Конспект урока "Слово о дружбе" 7 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 05.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Слово о дружбе» Класс:7 Предмет: литература Подготовила : Осипова Д.В., учитель русского языка и литературы высшей категории, г.Таганрог Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала. Место урока: заключительный урок в учебном году. Планируемые результаты: личностные: совершенствовать нравственные качества личности в поликультурном пространстве: развивать умение ценить дружбу и дорожить друзьями; формировать в детях стремление быть отзывчивыми, верными, находчивыми и решительными; метапредметные : уметь структурировать изученный материал; подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции; выделять причинно- следственные связи между эпохой, биографическими сведениями авторов и раскрытием темы урока; предметные: знать содержание прочитанных произведений; уметь анализировать характеры героев и понимать зависимость поступков от качеств характера; научиться понимать нравственное содержание произведений, душевные качества героя; понимать авторскую позицию и выражать своё отношение к ней.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: «Слово о дружбе» Класс:7 Предмет: литература Подготовила : Осипова Д.В., учитель русского языка и литературы высшей категории, г.Таганрог Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала. Место урока: заключительный урок в учебном году. Планируемые результаты: личностные:  совершенствовать  нравственные  качества    личности  в  поликультурном пространстве: развивать  умение ценить дружбу и дорожить  друзьями;  формировать в детях стремление быть отзывчивыми, верными, находчивыми и решительными; метапредметные  :  уметь  структурировать  изученный  материал;  подбирать  аргументы для подтверждения  собственной  позиции;  выделять  причинно-  следственные  связи  между эпохой, биографическими сведениями авторов и раскрытием темы урока; предметные:  знать  содержание  прочитанных  произведений;  уметь  анализировать   характеры героев  и  понимать  зависимость  поступков  от  качеств  характера;  научиться  понимать нравственное  содержание  произведений,  душевные  качества  героя;  понимать   авторскую позицию и выражать своё отношение к ней. Виды деятельности: продуктивная творческая: составление кластера; поисковая : самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы; рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов пословиц; репродуктивная : составление учащимися таблицы; сообщения учеников; осмысление сюжета произведений,  изображённых  в  них  характеров,  событий;  ответы  на  вопросы   проблемного характера; исследовательская : сравнительный анализ характеров героев. Основные понятия и термины: лирический герой, ключевые слова, жанр, авторское отношение, биографический комментарий. Целевой компонент урока Педагогические цели: 1.Организовать работу по осмыслению морально - нравственного понятия «дружба». 2.Создать условия для прогнозирования содержания урока с помощью ключевых слов. 3.Организовать работу детей в группах, направив ее на формирование разных точек зрения. 4.Активизировать детей на творческую работу  на всех этапах  урока (организовать работу с раздаточным материалом, презентацией, кластером).  5.Организовать рефлексивную деятельность обучающихся.. 6.Создать обстановку, благоприятную для учебной работы. Ожидаемый результат: 1.Учащиеся осмысленно читают тексты пословиц. 2.Ученики  проводят  сравнение  (находят  сходство  и  различие)  в  поведении  героев   разных произведений. 3.Учащиеся прогнозируют содержание урока с помощью ключевых слов. 4.Обучающиеся умеют работать в группах, уважать разные точки зрения. 5.Учащиеся проявляют творчество и активность на уроке. 6.Учащиеся владеют умениями оценки своей деятельности, высказывают свое отношение к теме урока. 7.Учащиеся получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке. Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная. Оснащение урока: -  раздаточный  материал  для  работы  в  группах  (пословицы  разных  народов  России  о   дружбе,  итоговые работы ), - рабочие тетради по литературе, - презентация, - таблица оценивания. Ход урока: 1.Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, а потом с хорошим настроением приступим к работе. У  нас сегодня  необычный  урок, так  как невозможно буднично, без  душевного трепета, говорить  о дружбе  (на  экране  слайд  №  1).Начнем  наш  урок  с  высказываний   представителей разных  народов.  На  столе  у  каждой  группы  есть  листок  с  пословицами.  Прочитайте   их  и подумайте, о чём в них идет речь? Какую мысль хотели донести нам предки? Работа в группах: 1группа: Сила жизни — в дружбе. (ногайск) Тело украшает одежда, а душу украшает дружба. (узб) Дружбу укрепляет справедливость. (карач) Настоящая дружба беспристрастна. (азерб) Дружба братьев крепче каменной стены. (лакская) 2 группа: Где нет дружбы — там нет успеха. (молд) Сила птицы — в крыльях, сила человека — в дружбе. (татар) Дружба силу добавляет. (эвенк, якутс) В дружбе жить легко. (удм) Рыба без воды не проживет, а человек — без дружбы. (эвенк) 3 группа: Лучше дружбу хранить, чем сокровища иметь. (тувинск) Дружная жизнь длительна, недружная жизнь коротка. (хакас) Ничто не может сравниться с дружной жизнью. (чуваш) Одежду не бережешь — скоро порвется, дружбу не бережешь — скоро разойдешься. (тувинск) Человек, у которого много друзей, широк, как степь; человек, у которого нет друзей, узок, как ладонь. (алт) 4 группа: В хороший день и подружиться хорошо. (узб) В дружбе или равным быть, или вовсе не дружить. (азерб) Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба — словом. (туркм) Если с хорошим подружишь — добьешься цели; если с плохим подружишь — опозоришь себя. (ногайск) И службу не нарушай, и дружбу не разрушай. (узб) 5 группа: Дружные сороки съедят и коршуна, скрученная бечевка разрежет и камень. (бурят) Хлеб из лебеды что горчица, а кто дружбу мутит, в друзья не годится. (башкир) Без дружбы дело на лад не пойдет. (кирг) В дружбе легче жить. (удм) Подружишься с дурным — опозоришься, подружишься с хорошим — достигнешь цели. (татар) Лучше дружбу хранить, чем сокровища копить. (тувинск) Учащиеся читают вслух пословицы и говорят, что все они о дружбе. - Скажите ,ребята, а что бы изменилось в понимании смысла пословиц, если бы мы убрали пометку национальности их создателей?Ответ: - Ничего, так как все народы дорожат дружбой и считает ее одной из главных ценностей человека, без которой невозможно жить. -Выберете понравившуюся вам пословицу и запишите в свою тетрадь. Свой выбор аргументируйте. Спросить 1-2 детей от каждой группы. - А что говорят нам словари насчет определения понятия «дружба»? Слайд №3. Прочитайте, выскажите свое согласие – несогласие. Выступают 2-3 ученика. Учитель: - Ребята, вспомните примеры настоящей дружбы известных людей, достойные уважения. Конечно, это А.С. Пушкин и его лицейские друзья. Слайд № 4-7. Выразительное чтение учеников. - В чем уверен великий поэт? Ответ: - Друзья поддерживают в горе и радости. Настоящие друзья не предадут тебя  никогда. Учитель: - Давайте с вами вспомним произведения русской литературы, героями которых являются друзья (называют произведения). -Правильно, ребята. Вам не составит труда узнать героев на слайде (слайд № 8). - Это сцены из романа А. Рыбакова «Бронзовая птица». Учитель: - О чем эта книга и кто ее герои? Ответ: -О дружбе, о приключениях. Герои - мальчишки и девчонки, отдыхавшие в пионерском лагере и разгадавшие тайну бронзовой птицы. Учитель: -Назовите их имена. Можно ли их считать друзьями? Сформулируйте свое мнение и запишите. Представитель каждой команды зачитывает ответ на вопрос. Итоговая запись: Генка, Слава и др.-друзья, потому что поддерживали друг друга, вместе вели опасное расследование, даже спасали друг друга. Из них получилась отличная команда. Учитель: - На следующем слайде мы видим хорошо знакомых вам персонажей. Назовите их имена. Докажите примерами из текста, что они друзья. Ответ: -Атос, Портос, Арамис и Д`Артаньян – настоящие друзья, проявившие чудеса храбрости, спасая друг друга в разных опасных ситуациях. Школьники вспоминают эпизод с гвардейцами кардинала, путешествие в Англию за подвесками королевы и др. Запись в тетрадь о том, как раскрывает понятие «дружба» Дюма. Учитель: - Назовите героев, представленных на слайде № 10.Что их объединяет? Ответ: - Пеппи, Томми и Анника. Они тоже друзья, которым вместе интересно и весело проводить время. Дети пересказывают эпизоды о посещении цирка и ярмарки, путешествие на остров и др. Запись в тетрадь, о том, как раскрывает понятие «дружба» Линдгрен. Учитель: -Узнали ли вы героев, изображенных на экране (слайд № 11)? - Да, это старик Хоттабыч , Волька и Женя. Их тоже можно назвать друзьями. Учитель: -Докажите факт их дружбы примерами, запишите вывод в тетрадь. Ученики вспоминают «спасение» Жени Богорада в Индии, посещение футбольного матча и цирка… Вывод: и в данной истории дружба объединила людей разных возрастов и мировоззрений. Учитель: - Группы, вы сейчас заполните итоговую работу. Возьмите листы и работайте командой (слайд №12, 13).Зачитываем полученные результаты, дополняем свои записи. Учитель: - Мальчики и девочки, я прочитаю вам стихотворение великого поэта, родившегося в Дагестане, Расула Гамзатова (слайд № 15). Тронули вас эти строки? Какие слова можно взять девизом для настоящих друзей? Ответ: - «Опасайтесь потерять друзей». Учитель: -Запомните эти слова и берегите дружбу. А сейчас возьмите фломастеры и маркеры, и мы с вами сделаем один на всех кластер, используя ватман. Каждая команда впишет слово, отражающее суть дружбы. Подумайте и приступим. Составление кластера общие интересы искренность взаимопонимание взаимовыручка Дружба благородство преданность доверие   верность самоотверженность честность симпатия привязанность участие терпение Подведём  итоги.  Дружба  –  духовная  ценность,  украшающая  жизнь  человека  и наполняющая  ее  смыслом.  Друзья  необходимы  каждому  человеку  в  любом  возрасте.   Для дружбы  не  имеют  значение  национальность,  материальное  и  социальное  положение, расстояние. Нужно ценить друзей и дорожить дружбой. Рефлексия По  часовой  стрелке  поворачиваемся  и  произносим,  глядя  в  глаза  соседу  и  взявшись   за  руки: «Друг мой!» Оценивание: производится индивидуально в представленной таблице. ФИ Название работы Критерии оценивания Заработанные баллы Участвовал в обсуждении пословиц Выразительно читал стихотворения А.С. Пушкина Участвовал в обсуждении кадров из фильмов Заполнял итоговые работы Составлял кластерАктивность в групповой работе высокая средняя низкая Отвечал на уроке очень активно активно редко Общий балл

Посмотрите также