Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)
Оценка 5

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
4 кл
21.01.2018
Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)
Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир), УМК "Школа России" (индивидуальное обучение). В доступной форме, с использованием видео предоставлена информация об интересной исторической эпохе - эпохе рыцарей, рыцарских поединков, рыцарского отношения к дамам, и всего того, что связано с рыцарями.
_СРЕДНИЕ ВЕКА_ ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ_.docx
1 УРОК 21 Тема урока: «Средние века: время рыцарей и замков» Тип урока: изучение и первичное закрепление изученного материала. Цель урока: сформировать представление о Средневековье как об одном  из периодов Всеобщей истории. Задачи: Образовательная: знакомство учащегося с жизнью людей в средние века,  изобретениями, религиями; Развивающая: развитие творческих способностей, воображения,  наблюдательности, расширение словарного запаса обучающегося; Воспитательная: воспитание положительных качеств: храбрости,  мужества, благородства, любви к Родине, интереса к окружающему миру, к истории. Ход урока: 1. Организационный момент. Проверка готовности учащегося к уроку. 2. Проверка домашнего задания. ­ Что особенно тебе запомнилось в истории Древнего мира? ­ Какие страны относятся к Древнему миру? Слайд «Тест». Тест. 1. Какая страна переводится как «чёрная земля»? а) Египет; б) Греция; в) Рим. 2. В какой стране есть пирамиды? а) В Египте; б) В Греции; в) В Риме. 3.В какой стране есть город Помпей, который погиб от извержения вулкана Везувий? а) В Египте; б) В Греции; в) В Риме. 4. Столицей какой страны является город Афины? а) Египта; б) Греции; в) Рима. 5. Какая страна стала родоначальницей Олимпийских игр? а) Египет; 2 б) Греция; в) Рим. 3. Изучение нового материала. ­ История ­ это дорога времени, по которой мы начали путь на  позапрошлом уроке. Слайд «Лента времени» ­ Как называется эпоха, во время которой появился первый человек?  (Первобытный или первобытно­общинный) ­ С какой эпохой мы познакомились на прошлом уроке? (Древним миром) ­ Посмотри на «Ленту времени». Как ты думаешь, с какой эпохой мы будем знакомиться сегодня? (С эпохой Средневековья) ­ Да, сегодня мы познакомимся с новой эпохой, которая называется  Средневековье или иначе средние века. Как ты понимаешь «средние века»?  (Находятся между историей Древнего мира и историей Нового времени, то  есть как бы посередине) ­ Средние века охватывают 10 веков ­ с V по XV век. Сколько это лет?  (1000) ­ Когда речь идёт о таком большом временном отрезке, трудно назвать  точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в  другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был  свергнут с престола последний римский император и произошло крушение  великого государства древности — Западной Римской империи. Многое изменилось в жизни людей в средние века. Изменилась  архитектура. Она стала более совершенной. Основными стилями того  времени являются: Романский стиль ­ мощные стены, протяжённые по горизонтали, узкие  окна (замки и крепости); Готический стиль — высокие огромные окна в ярких витражах. Слайд: стили. В средние века города выглядели как крепости. Они выстраивались  плотными рядами по обеим сторонам улицы. Их ширина равнялась длине  копья. Конечно, ты видел по телевизору Московский Кремль ­ резиденцию  русских царей. Слайд: Красная площадь. ­ А ведь это не что иное, как памятник средневековья. Кремль был  построен в конце XV века. Средневековые сеньоры не только возводили себе каменные жилища, но и  сами одевались в железо. А как они назывались, ты узнаешь из загадки: На щите моём эмблема 3 И девиз «Любовь и честь!» Докажу я непременно, Что они на свете есть. Я невинных защищаю, Преступления отомщаю – Лишь за правду должен биться Каждый благородный…( рыцарь) ­ Да, они были рыцарями. Слово «рыцарь» обозначает «всадник». Как ты  себе представляешь рыцаря? (Ответ учащегося) Слайды: рыцари. ­ Рыцарями могли быть только люди благородного происхождения. Для  рыцаря считалось обязательными моральные нормы: смелость, верность  долгу, самоотверженность, благородство по отношению к женщине. Но не  каждый благородный человек мог стать рыцарем. Рыцарями становились  люди, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение. Полное  рыцарское вооружение составляли стальные латы, закрывавшие туловище  или гибкая кольчуга, шлем с железным забралом, украшенный перьями или  конской гривой; руки и ноги также покрывались железной бронёй. Кроме  того использовался щит и меч. Доспехи весили около 40 кг, и от рыцарей  требовалась недюжинная сила, чтобы их носить. Кони тоже были одеты в  броню. Слайд: доспехи и и оружие. Для того, чтобы стать настоящим рыцарем, требовалось очень много  времени и сил. Владеть оружием и управлять конём рыцари учились с  детства. В 7 лет мальчики покидали родительский дом и становились  пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или  короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, метанию копья, стрельбе  из лука, верховой езде, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным. Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю,  становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за  лошадями, собаками и доспехами. В походе оруженосец вёз доспехи, во  время боя в нужный момент должен был подать ему запасное оружие. И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев  посвящали в рыцари. А чтобы в мирное время не притупилось их военное  искусство, рыцари участвовали в в специально организованных военных  состязаниях ­ турнирах. На рыцарском турнире 2 рыцаря скакали  навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями,  старались выбить противника из седла. Как я говорила ранее, для рыцаря  считалось обязательными моральные нормы: смелость, верность долгу,  самоотверженность, благородство по отношению к женщине. Рыцарь 4 обычно носил ленту, эмблему или платок своей дамы сердца. Это был её  знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме,  знак которой он носил. Слайд турнира. Видео «Рыцарский турнир» https://www.youtube.com/watch?v=g7­ar8x63x0  4. Физкультминутка. ­ Представь себя рыцарем. Покажи, как ты стреляешь из лука, метаешь  копьё, сражаешься мечом, защищаешься щитом. 5. Продолжение изучения нового материала. ­ Кроме вооружения у каждого рыцаря был свой девиз, флаг и герб. А  иногда рыцари придумывали себе имя. Например, рыцарь Ричард Львиное  сердце или рыцарь печального образа. Слайды: девизы; флаг, герб. ­ В геральдике (науке о гербах) каждый цвет имеет своё значение. Слайд: значение цветов в геральдике. ­ Кроме цветового обозначения на гербах использовали изображения  животных и растений. Слайд: животные и растения для изображения на гербах. ­ На уроке изобразительного искусства мы с тобой продолжим знакомство  с геральдикой и ты, снова представив себя рыцарем, придумаешь и  изобразишь свой собственный герб. ­ Из истории Средневековья известна женщина­рыцарь ­ Жанна Д*Арк ­  героиня французского народа, поднявшая освободительное движение  против английских захватчиков в наиболее тяжёлый для Франции период  столетней войны. Но церковники обвинили девушку в колдовстве, и 19­ летняя Жанна была сожжена. Слайд: Жанна Д*Арк. ­ Жили рыцари в замках. Замок — это дворец и крепость знати. Замки  строились для защиты от врагов. Возводились они в хорошо защищённых  местах. Главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Замки знати  были не очень удобными жилищами. В них было сыро, холодно, гуляли  сквозняки. Первые замки не имели стёкол в окнах, водопровода и  электричества. Помещения освещались факелами из веток дерева или  пучков тростника. Старинный замок, каменные стены, От бега времени они, как смоль, черны, На стенах замка тлеют гобелены, В них всё ещё таится дух войны.  Огромен зал, и разных комнат много, 5 Игра теней в огнях игры свечей, И всё ещё сокрыта здесь тревога, И так же слышен лязг и звон мечей. Куда ни глянь – всё рыцарь иль картина, Что ни возьми – всё пыль, да сталь, да старь, И всюду кружевная паутина. А ведь когда­то жил здесь государь. Слайд: замки. ­ Но Средневековье ­ это не только рыцари и замки, а ещё становление  религии, развитие науки, техники и многое другое. В средние века у людей  появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, компас,  механические часы, были изобретены порох и огнестрельное оружие,  началось изготовление бумаги, люди научились печатать первые книги,  стало развиваться образование. Слайд: изобретения ­ В Средневековье мореплаватели открыли Америку, Австралию. В это  время образовались многие государства — Англия, Франция, Италия,  Россия. Во все времена люди пытались осмыслить то, что их окружало, понять  себя, человеческую жизнь и смерть. Им казалось, что их жизнь полна  каких­то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей.  Поклоняясь этим силам люди устанавливали свои правила, обряды,  ритуалы, традиции. Так появились новые религии (христианство, ислам,  буддизм). Слайды: религии. 5. Подведение итогов урока. ­ С какой эпохой мы сегодня познакомились? (Средневековье) ­ Сколько длилась эта эпоха? (10 веков) ­ Какие новшества появились в средние века? (Образование,  книгопечатание) ­ Средние века ­ это время кого? (Время рыцарей) ­ Кто мог стать рыцарем? (Люди благородного происхождения, достаточно  богатые, чтобы приобрести коня и доспехи) ­ Каким должен был быть рыцарь? (Благородным, сильным, смелым,  верным долгу) ­ А кого бы ты назвал рыцарем в наше время? (Ответ учащегося) ­ Давай закрепим знания о рыцарях, используя интерактивную раскраску. Интерактивная раскраска «Рыцарь» (http://www.teremoc.ru/game/game122.htm     ) (  http://www.teremoc.ru/game/game358.htm     ) 6 6. Домашнее задание. ­ Составить рассказ о рыцарях.

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)

Конспект урока «Средние века: время рыцарей и замков» (4 класс, окружающий мир)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018