Урок – соревнование проводится после изучения раздела «Фонетика» и носит характер обобщающего урока. Нетрадиционная форма урока способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает интерес к изучению довольно сложной темы, даёт возможность каждому учащемуся проявить свою индивидуальность. Урок – соревнование проводится около двух часов. Заранее класс делится на 3 команды. Каждая команда получает задание сочинить приветствие на лингвистическую тему; выбирает капитана. Из лучших учеников класса формируется жюри (3 человека). Перед уроком оформляется класс, определяется место каждой команды. Необходимо так рассадить учеников, чтобы они могли в короткое время обсудить ответ, быстро передать эстафету – ответ друг другу (т. е. по принципу «круглого стола»), чтобы все были в поле зрения учителя и жюри.конспект урока – соревнования по разделу «Фонетика» в 5 кл
Урок – соревнование по русскому языку на тему:
«Обобщающий урок по разделу «Фонетика»
Методические рекомендации к проведению урока
Урок – соревнование проводится после изучения раздела «Фонетика» и
носит характер обобщающего урока. Нетрадиционная форма урока способствует
активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает интерес к
изучению довольно сложной темы, даёт возможность каждому учащемуся
проявить свою индивидуальность. Урок – соревнование проводится около двух
часов. Заранее класс делится на 3 команды. Каждая команда получает задание
сочинить приветствие на лингвистическую тему; выбирает капитана. Из лучших
учеников класса формируется жюри (3 человека). Перед уроком оформляется
класс, определяется место каждой команды. Необходимо так рассадить
учеников, чтобы они могли в короткое время обсудить ответ, быстро передать
эстафету – ответ друг другу (т. е. по принципу «круглого стола»), чтобы все
были в поле зрения учителя и жюри.
Для создания определенного микроклимата в течение урока подбирается
соответствующая музыка. Музыка звучит и во время выполнения отдельных
заданий.
Каждое задание оценивается определенной суммой баллов. Цена задания
устанавливается учителем, сообщается перед выполнением каждого задания.
При подготовке к проведению такого урока целесообразно так
распределить изучение нового материала:
1. Общая лекция по фонетике (2 ч.);
2. Практическая работа по фонетике: (разбор упражнений, заданий,
уточнение теоретических понятий) (2 ч.);3. Практическое занятие по теме «Образование звуков речи» с
использованием соответствующих тем учебника (2 ч.);
4. Контрольная домашняя работа;
5. Урок – соревнование (2 ч.).
Уроки такого типа основываются на применение личностно –
ориентированной технологии.
В центре внимания таких уроков – личность каждого ученика, стремящаяся
к максимальной реализации своих возможностей. Система групповой
организации позволяет наиболее объективно оценивать работу каждого ученика,
а игровая форма урока формирует интерес и к предмету и к обучению вообще.
Тема урока: «Слог. Ударение. Образование звуков речи».
Цели урока:
повторить изученное по разделу «Фонетика»;
совершенствовать навыки фонетического разбора;
формировать орфографическую культуру речи, орфографические навыки;
формировать навыки оценки и самооценки;
развивать творческий потенциал учащихся;
развивать речь, мышление;
воспитывать интерес к предмету;
воспитывать любовь к родному языку, активную жизненную позицию.
Оборудование: дидактические карточки с заданиями разного типа; жетоны с
обозначенной темой; лингвистический словарь.Ход урока:
1. Оглашение условий соревнования. Знакомство с жюри. (Команды выбирают
лингвистические названия, эмблему, расшифровывают названия).
2. Приветствие команд.
(Жюри, оценивая конкурс, учитывает соблюдение условий этого конкурса:
связь с лингвистикой, остроумие, жанр и стиль приветствия.
Учитель помогает жюри быть объективными в оценке.) (до 5 баллов).
3. Представление темы. Каждая команда тащит жетон с обозначенной темой.
Примерные темы: Слог. Ударение. Согласные звуки и их классификация.
На обсуждение вопроса внутри команды даётся от 5 до 7 минут.
Отвечающий выбирается по жеребьёвке.
(Данное задание дает возможность широко использовать принцип
взаимообучения.
За 35 минут каждый учащийся команды должен подготовиться к ответу с
помощью тех членов команды, кто хорошо усвоил предназначенный материал. За
это же время набрасывается план ответа. После прослушивания ответов команды
– соперницы могут сделать добавления, внести исправления, замечания, за что
получают дополнительные «очки».)
Конкурс оценивается до 5 «очков».
4. Эстафета.
Каждая команда получает чистый лист бумаги. По разрешению жюри
начинается эстафета. Каждый участник команды должен написать на одной
строчке двусложное слово, затем трёхсложное, разделить их на слоги,подчеркнуть, если есть, слог – слияние. Задание начинает выполнять капитан
команды и далее по часовой стрелке.
(Такая организация работы позволяет не только оценить правильность
выполнения задания всей командой, но и увидеть фактические задания и ошибки
каждого игрока.
Оценка конкурса – 10 баллов (если десять строк).
Команда, выполнившая задание первой, получает дополнительный балл. За
каждую ошибку снимается 1 балл.)
5. Аукцион.
1. Привести примеры слов, где ударение
а) различает разные слова;
б) формы слова.
2. Назвать энклитики и проклитики в придуманных предложениях.
3. Аукцион слов, различающихся парными звонкими – глухими; твердыми
мягкими согласными.
Аукцион слов с оглушением – озвончением
(Условия конкурса: побеждает команда, названная последней требуемое слово.
Каждое задание оценивается в 12 балла.)
4. Команда, называющая первой слово, определяется жеребьевкой.
6. Конкурс «Кто больше».1. Дать характеристику слога в словах: труд, лень, друг. (Слова командам
достаются по жеребьевке (1 балл).
Вспомнить пословицы с этими и однокоренными словами. (Команды могут
дополнить ответы соперников. За каждую пословицу 1 балл.).
2. Расставьте ударение:
Красивее
Столяр
Ступень
Случай
Верба
Средства
Ходатайство
Добыча
Ненависть
Алфавит
Партер
Портфель
Квартал
Магазин
ДокументДиспансер
Аргумент
(Каждый участник команды ставит ударение в слове и передает листок по
часовой стрелке. Правильный ответ – 1 балл, 3 карточки с заданиями.)
3. Разбить слово на слоги. Дать характеристику слогов:
Сестра – столик – тайна.
(У доски по 1 человеку от каждой команды. Задание выполняется
письменно. Оценивается жюри до 2х баллов.)
7. Орфографическая эстафета.
а) Записать на доске слово с непроизносимой согласной и проверочное к нему.
Согласную подчеркнуть.
(Задания выполняется цепочкой. Каждое правильное задание (пара слов)
оценивается в 1 балл.)
б) Подчеркнуть мягкий согласный в слове:
Ущелье
Небо
Ветви
Кисти
Соль
ЛейкаНочь
Чашка
Ручка
Жюри
(Максимально – 10 баллов. За каждую ошибку снимается балл.)
8. Конкурс капитанов.
1. Определить звук по его характеристике. (Задание готовят соперники, 3
балла).
2. Загадать загадку, определить слово по характеристики звуков. (Загадки
загадываются капитанам команды соперников, 3 балла).
Подведение итогов конкурса. (На этом этапе урока жюри объявляет общую
сумму баллов каждой команды и называет команду победителей. Затем учитель
выставляет оценки жюри. Далее каждой команде предлагается назвать по 5
лучших игроков и определить оценку их работы (можно и выразить свое мнение).
Оценки, предложенные капитанам команд, обсуждаются участниками жюри и
учителем. Выставляются в журнал. Затем учитель говорит ребятам, какие темы
усвоены хорошо, а какие нужно повторить.)