Конспект урока :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл
Оценка 4.8

Конспект урока :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
история
8 кл
21.02.2018
Конспект урока  :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл
Конспект урока :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл. Цель урока: опровержение либо подтверждение учащимися гипотезы: «Реформы 60-70-х годов Х1Х века способствовали подъему социально-экономического развития России» в ходе организации исследовательской деятельности учеников. Используемая технология - критического мышления. Оборудование урока: историческая карта «Экономическое развитие России во второй половине Х1Х в.», учебники по истории России XIX века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. и «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II.
Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права.doc
Конспект урока по истории Класс: 8 Тема: «Социально­экономическое развитие России после отмены крепостного права».   Учитель: Корелина С.С.   Тип урока ­ урок изучения нового материала.  Форма урока – урок­исследование.  Цель урока: опровержение либо подтверждение учащимися гипотезы: «Реформы 60­70­х годов Х1Х  века способствовали подъему социально­экономического развития России» в ходе организации  исследовательской деятельности учеников.  Используемая технология ­ критического мышления. Оборудование урока:  историческая   карта   «Экономическое   развитие   России   во   второй   половине   Х1Х   в.»,   учебники   по истории России  XIX  века, документальные материалы к теме урока «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н. и   «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера», раздаточный материал – таблицы, характеризующие экономическое развитие России после реформ Александра II.   I.  Организационный момент. Ход урока: II. Актуализация знаний учащихся.       В начале урока учитель выдвигает следующую  гипотезу:  «Социально­экономического развитие России  после отмены крепостного права было успешным».       В ходе урока  учащиеся должны опровергнуть выдвинутую гипотезу либо согласиться с ней.  При объявлении темы урока учитель вначале выясняет, как учащиеся понимают название темы. В ходе обсуждения учащиеся приходят к выводу, что речь пойдет о развитии экономики, а также о том, как изменилось положение различных групп населения в пореформенный период. Тем самым, создается мотивация к изучению нового материала.    В вводном слове учитель подчеркивает значение реформ, проведенных императором Александром II, их влияние на развитие российского общества. Затем сообщает, что  на уроке речь пойдет о том, как изменилось социально­экономическое развитие России после отмены крепостного права. Учитель сообщает, какую гипотезу он выдвигает, называет образовательную цель урока, заключающуюся в том, что учащиеся должны либо опровергнуть, либо подтвердить выдвинутую  гипотезу. (Другой вариант определения   цели   урока   заключается   в   том,   что   ученики   сами   выдвигают   предположение,   что социально­экономическое развитие России после отмены крепостного права было успешным, так как оно было главным препятствием развития государства ко второй половине 19 в. После выдвижения гипотезы учитель может задать вопрос, так ли это было на самом деле, и предлагает ученикам самим назвать цель урока). Называются учебные задачи урока:      1. Выяснить уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время.     2. Выяснить уровень развития промышленности в пореформенное время.     3. Выяснить уровень железнодорожного строительства в пореформенный период.     4. Охарактеризовать состояние финансового дела.      (Учебные задачи также могут определить ученики, исходя из темы урока).  Параллельно рассматривается социальное положение основных слоев российского общества.  III. Распределение заданий группам учащихся. Чтобы решить выдвинутые задачи,   учащиеся делятся на три группы, каждая из которых получает свое задание.  Методом работы учащихся будет исследование различных данных, которые они найдут в   своих   учебниках,   дополнительной   литературе,   предоставленных   учителем   данных   об   уровне социально­экономического   развития   страны   в   форме   таблиц,   учебных   картах.   Приемами   работы учащихся будут: анализ и синтез полученных данных, их сравнение и обобщение. Первая группа исследует уровень развития сельского хозяйства в пореформенное время. Для этого она   использует   текст   учебника,   данные   сравнительной   таблицы,   предложенной   учителем (Приложение1), и документ, помещенный после текста параграфа.  Документ называется: «Письма из деревни. 1879 г.». Энгельгардт А. Н.. Этой группе предлагается найти ответы на следующие вопросы: 1. Сравнить   показатели   развития   сельского   хозяйства   до   и   после   реформы   по   предложенной таблице и сделать соответствующие выводы. 2. Объяснить, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ? 3. Объяснить, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный период?    Вторая группа исследует уровень развития промышленности в пореформенное время. Для этого она использует   также   текст   учебника,   данные   сравнительной   таблицы,   предложенной   учителем (Приложение2),   карту,   помещенную   в   учебнике   или   атласе   «Экономическое   развитие   России   во второй половине Х1Х в.». Этой  группе предлагается найти ответы на следующие вопросы: 1. Сравнить   показатели   развития   промышленности   до   и   после   реформы   по   предложенной таблице и сделать соответствующие выводы.   Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ?   Какие  отрасли промышленности развивались наиболее успешно?  2. 3.       Третья группа исследует развитие в России железнодорожного строительства в пореформенный период.   Для   этого   она   использует   также   текст   учебника,   данные   сравнительной   таблицы, предложенной   учителем   (Приложение3)   и   текст   документа,   помещенный   после   параграфа,   ­   «Из программной записки министра финансов М. Х. Рейтера». Этой  группе предлагается найти ответы на такие  вопросы: 1. 2. 3. Почему период с 1868 – по 1872 года вошел в историю как период «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины? Сделайте вывод, как изменился ассортимент  грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы? Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности и наоборот?    Кроме этих трех групп, создается и экспертная группа. В её задачу входит анализ предложенных таблиц   во время работы трех обозначенных групп. Экспертная группа будет небольшой – из 2­3 учащихся.   Она   составит   для   себя   количественную   характеристику   изменений     социально­ экономического развития России в пореформенный период (пользуясь данными из таблиц). Затем во время работы групп эксперты получат сведения и о качественных изменениях. Таким образом, у них сложится общее представление об уровне социально­экономического развития России. После работы всех групп эксперты вынесут свое суждение о соответствии истине выдвинутой гипотезы.   IV. Работа учащихся по группам.      На выполнение задания учащимся дается 10­15 минут. В ходе работы учащиеся ищут ответы на вопросы. В случае необходимости учитель оказывает им помощь.      Учащиеся в ходе исследования должны приобрести навыки сравнения  уровня развития сельского хозяйства, промышленности, железнодорожного строительства до реформ 60 – 70­х годов XIX века и в пореформенный период.   Кроме этого, ученики занимаются анализом всех имеющихся данных и обобщают их.   По истечении этого времени начинается разбор каждого задания по группам.     При работе первой группы, определяющей уровень развития сельского хозяйства, выясняется, что сельское хозяйство испытывало кризис, несмотря на некоторые успехи и освобождение крестьян от крепостного гнета. Об этом свидетельствуют и данные таблицы. Согласно этим данным, урожайность хлебов повысилась незначительно, так же, как и средневаловой сбор зерна.  Выясняются и причины этого кризиса: недостаток средств у помещиков, неумение и нежелание  их вести по­новому свое хозяйство   и   др.   Что   касается   положения   крестьян,   они   вынуждены   были   арендовать   землю   у помещиков   и   платить   за   неё   огромные   суммы   денег.   Кроме   того,   крестьяне   были   обременены   и другими   платежами   (выкупными,   государственными   и   земскими   налогами   и   т.   д.).   Здесь   нужно добавить, что крестьяне не получили фактически и гражданских прав, в отличие от других сословий, хотя и были освобождены от крепостного гнета. Социальное положение крестьян осталось тяжелым. При обсуждении текста документа, становятся ясными следующие причины ухудшения развития крестьянского хозяйства после реформы 1861 года: это наличие так называемых  «отрезков».     В итоге делается вывод, что в сельском хозяйстве предстояло решить еще много проблем. Прежде всего,   это   ликвидация   остатков   крепостничества   (таких,   как   наделение   крестьян   гражданскими правами наравне с другими сословиями, ликвидация «отрезков», кабальных условий аренды и др.).        При   работе   второй   группы,   определяющей     уровень   развития   промышленности,   учащиеся показывают успехи в развитии этой отрасли. Это видно по данным как представленной таблицы, так и текста   учебника.   По   карте   учащиеся   выявляют   те   отрасли,   которые   наиболее   преуспели   в пореформенный   период:   металлургической,   текстильной,   пищевой.   Кроме   того,   выясняются изменения в размещении отраслей, увеличение значения юга в развитии экономики. Подчеркивается возрастающее значение Донбасса (по добыче руды и угля), Кривого Рога (железной руды), Кавказа (по добыче   нефти).   Учащиеся   должны   отметить   становление   машиностроительной   промышленности, появление крупных заводов в Москве и Петербурге. Также обращается внимание учащимися на то, что больших успехов достигла свеклосахарная промышленность в черноземных губерниях России. Отмечается и рост численности рабочих за счет освободившихся крестьян, уходивших в город на заработки.        В   заключении   своей   работы   учащиеся   второй   группы   делают   вывод,   что   в   развитии   промышленности в пореформенное время наблюдались перемены к лучшему. Также подчеркивается, что   и   в   этой   отрасли   экономики   были   определенные   трудности,   например,   российская промышленность   отставала   от   промышленности   передовых   стран   по   масштабам   и   размерам производства на душу населения, по темпам роста производительности труда.        Работа третьей группы выявляет успехи в развитии железнодорожного строительства, причины «железнодорожной горячки». Это можно подтвердить данными из предложенной таблицы и карты. Учащиеся  подчеркивают значение железных дорог для развития экономики. Это видно из документа, который  изучили учащиеся. В заключении ребята делают вывод, что Россия совершила огромный шаг вперед в развитии железнодорожного строительства.          Здесь   же     отмечаются   и   тяжелые   условия   работы   строителей   дорог.   Можно   обратиться   к известному стихотворению Н. А. Некрасова  «Железная дорога».      В ходе общей работы учащиеся пришли к определенным выводам. При работе последней группы выявляется связь между развитием железнодорожного строительства и финансовой политики.     Учащиеся по тексту учебника знакомятся с финансовой политикой государства. Делается вывод о значении   развития   финансового   дела.   Можно   предложить   одному   из   учащихся   заранее   дать опережающее задание и сделать сообщение о развитии финансового дела в России.    V. Работа экспертной группы.      Экспертная   группа,   выслушав   выступления   учащихся   из   трех   групп,   делает   вывод   об   уровне социально­экономического   развития   России   в   пореформенный   период.   Группа   сравнивает дореформенное развитие страны и после реформ. Она высказывает свое мнение о соответствии истине выдвинутой гипотезы, приводя в доказательство необходимые аргументы.      VI. Рефлексия.    В ходе рефлексии идет обсуждение остальными учащимися выдвинутой гипотезы. Учащиеся в ходе обсуждения   выявляют   степень   её   соответствия   истине.   Они   могут   высказывать   различные   точки зрения по этому вопросу. В итоге, они приходят к выводу, что в целом реформы 60­70­х годов XIX века   способствовали   подъему   социально­экономического   развития   России.   Это   касается промышленности,   железнодорожного   строительства,   финансового   дела.   Однако   по­прежнему отставало сельское хозяйство, в котором имели место пережитки крепостничества. Учащимся можно предложить изменить формулировку гипотезы.     В измененном варианте гипотеза может принять следующий вид:      «Реформы 60­70­х годов XIX века способствовали подъему  промышленности, железнодорожного строительства   и   финансового   дела   в   России,   но   в   сельском   хозяйстве   сохранялись   еще   остатки крепостничества». Приложение 1. Развитие сельского хозяйства в России в пореформенный период (60 – 70 –гг. XIX века). Показатели развития сельского  хозяйства. Посевные площади. Показатели до 1861 года. 82,5 млн. десятин. Показатели с  1870­х  по 90­е годы XIX в. 103,8 млн. десятин. Урожайность хлебов с одной  десятины. 5 центнер. 7 центнер. Средневаловой сбор хлебов. 31,2 млн. тонн. 54,1 млн. тонн Дворянское землевладение. Около 90 млн. десятин. 53,2 млн. десятин. Приложение 2. Приложение 3. Развитие железнодорожного строительства  в пореформенный период Развитие промышленности     в   пореформенный  период. (60 – 80­е годы XIX века). (60 – 70 –гг. XIX века). Показатели   до        1861 года. Показатели  Показатели развития промышленности. железнодорожного  строительства Свеклосахарная промышленность. Протяженность  железных дорог. Выплавка чугуна. 2 тысячи км. Показатели с 1870­х – Показатели с   1870­х по 90­е  годы XIX в. 12,5 млн. пудов. Показатели до 1861  года.  по 1890­е годы. 1,9 млн. пудов. 22 тысячи км. 20,5 млн. пудов. 88,7 млн. пудов. Добыча каменного угля. 18,3 млн. пудов. 555,5 млн. пудов. Добыча нефти. 500 тыс. 377 млн. Ассортимент  перевозимых грузов. Хлеб составлял 40 % всех грузов. Хлеб составлял 25 %  грузов,  нефть – 30 %, лес, уголь – 40 %. Раздаточный материал для групп с вопросами. Карточка № I (промышленность). Для 1 группы.     1.Сравните показатели развития промышленности до и после реформы по предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы. 2. По карте в учебнике «Экономическое развитие России во второй половине  XIX  в.» определите, какие отрасли получили наибольшее развитие и в каких городах? Карточка №2 (промышленность). Прочтите текст учебника – пункт «Промышленный подъем» (стр.146 ­148) и ответьте на вопросы:         1. Что было характерно для развития пореформенной промышленности? 2.Почему российская промышленность,   несмотря на успехи, испытывала трудности? Карточка 3 для 1 группы. Прочтите текст учебника  стр. 146 – 147  и ответьте на вопрос:   Как изменилось размещение отраслей промышленности в период после реформ? ( по тексту учебника и карте в учебнике «Экономическое развитие России во второй половине XIX  в.»). Карточка I (с/х).    Сравните показатели развития сельского хозяйства до и после реформы по     предложенной таблице и сделайте соответствующие выводы: 1. Как изменились посевные площади? 2. Насколько выросла урожайность хлебов и о чем это свидетельствовало? 3. О чем свидетельствовали данные о помещичьих хозяйствах? Карточка №2(с/х). 1.Объясните, почему разорялись помещичьи хозяйства в период после реформ?  (по тексту  учебника стр. 142 ­143). 2.Объясните, почему крестьянские хозяйства испытывали кризис в пореформенный  период? ( по  тексту учебника). Карточка №3 (с/х). По тексту документа «Письма из деревни» А. Н. Энгельгардта (стр. 148­149) ответьте на вопросы: 1. Что такое отрезки? 2. Какую выгоду извлекали из отрезков помещики? Как существование отрезков отражалось на положении крестьянских хозяйств? Карточка для 3 группы. 3.   Как повлияло железнодорожное строительство на развитие промышленности и наоборот?( по  тексту учебника). 1.  Почему период с 1868 – по 1872 года вошел в историю как период           «железнодорожной горячки» и в чем заключались её причины? ( по тексту учебника стр.144 ­ 146  и по карте). 2.    Сделайте вывод, как изменился ассортимент  грузов, перевозимых по железным дорогам в период до и после реформы? (из таблицы).

Конспект урока :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока  :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока  :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока  :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока  :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока  :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл

Конспект урока  :"Социально-экономическое развитие России после отмены крепостного права» ", 8 кл
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018