Конспект урока "Становление Древнерусского государства" (6 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.06.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная разработка представляет собой конспект урока по Истории России в 6 классе (по учебнику Арсентьева, Данилова) на тему "Становление Древнерусского государства". Урок составлен согласно требованиям ФГОС. Конспект содержит в себе поэтапное описание деятельности учителя и учащихся, а также приложение (задания и раздаточный материал).Конспект урока
Иконка файла материала Становление Древнерусского государства.docx
Учитель: Радюк И.П. Класс: 6 Тема: «Первые известия о Руси». «Становление Древнерусского государства». Это конспект урока для работы в группах. 1 Методом жеребьевки учитель разбивает класс на группы (по 3­4 человека) 2 В каждой группе выбирается эксперт, который будет оценивать членов своей группы за работу  на уроке (в баллах от 1 до 3; в оценочный лист) 3 Все группы получают одинаковые задания. 4 Варианты проверки выполненных заданий: А) после каждого этапа (задания) учитель проверяет фронтально, эксперты выставляют  полученные за задания баллы в оценочный лист; Б) по мере выполнения заданий, эксперты приносят их учителю на проверку; в этом случае  учитель сам выставляет баллы за задания в оценочный лист В) группы весь урок работаю полностью самостоятельно, а в конце урока сдают лист с ответами и  оценочный лист с баллами за работу на уроке каждого члена группы; учитель сам проверяет и  выставляет баллы за выполненные задания. I Разминка 1 В каком веке появилось гос­во Русь? (IX в.) 2 Какие еще названия существуют у данного Гос­ва? (Древняя Русь, Киевская Русь) 3 Какое событие изображено на картине В.М. Васнецова?  4 В каком году произошло призвание варягов славянскими и финно­угорскими племенами? (862 г.) 5 Зачем славяне призвали варягов? (чтобы установить мир) 6 Что такое Повесть временных лет? Кто ее автор? В каком веке была написана? (летопись; Нестор; XII) II Теории происхождения Древнерусского государства 1 От имени основоположников норманнской теории раскрыть ее суть (Байер, Миллер) 2 От имени основоположников антинорманской теории раскрыть ее суть (Ломоносов) III Рассказать о различных версиях происхождения слова «русь» (1 от норманов – скандинавское происхождение; 2 по «Бертинским анналам» ­ «рос» ­ шведы; 3  заимствовали от финнов; 4 связано с названием острова Рюген, который позже некоторые немецкие  авторы называли Русским; 5 происходит от названия реки Рось, которая впадает в Днепр южнее Киева; 6  рядом с Хазарским каганатом существовал Русский или Росский каганат) IV Работа с понятиями (ВЗАИМОПРОВЕРКА – поменяться листами и проверить) 1 Перечислить признаки государства (единая территория, единая высшая власть, налоги, армия) 2 Дать определение понятиям: ­ монархия (от греч. – единая власть; форма правления, при которой власть принадлежит единоличному  наследственному правителю); ­ дань (выплата определенной части доходов и продуктов); ­ перечислить функции князя (руководство армией; сбор дани; защита от внешней угрозы; высший судья;  обеспечит безопасность торговых людей – купцов и гостей).V Видео­задание: ответить на вопросы к мульт.фильму «Повесть временных лет» (6 минут) Серия №2. «Основание Киевского княжества». 1 Назвать имена основателей и славянское племя, проживавшее на этой территории. 2 Почему, в каком году и с какой целью славяне обратились к варягам? 3 Откуда пошло слово «русь»? 4 Назвать имена первых славянских князей. 5 Почему после смерти Рюрика в Новгороде стал править Олег? Кем он приходился Рюрику? 6 С какого года ведется отсчет Киевской Руси? 7 Как Олегу удалось захватить Киев? Кто в нем правил до Олега?  Серия №2. Ответы: 1 Город основали 3 брата – Кий. Щек и Хорив и сестра их Лыбедь; поляне. 2 В 862 г. между славянским племенами началась усобица. Чтобы вернуть мир они позвали на княжение  варягов, которые владели бы ими и судили по праву – «Приходите княжить и владеть нами». 3 Так назывались варяги. 4 Рюрик, Трувор и Синеус. 5 С 879 г. – Олег, т.к. Игорь был еще ребенком; родич. 6 С 882 г. 7 Хитростью: прятал воинов в ладьях; себя назвал купцом, идущим в греки о Олега и княжича Игоря;  Аскольда и Дира убили. Приложение: I Разминка (по 1 баллу за каждый правильный ответ) 1 В каком веке появилось гос­во Русь?  2 Какие еще названия существуют у данного Гос­ва? 3 Какое событие изображено на картине В.М. Васнецова?  4 В каком году произошло призвание варягов славянскими и финно­угорскими племенами? 5 Зачем славяне призвали варягов?  6 Что такое Повесть временных лет? Кто ее автор? В каком веке была написана? II Теории происхождения Древнерусского государства (по 2 балла) 1 От имени основоположников норманнской теории раскрыть ее суть 2 От имени основоположников антинорманской теории раскрыть ее суть  Рассказать о различных версиях происхождения слова «русь» (по 0,5 баллов за каждую версию; максимум – 3  балла) IV Работа с понятиями (ВЗАИМОПРОВЕРКА – группам поменяться листами и проверить) 1 Перечислить признаки государства (единая территория, единая высшая власть, налоги, армия) (по 0,5 баллов за каждый признак; максимум – 2 балла) 2 Дать определение понятиям (по 1 баллу): ­ монархия  ­ дань 3 перечислить функции князя (руководство армией; сбор дани; защита от внешней угрозы; высший судья; обеспечит  безопасность торговых людей – купцов и гостей). (по 0,5 баллов за каждую функцию; максимум – 2,5 баллов) V Видео­задание: ответить на вопросы к мульт.фильму «Повесть временных лет» (по 1 баллу) Серия №2. «Основание Киевского княжества». 1 Назвать имена основателей и славянское племя, проживавшее на этой территории. 2 Почему, в каком году и с какой целью славяне обратились к варягам? 3 Откуда пошло слово «русь»? 4 Назвать имена первых славянских князей. 5 Почему после смерти Рюрика в Новгороде стал править Олег? Кем он приходился Рюрику? 6 С какого года ведется отсчет Киевской Руси? 7 Как Олегу удалось захватить Киев? Кто в нем правил до Олега?  Оценочный лист «Работа в группах»№ пп. Фамилии участников группы Критерии оценивания Участие в обсуждении и принятии решения группы (каждый участник оценивается по баллам: от 1 до 3) Баллы за правильное выполнение задания Оценка группы (максимальный балл за все задания) 1 2 3 4