Данная разработка представляет собой конспект урока по Истории России в 6 классе (по учебнику Арсентьева, Данилова) на тему "Становление Древнерусского государства". Урок составлен согласно требованиям ФГОС. Конспект содержит в себе поэтапное описание деятельности учителя и учащихся, а также приложение (задания и раздаточный материал).Конспект урока
Становление Древнерусского государства.docx
Учитель: Радюк И.П.
Класс: 6
Тема: «Первые известия о Руси». «Становление Древнерусского государства».
Это конспект урока для работы в группах.
1 Методом жеребьевки учитель разбивает класс на группы (по 34 человека)
2 В каждой группе выбирается эксперт, который будет оценивать членов своей группы за работу
на уроке (в баллах от 1 до 3; в оценочный лист)
3 Все группы получают одинаковые задания.
4 Варианты проверки выполненных заданий:
А) после каждого этапа (задания) учитель проверяет фронтально, эксперты выставляют
полученные за задания баллы в оценочный лист;
Б) по мере выполнения заданий, эксперты приносят их учителю на проверку; в этом случае
учитель сам выставляет баллы за задания в оценочный лист
В) группы весь урок работаю полностью самостоятельно, а в конце урока сдают лист с ответами и
оценочный лист с баллами за работу на уроке каждого члена группы; учитель сам проверяет и
выставляет баллы за выполненные задания.
I Разминка
1 В каком веке появилось госво Русь? (IX в.)
2 Какие еще названия существуют у данного Госва? (Древняя Русь, Киевская Русь)
3 Какое событие изображено на картине В.М. Васнецова?
4 В каком году произошло призвание варягов славянскими и финноугорскими племенами? (862 г.)
5 Зачем славяне призвали варягов? (чтобы установить мир)
6 Что такое Повесть временных лет? Кто ее автор? В каком веке была написана? (летопись; Нестор; XII)
II Теории происхождения Древнерусского государства
1 От имени основоположников норманнской теории раскрыть ее суть (Байер, Миллер)
2 От имени основоположников антинорманской теории раскрыть ее суть (Ломоносов)
III Рассказать о различных версиях происхождения слова «русь»
(1 от норманов – скандинавское происхождение; 2 по «Бертинским анналам» «рос» шведы; 3
заимствовали от финнов; 4 связано с названием острова Рюген, который позже некоторые немецкие
авторы называли Русским; 5 происходит от названия реки Рось, которая впадает в Днепр южнее Киева; 6
рядом с Хазарским каганатом существовал Русский или Росский каганат)
IV Работа с понятиями (ВЗАИМОПРОВЕРКА – поменяться листами и проверить)
1 Перечислить признаки государства (единая территория, единая высшая власть, налоги, армия)
2 Дать определение понятиям:
монархия (от греч. – единая власть; форма правления, при которой власть принадлежит единоличному
наследственному правителю);
дань (выплата определенной части доходов и продуктов);
перечислить функции князя (руководство армией; сбор дани; защита от внешней угрозы; высший судья;
обеспечит безопасность торговых людей – купцов и гостей). V Видеозадание: ответить на вопросы к мульт.фильму «Повесть временных лет» (6 минут)
Серия №2. «Основание Киевского княжества».
1 Назвать имена основателей и славянское племя, проживавшее на этой территории.
2 Почему, в каком году и с какой целью славяне обратились к варягам?
3 Откуда пошло слово «русь»?
4 Назвать имена первых славянских князей.
5 Почему после смерти Рюрика в Новгороде стал править Олег? Кем он приходился Рюрику?
6 С какого года ведется отсчет Киевской Руси?
7 Как Олегу удалось захватить Киев? Кто в нем правил до Олега?
Серия №2. Ответы:
1 Город основали 3 брата – Кий. Щек и Хорив и сестра их Лыбедь; поляне.
2 В 862 г. между славянским племенами началась усобица. Чтобы вернуть мир они позвали на княжение
варягов, которые владели бы ими и судили по праву – «Приходите княжить и владеть нами».
3 Так назывались варяги.
4 Рюрик, Трувор и Синеус.
5 С 879 г. – Олег, т.к. Игорь был еще ребенком; родич.
6 С 882 г.
7 Хитростью: прятал воинов в ладьях; себя назвал купцом, идущим в греки о Олега и княжича Игоря;
Аскольда и Дира убили.
Приложение:
I Разминка (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
1 В каком веке появилось госво Русь?
2 Какие еще названия существуют у данного Госва?
3 Какое событие изображено на картине В.М. Васнецова?
4 В каком году произошло призвание варягов славянскими и финноугорскими племенами?
5 Зачем славяне призвали варягов?
6 Что такое Повесть временных лет? Кто ее автор? В каком веке была написана?
II Теории происхождения Древнерусского государства (по 2 балла)
1 От имени основоположников норманнской теории раскрыть ее суть
2 От имени основоположников антинорманской теории раскрыть ее суть
Рассказать о различных версиях происхождения слова «русь» (по 0,5 баллов за каждую версию; максимум – 3
балла)
IV Работа с понятиями (ВЗАИМОПРОВЕРКА – группам поменяться листами и проверить)
1 Перечислить признаки государства (единая территория, единая высшая власть, налоги, армия)
(по 0,5 баллов за каждый признак; максимум – 2 балла)
2 Дать определение понятиям (по 1 баллу):
монархия
дань
3 перечислить функции князя (руководство армией; сбор дани; защита от внешней угрозы; высший судья; обеспечит
безопасность торговых людей – купцов и гостей).
(по 0,5 баллов за каждую функцию; максимум – 2,5 баллов)
V Видеозадание: ответить на вопросы к мульт.фильму «Повесть временных лет» (по 1 баллу)
Серия №2. «Основание Киевского княжества».
1 Назвать имена основателей и славянское племя, проживавшее на этой территории.
2 Почему, в каком году и с какой целью славяне обратились к варягам?
3 Откуда пошло слово «русь»?
4 Назвать имена первых славянских князей.
5 Почему после смерти Рюрика в Новгороде стал править Олег? Кем он приходился Рюрику?
6 С какого года ведется отсчет Киевской Руси?
7 Как Олегу удалось захватить Киев? Кто в нем правил до Олега?
Оценочный лист «Работа в группах» №
пп.
Фамилии участников
группы
Критерии оценивания
Участие в обсуждении и
принятии решения группы
(каждый участник
оценивается по баллам:
от 1 до 3)
Баллы за правильное
выполнение задания
Оценка группы
(максимальный
балл за все
задания)
1
2
3
4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.