Конспект урока "Сатира М.Булгакова"
Оценка 4.6

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Конспект урока "Сатира М.Булгакова"
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 2 (63). Сатира Булгакова.rtf
Урок 2 (63). Сатира Булгакова Цели урока:  закрепить понятие о сатире, прояснить цели булгаковской сатиры, показать мастерство и гражданское мужество писателя. Методические   приемы:  повторение,   закрепление   понятий,   постановка проблемных вопросов для обсуждения, развитие речевых навыков. Оборудование:  на   доске   эпиграф   из   «Жизни   господина   де   Мольера»   М.   А. Булгакова: «Сатира,   действительно,   как известно всякому грамотному, бывает честная, но на вряд ли найдется в мире хоть   один   человек,   который   бы предъявил   властям   образец   сатиры дозволенной». Ход урока I. Слово учителя Вспомним, что такое сатира и каков предмет ее изображения. Сатира  —   вид   комического   (komikos  греч.,   веселый,   смешной),   эстетическая категория,   единственным   предметом   которой   является  человек  (человекоподобное   в животных и т. д.).  Предметом  сатиры  служат пороки. Она отличается отрицательным, изобличающим   тоном   оценки.   Несовершенство   противопоставляется   идеалу   через антиидеал.  Источник сатиры  — противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни. Виды сатиры. Ирония — смешное скрывается под маской серьезного. Юмор — серьезное скрывается под маской смешного.  Сарказм  — высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка. Средства   сатиры.  1)   гиперболизм,   гротескность;   2)   несоответствие   между определением предмета и его действительным состоянием; 3) контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает. II. Беседа — Вспомните русских и советских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими? (Крылов, Грибоедов, любимый Булгаковым Гоголь, Салтыков­Щедрин, Чехов, Саша Черный, Маяковский, Зощенко, Аверченко, Тэффи, Ильф и Петров, Е. Шварц, братья Стругацкие, Высоцкий, Кибиров, Войнович, Довлатов...) — А есть ли у Пушкина сатирические произведения? (Эпиграммы на Воронцова: «Полумилорд, полукупец...», сатирические строки Евгения Онегина (гости на балу у Лариных).) — Как воспринимались сатирические выпады в 30­х годах ХХ­го века? —   Каково,   по­вашему,   место   сатиры   в   советской   литературе?   В   современной литературе? На эстраде? — Что в центре внимания сатиры сейчас? III. Реализация индивидуального домашнего задания 1. Слово учителя Обратимся к эпиграфу нашего урока и поговорим о сатирических произведениях Булгакова. Давайте послушаем сообщения учащихся о произведениях «Роковые яйца» и «Собачье сердце». 2. Сообщение об истории создания повести «Роковые яйца» Информация для учителя. Действие повести «Роковые яйца» (1925) перенесено в недалекое будущее — 1928 год, когда новая экономическая политика будто бы привела к резкому подъему уровня жизни народа. Однако   в   этом   новом,   преуспевающем   обществе   гениальное   открытие   профессора   Персикова, которое могло бы принести вселенское благо, неожиданно оборачивается трагедией, катастрофой, оказавшись   в   руках   людей   полуграмотных   и   самоуверенных,   той   новой   бюрократии,   которая выросла вместе с революцией и еще более укрепилась в эпоху нэпа. Профессор Персиков гибнет от рук объятой ужасом толпы, и вместе с ним — его великое открытие. Такова внешняя фабула повести, ее лежащий на поверхности план. Но наиболее значительные булгаковские произведения всегда   многослойны,   имеют   несколько   уровней   восприятия,   побуждают   читателя   к   активной мыслительной работе. Так и в случае с «Роковыми яйцами». Если приглядеться повнимательнее, то обнаруживается откровенная пародийность действия. Красный   луч   жизни,   открытый   Персиковым,   символизирует   у   Булгакова социалистическую революцию в России, навсегда отождествленную в истории с красным цветом, с противостоянием красных и белых в недавно завершившейся войне. Красный луч олицетворяет разбуженную революцией энергию народов. Но катастрофа, которая происходит в повести из­за небрежного   обращения   с   лучами   жизни,   предупреждает   и   о   возможной   трагической   судьбе социалистического эксперимента в России. С этой точки зрения интересен образ профессора Персикова — своеобразная пародия на В. И. Ленина. Булгакова волнует судьба ленинского эксперимента, начатого в Октябре 1917 г., волнует   то,   что   разбуженная   энергия   масс   будет   обращена   во   зло   и   приведет   к   грандиозной общественной катастрофе. Булгаковский прогноз развития общества оказался удивительно верным. В   «Роковых   яйцах»   была   показана   неготовность   общества   послереволюционной   эпохи   уважать труд, культуру и знания, принять гуманистические принципы человеческих взаимоотношений. 3. Сообщение об истории создания повести «Собачье сердце» Информация для учителя Повесть   о   Москве   «Собачье   сердце»   не   публиковалась   в   России   до   1987   г. Шестидесятилетний запрет на публикацию объясняется, например, отзывом Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Фабула повести связана с идеей очеловечивания животных. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом: милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, люмпен­пролетария, и превращается в зловещую фигуру Полиграфа Полиграфовича   Шарикова,   быстро   вписавшегося   в   советскую   номенклатуру   и   угрожающего погубить доносом своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента не остается другого   выхода,   как   сделать   все   возможное   дня   исправления   фундаментальной   ошибки, допущенной ими в увлечении сугубо научной стороной эксперимента при неумении предвидеть его ближайшие социальные результаты. В «Собачьем сердце» выясняется, что на уровне отдельной личности идеалы революции оказались   низведены   до   грубого   уравнительства   всех   и   вся,   которое   господствует   в   сознании Шарикова. Именно безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для жизни, именно они   формируют   новое   чиновничество,   становятся   послушными   винтикам   в   административного механизма, осуществляют власть. Булгаков   поставил   под   сомнение   одну   из   главных   официальных   идей   того   времени, основанную на фетише «пролетарского происхождения» и послужившую основанием для нового раскола общества по социальному типу. Обнаружив   в   обществе   «феномен   Шарикова»,   Булгаков   угадал   наиболее   массовую низовую фигуру, адекватную старому пушкинскому понятию «черни», которая была необходима сталинской   бюрократии   для   осуществления   ее   власти   над   всеми   без   исключения   социальными группами, слоями и классами нового государства. Без Шарикова и ему подобных в России были бы невозможны массовые раскулачивания, организованные доносы, бессудные расстрелы, истязания людей по лагерям и тюрьмам, что требовало огромного исполнительного аппарата, состоящего из полулюдей с «собачьим сердцем». Нет   ничего   удивительного,   что   изображенное   Булгаковым   нутро   социального   типа Шарикова было оценено как вызов всему существующему порядку, оценено как «антисоветчина» и запрещено к публикации. Запрет «Собачьего сердца» побудил Булгакова вплоть до конца 20­х годов основное внимание уделить драматургии. IV. Анализ сатирических произведений — Традиции каких писателей прослеживаются в сатирических повестях Булгакова наиболее явно? (Прежде   всего,   Гоголь,   затем   Чехов   —   общие   мотивы,   приемы,   образы. Желательно приведение примеров и параллелей). — Что объединяет «Роковые яйца» и «Собачье сердце» Булгакова? (Образы   ученых,   тема   ответственности   науки,   тема   разрушительной   силы невежества, сатирический пафос). — Можно ли считать Персикова и Преображенского положительными героями? (Возможна дискуссия: оба профессора — интеллигентные, преданные науке люди,   совершающие   великие   научные   открытия,   имеющие   чувство   собственного достоинства.   Но:   оба   живут   изолированно   от   общества   («не   читайте   советских газет» — Преображенский, мрачный кабинет с зашторенными окнами — Персиков), приверженцы   «чистой»   науки.   Преображенский   просит:   «Сообщите,   когда   будет «подходящая смерть». Персиков умывает руки, отдавая свое открытие невеждам, имеющим   власть.   Оба   открытия   выходят   из­под   контроля.   Последствия неожиданны, драматичны и даже трагичны.) Образ профессора медицины Филиппа Филипповича Преображенского вызывает симпатии читателя, несмотря на ряд комических черт, без которых не может обойтись, согласно законам жанра, герой сатирического произведения. — Какие комические черты вы отметили в образе профессора Преображенского? — Чем, на ваш взгляд, Филипп Филиппович «вызывает симпатии читателя»? Вы согласны с тем, что эти симпатии возникают, «несмотря на ряд комических черт»? Может быть, скорее благодаря им? Обоснуйте свое мнение. Литературовед Н. А. Грознова утверждает, что Булгаков не был одинок в своих творческих   исканиях,   что   «весь   воздух   литературы   20­х   годов   был   насыщен   теми   же проблемами, которые волновали автора «Собачьего сердца». — Как вы считаете, какие проблемы волнуют автора «Собачьего сердца» в первую очередь? — Кто из героев повести, на ваш взгляд, наиболее последовательно обращается к проблемам, важным для писателя? —   В   чем   актуальность   предупреждений   Булгакова?   Нужно   ли   искусственно фабриковать людей, вмешиваться в жизненные процессы? Что вы думаете о клонировании? —   Когда   происходит   действие   повести   «Роковые   яйца»?   (1928   г.).   А   когда написана повесть? (1925 г.) Что из этого следует? (Это   оправдывает   фантастичность   происходящего,   является   своего   рода предупреждением.) — Что помогает остановить катастрофу? (Сама природа ставит все на свои места. Вспомним попытки Базарова идти против природы.) — Когда происходит превращение Шарика в «человека»?  (Под Рождество.) —   Когда   обратное   превращение?   (Весной,   в   марте.)   Объясните   символичность этих дат. (Пасха.) М. Золотоносов считает, что «Преображенский в создании Шарикова виноват не меньше Швондера» — В чем, на ваш взгляд, «вина» Швондера в создании Шарикова? Возможно, без участия Швондера из доброго пса мог получиться хороший человек? — Как вы считаете, есть ли «вина» Преображенского (не как хирурга!) в создании Шарикова? Можно ли согласиться с критиком в том, чья «вина» больше, а чья меньше? — Какие афористичные фразы, «крылатые» выражения вам запомнились? («Пропал Калабуховский дом», «Не читайте советских газет», «Разруха не в клозетах, а в головах», «Лягушка жены не заменит» и т. д.) V. Слово учителя Таким   образом,   сатирические   произведения   Булгакова   поднимают   сложные, философские   вопросы,   отвечать   на   которые   приходится   каждому   поколению.   Что действительно   ценно   для   человека?   Может   ли   он   устраниться   отхода   истории?   Эти проблемы — и в романе Булгакова «Белая гвардия», обсуждение которого мы начнем на следующем уроке. Домашнее задание 1. Ответить на вопросы: — Какова тема романа «Белая гвардия»? — Какова позиция автора? 2. Вспомнить историческую обстановку времени действия и времени написания романа. 3.  Индивидуальное задание:  подготовить доклад об особенностях драматургии Булгакова. Пьеса «Дни Турбиных» Вариант урока 2 (63). Анализ повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Цели урока: выявить основные идеи повести; показать актуальность произведения М. А. Булгакова; развивать умения и навыки анализа прозаических произведений. Методические приемы: аналитическая беседа. Оборудование: портрет М. А. Булгакова; видеофильм «Собачье сердце». Ход урока I. Повторение — Расскажите о семье М. А. Булгакова, его юношеских годах. — Каким было отношение М. А. Булгакова к революции? — Как складывалась литературная судьба писателя? Почему советская критика резко отрицательно относилась к творчеству М. А. Булгакова? —   Что   вы   знаете   о   сценической   судьбе   драматических   произведений   М.   А. Булгакова? — Как складывались отношения писателя с властью? В каких произведениях М. А. Булгакова отразились эти отношения? II. Слово учителя Сегодня в центре нашего внимания повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Она написана в 1925 году, а опубликована в нашей стране только в 1987. Представить, что было бы, если бы повесть попала на страницы печати сразу после ее   создания,   пожалуй,   невозможно.   В   новой   России   свобода   слова   и   печати   была   под запретом. Строжайший идеологический отбор литературных произведений велся на самом высоком уровне. Показателен отзыв о булгаковской повести Л. Б. Каменева: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Значит, было чего бояться властям. Посмотрим, каким образом создает писатель гротескный образ современной ему жизни. III. Аналитическая беседа — Какой главный мотив лежит в основе повести? Каковы его истоки? (В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества. Это почти   сказочная   история   о   том,   как   добрый   бродячий   пес   превратился   в   злобное человекоподобное существо. Сюжет восходит к фольклору.) — Какие еще ассоциации вызвали сюжет и герои повести? (Профессор   Преображенский   выступает   в   качестве   волшебника,   колдуна, превратившего   собаку   в   человека.   Надо   сказать,   что   пациенты   профессора   и воспринимали   его   как   волшебника,   хотя   говорилось   это   иносказательно.   Ведь Преображенский занимался омолаживанием людей, имеющих власть и деньги. Это защищало его от произвола домкома.) Отметим,   что   фамилия   профессора   говорит   о   его   даре   преображать.   Это церковная по происхождению фамилия. Действие повести начинается  под Рождество и заканчивается весной, на Пасху. В этом явные реминисценции из Библии. Булгаков вырос в семье профессора духовной академии, рассматривать эти реминисценции как кощунство, видимо, не следует. Скорее это сатира, пародия на претензии человека вмешиваться в то, что подвластно лишь Богу. Начало повести является реминисценцией из поэмы А. А. Блока «Двенадцать»: вспомним «безродного пса», «Ветер, ветер — / На всем Божьем свете» — это напоминает завязку «Собачьего сердца».) —Как сказочные мотивы соотносятся с действительностью? (Если это и сказка, в ней не только «намек», но и много реальных примет времени. Это бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, которая прежде всего «не в клозетах, а в головах», это давление на интеллигенцию (вспомним, как пытались «уплотнить» профессора Преображенского — ему удалось противостоять насилию благодаря   своему   авторитету   как   врача,   благодаря   своим   высокопоставленным пациентам, но других­то «уплотнили»); это советские газеты (других нет), которые профессор не рекомендует читать; безработица, засилье хамства...) — Какую роль играет фантастическое допущение Булгакова? (Превращение Шарика в Шарикова и все, что повлекло за собой это событие, напоминает реализацию популярной в послереволюционные годы идеи создания нового человека: «Кто был ничем, тот станет всем». С помощью фантастического сюжета Булгаков обнажает абсурдность этой идеи.) —Как изменяется поведение «безродного пса» Шарика? (Шарик, чуть  не  околевший  от  холода и  голода,  готов  был  обменять  свою свободу на кусок колбасы. Он был счастлив, попав в теплый дом, и готов на все, чтобы в   нем   остаться.   После   операции   он   становится   все   более   уверенным,   все   больше наглеет  — в нем сидит трижды судимый алкоголик и бездельник Клим  Чугункин. Этому   существу   покровительствует   председатель   домкома   Швондер,   который выправил   ему   «бумаги»,   дал   право   на   прописку   и   устроил   на   работу   в   качестве заведующего   подотделом   очистки   города   от   бродячих   котов.   Заметим,   что   само название   этой   должности,   поднимающей   самомнение   Шарикова,   претенциозно   и нелепо. Недавний пес приводит на «площадь» профессора барышню, пишет донос на профессора, пытается вести себя по­хозяйски, распоряжаясь как у себя дома.) — Кто виноват в том, что Шарик «зарвался»? (Профессор, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится него ведомстве. Слишком интеллигентный профессор лишь с помощью своего ассистента Борменталя сумел справиться с распоясавшимся «новым человеком». Председатель   домкома   Швондер   подобен   сказочному   злому   гному,   и возможности у него тоже почти сказочные. Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права. Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы   показать   свою   власть,   покомандовать   над   «интеллигенцией».   Для   этого   он провоцирует   Шарикова,   натравливает   его   на   профессора,   «спускает   собаку».   Это прием реализации метафоры, когда прием приобретает буквальное значение.) —   Какие   художественные   приемы,   кроме   метафоры,   вы   увидели   в   повести «Собачье сердце»? Какую роль они играют? (Булгаков применяет  композиционное соотнесение парадоксально не схожих ситуаций:   Преображение   Господне   —   операция   по   пересадке   половых   желез. Соотносятся   и   последствия   ситуаций:   просветление   —   усиление   темного,   злого, агрессивного   начала.   Этот   прием   подчеркивает   абсурдность   происходящего, абсурдность общества. Писатель использует контрастные детали. С одной стороны, это лампа под зеленым абажуром, чучело совы — символа мудрости, книги в застекленных шкафах — детали, создающие впечатление спокойствия, уюта, условий для интеллектуального труда. С другой — вторгшиеся в этом мир хамство, пьянство, запах кошек, ловля блох. Контрастные детали усиливают противопоставление двух образов жизни.) IV. Обсуждение эпизода (фрагмента из видеофильма «Собачье сердце») 1. Слово учителя Повесть   «Собачье   сердце»   стала   необыкновенно   популярна   после   своего шестидесятилетнего   запрета.   Она   много   раз   переиздавалась   разными   издательствами, приобрело   и   счастливую   кинематографическую   судьбу,   что   не   характерно   для булгаковских произведений. Булгакова экранизировать очень трудно, удач бывает мало. Одна из них — экранизация «Собачьего сердца». 2. Смотрим фрагмент из видеофильма. 3. Обсуждаем увиденное. — Как вы думаете, что позволяет назвать эту экранизацию удачной? (Подбор актеров, их великолепная игра, бережное отношение к авторскому тексту, умение передать дух эпохи, внимание к деталям...) V. Подведение итогов урока —   Как   по­вашему,   справедливы   ли   были   обвинения   критика   Л.   Авербаха   по отношению к сатирическим произведениям Булгакова: «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность»? — Как вы считаете, противопоставил ли Булгаков в образах Преображенского и Шарикова интеллигенцию и народ?

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"

Конспект урока "Сатира М.Булгакова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018