Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Оценка 4.7

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
20.01.2017
Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Конспект урока в 9 классе по теме "Современные представления о возникновении жизни на Земле" . Урок по УМК Пономаревой, 2016 год. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок сопровождается демонстрацией видеофрагмента «Возникновение жизни на Земле» (18 минут) и «Эволюция – образования пробионтов».
современные представления.docx
Тема: Современные представления о возникновении жизни на Земле ЦЕЛИ 1.Образовательные 2.Развивающие 3. Воспитательные ЗАДАЧИ ­   организовать   работу   учащихся   по   формированию   знаний   о современных представлениях о возникновении жизни на Земле; о   формировании   планеты   Земля   и   её   первичной   атмосферы, роли физических и химических условий на молодой планете в происхождении жизни; о биохимической гипотезе А.И.Опарина и Дж. Холдейна. ­   способствовать   развитию   познавательного   интереса   у учащихся к изучению проблем возникновения жизни;  ­   способствовать   формированию   умения   анализировать предложенную информацию. ­   способствовать   формированию   у   учащихся   диалектико­ материалистического мировоззрения, правильного отношения к окружающему миру; формирование у них понимания единства живой   природы   и   своего   места   в   ней,   воспитание   умения работать в коллективе Метод: репродуктивные (рассказ, эвристическая беседа). Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация. Формируемые УУД: Личностные:  Формирование   мировоззренческого   убеждения   в   естественном   пути возникновения жизни на Земле.  Воспитание   патриотических   чувств   при   ознакомлении   со   вкладом   в науку российского учёного А.И.Опарина.  Обогащение языка биологическими терминами. Метапредметные: Регулятивные:  Развитие  умения   создавать   презентации   учебных   и  исследовательских работ. Познавательные:  Развитие умения работать с текстом, сравнивать и сопоставлять взгляды учёных.  Развитие  умения  находить  аргументы, подтверждающие   определённые положения гипотез. Коммуникативные:  Развитие умения вести диалог. Предметные:  Понимание   возможности   возникновения   жизни   на   Земле   в   результате химической эволюции.  Установление причинно­следственных связей при рассмотрении условий возникновения жизни на Земле.  Уяснение   роли   белков   и   нуклеиновых   кислот   в   формировании первичных организмов. Структурно­логическая схема урока Методы и методические приёмы Пособия Время Основные части  урока 1.Орг.момент 2. Актуализация  и проверка знаний Словесный  Устный опрос 3. Изучение  нового материала Рассказ с элементами беседы Самостоятельная работа с текстом учебника Фронтальный опрос Инструктаж 4. Закрепление  изученного  материала 5. Домашнее  задание Содержание урока: 3' 5' 20' 15' 2' 2.Актуализация и проверка знаний: На прошлом уроке мы познакомились с большим количеством гипотез, теорий и концепций   о   происхождении   жизни   на   Земле.   Каждый   из   вас   готовил   доклад   по изучаемой   теме.   Работы   были   очень   интересные.   Давайте   еще   раз   проследим   и вспомним, как развивались представления по изучаемой проблеме. Фронтальный опрос: 1. Все многообразие гипотез сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Каким? Назовите их.  Ответ: Биогенез­«живое из живого». Абиогенез­« живое из неживого». 2.   Кроме   того,   основные   идеи,   объясняющие   происхождение   жизни   на   Земле можно классифицировать по пяти направлениям. Каким?  Учитель рекомендует обратиться к Приложению 1. 3. Назовите основные идеи. Объясняющие происхождение жизни на Земле? Ответ: Метафизическая (жизнь создана Богом). Теория панспермии (жизнь занесена из космоса). Теория самозарождения. Биохимическая гипотеза А.И. Опарина. Гипотеза геологической вечности жизни. 4. Каковы были взгляды на происхождение жизни в древности?  Ответ: в древнем мире была распространена идея самозарождения. Аристотель: черви появляются из гниющего мяса под влиянием «жизненной силы». 5. В 1859 году Парижская академия наук учредила премию за попытку осветить по­новому вопрос о зарождении жизни на Земле. Кто и когда получил эту премию? В чем была его заслуга? Ответ:   Премия   была   учреждена   за   попытку   осветить   по­новому   вопрос   о зарождении жизни на Земле. Премию получил в 1862 году Луи Пастер. Опыт Пастера: в сосуде   с   S­   образным   горлышком   бульон   хранился   долгое   время   и   оставался стерильным, так как микроорганизмы оседали на стенках изогнутой трубки и в бульон не попадали. Однако стоило обмыть изгиб трубки бульоном, как начиналось гниение, вызванное   микроорганизмами.   Л.Пастер   доказал   невозможность   самопроизвольного зарождения жизни. 3.Изучение нового материала: На   сегодняшнем   уроке   разговор   пойдёт   о   проблеме   происхождения   жизни   на Земле. Эта проблема нашего времени, приобретающая всё большую сложность по мере углубления  наших знаний  о том, что представляет собой  жизнь. Одна  из  основных сложностей при попытке решения проблемы происхождения жизни связана с тем, что мы имеем лишь единственный известный нам вариант жизни – земную жизнь.  Определенным   этапом   в   развитии   гипотез   абиогенеза   стала   концепция   А.   И. Опарина, представляющая собой синтез дарвинизма с биохимией. Суть ее в том, что появлению   жизни   на   Земле   обязательно   должно   было   предшествовать   абиогенное образование   органических   веществ.   Высказанная   в   1924   г.   эта   гипотеза   завоевала много¬численных   сторонников.   Основной   вклад   А.И.Опарина   в   проблему происхождения жизни заключается в том, что он указал путь экспе¬риментального решения этой проблемы.  Сходная гипотеза была независимо высказана Дж. Холдейном в 1929 г., однако сам Ходдейн подчеркивал приоритет А. И. Опарина в этом вопросе. Гипотезу А.И. Опарина развил в 1947 г. английский ученый Дж. Бернал. Основное отличие концепции Дж. Бернала от теории А.И. Опарина состоит в том, что Бернал По Опарину, процесс возникновения жизни на нашей планете можно разделить на ряд  этапов:   1)   абиогенный   синтез   простейших   органических   соединений   из неорганических;   2)   абиогенный   синтез   полимеров   (белков,   жиров,   углеводов, нуклеиновых кислот) из простых органических соединений; 3) образование коацерватов как   обособление   в   растворе   высоко¬молекулярных   веществ   в   виде высококонцентрированного   раствора;   4)  взаимодействие   коацерватов  с   окружающей средой,   сходство   с   живыми   организмами:   рост,   питание,   дыхание,   обмен   веществ, размножение; 5) возникновение генетического кода, мембраны и начало биологической эволюции. запись этапов  возникновени я жизни Для возникновения жизни на Земле должны быть определённые условия. Демонстрация   видеофрагмента   «Возникновение   жизни   на   Земле»   (18 просмотр  видеофильма минут). А сейчас давайте вспомним, какие же условия были на первичной планете для возникновения жизни? ­ ответы учащихся. А теперь рассмотрим основные этапы возникновения жизни (по А.И.Опарину) 1.Абиогенный   синтез   органи¬ческих   соединений.    В   1953г. американский исследователь С. Миллер провел эксперимент, в котором имитировал условия, существовавшие на Земле около 4 млрд лет назад. Правда, вместо ультрафиолетового излучения Солнца он использовал искровой разряд. В специальный воздухонепроницаемый аппарат через систему труб подавалась смесь газов СН4, NH3 и Н2, СО.  Кипящая вода служила источником водяного пара, а с помощью холодильника имитировалась конденсация газовой смеси. После непрерывного пропускания искры в течение нескольких дней при напряжении 60 тыс. вольт (что по количеству энергии эквивалентно периоду в 50 млн лет на примитивной Земле) в водной фазе образовались различные органические соединения. Среди   них   были   обнаружены   биологические   соединения:   мочевина,   молочная кислота, несколько разных аминокислот. 2. Образование и эволюция биополимеров. Демонстрация видеофрагмента «Эволюция – образования пробионтов». 4.Закрепление изученного материала: Выполните задания 3 и 4 в рабочей тетради. ­ проверка выполнения. 5.Задание на дом: п. 31, задание 1, 2 в рабочей тетради. *творческое задание: подготовить сообщение (презентацию) к уроку­конференции на тему «Общие направления и этапы эволюции жизни на Земле». Рефлексия: Урок подошел к концу и сейчас давайте дадим оценку уроку и своей работе на уроке, закончите предложения: Я  могу себя похвалить за…  Я  могу похвалить одноклассников за... Меня удивило… Для меня было открытием то, что ...  На мой взгляд, не удалось…, потому что…  На будущее я учту… Список литературы: Мягкова   А.Н.,   Комиссаров   Б.Д.   «Методика   обучения   общей   биологии».   Пособие   для учителей. Москва: Просвещение, 1973 год. Кулев   А.В.   «Общая   биология»   10   класс,   методическое   пособие.   Санкт­Петербург: Паритет, 2001 год. Опарин АИ. «Происхождение жизни». Москва: Молодая гвардия, 1954г. Мэтьюс   Руперт   «Как   начиналась   жизнь».   Из   серии   книг   «Что   было   до   нашей   эры». Волгоград: «Книга», 1992 год.

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле

Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017