Конспект урока "Современные представления об эволюции органического мира" (9 класс, биология)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.02.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока предназначен для проведения урока в 9 классе, УМК И.Н. Пономаревой. Цель урока: познакомить учащихся с современными представлениями об эволюции органического мира. В ходе урока учащиеся должны рассмотреть популяцию как структурную единицу вида и элементарную единицу эволюции, дополнить теорию эволюции Ч. Дарвина научными открытиями и раскрыть основные понятия современного учения об эволюции.
Иконка файла материала современные представления об эволюции орг мира.docx
Урок биологии в 9 классе.                                          «_____»__________________20____ г. Современные представления об эволюции органического мира. Цель. Познакомить учащихся с современными представлениями об эволюции  органического мира. Задачи. Образовательные: рассмотреть популяцию как структурную единицу вида и элементарную  единицу эволюции; раскрыть основные понятия современного учения об эволюции;  показать синтетический характер современного эволюционного учения. Развивающие: продолжить работу над формированием умений работать с текстом  учебника, выделять главное в содержании изучаемого материала; развивать умения  правильно обобщить данные и делать вывод Воспитательные: воспитывать интерес и потребность изучения предмета, самообразования. Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Повторение изученного материала. Тест «Приспособленность организмов». 1. Примером покровительственной окраски является: а) сходство формы и окраски тела с окружающими предметами; б) подражание менее защищенного более защищенному; в) чередование светлых и темных полос на теле тигра. 2. Яркая окраска божьих коровок, многих видов бабочек, некоторых видов змей и  других животных, обладающих пахучими или ядовитыми железами, называется: а) маскировкой; б) демонстрирующей; в) мимикрией; г) предостерегающей. 3. Разнообразие приспособлений объясняется: а) только влиянием условий среды на организм; б) взаимодействием генотипа и условий среды; в) только особенностями генотипа. 4. Пример мимикрии: а) зеленая окраска у певчего кузнечика; б) ярко­красная окраска у божьей коровки;в) сходство в окраске брюшка у мухи­журчалки и осы. 5. Пример маскировки: а) зеленая окраска у певчего кузнечика; б) сходство в окраске брюшка у мухи­журчалки и осы; в) ярко­красная окраска у божьей коровки; г) сходство в окраске гусеницы и бабочки­пяденицы с сучком. 6. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что: а) жизнь завершается смертью; б) адаптация целесообразна в определенных условиях; в) идет борьба за существование; г) приспособление могут не привести к образованию нового вида. 3. Изучение новой темы. На современном этапе жизни эволюционную теорию Ч. Дарвина дополнили открытия  генетики, морфологии, биохимии, физиологии, экологии и других наук. Современная эволюционная теория включает в себя: ­ дарвинизм (идеи Ч. Дарвина); ­ открытия генетики, которые раскрыли причины мутаций и механизмы  наследственности; ­ открытия молекулярной биологии выяснили способы хранения, реализации и передачи генетической информации с помощью ДНК. Поэтому современную эволюционную теорию часто называют синтетической. Было установлено, что элементарной единицей эволюции является популяция. Популяция представляет собой совокупность организмов одного вида, занимающих  определенную территорию, свободно скрещивающих друг с другом с образованием  плодовитого потомства.  Почему организмы существуют в форме популяций, а не заполняют территорию  однородно? Каждый организм в популяции обладает определенным генотипом. Совокупность  генотипов всех особей популяции называют генофондом популяции. Богатство  генофонда зависит от аллельного разнообразия. Например, могут быть только АА, а  могут быть АА, Аа, аа.  Мутационный процесс является источником наследственной изменчивости –  комбинативная изменчивость – постоянно протекающий мутационный процесс исвободное скрещивание приводят к тому, что в пределах популяции накапливается  большое количество изменений. Мутации не проявляются фенотипически до тех пор,  пока остаются гетерозиготными. По достижении достаточно высокой концентрации  мутаций становится вероятным скрещивание особей, несущих аллельные рецессивные  гены. В этих случаях мутации проявляются фенотипически и попадают под прямой  контроль естественного отбора – адаптация организмов.  Изменения генофонда могут быть: ­ направленными ­ ненаправленными – случайные изменения.  Одной из существенных причин, ведущих к  изменению частот аллелей и генотипов популяциях, служит поток генов, или миграция  особей. Не часто   популяция представляет собой совершенно закрытые системы  (изоляция), что приводит к дивергенции – расхождение по ряду генетических  признаков. В итоге скрещивание становится невозможным, и в каждой популяции  образуется новый вид. Основные понятия СТЭ. Стр. 141 4. Закрепление. Сравнение эволюционного учения Дарвина и современной теории эволюции. Признаки   Единица эволюции Эволюционный  материал Эволюционное учение Ч. Дарвина   Вид Наследственность, изменчивость Факторы эволюции Борьба за существование Движущие факторы Естественный отбор – следствие борьбы за существование Характер эволюции Дивергентный, постепенный СТЭ с дополнениями   Популяция Мутационная и комбинативная изменчивость Мутационный процесс,  популяционные волны, дрейф  генов, изоляция Естественный отбор –  следствие борьбы за  существование, основан на  накоплении случайных и  мелких мутаций; в  изолированных популяциях –  дрейф генов Дивергентный, постепенный,  внезапный: путем  хромосомных перестроек,  полиплоидизации,  гибридизации Результат  эволюции Повышение приспособленности к условиям среды, постепенное  усложнение и повышение организации живых существ, увеличение  многообразия видов5. Домашнее задание. §38