Тема урока: «Подлежащее».
Класс: 8.
Место урока в системе раздела: урок «Подлежащее» – 1-ый урок раздела «Двусоставные предложения. Главные члены предложения», на который отводится 10 ч.
Образовательная концепция: личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение (приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; адаптивность; психологическая комфортность; опора на предыдущее развитие; креативность.)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
1. Помочь учащимся обобщить сведения о подлежащем, известные им из курса 5-7 классов; продолжить формировать умение выделять главные члены предложения (и среди них подлежащее), определять способы его выражения.конспект
Предмет: русский язык.
Тема урока: «Подлежащее».
Класс: 8.
Место урока в системе раздела: урок «Подлежащее» – 1ый урок раздела «Двусоставные
предложения. Главные члены предложения», на который отводится 10 ч.
Образовательная концепция: личностноориентированное обучение, развивающее обучение
(приоритет общечеловеческих ценностей; свободное развитие личности; адаптивность;
психологическая комфортность; опора на предыдущее развитие; креативность.)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
1. Помочь учащимся обобщить сведения о подлежащем, известные им из курса 57 классов;
продолжить формировать умение выделять главные члены предложения (и среди них
подлежащее), определять способы его выражения.
Задачи урока:
1. Актуализировать знания по теме «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в
словосочетании», закрепить умение вычленять словосочетание из предложения; дать
практические советы по выполнению заданий, связанных с заменой словосочетаний
определенного типа на синонимические словосочетания в рамках подготовки к экзамену в 9
классе.
2. Вовлечь учащихся в коллективное обсуждение тем « Патриотизм», «Нравственная память
человека», «Малая Родина».
3. Развивать нагляднообразное мышление, коммуникативную компетенцию.
Проблема урока: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено
существительным, местоимением в именительном падеже, но не знают, что подлежащее
может быть выражено любой самостоятельной частью речи и даже междометием в
значении существительного.
Проблемный вопрос: какими частями речи может быть выражено подлежащее?
Оптимальный вариант ответа: подлежащее может быть выражено любой самостоятельной
частью речи и междометием в значении существительного.
Инновационные методы и формы организации деятельности: ИКТ, развитие
критического мышления ( написание синквейна), составление кластера «Способы выражения
подлежащего», исследование текста Д.С.Лихачёва , интерактивные технологии.
Оборудование урока: учебник русского языка для 8 класса. Авторы: С.Г.Бархударов и др. М.
«Просвещение». 2010; презентация к уроку, проектор, раздаточный материал, разные виды
словарей: толковый словарь С.Ожегова, В.И.Даля.
Эпиграфы к уроку :
Всякая благородная личность глубоко сознает свое
кровное родство, свои кровные связи с отечеством.Любовь к своей Родине — это и любовь к своему
городу, к своей местности, к памятникам
ее культуры, гордость своей историей.
В.Г.Белинский
Д.С.Лихачёв
1. Организационный момент. Подготовка к уроку.
ХОД УРОКА
2. Проверка домашнего задания. Обобщающее повторение по теме «Синтаксис.
Словосочетание. Простое предложение».
Работа с эпиграфами (со всем классом). Учитель зачитывает эпиграфы к уроку.
– Как вы понимаете эти строчки? Какой общей темой объединены высказывания?
Ответы учащихся: речь идёт о патриотизме, о связях с Отечеством…
А) Индивидуальная работа у доски 2х учащихся.
Карточка 1. Выписать из предложения по 1му примеру на каждый вид связи слов в
словосочетании. Выполнить разбор одного словосочетания.
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с
отечеством. В.Г.Белинский.
Карточка 2. Выполнить синтаксический разбор предложения.
Любовь к своей Родине — это и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее
культуры, гордость своей историей. Д.С.Лихачёв.
Б) Упр. 113. Устное сообщениерассказ о храме Василия Блаженного. ( слайды 2, 3)
Примерный ответ учащегося.
Храм Василия Блаженного был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в
память о взятии Казани и победе над Казанским ханством, которые случились именно в день
Покрова Пресвятой Богородицы — в начале октября 1552 года.
Согласно легенде, архитекторы собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы
они не смогли больше построить подобного храма.
Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок
его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает
многоглавую группу кремлёвских соборов, но парит над широко раскинувшимся простором
площади. Собор состоит из восьми столпов, окружающих девятый. Столпыхрамы стоят на
широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное
сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.
Центральный храм увенчан шатром. Замысловатые детали придают храму нарядный и
сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой
поэтической красоте архитектуры.
Слово учителя.Прекрасные храмы и соборы есть и в нашем селе. Это Свято Троицкий собор,
Преображенский собор, Храм Рождества Богородицы, сейчас возводится ещё один храм.
Это достопримечательности нашей малой Родины. ( слайд 4,5)
В) Повторение по теме «Словосочетание. Виды подчинительной связи». Фронтальная
интерактивная работа с классом.
– Посмотрите на фотографии соборов, придумайте по 2 словосочетания на каждый вид
связи: 1 ряд — словосочетание со связью согласование, 2 ряд —со связью управление, 3 ряд
— со связью примыкание. Запишите их.
Например, согласование: великолепный собор, православный храм, народные
представления;управление: поражать воображение, сооружение собора, красота
архитектуры, увенчанный шатром; примыкание: сооружать быстро, виднеться вдали,
отчётливо видно.
– Вспомним, что такое словосочетание. Что такое согласование? Управление? Примыкание?
Г) Подготовка к экзамену ( Задание №7 ОГЭ).
Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.
– Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление: каменное строение, золотой крест ( слайд 6).
– Замените словосочетание, построенное на основе управления, синонимичным
словосочетанием со связью согласование: архитектура Руси, Храмы Дивеева.( слайд 7).
Д) Устная синтаксическая разминка.
В стихотворении Петра Владимировича Шалина ( нашего земляка) читаем:
Соборы дивной красоты
Село Дивеево венчают,
Там красным звоном с высоты
Прибывших странников встречают…( слайд 8)
– Как вы понимаете эти строчки?
Слово «венчать» употреблено в переносном значении «заканчивать собою чтонибудь».
Перед нами красочная метафора. Создаётся яркий образ. МЕТАФОРА — Троп, оборот речи,
состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой нибудь
аналогии, сходства,
– В каком значении употребляется слово «красный»? Красный звон. Какой это звон?
Работа со словарём В.И.Даля, этимологическим словарём, фразеологическим словарём.
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля даётся следующее значение
слова «красивый, прекрасный; превосходный, лучший».
Во «Фразеологическом словаре русского языка» под редакцией А.И. Молоткова слово
«красный» представлено в словосочетаниях с другими словами. Например: «Красная
девица» со значением «слишком робкий человек, застенчивый человек»; «Под красную
шапку» с устаревшим значением «пойти, отдавать в армию»; «Красный петух» в значении«пожар, поджог» и производный фразеологизм «пускать красного петуха» в значении
«устраивать пожар, поджигать чтолибо»; «Красное словцо» со значением «остроумное,
меткое выражение; яркие, выразительные слова»; «Проходить красной нитью» в значении
«являться основным, главным, ведущим в чемлибо; насквозь пронизывать чтолибо».
Выполним устный синтаксический разбор этого предложения.
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное,
распространённое, осложнённое однородными сказуемыми.
– Что такое грамматическая основа?
–Что такое подлежащее?
3. Формулирование темы и цели урока (слайды 9,10).
Сегодня на уроке мы вспомним, что такое подлежащее, узнаем, какими частями речи, кроме
существительного и местоимения, может быть выражено подлежащее; отработаем умение
выделять подлежащее.
Запишем число, тему урока.
4. Работа с материалом учебника § 11. Чтение материала учеником.
5. Первичное закрепление:
– Что такое подлежащее? Что нового вы узнали о подлежащем?
– Какими частями речи может быть выражено подлежащее? Приведите примеры.
Составим кластер «Способы выражения подлежащего» (слайд 11).
6. Закрепление материала на практике. Выполним упр.116. У доски 3 ученика.
Упр. 116 . Списать, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначить
грамматическую основу предложений. Указать, чем выражены подлежащие.
отошли в сторону. (М.Г.)
, поднятые высоко.
1) Поезд ( сущ.) мчался в неясную даль, и я (личн. мест.) вспомнил зимнюю ночь в горах.
( Пауст). 2) Все ( опред. мест.) притихли. Несколько человек ( неделимое словосоч.)
оглянулось. Иные ( опред. мест.)вздрогнули. Другие ( опред. мест.)
3) Развевались два полковых знамени( неделимое словосоч.)
( А.Н.Т.)4) Мы с товарищем ( неделимое словосоч.)
( Шол.)5) Танцующие ( прич. в знач. сущ.) теснились и толкали друг друга. ( Купр.)6) Вот
раздалося ау ( межд. в знач. сущ.) вдалеке. ( Н.)7) Двое ( числ. в знач. сущ.) уже обогнали
меня. И вдруг подошёл третий( числ. в знач. сущ.) . ( Ю.Олёша) 8) Там, где садилось солнце
( сущ.)
когда мы ( личн. мест.)
словос.) стоял на бугре, поросшем густым осинником и старыми елями. (Пауст.)11)
знакомых ребят ( неделимое словос.)уже разъехалось по дачам. (А.Г.)
Большинство
12) Балтийское море( неделимое словос.) глубоко вдаётся в материк Европы. (Н.М.)
, обозначился слабый румянец( сущ.)
возвратились в Степанчиково. (Дост.) 10) Дом отдыха ( неделимое
выехали до заката солнца.
зари. (Шукш.) 9) Был уже полдень( сущ.)
,
– Чем же может быть выражено подлежащее?
7. Работа с текстом Д.С.Лихачёва. Исследование текста.
Раздаточный материал на партах. Прочитайте текст и выполните задания.
О ПАМЯТИПамять противостоит уничтожающей силе времени.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря
памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы
предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.
Память — преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» — это прежде всего
человек неблагодарный, безответственный, неспособный на добрые, бескорыстные
поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.
Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти
его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом,
испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и
о нем все будет позабыто.
Совесть — это память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если
совершенное не сохраняется в памяти, то не может
быть и оценки. Без памяти нет совести.
Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти
народной, памяти культурной. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к
их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам.
Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самими собой и перед
потомками.Память — наше богатство.
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном.
– Какой нравственный смысл вкладывает автор в слово память?
– Согласны ли вы с мнением автора? Выскажите свою точку зрения.
– Напишем синквейн «Память» по этому тексту. Пример синквейна ( слайд 12):
ПАМЯТЬ
НАРОДНАЯ, КУЛЬТУРНАЯ
ХРАНИТЬ, БЕРЕЧЬ, ЦЕНИТЬ
ПАМЯТЬ – ПРЕОДОЛЕНИЕ СМЕРТИ
СОВЕСТЬ
– Спишите предложения, в которых употребляется слово память. Подчеркните это слово как
член предложения. Назовите подлежащие в выделенных предложениях. Чем они
выражены?
8. Рефлексия ( слайд 13).
– Что нового вы узнали? Используйте выражения я понял, научился, мне показалось
сложным…
– Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?9. Домашнее задание ( слайд 14). Материал параграфа 11, письменное задание на выбор:
упр. 119 или выписать из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» несколько
предложений, иллюстрирующих разные способы выражения подлежащего.
1.Учебник русского языка для 8 класса. Авторы: С.Г.Бархударов и др. М. «Просвещение».
2010.
Литература
11