Я  осторожно шагнула на лесную тропинку…  Определите, зачем нужны второстепенные члены. В работе вам поможет картина.Инструкция для работы на карточке.(слайд) У.: Я желаю вам творческих успехов. А чтобы лучше настроиться на осенний лад,  вы будете работать под музыку П.  И. Чайковского «Времена года» «Осень». (Щёлкнуть кнопку на слайде 9). Я думаю вам это поможет. На  выполнение этой работы вам даётся 3­4 мин. 8. Выступления групп. (открыть название газеты) Выступает 3 группа. (Слайд10) Алгоритм ответа. 1.Прочитайте задание.(Записать текст, распространив предложения второстепенными членами.)  2. Прочитайте исходный текст.  3.Прочитайте  получившийся текст. 4.  Вывод: сравните исходный  текст и получившийся. Определите, зачем нужны второстепенные члены в тексте. Приблизительный вариант Прошло тёплое лето. Наступила золотая осень. В лиственном лесу деревья давно облетели. Только берёзки сохранили  последние  листочки. Редкие  лучи озаряют потемневший лес. Природа готовится к  отдыху. (Работу повесить на доску) Выступает 2 группа. . (Слайд11) Алгоритм ответа. 1.Прочитайте задание.  ( Написать текст по аналогии, распространив предложения второстепенными членами.)  2. Прочитайте исходный текст текст.  3.Прочитайте  получившийся текст. 4.  Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте. (Работу повесить на доску) Выступает 1 группа. (Слайд12) Алгоритм ответа. 1.Прочитайте задание.  (Написать мини­сочинение по данному началу (обратиться к доске), распространив предложения второстепенными  членами.)  2.Прочитайте  получившийся текст.  3.  Вывод: Определите, зачем нужны второстепенные члены предложения в тексте  (Работу повесить на доску)У.:    А хотите послушать, что получилось у меня?(зачитать) 8. Подведение итогов  У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод: Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют  предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь  красивой, разнообразной и богатой. 9. ОценкиУ.:А теперь давайте подведём итог нашей работы. Кто в группе был самым активным? Кто хорошо работал?  (Выставить оценки) 10. Домашнее задание У.: А теперь откройте, пожалуйста, дневники и запишите домашнее задание. (Слайд 13) Выберите то, которое вам больше  понравилось, и с которым вы справитесь  11. Рефлексия 8. Подведение итогов  У.: Молодцы, вы хорошо справились со своими заданиями. А теперь давайте сделаем вывод: Вывод: Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют  предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь  красивой, разнообразной и богатой. .