Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
23.03.2017
Конспект рассчитан для проведения урока русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Материал содержит занимательный и познавательный материал по русской пунктуации, а также разноуровневую проверочную работу по теме. Составлен в соответствии с ФГОС ООО.
Пунктуация как система правил.docx
Урок русского языка в 6 классе по теме
«Пунктуация как система правил»
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы работы: подводящий диалог, письменная
практическая работа.
Цели урока:
1.Дать понятие о пунктуации как системе правил;
2.Развивать пунктуационную зоркость;
3.Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: Раздаточный материал для самостоятельной работы, учебник,
мультимедийное оборудование, презентация.
1.Оргмомент.
Приветствие, проверка готовности к уроку
2.Объявление темы урока, целеполагание.
3.Разминка.
Беседа:
(в случае затруднения обращаемся к учебнику)
Что такое синтаксис?
Что такое пунктуация?
Почему эти разделы всегда изучаются вместе?
Отгадайте загадки:
1) Для неё главное конец…
2) Она за равноправие…
3) Он всегда спрашивает…
4) Он очень не любит скуку…
5) Минус в математике, но знак другой в грамматике…
6) Стоят три кумушки рядком. Ведут беседу, но тайком, какимито
далёкими, туманными намёками…
7) Словам раскрывают объятья: «Ждём вас в гости, милые братья!»
Все ли знаки препинания мы назвали? Какие ещё знаки есть в русском
языке.
4.Новый материал.
Просмотр презентации «Из истории знаков препинания»
Информация для слайдов, её желательно
иллюстрациями по теме.
СЛАЙД 1.
оформить красочными
Пунктуация появилась намного позже, чем запись слов с помощью
алфавита. До конца 15 века текст писался или вообще без промежутков между словами, или делился на нерасчленённые отрезки. Из знаков
препинания в летописях монахов употреблялась только точка, которая однако
же редко стояла на своём месте. В русском языке большинство знаков
появилось в 1618 вв.
СЛАЙД 2
ТОЧКА
Древнейшим знаком препинания является точка. Она была введена в 80
е гг. 15в. И встречается уже в памятниках древнерусской письменности.
Однако её употребление в тот период отличалось от современного: точка
ставилась не внизу, на строке, а выше – посреди неё.
Вот какое объяснение слову «точка» даёт В.И. Даль: «ТОЧКА
(ткнуть),ж., значок от укола, от приткнутия к чемун. острием, кончиком
пера, карандаша; мелкая крапина».
Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации.
Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков
препинания, как «двоеточие, многоточие, точка с запятой».
В 1618вв. вопросительный знак назывался точка вопросительная,
восклицательный – точка удивления.
СЛАЙД 3
ЗАПЯТАЯ
Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке
считается запятая. Это слово встречается с 15 в. По мнению П.Я. Черных,
слово «запятая» это результат субстантивации (т.е. перехода в
существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола
«запяти(ся)» «зацепить(ся), «задеть», «заколоться».
В.И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть, запять, запинать»
«останавливать, задерживать». Такое объяснение, на наш взгляд, является
правомерным.
Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с
появлением и развитием книгопечатания.(1516вв.). В середине 15 в.
Итальянские типографы Мануции изобрели пунктуацию для европейской
письменности, которая была принята большинством стран и существует до
сих пор.
СЛАЙД 4
ДВОЕТОЧИЕ
Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца
16в. Двоеточие может ставиться и в простом, и в сложном предложении.
В простом предложении:
после обобщающих слов перед однородными членами.
Нас было двое: брат и я.
перед перечислением при отсутствии обобщающего слова, если нужно
сигнализировать о нижеследующем перечне:
Изпод сена виднелись: самовар, кадка, коробочки, узелки. СЛАЙД 5
ТИРЕ
Тире относится к наиболее «молодым» знакам препинания. Существует
мнение, что его изобрёл писатель и историк Н.М. Карамзин. Но некоторые
учёныеязыковеды опровергают это мнение: этот знак встречается уже во
второй половине 18в. А Карамзин лишь способствовал его популяризации. В
«Российской грамматике» А.А. Барсова (1797 г.) этот знак описан под
названием «молчанка».
Тире употребляется в простых предложениях:
после однородных членов перед обобщающим словом;
перед сказуемым или между сказуемыми для выражения быстроты или
неожиданности действия;
для обособления некоторых приложений;
для выделения некоторых вводных или вставных конструкций.
СЛАЙД 6
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Восклицательный знак отмечается
для выражения восклицания
(удивления) уже в грамматиках М. Смотрицкого и В.Е. Адодурова. Правила
постановки «удивительного знака» прописаны в «Российской грамматике»
М.В. Ломоносова.
СЛАЙД 7
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК
Вопросительный знак встречается в печатных книгах с 16в., однако для
выражения вопроса он закрепился значительно позже, лишь в 18в.
Первоначально в значении вопросительного использовался знак «;».
СЛАЙД 8
МНОГОТОЧИЕ
К более поздним знакам относится многоточие. Этот знак под
названием «знак пересекательный» отмечается в 1831г. в грамматике А.Х.
Востокова, хотя его употребление в практике письма зафиксировано гораздо
раньше.
СЛАЙД 9
КАВЫЧКИ
Не менее интересна история знака, получившего название «кавычки».
Это слово в значении нотного знака встречается в 16в., но в значении
знака препинания оно стало употребляться только в конце 18в. Предполагают,
что инициатива введения этого знака в практику письменной речи также
принадлежит Н.М. Карамзину.
Учёные считают, что название этого знака не до конца понятно.
Сопоставление с украинским названием «лапки»
даёт возможность
предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» «ковылять,
прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» «утёнок, гусёнок», «кавка» «лягушка». Таким образом, кавычки –«следы от гусиных или лягушачьих
лапок», «крючок», «закорючка».
5.Самостоятельная работа.
Для работы обучающиеся выбирают задание того уровня сложности,
с которым, по их мнению, они могут справиться.
На карточке:
Задание на «3»
Расставьте недостающие знаки препинания:
1. Сыплется величественный гром украинского соловья и чудится что
месяц заслушался его посреди неба.
2. Лебеди гуси и утки тоже готовились к отлёту.
3. Пройдёт зима и наступит весенний праздник.
4. Она подошла к кусту в то самое время когда жаба хотела схватить
цветок.
5. Тут Иван царя оставил и пошёл на сеновал где конёк его лежал.
6. Буратино шлёпнулся в воду и зелёная ряска сомкнулась над ним.
Задание на «4»
Расставьте недостающие знаки препинания, укажите номера предложений
по цели высказывания:
А) повествовательные
Б) побудительные
В) вопросительные.
1) Что же ты моя старушка приумолкла у окна
2) Спой мне песню
3) Наша ветхая лачужка и печальна и темна
4) Два дня мы были в перестрелке
5) И вот на поле грозной сечи ночная пала тень
6) Ребята не Москва ль за нами
7) Зажужжи коса как пчелиный рой
Задание на «5»
1) Составьте предложение, употребив в нём 45 различных знаков
препинания.
ИЛИ
2) Прочитайте начало рассказа А. Каневского о пользе знаков препинания.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал
фразы попроще. Вслед за несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял восклицательный знак и стал говорить тихо, с одной
интонацией, Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему
относился тихо, без эмоций.
Продолжите рассказ о других знаках препинания.
6. Закрепление.
Беседа:
Какой раздел лингвистики называется пунктуацией?
С каким разделом он тесно связан? Почему?
Какие знаки препинания относятся к завершающим?
От чего зависит выбор знака в конце предложения?
Какие знаки препинания ставим внутри простого предложения? Сложного?
Какие знаки препинания ставим в предложении с прямой речью?
Какие знаки препинания мы ставим при диалоге?
7. Домашнее задание:
1) Напишите сказку «В гостях у пунктуации»
ИЛИ
2) Напишите небольшой рассказ, включив в него диалог.
8. Итоги урока, рефлексия.
С какой темой мы сегодня знакомились?
Что понравилось, запомнилось на уроке?
Какие трудности возникли?
Самооценивание работы на уроке, оценки учителя и комментирование.
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.