Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология
9 кл
20.01.2017
Конспект урока в 9 классе по теме "Современные представления о возникновении жизни на Земле" . Урок по УМК Пономаревой, 2016 год. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок сопровождается демонстрацией видеофрагмента «Возникновение жизни на Земле» (18 минут) и «Эволюция – образования пробионтов».
современные представления.docx
Тема: Современные представления о возникновении жизни на Земле
ЦЕЛИ
1.Образовательные
2.Развивающие
3. Воспитательные
ЗАДАЧИ
организовать работу учащихся по формированию знаний о
современных представлениях о возникновении жизни на Земле;
о формировании планеты Земля и её первичной атмосферы,
роли физических и химических условий на молодой планете в
происхождении жизни; о биохимической гипотезе А.И.Опарина
и Дж. Холдейна.
способствовать развитию познавательного интереса у
учащихся к изучению проблем возникновения жизни;
способствовать формированию умения анализировать
предложенную информацию.
способствовать формированию у учащихся диалектико
материалистического мировоззрения, правильного отношения к
окружающему миру; формирование у них понимания единства
живой природы и своего места в ней, воспитание умения
работать в коллективе
Метод: репродуктивные (рассказ, эвристическая беседа).
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация.
Формируемые УУД:
Личностные:
Формирование мировоззренческого убеждения в естественном пути
возникновения жизни на Земле.
Воспитание патриотических чувств при ознакомлении со вкладом в
науку российского учёного А.И.Опарина.
Обогащение языка биологическими терминами.
Метапредметные:
Регулятивные:
Развитие умения создавать презентации учебных и исследовательских
работ.
Познавательные:
Развитие умения работать с текстом, сравнивать и сопоставлять взгляды
учёных.
Развитие умения находить аргументы, подтверждающие определённые
положения гипотез.
Коммуникативные:
Развитие умения вести диалог.
Предметные:
Понимание возможности возникновения жизни на Земле в результате
химической эволюции.
Установление причинноследственных связей при рассмотрении условий
возникновения жизни на Земле. Уяснение роли белков и нуклеиновых кислот в формировании
первичных организмов.
Структурнологическая схема урока
Методы и методические приёмы Пособия
Время
Основные части
урока
1.Орг.момент
2. Актуализация
и проверка знаний
Словесный
Устный опрос
3. Изучение
нового материала
Рассказ с элементами беседы
Самостоятельная работа с
текстом учебника
Фронтальный опрос
Инструктаж
4. Закрепление
изученного
материала
5. Домашнее
задание
Содержание урока:
3'
5'
20'
15'
2' 2.Актуализация и проверка знаний:
На прошлом уроке мы познакомились с большим количеством гипотез, теорий и
концепций о происхождении жизни на Земле. Каждый из вас готовил доклад по
изучаемой теме. Работы были очень интересные. Давайте еще раз проследим и
вспомним, как развивались представления по изучаемой проблеме.
Фронтальный опрос:
1. Все многообразие гипотез сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения.
Каким? Назовите их.
Ответ: Биогенез«живое из живого». Абиогенез« живое из неживого».
2. Кроме того, основные идеи, объясняющие происхождение жизни на Земле
можно классифицировать по пяти направлениям. Каким?
Учитель рекомендует обратиться к Приложению 1.
3. Назовите основные идеи. Объясняющие происхождение жизни на Земле?
Ответ:
Метафизическая (жизнь создана Богом).
Теория панспермии (жизнь занесена из космоса).
Теория самозарождения.
Биохимическая гипотеза А.И. Опарина.
Гипотеза геологической вечности жизни.
4. Каковы были взгляды на происхождение жизни в древности?
Ответ: в древнем мире была распространена идея самозарождения. Аристотель:
черви появляются из гниющего мяса под влиянием «жизненной силы».
5. В 1859 году Парижская академия наук учредила премию за попытку осветить
поновому вопрос о зарождении жизни на Земле. Кто и когда получил эту премию? В
чем была его заслуга?
Ответ: Премия была учреждена за попытку осветить поновому вопрос о
зарождении жизни на Земле. Премию получил в 1862 году Луи Пастер. Опыт Пастера: в
сосуде с S образным горлышком бульон хранился долгое время и оставался
стерильным, так как микроорганизмы оседали на стенках изогнутой трубки и в бульон
не попадали. Однако стоило обмыть изгиб трубки бульоном, как начиналось гниение,
вызванное микроорганизмами. Л.Пастер доказал невозможность самопроизвольного
зарождения жизни.
3.Изучение нового материала:
На сегодняшнем уроке разговор пойдёт о проблеме происхождения жизни на
Земле. Эта проблема нашего времени, приобретающая всё большую сложность по мере
углубления наших знаний о том, что представляет собой жизнь. Одна из основных
сложностей при попытке решения проблемы происхождения жизни связана с тем, что
мы имеем лишь единственный известный нам вариант жизни – земную жизнь.
Определенным этапом в развитии гипотез абиогенеза стала концепция А. И.
Опарина, представляющая собой синтез дарвинизма с биохимией. Суть ее в том, что
появлению жизни на Земле обязательно должно было предшествовать абиогенное
образование органических веществ. Высказанная в 1924 г. эта гипотеза завоевала
много¬численных сторонников. Основной вклад А.И.Опарина в проблему
происхождения жизни заключается в том, что он указал путь экспе¬риментального
решения этой проблемы.
Сходная гипотеза была независимо высказана Дж. Холдейном в 1929 г., однако сам
Ходдейн подчеркивал приоритет А. И. Опарина в этом вопросе.
Гипотезу А.И. Опарина развил в 1947 г. английский ученый Дж. Бернал. Основное
отличие концепции Дж. Бернала от теории А.И. Опарина состоит в том, что Бернал По Опарину, процесс возникновения жизни на нашей планете можно разделить на
ряд этапов: 1) абиогенный синтез простейших органических соединений из
неорганических; 2) абиогенный синтез полимеров (белков, жиров, углеводов,
нуклеиновых кислот) из простых органических соединений; 3) образование коацерватов
как обособление в растворе высоко¬молекулярных веществ в виде
высококонцентрированного раствора; 4) взаимодействие коацерватов с окружающей
средой, сходство с живыми организмами: рост, питание, дыхание, обмен веществ,
размножение; 5) возникновение генетического кода, мембраны и начало биологической
эволюции.
запись этапов
возникновени
я жизни
Для возникновения жизни на Земле должны быть определённые условия.
Демонстрация видеофрагмента «Возникновение жизни на Земле» (18
просмотр
видеофильма
минут).
А сейчас давайте вспомним, какие же условия были на первичной планете для
возникновения жизни?
ответы учащихся.
А теперь рассмотрим основные этапы возникновения жизни (по А.И.Опарину)
1.Абиогенный синтез органи¬ческих соединений.
В 1953г. американский исследователь С. Миллер провел эксперимент, в котором
имитировал условия, существовавшие на Земле около 4 млрд лет назад. Правда, вместо
ультрафиолетового излучения Солнца он использовал искровой разряд. В специальный
воздухонепроницаемый аппарат через систему труб подавалась смесь газов СН4, NH3 и
Н2, СО. Кипящая вода служила источником водяного пара, а с помощью холодильника
имитировалась конденсация газовой смеси. После непрерывного пропускания искры в
течение нескольких дней при напряжении 60 тыс. вольт (что по количеству энергии
эквивалентно периоду в 50 млн лет на примитивной Земле) в водной фазе образовались
различные органические соединения.
Среди них были обнаружены биологические соединения: мочевина, молочная
кислота, несколько разных аминокислот.
2. Образование и эволюция биополимеров.
Демонстрация видеофрагмента «Эволюция – образования пробионтов». 4.Закрепление изученного материала:
Выполните задания 3 и 4 в рабочей тетради.
проверка выполнения.
5.Задание на дом:
п. 31, задание 1, 2 в рабочей тетради.
*творческое задание: подготовить сообщение (презентацию) к урокуконференции
на тему «Общие направления и этапы эволюции жизни на Земле».
Рефлексия:
Урок подошел к концу и сейчас давайте дадим оценку уроку и своей работе на
уроке, закончите предложения:
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Список литературы:
Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. «Методика обучения общей биологии». Пособие для
учителей. Москва: Просвещение, 1973 год.
Кулев А.В. «Общая биология» 10 класс, методическое пособие. СанктПетербург:
Паритет, 2001 год.
Опарин АИ. «Происхождение жизни». Москва: Молодая гвардия, 1954г.
Мэтьюс Руперт «Как начиналась жизнь». Из серии книг «Что было до нашей эры».
Волгоград: «Книга», 1992 год.
Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Конспект урока Современные представления о возникновении жизни на Земле
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.