Урок – соревнование по русскому языку на тему: «Обобщающий урок по разделу «Фонетика»

  • Разработки уроков
  • doc
  • 12.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок – соревнование проводится после изучения раздела «Фонетика» и носит характер обобщающего урока. Нетрадиционная форма урока способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает интерес к изучению довольно сложной темы, даёт возможность каждому учащемуся проявить свою индивидуальность. Урок – соревнование проводится около двух часов. Заранее класс делится на 3 команды. Каждая команда получает задание сочинить приветствие на лингвистическую тему; выбирает капитана. Из лучших учеников класса формируется жюри (3 человека). Перед уроком оформляется класс, определяется место каждой команды. Необходимо так рассадить учеников, чтобы они могли в короткое время обсудить ответ, быстро передать эстафету – ответ друг другу (т. е. по принципу «круглого стола»), чтобы все были в поле зрения учителя и жюри.конспект урока – соревнования по разделу «Фонетика» в 5 кл
Иконка файла материала салта урок.doc
Урок – соревнование по русскому языку на тему: «Обобщающий урок по разделу «Фонетика» Методические рекомендации к проведению урока Урок – соревнование проводится после изучения раздела «Фонетика» и  носит характер обобщающего урока. Нетрадиционная форма урока способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает интерес к  изучению довольно сложной темы, даёт возможность каждому учащемуся  проявить свою индивидуальность. Урок – соревнование проводится около двух  часов. Заранее класс делится на 3 команды. Каждая команда получает задание  сочинить приветствие на лингвистическую тему; выбирает капитана. Из лучших  учеников класса формируется жюри (3 человека). Перед уроком оформляется  класс, определяется место каждой команды. Необходимо так рассадить  учеников, чтобы они могли в короткое время обсудить ответ, быстро передать  эстафету – ответ друг другу (т. е. по принципу «круглого стола»), чтобы все  были в поле зрения учителя и жюри. Для создания определенного микроклимата в течение урока подбирается  соответствующая музыка. Музыка звучит и во время выполнения отдельных  заданий. Каждое задание оценивается определенной суммой баллов. Цена задания  устанавливается учителем, сообщается перед выполнением каждого задания. При подготовке к проведению такого урока целесообразно так  распределить изучение нового материала: 1. Общая лекция по фонетике (2 ч.); 2. Практическая работа по фонетике: (разбор упражнений, заданий,  уточнение теоретических понятий) (2 ч.);3. Практическое занятие по теме «Образование звуков речи» с  использованием соответствующих тем учебника (2 ч.); 4. Контрольная домашняя работа; 5. Урок – соревнование (2 ч.). Уроки такого типа основываются на применение личностно –  ориентированной технологии. В центре внимания таких уроков – личность каждого ученика, стремящаяся  к максимальной реализации своих возможностей. Система групповой  организации позволяет наиболее объективно оценивать работу каждого ученика,  а игровая форма урока формирует интерес и к предмету и к обучению вообще.  Тема урока: «Слог. Ударение. Образование звуков речи». Цели урока:  ­ повторить изученное по разделу «Фонетика»; ­ совершенствовать навыки фонетического разбора; ­ формировать орфографическую культуру речи, орфографические навыки; ­ формировать навыки оценки и самооценки; ­ развивать творческий потенциал учащихся; ­ развивать речь, мышление; ­ воспитывать интерес к предмету; ­ воспитывать любовь к родному языку, активную жизненную позицию. Оборудование: дидактические карточки с заданиями разного типа; жетоны с  обозначенной темой; лингвистический словарь.Ход урока: 1. Оглашение условий соревнования. Знакомство с жюри. (Команды выбирают  лингвистические названия, эмблему, расшифровывают названия). 2. Приветствие команд.  (Жюри, оценивая конкурс, учитывает соблюдение условий этого конкурса: связь с лингвистикой, остроумие, жанр и стиль приветствия. Учитель помогает жюри быть объективными в оценке.) (до 5 баллов). 3. Представление темы. Каждая команда тащит жетон с обозначенной темой. Примерные темы: Слог. Ударение. Согласные звуки и их классификация. На обсуждение вопроса внутри команды даётся от 5 до 7 минут.  Отвечающий выбирается по жеребьёвке. (Данное задание дает возможность широко использовать принцип  взаимообучения. За 3­5 минут каждый учащийся команды должен подготовиться к ответу с  помощью тех членов команды, кто хорошо усвоил предназначенный материал. За  это же время набрасывается план ответа. После прослушивания ответов команды – соперницы могут сделать добавления, внести исправления, замечания, за что  получают дополнительные «очки».) Конкурс оценивается до 5 «очков». 4. Эстафета. Каждая команда получает чистый лист бумаги. По разрешению жюри  начинается эстафета. Каждый участник команды должен написать на одной  строчке двусложное слово, затем трёхсложное, разделить их на слоги,подчеркнуть, если есть, слог – слияние. Задание начинает выполнять капитан  команды и далее по часовой стрелке. (Такая организация работы позволяет не только оценить правильность  выполнения задания всей командой, но и увидеть фактические задания и ошибки  каждого игрока. Оценка конкурса – 10 баллов (если десять строк). Команда, выполнившая задание первой, получает дополнительный балл. За каждую ошибку снимается 1 балл.) 5. Аукцион. 1. Привести примеры слов, где ударение а) различает разные слова; б) формы слова. 2. Назвать энклитики и проклитики в придуманных предложениях. 3. Аукцион слов, различающихся парными звонкими – глухими; твердыми  мягкими согласными. Аукцион слов с оглушением – озвончением  (Условия конкурса: побеждает команда, названная последней требуемое слово.  Каждое задание оценивается в 1­2 балла.) 4. Команда, называющая первой слово, определяется жеребьевкой. 6. Конкурс «Кто больше».1. Дать характеристику слога в словах: труд, лень, друг. (Слова командам  достаются по жеребьевке (1 балл). Вспомнить пословицы с этими и однокоренными словами. (Команды могут  дополнить ответы соперников. За каждую пословицу 1 балл.). 2. Расставьте ударение: Красивее Столяр Ступень Случай Верба Средства Ходатайство Добыча Ненависть Алфавит Партер Портфель Квартал Магазин ДокументДиспансер Аргумент (Каждый участник команды ставит ударение в слове и передает листок по  часовой стрелке. Правильный ответ – 1 балл, 3 карточки с заданиями.) 3. Разбить слово на слоги. Дать характеристику слогов: Сестра – столик – тайна.  (У доски по 1 человеку от каждой команды. Задание выполняется  письменно. Оценивается жюри до 2­х баллов.) 7. Орфографическая эстафета. а) Записать на доске слово с непроизносимой согласной и проверочное к нему.  Согласную подчеркнуть.  (Задания выполняется цепочкой. Каждое правильное задание (пара слов)  оценивается в 1 балл.) б) Подчеркнуть мягкий согласный в слове: Ущелье Небо Ветви Кисти Соль ЛейкаНочь Чашка Ручка Жюри  (Максимально – 10 баллов. За каждую ошибку снимается балл.) 8. Конкурс капитанов. 1. Определить звук по его характеристике. (Задание готовят соперники, 3  балла). 2. Загадать загадку, определить слово по характеристики звуков. (Загадки  загадываются капитанам команды соперников, 3 балла). Подведение итогов конкурса. (На этом этапе урока жюри объявляет общую  сумму баллов каждой команды и называет команду победителей. Затем учитель  выставляет оценки жюри. Далее каждой команде предлагается назвать по 5  лучших игроков и определить оценку их работы (можно и выразить свое мнение). Оценки, предложенные капитанам команд, обсуждаются участниками жюри и  учителем. Выставляются в журнал. Затем учитель говорит ребятам, какие темы  усвоены хорошо, а какие нужно повторить.)