Конспект урока "Святая Троица"(8 класс, литература)
Оценка 4.7

Конспект урока "Святая Троица"(8 класс, литература)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +1
Детсад—8 кл
11.01.2017
Конспект урока "Святая Троица"(8 класс, литература)
Конспект урока СВЯТАЯ ТРОИЦА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ Цель урока. Формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетические вкусы силой воздействия различных видов искусства на материале по теме «Троица». Урок позволяет осмыслить христианские принципы бытия, воплощённые в образе «Троицы» в различных жанрах искусства Древней Руси.
СВЯТАЯ ТРОИЦА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ .docx

Тема урока

СВЯТАЯ ТРОИЦА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ 

                          

 

      Цель урока. Формировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетические вкусы силой воздействия различных видов искусства на материале по теме «Троица».

     Материально-техническое обеспечение урока.

Музыкальное сопровождение.

Аудиозаписи: Тропарь праздника «Троица», русские народные песни.

Техническое обеспечение: персональный компьютер, мультимедийный проектор.

Методическое обеспечение: презентация, составленная в программе PowerPoint.

 

      Ход урока. Кого никто постичь не мог,

О ты, пространством бесконечный,
Живый в движенье вещества,
Теченьем времени Превечный,
Без лиц, в Трех Лицах

Божества!
Дух всюду Сущий и Единый,
Кому нет места и причины,
Кто все собою наполняет,
Объемлет, зиждит, сохраняет,
Кого мы называем: Бог…

                                           Г.Державин. «Бог»

 

      Слово учителя.

      Цель нашего урока – осмыслить христианские принципы бытия, воплощённые в образе «Троицы» в различных жанрах искусства Древней Руси. Одна и из центральных тем Руси того времени – Троичность Бога, которая воплотилась в песнопениях, иконописи и в народных традициях.

      Откуда же нам явлен сюжет о Троице? Обратимся к Библии, в которой впервые говорится о явлении трех Ангелов Аврааму.

      «И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя древнего. Он возвёл очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатёр, и поклонился до земли.

      И сказал: «Владыка! Если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройти мимо раба Твоего. И принесут немного воды и омоют ноги Ваши, и отдохните под сим деревом. А я принесу хлеба, и Вы подкрепите сердца Ваши; потом пойдите; так как Вы идете мимо раба Вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.

 

      И поспешил Авраам в шатер к Сарре, и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы. И побежал Авраам к стаду, и взял телёнка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его. И взял масла и молока, и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре. И сказал один из Них: «Я опять буду у тебя в это время, и будет сын Сарры, жены твоей». А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его» (Книга Бытия, глава 18, стихи 1-10).

    Явление трех Ангелов Аврааму – это откровение Божие о том, что бог един в трех Лицах: Отца, сына и Святого Духа. Единство трех Лиц Бога, основанное на любви, составляет главный смысл произведений, посвящённых этой теме.

    (На экране слайд «Икона «Сергий Радонежский»).

    Сергию Радонежскому, великому молитвеннику и защитнику, собирателю земли Русской, суждено было стать, по преданию Православной Церкви, тайновидцем Святой Троицы. 

     Уйдя от мира в дальнюю лесную пустынь, совершал Сергий монашеский подвиг. Молитвой очищал сердце и укреплял дух.

     И тогда открылось ему таинство Троицы – тайна любви и живоначального единства. А вокруг бушевало житейское море.

     Учащимся было дано домашнее задание, цель которого – восстановить историческую обстановку на Руси в период с 1300 по 1430 год, чтобы они имели представление, о какой эпохе идёт речь. Школьники были разбиты на группы, по жеребьевке каждой группе досталось свое задание. Учащиеся должны были заполнить таблицу «Войны и междоусобицы на Руси в период с 1300 во 1430 год» и подобрать эпиграфы по разделам таблицы. Заполняя эту таблицу по группам, учащиеся невольно знакомились с этим историческим периодом в целом. На доске вывешена сводная таблица, заполненная учащимися:

«Войны и междоусобицы на Руси в период с 1300 по 1430 год»

Нападение монголо-татарских войск

Нападение с запада

Междоусобицы

Вся Русь стонала больше двух столетий под нестерпимым игом басурман, а пуще всех рязанская земля. От Золотой Орды она всех ближе. /О.Вронский

И только выждав,

чтоб ливонцы, Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце, Повёл дружину за собой.   К. Симонов

Русь делилась на уделы – Не была единой целой… И была тогда могучей Басурманская Орда: Налетела черной тучей

И сжигала города.

                Н. Кончаловская

1327 – восстание против баскака Чол-Хана

1327 – нападение хана Узбека

1318- убийство в Орде князя Михаила 1325 – убийство в Орде Юрия Московского

1368,1370,1372 – нападение литовцев на Москву

Присоединение к Москве: 1300 – Коломны

1303 – Можайска

1304 – междоусобица между Юрием Даниловичем Московским и Михаилом Тверским

 и т.д.

    Таблицу можно проиллюстрировать подборкой стихотворений (стихи подбирают и читают учащиеся):

Жил когда-то в Твери злой монгол Чол-хан,

Злой монгол Чол-хан, а по-русски Щелкан,

Был он ханский баскак, это значит посол,

Хану дань от Орды собирать он пришёл.  

             Н. Кончаловская

А монголы на Руси распоясались так,

Чтоб травить принялись русичей, как собак,

Был грабёж среди дня, плач стоял по ночам,

От баскаков не стало житья по русичам.

                                               Н. Кончаловская

 

Черной тучей конница Мамая

Затянула весь простор степной,

Но, её удары принимая,

Выстроились русичи стеной.

                                                Н. Старшинов

 

Стоял такой великий стон,

Шел бой с такою кровью,

Что был в багрец окрашен Дон

До самого низовья.

                                              Н.Кончаловская

 

А князя Дмитрия Донским

С тех пор прозвал народ,

И слава добрая за ним

До наших дней живёт.

                                           Н.Кончаловская

 

Слава поля Куликова,

Слава битвы на Дону,

Слава Дмитрия Донского

Облетели всю страну.

                                          Н.Кончаловская

 

Ты, как мученик горела,

Белокаменная,

И река в тебе кипела

Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала

Полоненною,

И из пепла ты вставала

Неизменною.

                                                 Ф. Глинка.

 

    После выступления учащихся учитель подводит итог и дает оценку эпохе.

     Терзали Русь татары. Междоусобицы довершали разруху. Страх за жизнь порождал злобу и клевету, зависть и предательство. Грехи иссушали душу народа.

     Как бороться со злом? Как восстановить единство?

    Начинать надо с себя. Сергий Радонежский учил: «Братья, любовь имейте между собою. Если ближнего, которого видим, не любим, как можем любить Бога, которого не видим…»

    И потянулся народ  к Сергию, душой чувствуя, что найдёт у него совет и помощь. Возник первый монастырь на Руси с храмом во имя Святой Троицы.

   (На экране слайд Троицкого храма Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался ненавистной розни мира сего», - говорил Сергий Радонежский).

    «Добротою, терпимостью, любовью скрепляйте семью, а любовь и согласие в семье дадут начало любви в княжестве, в государстве. Да вси едино будете, как Бог един в Трех Лицах», - учил Сергий.

    Вопрос к учащимся.

    На каком поле войско Дмитрия Донского одержало победу над войском монголо-татар?

    Возможные ответы учеников.

    На поле Куликовом.

    Знаменитая Куликовская битва.

    У притока Дона реки Непрядвы, на поле Куликовом.

    Учитель.

    Действительно, на поле Куликовом «звериное начало мира» было побеждено верой, основанной на любви к Отечеству, семье, дому. Народ доказал своё единство.

    Но через несколько десятилетий вновь сгустилась тьма над Русской землей. Голод, мор. К Москве подступил хан Едигей, а тут вновь междоусобная распря князей за престол. Забыты заветы о любви, согласии и мире. В это время к образу Святой Троицы обращается живописец Феофан Грек, прибывший из Византии на Русь. Он приехал уже зрелым мастером и получил приглашение работать в Великом Новгороде. Искусство Феофана Грека очень понравилось новгородцам, и у него нашлось немало приверженцев. Склонность Феофана Грека к философствованию проявилась в его росписях придела Святой Троицы на хорах в храме Спаса на Ильиной улице.

    (На экране видеоряд с фресками Феофана Грека из церкви Спаса на Ильиной улице).

    Вполне согласуясь с библейским сюжетом, господствует над всем циклом Ветхозаветная Троица.

     (На экране слайд «Фреска «Ветхозаветная Троица» Феофана Грека).

     Учитель.

     Широко раскинутые крылья центрального Ангела, олицетворяющего Христа, как бы осеняют и трапезу, и Ангелов-спутников.

     Вопрос к учащимся.

     Какие чувства у вас вызывает образ Ветхозаветной Троицы?

     Ответы учеников.

     Величественность, могущество, неяркие краски, строгость, в красках преобладают красновато-коричневые тона.

     Учитель.

     Да, действительно, Феофан добивался сильнейшего художественного впечатления простыми живописными средствами. «Троица», по сути, написана всего двумя красками – красно-коричневой и белой. Это свидетельство большого таланта мастера. Феофан был приглашён в Москву для росписи соборов Кремля. Здесь он обратил внимание на присланного ему в помощники молчаливого монаха Андроникова монастыря Андрея Рублёва. К сожалению, мы очень мало знаем об этом иконописце Древней Руси. Даже дата его рождения, 1360 или 1370, и дата его смерти, 1430 год, считаются недостоверными. Андрей Рублев почитал Феофана Грека и считал его своим учителем. А в это время Русь опять топчет войско татаро-монгольского хана, и распри русских князей раздирают Отечество.

     Андрей Рублёв, также как и Феофан Грек, обращается к образу Святой Троицы. Но, поначалу, образ Троицы не получался у Андрея. Духовные искания образа Святой Троицы Андрея Рублёва хорошо отображены в фильме А. Тарковского «Андрей Рублев», в сцене встречи-видения Андрея Рублева со своим учителем Феофаном Греком.

     (Фрагмент фильма А. Тарковского  Андрей Рублёв»).

     Наконец, образ найден. Рублев пишет икону «Святая Троица» в «память и похвалу» Сергию Радонежскому. Эта икона напоминала всем православным людям того времени «о единстве мира в Пресвятой Троице» - о чем говорил Сергий Радонежский. Эта икона – вершина духовного и художественного совершенства Андрея Рублева. Она написана для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры, построенного на том месте, где были погребены мощи преподобного Сергия.

     Вопрос к учащимся.

     Какой смысл заложен в каждой детали иконы?

     Возможные ответы учащихся.

     Круг – это символ гармонии и вечности.

     Круг – символ единства.

     Детали превращаются в символы: дуб – символ древа жизни; горы – восхождение души и т.д.

     Учитель подводит итоги обсуждения.

     Три Ангела – это символ Триединого Бога. Чаша в центре иконы – символ жертвенности. Единосущность Святой Троицы выражена Андреем Рублевым в круговой композиции. В круг вписаны фигуры Ангелов, мотив круга повторяется в нимбах, очертаниях крыльев, в жестах, позах. Стол также вписан в круг и выражает идею единства. Светозарные палаты обозначают Христа-Домостроителя, дуб – дерево жизни, горки символизируют восхождение души.

     Отталкиваясь от Ветхозаветного сюжета о встрече Авраама и Сарры с Богом, Рублев отошел от бытовых деталей и, заменив их символами, дал всеобъемлющее решение идеи горнего мира.

     Средний Ангел – это Сын Божий, к нему, прежде всего, обращается взгляд. В знак послушания воле Отца Он кротко склоняет голову в сторону Ангела, который находится слева – это Бог-Отец. Лик его выражает твердость и волю. Взгляд Отца устремлен на Ангела, расположенного справа. Этот Ангел символизирует третье Лицо Троицы – Святой Дух. Этот Ангел склонил голову в знак послушания и согласия. Ангелы ведут тихую беседу о нашем мире, о человечестве, о жертвенности. Теплота, спокойствие, любовь как будто льются от иконы.

     Вопрос к учащимся.

     Какими красками написана икона? Что символизируют цвета деталей иконы?

     Ответы учеников.

     Краски яркие, радостные, палитра цветов гораздо богаче, чем на других иконах.

     Символика цвета: красный – Бог-Отец; желтый (золото) – Бог-Сын; голубой (синий) – Бог-Святой Дух.

    После обсуждения учитель подводит итог.

    Действительно, краски составляют одно из главных очарований иконы. Мастер поставил задачу, чтобы краски звучали во всю мощь. Рублев добыл ляпис-лазури и, собрав всю ее цветовую силу, не смешивая с другими красками, бросил ярко-синее пятно в самый центр иконы. Синий плащ среднего Ангела чарует радостью цвета и чистотой. Рядом с сияющим «голубцом» (так называют голубой цвет ляпис-лазури в иконописи) чарует взор вишневый тон и солнечное золото охры – это созвучие ясного русского летнего дня: золотистой спеющей нивы с яркими вспышками васильков. Вы правильно назвали символику цветов Троицы на иконе.

     Хитон Сына – темно-вишневого цвета – цвета жертвенной любви, внушает глубокое чувство печали. Это и цвет жертвенной крови в чаше.

     К нам обращены взоры трех Ангелов с призывом следовать путем любви, согласия и жертвы, ибо истинная любовь всегда жертвенна.

    На экране видеоряд: фреска Феофана Грека «Троица» и икона Андрея Рублева «Троица»

     После ответов учащихся учитель подводит итог.

     Сравнительно с искусством Феофана Грека живопись Андрея Рублева отличает большее спокойствие, движения сдержаннее, краски ярче; в тематике иконы Рублева усиленны мотивы прощения, заступничества за грешников; его творчество лиричнее, мягче, душевнее феофановского.

     Никто до А. Рублева не писал такими яркими, радостными красками. Рублев поставил перед русской живописью колористические задачи – задачи гармонизации цвета.  

     Андрей Рублев – один из самых почитаемых древнерусских живописцев. В 1551 году Стоглавый собор русской церкви постановил: «Писати живописцам иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как Андрей Рублев…»

     На экране слайд: Икона «Св. Андрей Рублев».

     В наше время церковь причислила Андрея Рублева к лику святых – честь, которой русские художники никогда не удостаивались.

     На экране вновь слайд с изображением «Святой Троицы» Андрея Рублева.

    

     Множество людей лицезрело «Троицу» Рублева, множество людей предстояло перед ней. И никого эта икона не оставляла равнодушным. Скольких она утешила. Возвратила к жизни, скольких научила смиряться, любить, жертвовать собой! Скольких поэтов эта икона воодушевила на написание стихов!

    Звучат стихи в исполнении учеников.

            

                        «Троица» Андрея Рублёва

Три Ангела, три странника у дуба

Мамврийского. Какая тишина

От них исходит! Как озарена,

Сияет глубь иконы! Сердцу любы

Они давно. Печалью мягкой светят

Глаза у одного, и нежный лик

Его задумчив. Он главой поник.

В другом – величье. Строг и светел третий.

Пред нами – чаша. Посохи Свои.

Они поставили. Пред вещей чашей этой

Дух замирает. Тихи, не случайны

Сейчас их речи, полные любви.

Они здесь близко. В мир сошли печали,

Чтоб осенить покровом и спасти, -

Три странника из озаренной дали,

Вкушающие хлеб и соль в пути.

                                                       В. Василенко

 

                  «Троица»

Спокойные добрые лики,

На тканях – небесные блики

И крылья неяркого цвета.

Вы помните? – «Троица» это.

И нимбов не надо Рублеву,

Чтоб я позавидовал снова

Простому открытому чувству

Надежде, Добру и Искусству.

Глаза и улыбки погасли

Мне грустно, но все же я счастлив.

Как будто бы сердце согрето

Неведомым словом и светом.

                                                      Л. Андреев

 

                  «Троица»

Все это кистью достохвальной

Андрей Рублев мне начертал.

И этой жизни труд печальный

Благословеньем Божьим стал.

                                                    Н. Гумилев

 

                   «Троица»

Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме:

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен.

И звонко хор поет, веселый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат…

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат,

Весенний праздник твой, и светлый и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принес сюда в дары простые приношенья:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву – и смиренье.

                                                    И. Бунин

 

                    «Троицын день»    

Дожидаются березы белоснежные,

На коре, застыв, росятся слёзы нежные.

Сломим ветки и в пучки завяжем тесные.

Пахнет горечью прохладною, древесною.

Уберём весь дом наш листьями душистыми,

И травою, и цветами золотистыми.

На траве, в цветах и с веткою зеленою

Встретим Троицу пред ветхою иконою.

И помянем мы в молитве травы нежные,

Желтоцветы и березы белоснежные.

 

    Звучит аудиозапись:

 

Тропарь Святой Троице, глас 8.

    Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, И теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

 

    Слово учителя.

    Эти стихотворения и тропарь вводят нас в мир церковного и народного праздника – дня Святой Троицы.

    В этот день в центр храма выносится икона, как правило, в виде трех Ангелов, явившихся праотцу Аврааму под сенью Мамврийского дуба. Об этом эпизоде напоминает нам стихотворение С. Есенина:

Древняя тень Маврикии

Родственна нашим холмам,

Дождиком в нивы златые

Нас посетил Авраам.

    Многие связывают праздник Святой Троицы с иконой А. Рублева. Этого праздника не знала ни Византия, ни другие Православные Церкви. Вот что об этом писал П. Флоренский, выдающийся ученый, философ, богослов:

    «Праздник Троицы, нужно полагать, впервые появился в качестве местного праздника Троицкого собора, как чествование Троицы А. Рублева».

    В народной традиции празднику сопутствуют многочисленные обряды. Троицы – русский праздник, праздник распустившейся берёзы. Неделя, на которой отмечался этот праздник, именовалась «зеленой» и еще «семиком», так как она была седьмой после праздника Пасхи. В Троицын день люди шли толпами в поля и рощи, рубили молодые березы и их ветвями украшали стены и окна в домах, приносили цветы и травы и украшали не только свои жилища, но и церковь. В среду на «зеленой неделе» девушки ходили выбирать береёу – заплетали ее ветви. Каждый приносил с собой угощение – яичницу, пироги, лепешки, к берёзам шли с песней «Не радуйтесь, дубы…» Принесенную снедь ставили около какой-нибудь березы. После того как березы оказывались «завитыми», пели песни у берёз и между пением ели принесенную еду.

     Смысл обряда станет ясным из песни «Аи густо-густо на березе листьё…».

     Звучит народная песня в исполнении ученика:

 

А и густо-густо на березе листьё,

Ой ли, ой люли, на березе листьё,

Ой ли, ой люли, на березе листьё.

Гуще нету того во ржи, пшеницы,

Ой ли, ой люли во ржи пшеницы.

                 - Господа бояре, мужики крестьяне!

Ой ли, ой люли, мужики крестьяне!

Не могу стояти, колоса держати,

Ой ли, ой люли колоса держати.

Буен колос клонит, буен колос клонит,

Ой ли, ой люли, буен колос клонит.

 

    Слово учителя.

    Берёзе воздавали самые высокие почести. Её считали вообще особым деревом. По заплетённым, «завитым» берёзовым ветвям гадали о будущем: крестьянские девушки считали, что если завитые ветви завянут, то это худая примета, а если останутся свежими, то – добрая. Однако, главный смысл обряда выражался не в этом, а в другом: почести, воздаваемые берёзе, рассматривались как проявление такого уважения к ней, за которое она отплатит добром – передаст свою буйную силу и рост хлебному полю. На берёзки вешали венки, венки бросали в воду, загадывали о своей судьбе. Вслед за пирушкой начинали водить хороводы, пели Троицкие песни.  

 

    Вопрос к учащимся.

    Какая самая известная Троицкая песня, как вы думаете?

    Ответ Учеников.

    «Во поле берёза стояла».

    Вопрос к учащимся.

    Какие вы ещё знаете русские народные песни, посвящённые этому празднику?

    Ответы учащихся.

    «Посею я лён», «Ты берёзка», «Берёза моя берёзонька, берёза моя белая» и т.д.

    Слово учителя.

    А сейчас мы с вами будем водить хоровод!

    Учащиеся образуют два круга и под музыку к песне «Во поле берёза стояла» начинают водить хоровод и петь Троицкие песни. Затем вспоминаются русские народные игры, такие, как: «Ручейки», «Бояре» и т.д., в которых ученики принимают непосредственное участие.

    Слово учителя.

    В старину на Троицу прекращались войны, и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова.

    Закончить наш урок мне хочется стихотворением Федора Сологуба:

 

Всё хочет петь и славить Бога:

Заря, и ландыш и ковыль,

И лес, и поле, и дорога,

И ветром зыблемая пыль.

 

    Домашнее задание.

1.      Подобрать пословицы и поговорки, посвящённые Троицыну дню.

2.      Ознакомиться с творчеством русских иконописцев Дионисия и С. Ушакова.

3.      Знакомство с иконой С. Ушакова «Святая Троица», её отличие от известных произведений Феофана Грека и Андрея Рублёва.

4.      Составить кроссворд на тему: «Воплощение темы «Троица» в русской иконописи.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

АВРААМ – родоначальник еврейского народа, великий пророк, библейский праведник.

АЛТАРЬ – во многих религиях главное место храма, где совершаются священнодействия.

АМВОН – возвышенный выступ в храме; место для чтения Евангелия; место, где произносит проповедь священник.

БИБЛИЯ – собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа избранными Богом людьми (пророками и апостолами); составляет Священное Писание.

БОГ-ДУХ СВЯТОЙ – одна из Ипостасей Троицы.

БОГ- ОТЕЦ – верховная сущность, наделённая высшим разумом, высшим совершенством,

всемогуществом, сотворившая мир и управляющая им; одна из Ипостасей Троицы.

БОГ-СЫН – Иисус Христос, одна из Ипостасей Троицы.

ИКОНА – живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Святых и Ангелов.

МОНАСТЫРЬ – поселение монахов.

МОНАХ – религиозный отшельник.

ЛЯПИС-ЛАЗУРЬ – краска небесно-голубого цвета.

НИМБ – условное обозначение сияния вокруг головы Иисуса Христа, Богоматери, святых.

ПРАОТЕЦ – прародители, патриархи, родоначальники израильских племён.

ТРАПЕЗА – вкушение пищи.

ТРОПАРЬ – церковное песнопение во время праздника.

ФРЕСКА – вид настенной живописи, выполненной водяными красками по сырой штукатурке.

ХИТОН- бесшовная тканая одежда, очень дорого ценившая. 

 

 

   

 

 

 

 

 

                    

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

 

   

   

    

       

 

                                   

 

 

 

 

       


 

Тема урока СВЯТАЯ ТРОИЦА В

Тема урока СВЯТАЯ ТРОИЦА В

Сарры, жены твоей». А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его» (Книга

Сарры, жены твоей». А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его» (Книга

А монголы на Руси распоясались так,

А монголы на Руси распоясались так,

Начинать надо с себя. Сергий Радонежский учил: «Братья, любовь имейте между собою

Начинать надо с себя. Сергий Радонежский учил: «Братья, любовь имейте между собою

Рублёва. К сожалению, мы очень мало знаем об этом иконописце

Рублёва. К сожалению, мы очень мало знаем об этом иконописце

После обсуждения учитель подводит итог

После обсуждения учитель подводит итог

Дух замирает. Тихи , не случайны

Дух замирает. Тихи , не случайны

Печали тихий вздох, молитву – и смиренье

Печали тихий вздох, молитву – и смиренье

Смысл обряда станет ясным из песни «Аи густо-густо на березе листьё…»

Смысл обряда станет ясным из песни «Аи густо-густо на березе листьё…»

И лес, и поле, и дорога, И ветром зыблемая пыль

И лес, и поле, и дорога, И ветром зыблемая пыль

Конспект урока "Святая Троица"(8 класс, литература)

Конспект урока "Святая Троица"(8 класс, литература)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017