Конспект урока "Строение органов дыхания" 8 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.06.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок "Строение органов дыхания" 8 класс Цели урока: • Образовательные: o изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; o раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; o выяснить механизмы голосообразования; • Развивающие: o продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); o развивать навыки научно-исследовательской работы через постановку учебных опытов; • Воспитательные: o воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих; o провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты .конспект
Иконка файла материала конспект.docx
"Строение органов дыхания" Урок  8 класс  Цели урока:  Образовательные: o изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями; o раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ; o выяснить механизмы голосообразования;  Развивающие: o продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания); o развивать навыки научно­исследовательской работы через постановку учебных опытов;  Воспитательные: o воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью  окружающих; o провести аналогию: дыхание – жизнь; легкие человека – легкие нашей планеты . ХОД УРОКА    I. Организационный момент II. Актуализация опорных знаний Мы с вами закончили изучение темы «Кровеносная система». Знакомясь  с ней, мы постоянно  упоминали о связи кровеносной с еще одной системой нашего организма. Какой?    ­дыхательной – Почему говорят: дыхание – это жизнь? – Влияет ли строение органа на выполняемую им функцию?  На все эти и многие другие вопросы мы с вами постараемся найти ответы на сегодняшнем  уроке. III. Изучение нового материала – Откройте, пожалуйста, тетради для предстоящей работы. Запишите тему сегодняшнего  урока.  Слайд № 1. Тема: “Строение органов дыхания”Слайд № 2. Задачи урока: 1. Знать особенности строения органов дыхания в связи с их функциями. 2. Понять сущность и значение дыхательного процесса. 3. Выяснить механизмы голосообразования. Сделайте несколько глубоких вдохов и попытайтесь понять, какие органы вашего организма начали работать. Вот что происходит в организме:     Слайд № 3. Что же такое, по­вашему, дыхание? (ответы)   Суммируя сказанное    Слайд № 4. (запись в тетради) Дыхание – это совокупность  процессов, обеспечивающих поступление кислорода, использование его в окислении  органических веществ и удаление углекислого газа и некоторых других веществ. Исходя из определения, сформулируйте значение дыхания  (ответы)  Слайд № 5 (запись в тетради) Значение дыхания   Обеспечение организма кислородом  Удаление углекислого газа  Окисление органических соединений БЖУ с выделением энергии, необходимой человеку для  жизнедеятельности  Удаление конечных продуктов обмена веществ (пары воды, аммиак, сероводород и т.д.) Так как процесс дыхания выполняет несколько функций, выделяют 2 вида дыхания:    внешнее (вдох и выдох)  внутреннее (клеточное дыхание)   Слайд № 6 Как вы думаете, может ли весь процесс дыхания выполнятся 1 органом?  ­ нет  Поэтому мы говорим об органах дыхания   Слайд № 7 ( запись в тетради).  Органы дыхания – это специализированные органы для газообмена между организмом и  окружающей средой   А как называются несколько органов, связанных общей функцией? ­ дыхательная система  Слайд № 8 Дыхательная система состоит из воздухоносных путей  (последовательно соединенных между собой полостей и трубок) и дыхательной части. К воздухоносным путям относятся полость носа и носоглотка (верхние дыхательные пути), гортань,  трахея и бронхи. Дыхательная часть – это легкие, соединительнотканная оболочка – плевра и дыхательная мышца  диафрагмаСлайд № 9. Дыхательные пути делятся на верхние и нижние. Пользуясь схемой в тетради и  рисунком на экране, назовите органы, относящиеся к верхним и нижним дыхательным путям Верхние: носовая полость, носоглотка Нижние: гортань, трахея, бронхи Слайд № 10  Перед вами таблица, которую мы  заполним в ходе изучения нового материала.  Перечертите её, пожалуйста.  Заполняем 1 колонку      носовая полость гортань  трахея бронхи легкие Самостоятельная работа с учебником, с. 138­139. Класс  разбивается на 5 групп и готовит  краткий рассказ о «своем» органе. (3­5 мин самостоятельной работы, заполнение таблицы).  Далее представитель каждой группы рассказывает об органах дыхательной системы,  учитель демонстрирует рисунки на экране и комментирует.  Слайд № 11. Носовая полость (рассказ) При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую  полость, которая разделена костно­хрящевой перегородкой на две половины. В каждой  половине находятся извилистые носовые ходы, увеличивающие поверхность носовой полости.  Их стенки выстланы слизистой оболочкой, содержащей многочисленные клетки мерцательного  (реснитчатого) эпителия. У взрослого человека слизистая оболочка за сутки выделяет 0,5 литра слизи.Ее функция – увлажнять вдыхаемый воздух, задерживать пылинки и микроорганизмы,  оседающие на стенках полости. Слизь содержит вещества, убивающие микробов или  препятствующих их размножению (фермент лизоцим и лейкоциты). Под слизистой оболочкой  ветвятся многочисленные кровеносные сосуды, поэтому даже легкие травмы носа  сопровождаются обильными кровотечениями. Эти сосудистые сплетения согревают вдыхаемый  воздух до температуры тела. Полость носа соединяется с полостями в костях черепа:  гайморовой, лобной и клиновидной. Они служат не только для согревания поступающего  воздуха, но и являются резонаторами при голосообразовании. Носовые полости снабжены  чувствительными клетками, которые обеспечивают защитную функцию: рефлекс чихания.  Носовая полость открывается в носоглотку внутренними ноздрями – хоанами, а оттуда – в  гортань. В верхней части носовой полости находятся обонятельные рецепторы   Слайд № 12. Опыт “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы” Закроем один носовой ход, а к другому поднесем легкий кусочек ваты. Струя воздуха будет  отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе.  Вывод: При нормальном дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в  носовую полость.Слайд № 13.Гортань (рассказ) Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный  кашель.  Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.  Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею, участие в  голосообразовании и предотвращении проникновения вредных веществ в дыхательные пути.  Слайд № 14. Опыт 1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх. Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит  вверх, а затем снова возвращается на прежнее место. Вывод: при глотании надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется  слюна или пищевой комок в пищевод. 2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. Попробовать  сглотнуть и сделать одновременно вдох. Убедиться в справедливости этого факта.  Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею.      Слайд № 16 Трахея (рассказ) Гортань непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя  стенка ее образована хрящевыми полукольцами, поэтому просвет трахеи всегда открыт. Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу.  Слайд № 17 Бронхи (рассказ) Внизу трахея делится на 2 бронха. И трахею, и бронхи выстилает слизистая оболочка, которая  содержит мерцательный эпителий с железистыми клетками. Здесь продолжается насыщение  воздуха водяными парами и его очищение.   Слайд № 18.  Легкие (рассказ) Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой;  грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость,  не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через  легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. Каково же строение легкого?  Слайд № 19. Внутренне строение легкого Бронхи, войдя в легкие, продолжают ветвиться, образуя бронхиолы, на концах которых  находятся грозди тонкостенных легочных пузырьков – альвеол. Стенки альвеол и капилляров  однослойны, что облегчает газообмен.   Итак, мы рассмотрели строение и функции органов дыхания. Давайте посмотрим на их  согласованную работу при  акте дыхания (гиперссылка ?)IV. Закрепление изученного материала Слайд № 20. Итак, кто хочет вспомнить и показать на экране органы дыхательной системы?  ( ученик на интерактивной доске стилосом  последовательно открывает и называет органы)   Работаем в тетради тест Проверь себя   Слайд № 21 Найти соответствие между  органом и выполняемым им функцией.   Орган Выполняемая функция 1. Носовая полость а) содержит жидкость, снижающую трение 2. Гортань б) увлажнение воздуха, задерживание пыли 3. Трахея и бронхи в) обеспечивает свободное прохождение воздуха  4. Легкие г) образование звуков, рефлекторный кашель  5. Легочная и пристеночная плевра д) газообмен   Проверим себя Слайд № 22 V. Рефлексия. Работа у доски  с интерактивным тестом стилосом     Alt+Tab  А1     А2     А7     А8     А9 (интерактивный атлас по анатомии, тесты, дыхательная система)   VI. Подведение итогов урока, выставление оценок, домашнее задание Слайд № 23 –  Учебник с. 138­139, заполнить  таблицу ­  по желанию: Творческая лаборатория: 1. В каких случаях затрудняется носовое дыхание? Каковы последствия этого  нарушения? Предложите свод правил по гигиене дыхания. 2. Какие опасности подстерегают микробов при «путешествии» по дыхательным  путям? Составить рассказ.

Посмотрите также