Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология
6 кл
01.06.2017
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с
основными правилами, приёмами и средст¬вами композиции и
законами восприятия цвета на примере предметов
декоративного искусства.
Задачи обучения
1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред¬ствами композиции на примере предметов декоративного ис¬кусства.
3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с
основными правилами, приёмами и средст¬вами композиции и
законами восприятия цвета на примере предметов
декоративного искусства.
Задачи обучения
1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред¬ствами композиции на примере предметов декоративного ис¬кусства.
3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.
Урок план.docx
Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании
предметов декоративноприкладного искусства.
Цель урока:
организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с
основными правилами, приёмами и средствами композиции и
законами восприятия цвета на примере предметов
декоративного искусства.
Задачи обучения
1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент.
2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и средствами
3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте.
4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку
композиции на примере предметов декоративного искусства.
и с помощью графического редактора Paint.
Дидактические средства обучения: учебник технологии (§ 2527), РТ;
ПК, проектор, материалы ЭОР; примеры гармоничных цветовых композиций.
Формируемые УУД:
Личностные
воспитывать эстетические чувства, любовь к своей Родине, традициям и
обычаям родного края.
Регулятивные
сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (
характер формы, декор, цветовое решение);
под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .
Познавательные
умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в
иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.
Коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход занятия
1. Организация урока
2. Проверка выполнения домашнего задания
3. Изложение нового материала (слайд №1)
Вопрос к обучающимся:
Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?
Прежде чем приступить к выполнению какоголибо изделия,
необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора,
его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного
произведения входит в общее понятие композиция. (слайд №2) В переводе с латинского “композиция” означает составление,
соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке.
Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В
правильно построенной композиции все связанно, убрать какуюлибо деталь
невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка
потеряются, и композиция утратит свою гармонию.
композицией в декоративноприкладном искусстве называют расположение
изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы
произведение приобрело наибольшую выразительность.
В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное.
Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание,
заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна
быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями.
Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно
выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным
деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.
Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает
состояние покоя, устойчивости, и динамичной , которая передает
движение, ощущение простора. (слайд №3)
Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо
познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами
композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все
перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.
“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение. ( слайд № 4, 5)
Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.
Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное
расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает
повторение.
По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой
украшаемого изделия, орнамент бывает:
ленточным
сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором; центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы
орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку),
расположенный в центре украшаемого изделия
Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)
геометрический, состоящий из различных элементов;
меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко
применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое
название от извилистой реки Меадр;
растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков
стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
птичий;
с изображением человеческих фигур и полуфигур;
шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.
В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную
символическую окраску. (слайд № 7)
Примеры
Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,
горизонтальной волнистой – воду,
вертикальной волнистой – дождь,
треугольником – горы,
скрещивающимися линиями – огонь и молнию.
Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,
квадрата и ромба.
Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками
символизировала образ материземли, связанный с почитанием земли и
влаги.
Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая
наступление весны, урожай и богатство.
Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое
приносило счастье и веселье, благополучие.
Основным символом был ромб, наделенный множеством значений.
Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но
и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба
деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или
точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.
В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или
отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу это обережет
ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им
шили свою одежду. Для девочки на понёве женской шерстяной юбке
вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца,
изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской
одежде всегда была красного цвета.
Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.
Выполнить п. 1 задания 25, с. 63 в рабочей тетради
Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9)
Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила,
приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.
Средства композиции (слайды №1012)
Фактура внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть
шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.
Текстура рисунок материала, созданный природой. Искусственные
материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.
Колорит одно из самых важных средств эмоциональной выразительности,
передающее цветовое богатство окружающего мира.
Для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь
трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то
есть стилизовать их. (слайд №13)
Стилизация изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и
цветовых отношений. ( пример рис. 106, с. 160 учебника)
4. Самостоятельная работа
Выполнение п. 1 задания 24 из рабочей тетради.
5. Продолжение изложения нового материала Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.
1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим? (слайд № 14)
2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)
3. Как получаются дополнительные цвета?
4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные
цвета?
Обобщение ответов обучающихся. (слайды № 15,16)
Цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, являются кон
трастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный
треугольник, получится трёхцветная гармония, если квадрат, —
четырёхцветная.
Работа по рис. 113 «Гармоничные цветовые композиции». с. 167
Виды цветовых композиций
1. ахроматическая (бесцветная)
2. монохромная (одноцветная)
3. из двух контрастных цветов
4. из трёх цветов
Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых
композиций?
6. Самостоятельная работа
Выполнение п. 13 задания 26 из рабочей тетради
7. Практическая работа (слайд № 17)
клетку)
Point (демонстрация учителем работы в графическом редакторе)
Создание композиции в графическом редакторе (или на бумаге в
1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора
2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради. (Р. Т. п. 4 с. 65)
Вводный инструктаж. Учитель объявляет тему, цели и задачи
Критерии оценки практической работы.
в ахроматической (бесцветной) композиции элементы
белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого
цвета;
для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;
для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящиеся возле углов
вписанного треугольника.
практической работы.
1.
2.
3. Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения
работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж.
8. Контроль формирования знаний
по темам § 2527 осуществляется с помощью заданий «Проверь себя»
п. 5 с. 67.
9. Домашнее задание
1. Прочитать § 2527. Ответить на вопросы параграфов.
2. Выполнить задание «Используй компьютер» из рабочей тетради.( с. 64)
3. Выполнить в Р.Т. задание24, п. 2, с. 63.
4. Выполнить композиции в графическом редакторе Pаint
Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.