Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
7 кл
25.01.2018
Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)
На материале этого урока удобно отрабатывать следующие метапредметные умения: выделить в тексте характеристики сравнения трёх объектов и отобразить информацию в сравнительной таблице. Умение делать выводы об общих и особенных признаках 3-х объектов на основании данных таблицы. Объекты оценивания: -сравнительная таблица; - вывод, сделанный на основании данных сравнительной таблицы. Процедура оценивания: 1. Учащимся предлагается текст, в котором необходимо выделить характеристики, соответствующие объектам №1, № 2 и №3 согласно параметрам. 2. В качестве текста предлагается текст о группах Плоских червей. Ученики получают одинаковый текст, работают индивидуально и в парах. На работу отводится 20 минут. Учащиеся с критериями оценки сравнительной таблицы и выводов уже ознакомлены на предыдущих уроках. Учащиеся предоставляет сравнительную таблицу и вывод, сделанный на основании данных таблицы, учителю. 3. Учитель фиксирует результаты и делает анализ работ учащихся. На следующем уроке учитель знакомит учащихся с результатами работы и дает краткий комментарий ответов учеников.
Конспект урока Плоские черви 7 кл.docx
Конспект урока биологии в 7 классе «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» Конкретизированный метапредметный результат:  1. Умение   выделить   в   тексте   характеристики   сравнения   двух   объектов   и   отобразить информацию в сравнительной таблице. 2. Умение делать выводы об общих и особенных признаках 3­х объектов на основании данных сравнительной таблицы. Объекты оценивания:  ­сравнительная таблица; ­ вывод, сделанный на основании данных сравнительной таблицы. Процедура оценивания: 1 Учащимся предлагается текст, в котором необходимо выделить   характеристики, соответствующие объектам  №1, № 2 и №3 согласно параметрам. 2 В качестве текста предлагается текст о группах Плоских червей. Ученики получают одинаковый   текст,  работают   индивидуально   и   в   парах.   На  работу   отводится   20 минут.   Учащиеся   с   критериями   оценки   сравнительной   таблицы   и   выводов   уже ознакомлены   на   предыдущих   уроках   (Например,   при   обобщении   темы «Простейшие»). Учащиеся предоставляет сравнительную таблицу и вывод, сделанный на основании данных  таблицы,  учителю.    Учитель фиксирует результаты и делает анализ работ учащихся.   На следующий день     учитель   знакомит   учащихся     с   результатами     работы   и   дает   краткий комментарий ответов учеников. 3 Урок Обобщение по теме «Тип Плоские черви» Цель: Обобщение и закрепление знаний учащихся по пройденной теме. Задачи:  Образовательные:  обобщить и закрепить фактические знания по пройденной теме, определить уровень усвоения темы. Развивающие:­   Умение   выделить   в   тексте   характеристики   сравнения   трёх   объектов   и отобразить  информацию в сравнительной таблице. ­Умение   делать   выводы   об   общих   и   особенных   признаках   3­х   объектов   на   основании данных сравнительной таблицы. Воспитательные: содействовать формированию толерантности, умению работать в паре.  1 этап.               Актуализация знаний          до 5 минут Каких животных мы изучаем? ( тип Плоские черви) Сколько классов в типе? Как оформляем изученный материал в тетради? (Составляем характеристику отдельным классам) Что нужно сделать для того чтобы дать полную характеристику  всему типу?( Объединить характеристики, систематизировать, обобщить) Чтобы   изученным   материалом     было   удобно   пользоваться   в   какой   форме   можно систематизировать  информацию? (схема, таблица, график) Цель нашего урока: обобщить знания о типе Плоские черви и представить их в форме таблицы. 2 этап        Основной    до   30 минут Прочитайте техническое задание и приступайте к выполнению работы. ­20 минут Сравните полученный результат с соседом по парте (можно объединить в минигруппы для сравнения полученного результата) Заполнение заранее начерченной таблице на доске  Сравнили с ключом на слайде, карандашом отметили ошибки и исправили их на доске и техзадании Вы получили критерии правильного заполнения таблицы. Оцените себя. Выводы сравнили с ключом на слайде. Оценили. Лучшие озвучили. 3 этап        Рефлексия С помощью чего достигли цели? (составление таблицы)                                                              Отчего будет зависеть правильность заполнения таблицы(от выбора объектов и  параметров)                                                                                                                                        Где такие умения ещё пригодятся? ( на других уроках) 4 этап   Домашнее задание.     В   зависимости   от   результатов   полученных   на   этом   уроке   каждый   из   вас   должен определить какой объём материала и сколько времени вы должны потратить на домашнее задание, чтобы на следующем уроке успешно справится с тестом по этой теме. На  4 слайдах; Таблица 1.  Сравнительная  характеристика  строения групп Плоских червей Параметры  (линии)  сравнения Объект 1  Объект 2 Объект 3 (Укажи название) (Укажи название) (Укажи название) Ресничные или  планарии Сосальщики Ленточные черви 1.Образ жизни Свободноживущие Паразиты Паразиты 2. Способ  передвижения Ползком или вплавь   С использованием  присосок  волнообразные движения   кожно­мускульного  мешка 3.Пищеварени е  Хищники                    Глотка, кишка,  ротовое отверстие Ротовое отверстие,  глотка, кишка Поверхность тела.  Система не развита 4.Нервная  система 5.Органы  чувств нервные узлы,  столбы, перемычки нервные узлы, столбы, перемычки парный ганглий,  нервные  тяжи Светочувствительны е глазки отсутствуют отсутствуют 6.Выделение Каналы, поры Каналы, поры Вся поверхность тела 7.Размножение Бесполое и Половое­ гермафродит Половое ­  гермафродит Половое­гермафродит Выводы: 1. Ресничные черви свободноживущие, образ жизни ленточных и сосальщиков –  паразиты. 2. Самый сложный способ передвижения у планарий. 3. Строение пищеварительной системы ресничных и сосальщиков одинаково. 4. Нервная система не развита у ленточных червей. 5. Органы чувств развиты только у планарий. 6. Выделение одинаковое у ресничных и сосальщиков. 7. У паразитов только половое размножение, но все гермафродиты. ИЛИ 8. Все системы органов лучше развиты у свободноживущих червей (допускается  перечисление).   Критерии оценивания сравнительной таблицы Критерии Сопоставимост 1 ь  объектов  2.   Использование   в наименовании параметра   понятий, обобщающих   признаки объектов.    Соответствие о 3. информации характеристиках объектов в   таблице и тексте    Параметры В таблице указаны 3 объекта для сравнения. Объекты однородны (относятся к одной группе, классу, виду), взяты из текста. В   таблице   указаны   2   однородных   объекта   сравнения,   взятые   из текста В таблице указаны объекты, о которых нет информации в тексте или объекты не являются однородными или объекты не указаны  Во всех строках таблицы для обозначения параметра используется понятие   (слово   или   словосочетание),   обобщающее   признаки объектов В одной строке обобщающее слово или словосочетание не является обобщающим по отношению к признакам объектов В двух  строках обобщающее слово или словосочетание не является обобщающим по отношению к выбранной информации В трех строках таблицы обобщающее слово или словосочетание не является обобщающим по отношению к выбранной информации  Во   всех   ячейках   таблицы   указанные   признаки   объектов соответствуют   информации   текста   (есть   в   тексте,   принадлежат указанному объекту) В   одной   ячейке   таблицы   указанные   признаки   объектов   соответствуют информации текста или отсутствуют В   двух   ячейках   соответствуют информации текста или отсутствуют В трёх ячейках таблицы характеристики объектов  не соответствуют   таблицы   характеристики   объектов     не   не Баллы 10 5 0  10 5 1 0 15 10 5 0 5.   Кол­во   параметров (линий сравнения) * информации текста или отсутствуют Указано 4 и более параметров  (линий сравнения)  Указано 3 параметра (линий сравнения) Указано 2 параметра (линии сравнения) Указан 1и менее параметр (линия сравнения)   ИТОГО 15 10 5 0 50          Критерии оценивания вывода, сделанного  на основании данных сравнительной таблицы Критерии 1.В выводе указаны объекты   и   их признаки Параметры В выводе указаны все объекты и их общие и особенные признаки Баллы 15 В   выводе   указаны   все   объекты   и   их   общие   или   особенные признаки В выводе указаны только  объекты В выводе указан один объект и его признаки В  выводе   не   указаны   все   объекты   и   их   общие     и   особенные признаки. 10 5 2 0 Раздаётся каждому ученику Техническое задание: Приложение Внимательно прочитайте текст.  Выделите объекты (предметы, существа, явления), которые можно сравнить, опираясь на информацию текста.   Заполните   таблицу.   В   столбике   «параметры   для   сравнения»   запиши   слово, словосочетание или предложение, означающее основание, по которому эти объекты можно сравнить.   В остальных ячейках укажи признаки объектов, указанные в тексте. Признаки запиши словом   или   словосочетанием   (не   более   8­ми   слов).   Можно   использовать   слова   из текста, можно записать своими словами.    На основании данных сравнительной таблицы сделайте выводы.  Время выполнения­ 20 минут. Тезаурус: Сравнительная таблица­это   вид таблицы,   позволяющий сравнивать информацию о нескольких (в данном случае о трёх) объектах. В таблице заданы объекты и параметры для сравнения. Параметры отражают состав, строение и свойства (функции) объектов. Вывод  –  это   суждение,   которое   фиксирует   общее   и   особенное   у   объектов   по предложенным параметрам и объектам сравнения Текст   Свободноживущие   плоские   черви   передвигаются   ползком   или   вплавь.   Этому способствуют   кожно­мускульный   мешок   и   реснички.   Паразитирующие   черви   при передвижении   могут   пользоваться   присосками   (передвигаются   по   типу   гусеницы­ землемера). Для сосальщиков, которые ведут исключительно паразитический образ жизни, характерны присоски (обычно 2 ­ротовая и брюшная) шипы, крючья на поверхности тела. Ленточные черви используют волнообразные движения  кожно­мускульного мешка.      Свободноживущие   плоские   черви   питаются   преимущественно   как   хищники. Паразитирующие   черви   питаются   либо   всасывают   питательные   веществ   через   ротовое отверстие (сосальщики), либо впитывают их через всю поверхность тела. Во всех группах, кроме   ленточных червей, имеется глотка, ведущая в кишку.   Кишка слепо замкнута и сообщается с окружающей средой только через ротовое отверстие. Глотка располагается на брюшной поверхности, нередко посередине. У  ленточных червей кишка отсутствует, но некоторые виды при отсутствии еды могут съесть 95 % своего тела.    У планарий  нервные узлы расположены в передней части тела,  от них отходят нервные столбы,   соединенные   перемычками.   Некоторые   ресничные     приобрели     пигментные светочувствительные  глазки. У некоторых наземных планарий глазки позволяют  видеть предметы. Может быть 4 глаза или один непарный глаз. У сосальщиков органы чувств отсутствуют. В связи с паразитизмом у большинства ленточных червей слабо развита не только пищеварительная  система,  но и  нервная система  и органы  чувств.  Есть парный нервный узел и несколько пар нервных тяжей.  Выделение     плоских   червей   осуществляется   при   помощи   ветвящихся   каналов, соединяющихся   в   один   или   два   выделительных   канала.   На   заднем   конце   тела выделительные каналы открываются наружу выделительными порами. У ленточных червей выделение происходит через всю поверхность тела. Подавляющее большинство плоских червей — гермафродиты. Половая система паразитов достигает   исключительного   развития   и   очень   сложно   устроена,     что   обеспечивает   их высокую плодовитость как паразитов. Это повышает возможность выживания сосальщиков и   ленточных   червей,   развивающихся   со   сменой   хозяев.   Планарии   могут   также размножаться   бесполым   путём.   При   этом   на   теле   появляется   поперечная   перетяжка, постепенно разделяющая животное на две части. Образовавшиеся особи в последующем достраивают необходимые части. Плоские черви могут регенерировать 6/7 своего тела. Маленькие фрагменты размером с десятую или даже сотую часть тела планарии образуют заново целый организм. Например, при недостатке кислорода или  повышении температуры воды   они   сами   распадаются   на   куски,   которые   регенерируют   при   наступлении благоприятных условий.  Ресн чные ч рви насчитывают свыше 3500 видов.  ии еи Таблица 1.  Сравнительная  характеристика строения плоских червей Параметры  Объект 1  Объект 2 Объект 3 (линии)  сравнения (Укажи название) (Укажи название) (Укажи название) Выводы: Критерии оценивания сравнительной таблицы Критерии Параметры 2 Сопоставим В   таблице   указаны   3   объекта   для   сравнения.   Объекты Баллы 10 ость  объектов  однородны (относятся к одной группе, классу, виду), взяты из текста. В таблице указаны 2 однородных объекта сравнения, взятые из текста В таблице указаны объекты, о которых нет информации в тексте или объекты не являются однородными или объекты не указаны  5 0 2.   Использование   в наименовании Во   всех   строках   таблицы   для   обозначения   параметра используется понятие (слово или словосочетание), обобщающее  10 параметра понятий, обобщающих признаки объектов.  3.   Соответствие информации   характеристиках о объектов в  таблице и  тексте    Кол­во 4. параметров   (линий признаки объектов В   одной   строке   обобщающее   слово   или   словосочетание   не является обобщающим по отношению к признакам объектов В   двух     строках   обобщающее   слово   или   словосочетание   не является обобщающим  В трех строках таблицы обобщающее слово или словосочетание 5 1 0 не является обобщающим  Во   всех   ячейках   таблицы   указанные   признаки   объектов 15 соответствуют информации текста (есть в тексте, принадлежат указанному объекту) В   одной   ячейке   таблицы   указанные   признаки   объектов     не соответствуют информации текста или отсутствуют В   двух   ячейках   соответствуют информации текста или отсутствуют В   трёх   ячейках   таблицы   характеристики   объектов   соответствуют информации текста или отсутствуют Указано 4 и более параметров  (линий сравнения)  Указано 3 параметра (линий сравнения) Указано 2 параметра (линии сравнения)   таблицы   характеристики   объектов     не   не 10 5 0 15 10 5 Указан 1и менее параметр (линия сравнения) сравнения) *   ИТОГО 0 50 Таблица 3.                   Критерии оценивания вывода,  сделанного   на основании данных сравнительной таблицы Критерии 1.В выводе указаны объекты и их признаки Баллы 15 Параметры В выводе указаны все объекты и их общие и особенные признаки В выводе указаны все объекты и их общие или особенные признаки 5 В выводе указаны только  объекты В выводе указан один объект и его признаки 2 10 В   выводе   не   указаны   все   объекты   и   их общие  и особенные признаки. 0

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)

Конспект урока «Сравнительная характеристика классов Плоских червей» (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2018