Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Оценка 4.9

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология
6 кл
01.06.2017
Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средст¬вами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства. Задачи обучения 1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент. 2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред¬ствами композиции на примере предметов декоративного ис¬кусства. 3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте. 4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.Цель урока: организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средст¬вами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства. Задачи обучения 1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент. 2. Ознакомить с основными правилами, приёмами и сред¬ствами композиции на примере предметов декоративного ис¬кусства. 3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте. 4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку и с помощью графического редактора Paint.
Урок план.docx
Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании              предметов декоративно­прикладного искусства. Цель урока:   организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с                          основными правилами, приёмами и средствами композиции и                        законами восприятия цвета на примере предметов                        декоративного искусства. Задачи обучения 1. Ознакомить с понятиями композиция, орнамент. 2. Ознакомить   с   основными   правилами,   приёмами   и   средствами 3. Ознакомить с видами и символикой в орнаменте. 4. Научить составлять графические композиции на листе бумаги в клетку композиции на примере предметов декоративного искусства. и с помощью графического редактора Paint. Дидактические средства обучения:  учебник технологии (§ 25­27), РТ; ПК, проектор, материалы ЭОР; примеры гармоничных цветовых композиций. Формируемые УУД:  Личностные воспитывать эстетические чувства,   любовь к своей Родине, традициям и  обычаям родного края.                                     Регулятивные сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное             (  характер формы, декор, цветовое решение); под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке . Познавательные умение давать определение понятиям, находить ответы на вопросы в  иллюстрациях, презентациях, использовать свой жизненный опыт.                       Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.                                                  Ход  занятия 1. Организация урока 2. Проверка выполнения домашнего задания 3. Изложение нового материала  (слайд №1) Вопрос к обучающимся:  Знаете ли вы, что означает понятие композиция ?     Прежде чем приступить к выполнению какого­либо изделия,  необходимо продумать его в целом, определить форму, расположение узора,  его характер и цвет. Такое художественное решение декоративного  произведения входит в общее понятие композиция.  (слайд №2) В переводе с латинского “композиция” означает составление,     соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке.  Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В  правильно построенной композиции все связанно, убрать какую­либо деталь  невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка  потеряются, и композиция утратит свою гармонию.             композицией в декоративно­прикладном искусстве называют расположение  изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы  произведение приобрело наибольшую выразительность. В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное.         Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание,  заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна  быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями.  Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно  выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным  деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д. Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает  состояние покоя, устойчивости, и  динамичной  , которая передает  движение, ощущение простора. (слайд №3) Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо  познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами  композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все  перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”. “Орнамент” в переводе с латинского означает украшение. ( слайд № 4, 5) Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму. Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное  расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает  повторение. По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой  украшаемого изделия, орнамент бывает:   ленточным   сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;  центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы  орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку),  расположенный в центре украшаемого изделия Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)   геометрический, состоящий из различных элементов;  меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко  применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое  название от извилистой реки Меадр;  растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков  стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;  животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;  птичий;  с изображением человеческих фигур и полуфигур;  шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.  В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную  символическую окраску. (слайд № 7) Примеры Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли,   горизонтальной волнистой – воду, вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы,  скрещивающимися линиями – огонь и молнию.  Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,                                 квадрата и ромба. Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками  символизировала образ матери­земли, связанный с почитанием земли и  влаги.  Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая  наступление весны, урожай и богатство.  Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое  приносило счастье и веселье, благополучие. Основным символом был ромб, наделенный множеством значений.  Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но  и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба  деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или  точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п. В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или  отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу­ это обережет  ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им  шили свою одежду. Для девочки на понёве­ женской шерстяной юбке­  вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской  одежде всегда была красного цвета. Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию. Выполнить  п. 1 задания 25, с. 63 в рабочей тетради Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9) Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила,  приёмы и средства композиции, известные вам из уроков  ИЗО. Средства композиции  (слайды №10­12) Фактура­ внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть  шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.  Текстура­ рисунок материала, созданный природой. Искусственные  материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д. Колорит­ одно из самых важных средств эмоциональной выразительности,  передающее цветовое богатство окружающего мира. Для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь  трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то  есть стилизовать их. (слайд №13) Стилизация­ изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений.  ( пример рис. 106, с. 160 учебника) 4. Самостоятельная работа Выполнение  п. 1 задания 24 из рабочей тетради. 5. Продолжение изложения нового материала Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО. 1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим? (слайд № 14) 2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий) 3. Как получаются дополнительные цвета? 4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные  цвета? Обобщение ответов обучающихся. (слайды № 15,16) Цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, являются кон­ трастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный  треугольник, получится трёхцветная гармония, если квадрат, —  четырёхцветная. Работа по рис. 113 «Гармоничные цветовые композиции». с. 167 Виды цветовых композиций 1. ахроматическая (бесцветная) 2. монохромная (одноцветная) 3. из двух контрастных цветов 4. из трёх цветов Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых               композиций? 6. Самостоятельная работа Выполнение  п. 1­3 задания 26 из рабочей тетради 7. Практическая работа (слайд № 17) клетку) Point (демонстрация учителем работы в графическом редакторе) Создание композиции в графическом редакторе (или на бумаге в 1.Возможности создания композиции с помощью графического редактора 2. Выполнить задание фломастерами в рабочей тетради. (Р. Т.  п. 4 с. 65) Вводный   инструктаж.  Учитель   объявляет   тему,   цели   и   задачи Критерии оценки практической работы.       в ахроматической (бесцветной) композиции элементы белого цвета чередуются с элементами чёрного и серого цвета;  для двуцветной композиции выбраны контрастные цвета;  для трёхцветной композиции выбраны цвета, находящиеся возле углов  вписанного треугольника. практической работы. 1. 2. 3. Текущий инструктаж. Учитель следит за правильностью выполнения  работы, в случае необходимости даёт индивидуальный инструктаж. 8. Контроль формирования знаний по темам § 25­27 осуществляется с помощью заданий «Проверь себя»             п. 5 с. 67. 9. Домашнее задание   1. Прочитать § 25­27. Ответить на вопросы параграфов.   2. Выполнить задание «Используй компьютер» из рабочей тетради.( с. 64)   3.  Выполнить в Р.Т.  задание24, п. 2, с. 63.   4. Выполнить композиции в графическом редакторе Pаint

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."

Конспект урока технологии на тему " Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017