Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"
Оценка 4.7

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
23.03.2017
Конспект урока русского языка в 6 классе  по теме "Пунктуация как система правил"
Конспект рассчитан для проведения урока русского языка в 6 классе по УМК С. И. Львовой. Урок сопровождается мультимедийной презентацией. Материал содержит занимательный и познавательный материал по русской пунктуации, а также разноуровневую проверочную работу по теме. Составлен в соответствии с ФГОС ООО.
Пунктуация как система правил.docx
Урок русского языка в 6 классе по теме  «Пунктуация как система правил» Тип урока: технология  индивидуализированного обучения. Вид урока: изучение нового материала. Форма урока: практическая самостоятельная работа. Основные   приемы   и   методы   работы:   подводящий   диалог,   письменная практическая работа. Цели урока: 1.Дать понятие о пунктуации как системе правил; 2.Развивать пунктуационную зоркость; 3.Воспитывать самостоятельность. Оборудование: Раздаточный материал для самостоятельной работы, учебник, мультимедийное оборудование, презентация. 1.Оргмомент. Приветствие, проверка готовности к уроку 2.Объявление темы урока, целеполагание. 3.Разминка. Беседа: (в случае затруднения обращаемся к учебнику) ­Что такое синтаксис? ­Что такое пунктуация? ­Почему эти разделы всегда изучаются вместе? Отгадайте загадки: 1) Для неё главное конец… 2) Она за равноправие… 3) Он всегда спрашивает… 4) Он очень не любит скуку… 5) Минус в математике, но знак другой в грамматике… 6) Стоят  три  кумушки   рядком.  Ведут   беседу,  но   тайком,  какими­то далёкими, туманными намёками… 7) Словам раскрывают объятья: «Ждём вас в гости, милые братья!» ­Все ли знаки препинания мы назвали? Какие ещё знаки есть в русском языке. 4.Новый материал.           Просмотр презентации «Из истории знаков препинания» Информация   для   слайдов,   её   желательно   иллюстрациями по теме.     СЛАЙД 1.     оформить   красочными Пунктуация   появилась   намного   позже,   чем   запись   слов   с   помощью алфавита.   До   конца   15   века   текст   писался   или   вообще   без   промежутков между   словами,   или   делился   на   нерасчленённые   отрезки.   Из   знаков препинания в летописях монахов употреблялась только точка, которая однако же   редко   стояла   на   своём   месте.   В   русском       языке   большинство   знаков появилось в 16­18 вв. СЛАЙД 2 ТОЧКА Древнейшим знаком препинания является точка. Она была введена в 80­ е   гг.   15в.   И   встречается   уже   в   памятниках   древнерусской   письменности. Однако   её  употребление   в   тот   период   отличалось   от   современного:   точка ставилась не внизу, на строке, а выше – посреди неё. Вот   какое   объяснение   слову   «точка»   даёт   В.И.   Даль:   «ТОЧКА (ткнуть),ж.,   значок от укола, от приткнутия к чему­н. острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина». Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не   случайно   это   слово   (или   его   корень)   вошло   в   название   таких   знаков препинания, как «двоеточие, многоточие, точка с запятой».   В   16­18вв.   вопросительный   знак   назывался   точка   вопросительная, восклицательный – точка удивления. СЛАЙД 3 ЗАПЯТАЯ Наиболее   распространённым   знаком   препинания   в   русском   языке считается запятая. Это слово встречается с 15 в. По мнению П.Я. Черных, слово   «запятая»   ­   это   результат   субстантивации   (т.е.   перехода   в существительное) страдательного причастия прошедшего  времени от глагола «запяти(ся)» ­ «зацепить(ся), «задеть», «заколоться». В.И. Даль связывает это слово с глаголами «запясть, запять, запинать» ­ «останавливать,   задерживать».   Такое   объяснение,   на   наш   взгляд,   является правомерным. Потребность в знаках препинания начала остро ощущаться в связи с появлением   и   развитием   книгопечатания.(15­16вв.).   В   середине   15   в. Итальянские   типографы   Мануции   изобрели   пунктуацию   для   европейской письменности, которая была принята большинством стран и существует до сих пор. СЛАЙД 4 ДВОЕТОЧИЕ Двоеточие   как   разделительный   знак   начинает   употребляться   с   конца 16в. Двоеточие может ставиться и в простом, и в сложном предложении. В простом предложении: ­ после обобщающих слов перед однородными членами. Нас было двое: брат и я. ­ перед перечислением при отсутствии обобщающего слова, если нужно сигнализировать о нижеследующем перечне: Из­под сена виднелись: самовар, кадка, коробочки, узелки. СЛАЙД 5 ТИРЕ Тире относится к наиболее «молодым» знакам препинания. Существует мнение, что его изобрёл писатель и историк Н.М. Карамзин. Но некоторые учёные­языковеды   опровергают   это   мнение:   этот   знак   встречается   уже   во второй половине 18в. А Карамзин лишь способствовал его популяризации. В «Российской   грамматике»   А.А.   Барсова   (1797   г.)   этот   знак   описан   под названием «молчанка». Тире употребляется в простых предложениях: ­ после однородных членов перед обобщающим словом; ­   перед   сказуемым   или   между   сказуемыми   для   выражения   быстроты   или неожиданности действия; ­ для обособления некоторых приложений; ­ для выделения некоторых вводных или вставных конструкций. СЛАЙД 6 ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Восклицательный   знак   отмечается     для   выражения   восклицания (удивления)  уже в грамматиках М. Смотрицкого и В.Е. Адодурова.  Правила постановки   «удивительного   знака»   прописаны   в   «Российской   грамматике» М.В. Ломоносова.  СЛАЙД 7 ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК Вопросительный знак встречается в печатных книгах с 16в., однако для выражения   вопроса   он   закрепился   значительно   позже,   лишь   в   18в. Первоначально в значении вопросительного использовался знак «;». СЛАЙД 8 МНОГОТОЧИЕ К   более   поздним   знакам   относится   многоточие.   Этот   знак   под названием «знак пересекательный» отмечается в 1831г. в   грамматике А.Х. Востокова, хотя его употребление в практике письма зафиксировано гораздо раньше. СЛАЙД 9 КАВЫЧКИ Не менее интересна история знака, получившего название «кавычки».  Это слово в значении нотного знака встречается в 16в., но в значении знака препинания оно стало употребляться только в конце 18в. Предполагают, что   инициатива   введения   этого   знака   в   практику   письменной   речи   также принадлежит   Н.М. Карамзину.  Учёные   считают,   что   название   этого   знака   не   до   конца   понятно. Сопоставление   с   украинским   названием   «лапки»     даёт   возможность предположить,   что   оно   образовано   от   глагола   «кавыкать»   ­   «ковылять, прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» ­ «утёнок, гусёнок», «кавка» ­ «лягушка».   Таким   образом,   кавычки   –«следы   от   гусиных   или   лягушачьих лапок», «крючок»,  «закорючка». 5.Самостоятельная работа.            Для работы обучающиеся выбирают задание  того уровня сложности, с которым, по их мнению, они могут справиться. На карточке: Задание на «3» Расставьте  недостающие знаки препинания: 1. Сыплется   величественный   гром   украинского   соловья   и   чудится   что месяц заслушался его посреди неба. 2. Лебеди гуси и утки тоже готовились к отлёту. 3. Пройдёт зима и наступит весенний праздник. 4. Она подошла к кусту в то самое время когда жаба хотела схватить цветок. 5. Тут Иван царя оставил и пошёл на сеновал где конёк его лежал. 6. Буратино шлёпнулся в воду и зелёная ряска сомкнулась над ним. Задание на «4» Расставьте недостающие знаки препинания, укажите номера предложений по цели высказывания: А) повествовательные Б) побудительные В) вопросительные. 1) Что же ты моя старушка приумолкла у окна 2) Спой мне песню 3) Наша ветхая лачужка и печальна и темна 4) Два дня мы были в перестрелке 5) И вот на поле грозной сечи ночная пала тень 6) Ребята не Москва ль за нами 7) Зажужжи коса как пчелиный рой Задание на «5» 1) Составьте   предложение,   употребив   в   нём   4­5   различных   знаков препинания. ИЛИ 2) Прочитайте начало рассказа А. Каневского о пользе знаков препинания. Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. Вслед за несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял восклицательный знак и стал говорить тихо, с одной интонацией,   Его   уже   ничто   не   радовало   и   не   возмущало,   он   ко   всему относился тихо, без эмоций. Продолжите рассказ о других знаках препинания. 6. Закрепление. Беседа: ­Какой раздел лингвистики называется пунктуацией? ­С каким разделом он тесно связан? Почему? ­Какие знаки препинания относятся к завершающим?  ­От чего зависит выбор знака в конце предложения? ­Какие знаки препинания ставим внутри простого предложения? Сложного? ­Какие знаки препинания ставим в предложении с прямой речью? ­Какие знаки препинания мы ставим при диалоге? 7. Домашнее задание: 1) Напишите сказку «В гостях у пунктуации» ИЛИ 2) Напишите небольшой рассказ, включив в него диалог. 8. Итоги урока, рефлексия. ­С какой темой мы сегодня знакомились? ­Что понравилось, запомнилось на уроке? ­Какие трудности возникли? Самооценивание работы на уроке, оценки учителя и комментирование.

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"

Конспект урока русского языка в 6 классе  по теме "Пунктуация как система правил"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"

Конспект урока русского языка в 6 классе  по теме "Пунктуация как система правил"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"

Конспект урока русского языка в 6 классе  по теме "Пунктуация как система правил"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"

Конспект урока русского языка в 6 классе  по теме "Пунктуация как система правил"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Пунктуация как система правил"

Конспект урока русского языка в 6 классе  по теме "Пунктуация как система правил"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017