Цель:
v Дать всестороннее представление об уравнении прямой.
v Научить составлять уравнение прямой с помощью составления и решения системы уравнений.
v Формировать навыки мыслительной деятельности, внимательность, культуру чтения, культуру математической речи, развивать активность учащихся.
Ход урока:
Я хочу начать наш урок со слов А.С.Пушкина (слайд)
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг!
Потому что сегодня на уроке мы с вами изучим много нового и интересного, будем делать открытия путем проб и, возможно, ошибок. Итак, начнем.
? Какой вид имеет линейная функция (у=ах+в);
? Привести пример линейной функции (пример);
? Что является графиком линейной функции (прямая);
? Как построить график линейной функции; Что для этого необходимо сделать (найти две точки, удовлетворяющие условию функции, построить их в системе координат, провести через них прямую);
Вот какая схема построения графика линейной функции у нас получилась:
А теперь давайте попробуем выполнить те же действия, но в обратном порядке.
Попробуем выполнить эти действия на конкретном примере. Пример. Даны точки А (2;4) и В(-1;-6).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Но линейной функции при этом мы не имеем. Давайте подставим имеющиеся у нас значения в общий вид линейной функции.
|
у=ах+в |
А(2;3) |
3 = 2а+в |
В(-1;-6) |
-1 = -6а+в |
? Что можно сказать об этих двух уравнениях (т.к. точки принадлежат одной прямой, то а и в имеют одно и тоже значение, а значит будут иметь общее решение, поэтому их можно объединить в систему).
Решим полученную систему:
3 = 2а+в;
-1 = -6а+в.
Учащиеся решают у доски (способом сложения или вычитания одного уравнения из другого).
Результат: а=1/2, в = 2.
Значит уравнение прямой, проходящей через точки А (2;4) и В(-1;-6), будет иметь следующий вид у=1/2х+2.
Так как звучит тема нашего урока?
Составление уравнения прямой.
Записываем в тетрадях число, классная работа. И тему нашего урока.
Так как записать уравнение прямой, проходящей через эти точки?
Психологическая разгрузка: (Звучит фонограмма “шум моря”).
А теперь давайте немного расслабимся и отдохнем. Положите руки на стол, расправьте плечи, выпрямите спины, закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте себе море, волны, чайки над волнами, а кому трудно представить, посмотрите на картинки.
На фоне “шума волн” звучит фрагмент из произведения М.Горького “Песня о Соколе”:
“… Море огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим, нежным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно скользя на берег…”.
Немного отдохнули, а теперь продолжим работу над составлением уравнения прямой.
Работа у доски
Составим уравнение прямой, проходящей через точки
Итог урока.
? Что изучено сегодня на уроке;
? Как составить уравнение прямой, проходящей через две точки.
Какое у вас настроение после этого урока?
И еще одно задание: Прочтите слово, зашифрованное координатами в координатной плоскости.
Прочтите слово, зашифрованное координатами на прямой в координатной плоскости.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.